- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации для педагога дополнительного образования
Методические рекомендации для педагога дополнительного образования
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рамонова Н.А. |
Дата | 19.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«ДОМ ДЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Учебная документация
педагога дополнительного образования
Методические рекомендации
для педагогов дополнительного образования детей
Автор-составитель:
Рамонова Н.А., методист ДДК
Соавторы:
Дзахоева З.У., заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Калинина Ю.И., Зав.методическим отделом
Консультант:
Бирагова И.И.,к.п.н., зав.кафедрой воспитания и дополнительного
образования РИПКРО
Владикавказ, 2010 г.
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требованиям системы образования РФ.
Представленные материалы имеют практическое значение, как для начинающих, так и для более опытных педагогов дополнительного образования.
Содержание
Введение
1. Виды учебной документации в учреждении дополнительного образования детей
2. Основная документация
2.1. Образовательная программа
2.2. Программа деятельности коллектива
2.3. План занятия
3. Дополнительная документация
Список литературы
Приложения
Введение
Образовательный процесс - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития обучаемых. Образовательный процесс - процесс управляемый, следовательно, включает в себя такие элементы, как планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности и анализ её результатов. Все эти элементы присущи и деятельности педагога.
Планирование своей деятельности педагог осуществляет посредством разработки учебной документации, которая в свою очередь помогает грамотно организовать занятия, рационально использовать учебное время, эффективно отслеживать результаты.
Какие же требования предъявляются к оформлению и содержанию данных материалов? Главные правила, которыми должен руководствоваться педагог при разработке учебной документации являются Государственные образовательные стандарты, нормативные документы и инструкции Министерства образования и науки, а так же Устав образовательного учреждения и Типовое положение (см. схему 1).
Схема 1. Нормативная база образовательной деятельности
учреждения дополнительного образования детей
-
Документы об образовании
Инструктивные материалы
Информационные материалы
Документация учреждения
Образовательные программы
Личная документация педагогов, воспитанников
1. Виды учебной документации в учреждении дополнительного образования детей
Существует большое количество видов учебной документации, которые условно можно разделить на две группы: первую - основную и вторую - дополнительную. Если говорить о важности тех или иных материалов, то здесь вопрос нужно рассматривать по степени необходимости в данный момент. Есть, например, документация, которую нужно иметь педагогу уже до начала организованного образовательного процесса, а есть такая, которую можно разработать в ходе реализации образовательного процесса. Рассмотрим это на примерах.
К основной учебной документации относятся образовательная программа и программа деятельности творческого коллектива, календарно-тематические планы, планы занятий и воспитательных мероприятий. В деятельности педагога дополнительного образования эта документация имеет первостепенное значение и должна предшествовать началу образовательного процесса. Образовательная программа - база, на основе которой ведется перспективное и тематическое планирование. Планы разрабатываются и к каждому учебному занятию, при этом наличие подробных планов-конспектов занятий необходимо в случае, если педагогом проводится открытое или итоговое занятие. То же можно сказать и о планах воспитательных мероприятий.
Дополнительная учебная документация востребована на определенном этапе образовательного процесса. В ходе реализации образовательной программы педагогами дополнительного образования широко используется диагностический и исследовательский аппарат. Это различные контрольно-оценочные диагностики, тесты стартовой, промежуточной и итоговой аттестации, анкеты, индивидуальные дневники наблюдений, обеспечивающие непрерывный мониторинг процесса личностного развития обучающихся. По дополнительным программам разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, рассчитанные на обучение одаренных детей или детей с ограниченными физическими возможностями (об этих видах документации в данных методических разработках речь не идет).
Одним из критериев вида учебной документации является ее целесообразность, необходимость для совершенствования образовательного процесса. В широком смысле под «документом» понимается любой материальный носитель данных и информации, следовательно, он может быть представлен не только в форме печатной продукции, но и в форме аудио- и видеоматериалов, которые способствуют решению задачи сохранения и распространения педагогического опыта. С этой целью в учреждении могут создаваться архивы, банки данных, музеи и т.д.
Подробный перечень учебной документации учреждения по образовательной деятельности представлен на схеме 2.
Схема 2. Примерный перечень учебной документации.
2. Основная документация
2.1. Образовательная программа
Организация процесса обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования осуществляется на основе образовательных программ, которые могут быть как типовыми, т.е. рекомендуемыми государственными органами управления социально-образовательной сферы, так и модифицированными (адаптированными), экспериментальными и авторскими , которые разрабатываются педагогами, имеющими в настоящее время широкие возможности творчески подходить к отбору содержания и направления своей деятельности.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
- уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической, естественно-научной);
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах, формах, методах и средствах обучения.
Дополнительная образовательная программа - это вид организационно-нормативного документа, при разработке которого определяется возможный объем и содержание образования детей в свободное время, состав педагогов, материально-техническая база и возможный контингент обучающихся. Образовательная программа - важнейший документ, являющийся основой методического обеспечения образовательного процесса и в то же время - оперативный управленческий документ, определяющий особенности деятельности детского творческого коллектива через содержание и объемы образования, технологии, необходимые и достаточные условия.
Теоретическое обоснование структуры образовательной программы в системе дополнительного образования детей впервые было проведено в 1993 году Фоминой А.Б. и опубликовано в учебно-методическом пособии «Управление социально-педагогической деятельностью УДОД». Согласно нормативным документам последних лет в структуру образовательной программы, как правило, входят следующие элементы:
-
Титульный лист.
-
Введение.
-
Пояснительную записку.
-
Учебный и учебно-тематический планы.
-
Содержание изучаемого курса.
-
Методическое обеспечение.
-
Список литературы.
Необходимо отметить, что разработанная авторская или экспериментальная образовательная программа рассматривается на заседании научно-методического совета (методического совета) и утверждается решением педагогического совета учреждения.
Программа должна иметь 2 рецензии (внутреннюю, внешнюю). Основными критериями оценки образовательной программы для рецензента является следующее:
-
Степень актуальности (социальная значимость), новизны и преимуществ в содержании, педагогические технологии, инновационные методики организации образовательной деятельности в сравнении с ранее созданными программами этой направленности.
-
Педагогическая обоснованность построения программы и соответствие содержания, методов, форм организации и характера деятельности её целям и задачам.
-
Наличие критериев оценки результативности образовательной деятельности.
Реализуемые в образовательной практике программы должны быть гибкими и открытыми, т.е. допускать внесение изменений.
2.2. Программа деятельности коллектива
Программа деятельности коллектива является перспективным планом работы педагога на учебный год и разрабатывается на основе утвержденной образовательной программы с учетом реального состояния образовательного процесса на данном этапе и контингента воспитанников данного коллектива.
Структура программы деятельности отличается следующими особенностями:
- конкретность (программа пишется на конкретных детей конкретных групп коллектива);
- вариативность (наличие или отсутствие отдельных элементов/пунктов в зависимости от года обучения групп в данном коллективе);
- многоплановость (решение задач образования и воспитания в двух аспектах - комплексно и раздельно).
В структуре программы деятельности коллектива можно выделить следующие разделы:
-
Введение.
-
Организационно-педагогические основы обучения.
-
Процесс обучения.
-
Организационно-методическое обеспечение.
Программа деятельности коллектива начинается с проблемно-ориентированного анализа деятельности за предыдущий учебный год. Именно, исходя из анализа, ставятся цели и задачи деятельности коллектива на предстоящий учебный год. Ошибкой большинства педагогов является механический перенос целей образовательной программы в программу деятельности. Как уже говорилось выше, образовательная программа - это стандарт, к которому необходимо стремится, а программа деятельности описывает реальное положение дел, в ней делаются «скидки» на потенциальные возможности воспитанников, планируется решение значимых в данный момент воспитательных задач и т.д.
Если же в коллективе занимаются только вновь прибывшие дети (группы первого года обучения), то цели и задачи ставятся, исходя из их возрастных и психофизических особенностей, выявленных в ходе стартовой аттестации, которая может быть проведена в форме тестирования, анкетирования, собеседования и т.д.
Цели и задачи деятельности прописываются отдельно на группу каждого года обучения.
В разделе «Организационно-педагогические основы обучения» должна быть помещена информация об образовательной программе:
- название и тип программы
- автор-разработчик
- срок реализации
- возраст детей, на которых она рассчитана
-возрастные и психофизические особенности детей (описание), на основании которых сформированы учебные группы
- статистические данные по коллективу (количество, возраст детей)
-характеристика детского контингента (одаренные дети, дети категории «трудных», дети-инвалиды, социальный статус семей и т.д.).
Здесь же расписывается режим работы коллектива и продолжительность учебного занятия.
Раздел «Процесс обучения» содержит календарно-тематический план, описание этапов педагогического контроля, план работы коллектива на лето.
Календарно-тематический план составляется по полугодиям (I полугодие - с сентября по декабрь, II полугодие - с января по май) и отражает как, собственно образовательную деятельность, так и воспитательную работу. Количество учебных часов рассчитывается, исходя из норм образовательной программы и режима работы коллектива. Так, в случае, если учебный план образовательной программы содержит 144 часа, т.е. коллектив занимается 4 часа в неделю
Для составления календарно-тематического плана, обычно, рекомендуется использовать следующую таблицу:
Таблица 1. Календарно-тематический план
№
Дата
Тема
Теоретическая
часть
Кол-во часов
Практическая часть
Кол-во часов
Наглядность, ТСО
Сюда же прилагаются индивидуальные образовательные маршруты, если существует необходимость в индивидуальной работе и есть резервные часы педагогической нагрузки.
Текущий педагогический контроль осуществляется в течение всего периода обучения - на каждом этапе учебного занятия, по ходу изучения отдельной темы. Итоговый контроль осуществляется по окончанию изучения нескольких тем или разделов образовательной программы, обычно - в конце полугодия в ходе промежуточной и итоговой аттестации воспитанников. Этапы педагогического контроля должны быть описаны в программе деятельности коллектива, для чего рекомендуется следующая таблица:
Таблица 2. Этапы педагогического контроля
Сроки
Какие знания, умения, навыки
контролируются
Форма
проведения
занятия
Описываемые здесь знания, умения и навыки должны строго соответствовать требованиям образовательной программы (см. пункт «… должен знать и уметь»).
Далее необходимо указать, какие инновационные формы работы с детьми и методы обучения будут использоваться в ходе реализации программы.
Работа коллектива в летний период планируется отдельно. При этом необходимо расписать содержание работы и указать количество отводимых на неё часов.
Участие в конкурсных программах - хорошая возможность для реализации творческого потенциала воспитанников, эффективное средство повышения их познавательной активности. Педагог должен запланировать участие воспитанников в выставках, смотрах и конкурсах детского художественного творчества, а так же в концертных программах, если это соответствует специфике деятельности коллектива.
Раздел «Организационно-методическое обеспечение» включает три подраздела:
- организация и создание внутри коллектива творческих и/или инициативных групп,
- работа с родителями (темы и сроки проведения родительских собраний, консультаций, совместных мероприятий для детей и родителей, другие формы привлечения родителей к учебно-воспитательной деятельности),
- методическая работа (работа по самообразованию, разработка конспектов занятий и сценариев воспитательных мероприятий, диагностических материалов, методических пособий, бесед и консультаций с указанием конкретных тем и сроков исполнения и т.д.).
Программа деятельности коллектива согласовывается с методистом и утверждается заведующим отделом.
2.3. План занятия
При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий - более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.
Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия:
-
организационный этап,
-
проверочный этап,
-
подготовительный этап,
-
этап актуализации имеющихся у детей знаний,
-
этап работы по новому материалу,
-
этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков,
-
этап повторения изученного материала,
-
этап обобщения пройденного материала,
-
этап закрепления новых знаний, умений и навыков,
-
физкультминутка или этап релаксации,
-
контрольный этап,
-
итоговый этап,
-
этап рефлексии,
-
информационный этап.
Важное место в ходе занятия имеет физкультминутка или этап релаксации, в случае, если деятельность коллектива предполагает физическую работу (хореографический, спортивный коллектив). Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности. Так, в коллективах изобразительного и декоративно-прикладного творчества в течение двух- или трехчасового занятия дети заняты «сидячей» работой, напрягают зрение. С целью сохранения здоровья детей руководителю такого коллектива необходимо проводить целый комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), а так же упражнения для глаз. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.
Грамотно выстроенный план занятия, описание основных моментов каждого этапа, используемых методов обучения и контроля, придаст даже опытному педагогу ещё большую уверенность в своих силах, и будет способствовать достаточно высокой результативности образовательного процесса в целом.
Список использованной литературы
-
Вестник образования России. № 23. - 2007.
-
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.:Школа-Пресс, 1995.
-
Матюшкин А.М. Психологические предпосылки творческого мышления. Мир психологии, 2001, №1(25).
-
Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.:Педагогика,1975.
-
Особенности обучения и воспитания детей с опережающим развитием. /Библиотека педагога-практика. - М., 2008.
-
Профильное обучение: программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности. / Под ред. Т.В. Черниковой. - М., 2006.
-
Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М., 2005.
-
Станченкова Н.П. Нормативное и информационное обеспечение образовательной деятельности учреждения дополнительного образования./ Дополнительное образование. -№ 11. - 2001.
-
Фомина А.Б. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в УДОД. М., 1995.
-
Фомина А.Б. Управление социально-педагогической деятельностью УДОД. МГДДЮТ, 1994.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Перечень документации и материалов,
относящихся непосредственно к образовательному процессу
Документы об образовании:
-
Международные документы об образовании, о правах ребенка (ООН, ЮНЕСКО).
-
Конституция РФ, Закон РФ "Об образовании", постановления правительства, документы Министерства образования РФ.
-
Документы об образовании республики ( управления образования).
Образовательные программы:
-
Дополнительные образовательные программы, адаптированные к современным условиям.
-
Программы общеобразовательной школы (по профилю деятельности коллектива).
-
Программы средних специальных и высших учебных заведений (по профилю деятельности коллектива).
-
Программы деятельности детских и молодежных общественных организаций
Инструктивные материалы (инструкции, правила, требования):
-
Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений.
-
Инструкции по соблюдению правил техники безопасности.
-
Инструкции по соблюдению правил противопожарной безопасности.
-
Инструкции по организации и проведению экскурсий, походов, экспедиций с учащимися.
-
Правила внутреннего распорядка учреждения дополнительного образования.
Информационные материалы, статистические сведения (банк данных):
-
Архивные материалы учреждения (исторические сведения).
-
Таблица достижений детских творческих коллективов
-
Дипломы, почетные грамоты, благодарности.
-
Картотека воспитанников
-
Картотека педагогов и концертмейстеров.
-
Сведения о программном обеспечении.
Документация учреждения и структурных подразделений
-
Устав учреждения.
-
Социально-педагогический паспорт образовательного учреждения.
-
Положение о структурном подразделении (отделе, кабинете, лаборатории, кафедре, отделении).
-
Положение о детском творческом коллективе.
-
Образовательная программа учреждения.
-
Перспективный план деятельности учреждения.
-
Документация и материалы советов учреждения (педагогическом, научно-методическом, художественном и др.)
-
Документы и материалы аттестационной комиссии.
-
Комплексные образовательные программы и проекты.
-
Учебный план учреждения.
-
Дополнительные образовательные программы объединений учащихся (модифицированные, экспериментальные, авторские).
-
Расписание занятий коллективов, приложения (расписание занятий в каникулярный период, графики проведения открытых и итоговых занятий).
-
Тарифно-квалификационные характеристики и должностные инструкции педагогических работников.
Договоры:
-
О работе учебных групп на базе других учреждений (филиалов).
-
С организациями, институтами, предприятиями о совместной деятельности.
Приказы по учреждению.