• Преподавателю
  • Другое
  • Районный конкурс «О подвигах, о доблести, о славе» Номинация: «Дети войны» Эссе «Это многих славный путь »

Районный конкурс «О подвигах, о доблести, о славе» Номинация: «Дети войны» Эссе «Это многих славный путь »

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ « Оборонинская сош »


Районный конкурс

«О подвигах, о доблести, о славе»

Номинация: «Дети войны»

Эссе

« Это многих славный путь »

Работу выполнила:

Шабанова Анастасия-16 лет,

воспитаница объединения «Вокальное пение» МБОУ «Оборонинская сош»

Руководитель:

Уколова Светлана Николаевна-

педагог дополнительного образования







Мордово 2014






«Прошлое, живущее в настоящем»


В нас прорастают все корни Отечества,

Держат нас корни на этой земле.

Кто без корней пролетит незамеченным,

Пылью развеется в сумрачной мгле.

А. Макаров


Из далекой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле. Многими красотами дивишься ты: полями и лугами, реками и озерами, городами великими, селами дивными.

В Древней Руси существовала легенда:

Рос дуб. Верхушка дерева высоко устремилась вверх. Но она не забывала о своих корнях, получая от них все жизненные соки. Вот так и стоит дерево сто лет и еще расти будет, пока не иссякнут его силы, пока корни будут держать его на своих плечах.

Путь к познанию нашей удивительной страны лежит через изучение родного края, а оно формирует истинную любовь к Родине, учит нас быть настойчивыми, целеустремленными, требует не отступать перед трудностями, верить в свои силы. Главное - любить свою Родину, единственную на свете, быть настоящим патриотом, любить свои родные места, знать старинные обряды и обычаи, возрождать народное творчество.

Так ли это важно знать родную культуру, владеть языком? Может в этом истоки патриотизма? Патриотизм, я думаю, - это не доблесть и не профессия, а естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, народу, ко всему тому, что воспитано с молоком матери.

Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если мы не знаем истории своего рода, своей фамилии, своей «малой родины». Ну как, скажите, можно защищать то, что не любишь? И как любить то, что не знаешь?

Чувство Родины нужно заботливо взращать, прививать духовную оседлость.

Новое поколение россиян выросло вне народной духовной культуры, результатом этого является утрата нравственных ориентиров. В настоящее время актуальна проблема возрождения у детей интереса к национальной культуре, обрядам. Приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на национальных традициях. Мы, молодое поколение, плохо знаем традиции и обычаи своего народа, своей семьи.

Я, Дмитрий Гончаров, пришел в Дом детского творчества и стал заниматься в фольклорном кружке. Мой педагог Светлана Николаевна Уколова увлекла меня старинными русскими обрядами, народными песнями, частушками. Посещая занятия, я понял, какой огромный вклад внес русский народ в развитие искусства и культуры. При изучении народного творчества мы знакомимся с местными праздниками, народным промыслом. Задачей нашего творческого объединения является сохранение и возрождение фольклора Тамбовской области. Огромное внимание в творческом объединении уделяется народным песням. В песенный репертуар включены специальные произведения музыкального фольклора. Фольклорный коллектив «Русинка», созданный в Мордовском Доме детского творчества, где я занимаюсь, принимает активное участие в районных и областных фестивалях и конкурсах. Неоднократно наш коллектив был награжден дипломами и грамотами района и области. Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает зрителей в колыбельных песнях, потешках и прибаутках. Через них познается окружающий мир, осваиваются родные напевы Тамбовского края, родной язык.

Детский музыкальный фольклор дошел из глубокой старины до наших дней. Для зрителей - это возможность вернуться во времена своего детства, почувствовать тепло родительских рук, родного очага и оказаться в беззаботном счастливом времени своего детства.

В русском песенном фольклоре отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Поэтому такие произведения, я уверен, приобщают, нас детей, к самой богатой духовной и культурной сокровищнице человечества. Благодаря этому фольклор является для нас богатейшим источником познавательного и нравственного развития.

Любовь к своей земле, чувство национального достоинства, идеи патриотизма, уважение к предкам - все эти темы музыкальных произведений представлены в программе нашего коллектива.

Участники фольклорного коллектива «Русинка» знакомят зрителей с народной песней, плясовыми частушками Тамбовской области и других регионов России. Эти выступления украшены хореографическим коллективом «Лукошко».

Пусть в нашей жизни всегда звучат народные песни, пусть кто хочет, поет вместе с нами и становится счастливей, ведь недаром говориться: «Счастлив тот, у кого душа поет!».

В Мордовском Доме детского творчества возрождаются народные промыслы: хохломская роспись, береста, соломка, бисероплетение, лоскутная мозаика. Они радуют нас яркими красками, щедростью узоров и мастерством исполнения. Педагоги - мастера прививают любовь детям к народному творчеству.

Мир стареет в былых надеждах,

Но сегодня, как и вчера,

На плечах эту землю держат

И несут на себе мастера.

Мастера, мастаки, умельцы,

Понимающие до глубины

Механизмы детского сердца

Низко в ноги кланяюсь им!

Хохломской промысел известен с XVII века. Весеннее пробуждение природы, буйство летнего разнотравия, щедрость осени и морозные узоры пишет народное искусство Хохломы.

Когда-то, давным-давно сбежал от царской немилости мастеровой человек в леса, за Волгу. Срубил он себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дошло дело до посуды. Из древесины он вырезал себе чашки, плошки, ложки.

Прилетели к нему птицы, он стал кормить их пшеном. Однажды прилетела к нему жар-птица, он покормил и ее. В благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась посуды - и она стала золотой.

Из души ее простой

Свет струиться золотой

Знать ее богато сердце

Добротой и красотой.

Золотой, янтарный цвет -

Будет им узор согрет.

Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из этой ли сказки появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота.

Никто не видел жар-птицу, поэтому каждый художник рисует ее по-своему. Кроме птиц любят рисовать мастера различные ягодки: малину, земляничку, рябинку.

Хохломская роспись живет в нашем Доме детского творчества. Ее секреты постигают и дети. А помогает нам в этом Е.В.Рыжкова, которая работает в Мордовском Доме детского творчества более четырнадцати лет. Воспитанникам кружка «Хохломская роспись» не нужно искать повода, чтобы расписать какую-нибудь вещь родителям, учителям, друзьям. Всегда приятно подарить подарок, расписанный своими руками.

Золотая Хохлома!

Ей не налюбуешься.

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется!

Быт, ремесло и искусство - эти три понятия тесно переплелись между собой в жизни народа. Многие ремесла России стали известны не только на родине, но и далеко за ее пределами. Крестьяне ценили труд, поэтизировали его в пословицах, песнях, загадках.

Я боюсь не уметь -

Ремесла не иметь:

Не кроить, и не шить,

И стога не вершить.

Не работать резцом,

И не стать кузнецом.

Ничего не уметь -

Как души не иметь…

В каждом ремесле есть свои особые секреты, приемы. Чтобы овладеть ими, мастеру иногда приходится трудиться много лет. «Золотые руки у того, кто обучился хорошо», - говорят русские люди. Работа была смыслом жизни русского крестьянина. Человек ценился по его умению работать, держать данное им слово, помочь ближнему, попавшему в беду.

Почему я выбрал именно фольклорный кружок? Да потому, что вся жизнь моей семьи связана с народным творчеством, и я тоже собираюсь связать свою жизнь с народной песней.

Мой отец, Валерий Иванович Гончаров, руководит Народным хором «Центра культуры и Досуга». Коллектив признан лауреатом и дипломантом областных смотров хоровых коллективов области, не раз подтверждал свое звание.

Мой папа - человек творческий. Большое внимание он уделяет народным песням, частушкам. Счастье для участников коллектива - знать, что ты приносишь радость своим творчеством близким, знакомым, землякам. Данный коллектив является единственным работающим на постоянной основе, имеет свои творческие традиции. Среди участников хора - Заслуженный работник культуры, Почетный гражданин Мордовского района, человек влюбленный в русскую песню - Валентина Дмитриевна Дятлова, Валерий Николаевич Малюков - Заслуженный тренер России по гиревому спорту, мои родные тети Наталия Ивановна Горелкина - директор Оборониской средней школы, Светлана Владимировна Косых - директор детской музыкальной школы и многие другие знаменитые люди нашего района. Концертмейстером хора является уроженец села Черняное - родины М.Н.Мордасовой - Виктор Алексеевич Черняновский.

В репертуаре хора более десяти произведений, написанных своими авторами и композиторами - любителями. Хор исполняет много произведений, автором слов и музыки которых является мой отец - В.И.Гончаров («Просторы России», «Мой милый край», «Ветер Победы», «Живи подольше, ветеран», «Наш дружный класс», «Ой, да белый снег», «Троица» и др.).

Первое выступление моего папы состоялось на сцене старого Дома культуры в 1964 году (1-й класс) с «Песенкой рыболова». К выступлению его готовила первая учительница Мария Васильевна Никулина, ветеран Великой Отечественной войны. Папа награжден Почетной грамотой за активное участие в жизни школы.

Народной музыкой он занимался, обучаясь в Тамбовском культурно-просветительном училище, которое закончил с отличием в 1980 году. Продолжая учебу в Тамбовском Государственном институте культуры, участвовал в работе нескольких хоровых коллективов. Одним из них был Камерный хор г.Тамбова под управлением заслуженного деятеля искусств России, профессора В.В.Козлякова. Хор принимал участие в проведении фестивалей им. С.В.Рахманинова (1982, 1983, 1984гг.). Папа был награжден грамотой за активную работу в Тамбовском Камерном хоре.

С 1985 года отец работает в Мордовском районном Центре Культуры и досуга хормейстером народного хора. Папа является постоянным участником Богдановских чтений. Песни на стихи В.Богданова звучат в его исполнении.

Рассказывая о своей семье, хочу рассказать о своей сестре Наталии Гончаровой. Во время обучения в Мордовской музыкальной школе, она проявляла большой интерес к народной песне, за что неоднократно была награждена Почетными грамотами и дипломами. Это сыграло огромную роль в ее дальнейшей жизни. Она поступила в Тамбовский Государственный музыкально-педагогический институт имени С.В.Рахманинова на отделение «Народный хор». За время учебы участвовала в фольклорно-этнографическом театре «Иван - да - Марья», целью которого является сохранение и возрождение народной культуры Тамбовского края. Работала артистом в ансамбле «Казачья песня». Песни в ее исполнении неоднократно звучали по Тамбовскому радио. В настоящее время сестра является студенткой II курса Орловского Государственного института искусств по специальности «Народный хор». Концертная группа института, выступая за пределами России, знакомит зарубежных зрителей других государств с красотой и самобытностью русской народной песни.

Эта музыкальность, любовь к русской народной песне передалась у нас из поколения в поколение, от бабушек и дедушек. И подтверждением этому является прекрасное владение голосом всех моих дядей и тетей, которые являются участниками Народного хора р.п.Мордово.

Я так же являюсь участником Народного хора и учусь в Мордовской детской музыкальной школе по классу баяна. Занимаясь фольклорным творчеством, я знакомлюсь с народными традициями русского народа, с народными промыслами. Мне очень нравиться посещать этнографические занятия, знакомиться с историко-культурным наследием Тамбовского края. И мы, молодое поколение, должны сделать все, чтобы сохранить наследие, которое нам досталось от наших предков, ибо без прошлого нет настоящего.

Все самое лучшее и доброе, накопленное веками и обличенное в поэтические формы, русский народ донес до своих потомков. Именно поэтому и сотни лет спустя мы обращаемся к фольклору, чтобы почерпнуть из него знания и опыт предыдущих поколений. Это тот неиссякаемый родник, который питает жизнь русского народа, его творчество, его традиции.

Пусть жизнь нещадно коротка,

Но выше горьких сожалений

Рука, не терпящая лени,

В которой тяжесть молотка,

В которой - серп или штурвал,

Перо, лекало иль зубило…

Ушел - как смену передал,

Чтоб мастерство бессмертно

Было.

Так что же такое фольклор?

Фольклор - это завещание потомкам, наказ любить свою страну, это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.


© 2010-2022