Методические рекомендации для педагога дополнительного образования

      Муниципальное  учреждение дополнительного образования детей «ДОМ ДЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ»                             Учебная документация педагога дополнительного образования     Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей           Автор-составитель: Рамонова Н.А., методист ДДК   Соавторы: Дзахоева З.У., заместитель директора по учебно-воспитательной работе     Калинина Ю.И., Зав.методическим отделом     Консультант:   Бирагова И.И.,к.п.н.,  зав.кафедрой воспитания и дополнительного образования РИПКРО                   Владикавказ, 2010 г.       Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требованиям системы образования РФ. Представленные материалы имеют практическое значение, как для начинающих, так и для более опытных педагогов дополнительного образования.   Содержание       Введение 1. Виды учебной документации в учреждении дополнительного образования детей 2. Основная документац... Документы об образовании   Инструктивные материалы   Информационные материалы   Документация учреждения   Образовательные программы   Личная документация педагогов, воспитанников                                     1. Виды учебной документации в учреждении дополнительного образования детей            Существует большое количество видов учебной документации, которые условно можно разделить на две группы: первую – основную и вторую – дополнительную. Если говорить о важности тех или иных материалов, то здесь вопрос нужно рассматривать по степени необходимости в данный момент. Есть, например, документация, которую нужно иметь педагогу уже до начала организованного образовательного процесса, а есть такая, котор... Схема 2. Примерный перечень учебной документации. 2. Основная документация 2.1. Образовательная программа               Организация процесса обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования осуществляется на основе образовательных программ, которые могут быть как типовыми, т.е. рекомендуемыми государственными органами управления социально-образовательной сферы, так и модифицированными (адаптированными), экспериментальными и авторскими        , которые разрабатываются педагогами, имеющими в настоящее время широкие возможности твор... Титульный лист. Введение. Пояснительную записку. Учебный и учебно-тематический планы. Содержание изучаемого курса. Методическое обеспечение. Список литературы.                   Необходимо отметить, что разработанная авторская или экспериментальная образовательная программа рассматривается на заседании научно-методического совета (методического совета) и утверждается решением педагогического совета учреждения. Программа должна иметь 2 рецензии (внутреннюю, внешнюю). Основными критериями оценки образовательной программы для рецензента является следующее: Степень актуальности (социальная значимость), новизны и преимуществ в содержании, педагогические технологии, инновационные методики организации образовательной деятельности в сравнении с ранее созданными программами этой направленности. Педагогическая обоснованность построения программы и соответствие содержания, методов, форм организации и характера деятельности её целям и задачам. Наличие критериев оценки результативности образовательной деятельности.          Реализуемые в образовательной практике программы должны быть гибкими и открытыми, т.е. допускать внесение изменений.   2.2. Программа деятельности коллектива            Программа деятельности коллектива является перспективным планом работы педагога на учебный год и разрабатывается на основе утвержденной образовательной программы с учетом реального состояния образовательного процесса на данном этапе и контингента во... Введение. Организационно-педагогические основы обучения. Процесс обучения. Организационно-методическое обеспечение.   Программа деятельности коллектива начинается с проблемно-ориентированного анализа деятельности за предыдущий учебный год. Именно, исходя из анализа, ставятся цели и задачи деятельности коллектива на предстоящий учебный год. Ошибкой большинства педагогов является механический перенос целей образовательной программы в программу деятельности. Как уже говорилось выше, образовательная программа – это стандарт, к которому необходимо стремится, а программа де...   Таблица 1. Календарно-тематический план   № Дата Тема Теоретическая часть Кол-во часов Практическая часть Кол-во часов Наглядность, ТСО                          Сюда же прилагаются индивидуальные образов
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

«ДОМ ДЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ»





Учебная документация

педагога дополнительного образования

Методические рекомендации

для педагогов дополнительного образования детей


Автор-составитель:

Рамонова Н.А., методист ДДК

Соавторы:

Дзахоева З.У., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Калинина Ю.И., Зав.методическим отделом

Консультант:

Бирагова И.И.,к.п.н., зав.кафедрой воспитания и дополнительного

образования РИПКРО



Владикавказ, 2010 г.


Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требованиям системы образования РФ.

Представленные материалы имеют практическое значение, как для начинающих, так и для более опытных педагогов дополнительного образования.

Содержание



Введение

1. Виды учебной документации в учреждении дополнительного образования детей

2. Основная документация

2.1. Образовательная программа

2.2. Программа деятельности коллектива

2.3. План занятия

3. Дополнительная документация

Список литературы

Приложения












Введение

Образовательный процесс - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития обучаемых. Образовательный процесс - процесс управляемый, следовательно, включает в себя такие элементы, как планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности и анализ её результатов. Все эти элементы присущи и деятельности педагога.

Планирование своей деятельности педагог осуществляет посредством разработки учебной документации, которая в свою очередь помогает грамотно организовать занятия, рационально использовать учебное время, эффективно отслеживать результаты.

Какие же требования предъявляются к оформлению и содержанию данных материалов? Главные правила, которыми должен руководствоваться педагог при разработке учебной документации являются Государственные образовательные стандарты, нормативные документы и инструкции Министерства образования и науки, а так же Устав образовательного учреждения и Типовое положение (см. схему 1).

Схема 1. Нормативная база образовательной деятельности

учреждения дополнительного образования детей



Документы об образовании


Инструктивные материалы


Информационные материалы


Документация учреждения


Образовательные программы


Личная документация педагогов, воспитанников





1. Виды учебной документации в учреждении дополнительного образования детей

Существует большое количество видов учебной документации, которые условно можно разделить на две группы: первую - основную и вторую - дополнительную. Если говорить о важности тех или иных материалов, то здесь вопрос нужно рассматривать по степени необходимости в данный момент. Есть, например, документация, которую нужно иметь педагогу уже до начала организованного образовательного процесса, а есть такая, которую можно разработать в ходе реализации образовательного процесса. Рассмотрим это на примерах.

К основной учебной документации относятся образовательная программа и программа деятельности творческого коллектива, календарно-тематические планы, планы занятий и воспитательных мероприятий. В деятельности педагога дополнительного образования эта документация имеет первостепенное значение и должна предшествовать началу образовательного процесса. Образовательная программа - база, на основе которой ведется перспективное и тематическое планирование. Планы разрабатываются и к каждому учебному занятию, при этом наличие подробных планов-конспектов занятий необходимо в случае, если педагогом проводится открытое или итоговое занятие. То же можно сказать и о планах воспитательных мероприятий.

Дополнительная учебная документация востребована на определенном этапе образовательного процесса. В ходе реализации образовательной программы педагогами дополнительного образования широко используется диагностический и исследовательский аппарат. Это различные контрольно-оценочные диагностики, тесты стартовой, промежуточной и итоговой аттестации, анкеты, индивидуальные дневники наблюдений, обеспечивающие непрерывный мониторинг процесса личностного развития обучающихся. По дополнительным программам разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, рассчитанные на обучение одаренных детей или детей с ограниченными физическими возможностями (об этих видах документации в данных методических разработках речь не идет).

Одним из критериев вида учебной документации является ее целесообразность, необходимость для совершенствования образовательного процесса. В широком смысле под «документом» понимается любой материальный носитель данных и информации, следовательно, он может быть представлен не только в форме печатной продукции, но и в форме аудио- и видеоматериалов, которые способствуют решению задачи сохранения и распространения педагогического опыта. С этой целью в учреждении могут создаваться архивы, банки данных, музеи и т.д.

Подробный перечень учебной документации учреждения по образовательной деятельности представлен на схеме 2.

Схема 2. Примерный перечень учебной документации.

Методические рекомендации для педагога дополнительного образования

2. Основная документация

2.1. Образовательная программа

Организация процесса обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования осуществляется на основе образовательных программ, которые могут быть как типовыми, т.е. рекомендуемыми государственными органами управления социально-образовательной сферы, так и модифицированными (адаптированными), экспериментальными и авторскими , которые разрабатываются педагогами, имеющими в настоящее время широкие возможности творчески подходить к отбору содержания и направления своей деятельности.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;

- уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической, естественно-научной);

- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах, формах, методах и средствах обучения.

Дополнительная образовательная программа - это вид организационно-нормативного документа, при разработке которого определяется возможный объем и содержание образования детей в свободное время, состав педагогов, материально-техническая база и возможный контингент обучающихся. Образовательная программа - важнейший документ, являющийся основой методического обеспечения образовательного процесса и в то же время - оперативный управленческий документ, определяющий особенности деятельности детского творческого коллектива через содержание и объемы образования, технологии, необходимые и достаточные условия.

Теоретическое обоснование структуры образовательной программы в системе дополнительного образования детей впервые было проведено в 1993 году Фоминой А.Б. и опубликовано в учебно-методическом пособии «Управление социально-педагогической деятельностью УДОД». Согласно нормативным документам последних лет в структуру образовательной программы, как правило, входят следующие элементы:

  1. Титульный лист.

  2. Введение.

  3. Пояснительную записку.

  4. Учебный и учебно-тематический планы.

  5. Содержание изучаемого курса.

  6. Методическое обеспечение.

  7. Список литературы.

Необходимо отметить, что разработанная авторская или экспериментальная образовательная программа рассматривается на заседании научно-методического совета (методического совета) и утверждается решением педагогического совета учреждения.

Программа должна иметь 2 рецензии (внутреннюю, внешнюю). Основными критериями оценки образовательной программы для рецензента является следующее:

  1. Степень актуальности (социальная значимость), новизны и преимуществ в содержании, педагогические технологии, инновационные методики организации образовательной деятельности в сравнении с ранее созданными программами этой направленности.

  2. Педагогическая обоснованность построения программы и соответствие содержания, методов, форм организации и характера деятельности её целям и задачам.

  3. Наличие критериев оценки результативности образовательной деятельности.

Реализуемые в образовательной практике программы должны быть гибкими и открытыми, т.е. допускать внесение изменений.


2.2. Программа деятельности коллектива

Программа деятельности коллектива является перспективным планом работы педагога на учебный год и разрабатывается на основе утвержденной образовательной программы с учетом реального состояния образовательного процесса на данном этапе и контингента воспитанников данного коллектива.

Структура программы деятельности отличается следующими особенностями:

- конкретность (программа пишется на конкретных детей конкретных групп коллектива);

- вариативность (наличие или отсутствие отдельных элементов/пунктов в зависимости от года обучения групп в данном коллективе);

- многоплановость (решение задач образования и воспитания в двух аспектах - комплексно и раздельно).

В структуре программы деятельности коллектива можно выделить следующие разделы:

  1. Введение.

  2. Организационно-педагогические основы обучения.

  3. Процесс обучения.

  4. Организационно-методическое обеспечение.

Программа деятельности коллектива начинается с проблемно-ориентированного анализа деятельности за предыдущий учебный год. Именно, исходя из анализа, ставятся цели и задачи деятельности коллектива на предстоящий учебный год. Ошибкой большинства педагогов является механический перенос целей образовательной программы в программу деятельности. Как уже говорилось выше, образовательная программа - это стандарт, к которому необходимо стремится, а программа деятельности описывает реальное положение дел, в ней делаются «скидки» на потенциальные возможности воспитанников, планируется решение значимых в данный момент воспитательных задач и т.д.

Если же в коллективе занимаются только вновь прибывшие дети (группы первого года обучения), то цели и задачи ставятся, исходя из их возрастных и психофизических особенностей, выявленных в ходе стартовой аттестации, которая может быть проведена в форме тестирования, анкетирования, собеседования и т.д.

Цели и задачи деятельности прописываются отдельно на группу каждого года обучения.

В разделе «Организационно-педагогические основы обучения» должна быть помещена информация об образовательной программе:

- название и тип программы

- автор-разработчик

- срок реализации

- возраст детей, на которых она рассчитана

-возрастные и психофизические особенности детей (описание), на основании которых сформированы учебные группы

- статистические данные по коллективу (количество, возраст детей)

-характеристика детского контингента (одаренные дети, дети категории «трудных», дети-инвалиды, социальный статус семей и т.д.).

Здесь же расписывается режим работы коллектива и продолжительность учебного занятия.

Раздел «Процесс обучения» содержит календарно-тематический план, описание этапов педагогического контроля, план работы коллектива на лето.

Календарно-тематический план составляется по полугодиям (I полугодие - с сентября по декабрь, II полугодие - с января по май) и отражает как, собственно образовательную деятельность, так и воспитательную работу. Количество учебных часов рассчитывается, исходя из норм образовательной программы и режима работы коллектива. Так, в случае, если учебный план образовательной программы содержит 144 часа, т.е. коллектив занимается 4 часа в неделю

Для составления календарно-тематического плана, обычно, рекомендуется использовать следующую таблицу:

Таблица 1. Календарно-тематический план

Дата

Тема

Теоретическая

часть

Кол-во часов

Практическая часть

Кол-во часов

Наглядность, ТСО



Сюда же прилагаются индивидуальные образовательные маршруты, если существует необходимость в индивидуальной работе и есть резервные часы педагогической нагрузки.

Текущий педагогический контроль осуществляется в течение всего периода обучения - на каждом этапе учебного занятия, по ходу изучения отдельной темы. Итоговый контроль осуществляется по окончанию изучения нескольких тем или разделов образовательной программы, обычно - в конце полугодия в ходе промежуточной и итоговой аттестации воспитанников. Этапы педагогического контроля должны быть описаны в программе деятельности коллектива, для чего рекомендуется следующая таблица:

Таблица 2. Этапы педагогического контроля

Сроки

Какие знания, умения, навыки

контролируются

Форма

проведения

занятия


Описываемые здесь знания, умения и навыки должны строго соответствовать требованиям образовательной программы (см. пункт «… должен знать и уметь»).

Далее необходимо указать, какие инновационные формы работы с детьми и методы обучения будут использоваться в ходе реализации программы.

Работа коллектива в летний период планируется отдельно. При этом необходимо расписать содержание работы и указать количество отводимых на неё часов.

Участие в конкурсных программах - хорошая возможность для реализации творческого потенциала воспитанников, эффективное средство повышения их познавательной активности. Педагог должен запланировать участие воспитанников в выставках, смотрах и конкурсах детского художественного творчества, а так же в концертных программах, если это соответствует специфике деятельности коллектива.

Раздел «Организационно-методическое обеспечение» включает три подраздела:

- организация и создание внутри коллектива творческих и/или инициативных групп,

- работа с родителями (темы и сроки проведения родительских собраний, консультаций, совместных мероприятий для детей и родителей, другие формы привлечения родителей к учебно-воспитательной деятельности),

- методическая работа (работа по самообразованию, разработка конспектов занятий и сценариев воспитательных мероприятий, диагностических материалов, методических пособий, бесед и консультаций с указанием конкретных тем и сроков исполнения и т.д.).

Программа деятельности коллектива согласовывается с методистом и утверждается заведующим отделом.

2.3. План занятия

При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий - более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.

Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия:

  • организационный этап,

  • проверочный этап,

  • подготовительный этап,

  • этап актуализации имеющихся у детей знаний,

  • этап работы по новому материалу,

  • этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков,

  • этап повторения изученного материала,

  • этап обобщения пройденного материала,

  • этап закрепления новых знаний, умений и навыков,

  • физкультминутка или этап релаксации,

  • контрольный этап,

  • итоговый этап,

  • этап рефлексии,

  • информационный этап.

Важное место в ходе занятия имеет физкультминутка или этап релаксации, в случае, если деятельность коллектива предполагает физическую работу (хореографический, спортивный коллектив). Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности. Так, в коллективах изобразительного и декоративно-прикладного творчества в течение двух- или трехчасового занятия дети заняты «сидячей» работой, напрягают зрение. С целью сохранения здоровья детей руководителю такого коллектива необходимо проводить целый комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), а так же упражнения для глаз. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.

Грамотно выстроенный план занятия, описание основных моментов каждого этапа, используемых методов обучения и контроля, придаст даже опытному педагогу ещё большую уверенность в своих силах, и будет способствовать достаточно высокой результативности образовательного процесса в целом.

Список использованной литературы


  1. Вестник образования России. № 23. - 2007.

  2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.:Школа-Пресс, 1995.

  3. Матюшкин А.М. Психологические предпосылки творческого мышления. Мир психологии, 2001, №1(25).

  4. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.:Педагогика,1975.

  5. Особенности обучения и воспитания детей с опережающим развитием. /Библиотека педагога-практика. - М., 2008.

  6. Профильное обучение: программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности. / Под ред. Т.В. Черниковой. - М., 2006.

  7. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М., 2005.

  8. Станченкова Н.П. Нормативное и информационное обеспечение образовательной деятельности учреждения дополнительного образования./ Дополнительное образование. -№ 11. - 2001.

  9. Фомина А.Б. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в УДОД. М., 1995.

  10. Фомина А.Б. Управление социально-педагогической деятельностью УДОД. МГДДЮТ, 1994.

















ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Перечень документации и материалов,

относящихся непосредственно к образовательному процессу


Документы об образовании:

  • Международные документы об образовании, о правах ребенка (ООН, ЮНЕСКО).

  • Конституция РФ, Закон РФ "Об образовании", постановления правительства, документы Министерства образования РФ.

  • Документы об образовании республики ( управления образования).

Образовательные программы:

  • Дополнительные образовательные программы, адаптированные к современным условиям.

  • Программы общеобразовательной школы (по профилю деятельности коллектива).

  • Программы средних специальных и высших учебных заведений (по профилю деятельности коллектива).

  • Программы деятельности детских и молодежных общественных организаций

Инструктивные материалы (инструкции, правила, требования):

  • Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений.

  • Инструкции по соблюдению правил техники безопасности.

  • Инструкции по соблюдению правил противопожарной безопасности.

  • Инструкции по организации и проведению экскурсий, походов, экспедиций с учащимися.

  • Правила внутреннего распорядка учреждения дополнительного образования.

Информационные материалы, статистические сведения (банк данных):

  • Архивные материалы учреждения (исторические сведения).

  • Таблица достижений детских творческих коллективов

  • Дипломы, почетные грамоты, благодарности.

  • Картотека воспитанников

  • Картотека педагогов и концертмейстеров.

  • Сведения о программном обеспечении.

Документация учреждения и структурных подразделений

  • Устав учреждения.

  • Социально-педагогический паспорт образовательного учреждения.

  • Положение о структурном подразделении (отделе, кабинете, лаборатории, кафедре, отделении).

  • Положение о детском творческом коллективе.

  • Образовательная программа учреждения.

  • Перспективный план деятельности учреждения.

  • Документация и материалы советов учреждения (педагогическом, научно-методическом, художественном и др.)

  • Документы и материалы аттестационной комиссии.

  • Комплексные образовательные программы и проекты.

  • Учебный план учреждения.

  • Дополнительные образовательные программы объединений учащихся (модифицированные, экспериментальные, авторские).

  • Расписание занятий коллективов, приложения (расписание занятий в каникулярный период, графики проведения открытых и итоговых занятий).

  • Тарифно-квалификационные характеристики и должностные инструкции педагогических работников.

Договоры:

  • О работе учебных групп на базе других учреждений (филиалов).

  • С организациями, институтами, предприятиями о совместной деятельности.

Приказы по учреждению.


© 2010-2022