• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка открытого урока по предмету «Экономика организации» по теме: «Предпринимательство и коммерческий расчет»

Методическая разработка открытого урока по предмету «Экономика организации» по теме: «Предпринимательство и коммерческий расчет»

Материал предназначен для преподавотелей и полностью раскрывает тему "Предпринимательство". Студенты с легкостью выполняют  - заполняют все пледложенные задания. Методическая цель открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ЭВМ, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса. Одной из основных форм передового опыта в данном уроке явля...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическая разработка открытого урока по предмету «Экономика организации» по теме: «Предпринимательство и коммерческий расчет»

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24

(ГАОУ СПО ТК № 24)
















Методическая разработка открытого урока

по предмету «Экономика организации»

по теме: «Предпринимательство и коммерческий расчет»




















Составитель: В.В. Мещерякова







Москва 2015




Рассмотрено предметной

цикловой методической комиссией

Протокол № _____ от «__» ________ 20 ___ г.


Председатель_________________________

__________________________


























Составитель ___________________ /В.В. Мещерякова/

подпись Ф.И.О.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Данная разработка подготовлена для проведения открытого урока по предмету «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ» дляпрофессии 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации» по теме «Предпринимательство и коммерческий расчет», для студентов неэкономических профессий.

Методическая цель открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ЭВМ, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса.

Одной из основных форм передового опыта в данном уроке является повышение мотивации к обучению с помощью методической редукции, основанной на схемо-знаковой визуализации учебного материала с использованием информационно-коммуникативных технологий. Разнообразие способов графического представления информации (схемы, таблицы, презентация) учебного занятия призвано повышать интерес к предмету, упрощать восприятие объемного материала.

Кроме того, актуализация субъектного опыта обучающихся, их сопричастность к вопросам предпринимательства также направлено на сохранение познавательного интереса. Именно связь субъектного опыта обучающихся и нового материала о нормативно-правовом регулировании малого бизнеса призвано воспитывать законопослушных граждан.

В процессе конструирования урока была применена карта построения современного урока, разработанная Т. И.Шамовой и Т.М.Давыденко.



ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

06.10.14 г. (39-3)

  1. Дисциплины: Экономика организации

  2. Тема урока: _«Предпринимательство и коммерческий расчет»,

  3. Тип урока:урок усвоения нового материала с элементами систематизации и обобщения

  4. Вид урока: урок- лекция

  5. Технология: тезаурусное обучение.

  6. Оборудование: автоматизированное рабочее место преподавателя;

словарь экономических терминов, карточки с заданиями для работы по группам, карточки со словами для справок, таблицы с характеристиками личности предпринимателя и др. раздаточный материал

  1. Задачи:

Образовательные:

  1. Рассмотреть историю возникновения предпринимательской деятельности, её сущность и основные виды

  2. Практически закрепить навыки, полученные на предыдущих занятиях;;

Развивающие:

  1. Развитие умения обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения;

  2. Развитие умения анализировать;

  3. Развивать способность к личному самоопределению и самореализации

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение к труду и предпринимательской деятельности;

  2. Воспитание интереса к изучаемым дисциплинам и понимания важности изучения дисциплины для понимания общественных процессов и своего места в обществе;

  3. Формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени; воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;

  4. Воспитание гражданственности и законопослушания

  1. Критерии и методы диагностики эффективности занятия: беседа, выполнение тестовых заданий, работа с таблицами и схемами, чтение структурно-логических схем.


9. Хронокарта занятия

№ этапа

Название этапа

Время

1.

Оргомент

5

2.

Актуализация знаний, подготовка к изучению темы постановка проблемных вопросов

10

3.

Изучение нового материала (соревнования с элементами игры - получение новых знаний на основе имеющихся)

20

4

Подведение итогов

10





1 этап: Организационный момент

2 этап: Мотивационно-ориентировочный этап

(подготовка к восприятию, актуализация прежних знаний)

3 этап: Операционно-познавательный этап

3.1. Восприятие нового материала

3.2. Осмысление нового материала

4 этап: Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов)

5 этап: Формулирование домашнего задания





10.Оборудование: автоматизированное рабочее место преподавателя.


11.

Технологическая карта занятия

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность

преподавателей

Деятельность

Обучающихся

и методическое

обеспечение

занятия

1.Орг-момент

Проверка готовности студентов к работе и ознакомление с темой урока

Предпринимательство стало естественной составной частью российской экономики. Изучая основы предпринимательства, вы должны не только разобраться в том, как устроен мир предпринимательства, но и научиться, успешно действовать в этом мире. Успех в области бизнеса зависит от множества факторов. Одним из непременных условий достижения высокой результативности в бизнесе является получение необходимых знаний о формах и методах ведения предпринимательского дела. Поэтому в курсе экономических знаний мы изучаем тему: «История возникновения и сущность предпринимательства».

Приветствие. Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему урока и особенность его проведения

Эпиграфом к нашему уроку стали слова незнакомого автора: «Заниматься бизнесом - то же самое, что ехать на велосипеде: либо вы движетесь, либо падаете». Итак, тема урока «Предпринимательство и коммерческий расчет»

Приветствуют преподавателя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Знакомятся с темой и особенностями проведения урока

2.

Проверка знаний по пройденной теме. Актуализация знаний, подготовка к изучению темы постановка проблемных вопросов

Подготовка студентов к изучению ситуационных заданий урока.

Бизнес и предпринимательство - это реалии современной экономики, которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами. Для многих из вас это будет делом вашей жизни.



1. Что такое предпринимательство?

2. Какие пути и средства обогащения предпринимателя являются нелегальными?

3. Вы хотели бы стать предпринимателем?

4. Каким видом деятельности вы хотели бы заняться?

5. Зачем люди занимаются бизнесом?

Это лишь часть вопросов, на которые мы попытаемся сегодня и в дальнейшем дать ответ.

Тезаурус - достаточно подробный, полный, систематизированный комплекс понятий, терминов , характеризующих и уточняющих ключевое слово или предмет.


Алгоритм построения тезаурусного поля. (на доске).

  1. Расположить лист, выбрав альбомную ориентацию.

  2. В центре листа расположить ключевое слово, выделив его цветом и шрифтом.

  3. Дать определение ключевому слову.

  4. Найти однокоренные слова, связанные с ключевым словом.

  5. Найти слова, близкие по значению.

  6. Найти слова, уточняющие характеристики однокоренных слов.

  7. Объединить подобные слова в логические группы или блоки.

  8. Распределить блоки (рубрикаторы) во входящие в них слова..

Представление созданных студентами тематических презентаций

3 этап: Операционно-познавательный этап.

3.1. Восприятие нового материала


Поиск определений.

Легко понять, что бизнес можно успешно делать, только обладая предприимчивостью, а предприимчивость проявляет себя только через бизнес. Предприимчивость как особый талант и бизнес как дело составляют содержание предпринимательства. Однако одной предприимчивости мало для того, чтобы предприниматель функционировал успешно. Какие, на ваш взгляд, условия необходимы для развития предпринимательства.




В бизнес стремятся многие, но удержаться удается не всем предпринимателям. Статистические данные печальны. Ежегодно в РФ образуется около 1 млн. новых фирм и примерно столько же объявляют себя банкротами. Удерживаются и имеют шансы на дальнейшее развитие, лишь две-три тысячи. Но эта статистика не останавливает новых предпринимателей. Как вы думаете, почему люди стремятся стать предпринимателями, почему многих не страшит неизвестность и какие причины могут толкнуть людей стать предпринимателями?

Предпринимательство - это инициативная, самостоятельная, связанная с риском, ответственностью и новаторством деятельность по производству товаров и услуг, осуществляемую собственниками капитала, получателями кредита и арендаторами с целью создания прибыли.

Бизнес - это деятельность, связанная с производством товаров и услуг и осуществляемая собственниками капитала с целью получения прибыли;












Объединив однокоренные и близкие по значению слова в блоки, получаем следующие рубрикаторы:

I. ЛИЧНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
II. ТЕХНОЛОГИЯ.
III. УЧАСТНИКИ.
IV. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ .
V. РИСКИ .



Представляет алгоритм выполнения задания № 1 и правила оценивания.

В обширной зарубежной, да и отечественной литературе существует множество определений, характеризующих предпринимательство и бизнес. Попробуйте самостоятельно сформулировать определение этим терминам (на доске зафиксированы термины). Среди предложенных словарей и справочников попытайтесь найти определения следующим терминам.





Каковы задачи предпринимательства на сегодняшний момент? (ответы учащихся фиксирует на доске в виде схемы)


Учащиеся высказывают свое мнения и пытаются сформулировать определение. Учащиеся: делятся на группы (пары) и пытаются подобрать определения с помощью специализированной литературы.

Группа 1: Гражданский кодекс РФ: «Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнении работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве или в установленном законом порядке…»

Группа 2: Словарь В. Даля: «Предприниматель - предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый и решительный, отважный на дела этого рода человека»

Группа 3: Современный экономический словарь: «Бизнесмен - это человек, который затрачивает необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение от достигнутого».

Группа 4: Учебник: «Бизнес - это деятельность, связанная с производством товаров и услуг и осуществляемая собственниками капитала с целью получения прибыли или других форм доходов»

Группа 5: Экономический словарь: «Предпринимательство - это инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя».

Учащиеся высказывают свои мнения, в ходе обсуждения формулируются причины стать предпринимателями.


3.2. Изучение нового материала. Осмысление нового материала

проверить и обобщить полученные знания по теме "предпринимательство"

I. ЛИЧНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
II. ТЕХНОЛОГИЯ

Способный предвидеть

Общительный

Умеющий планировать

Генератор идей

Способный делегировать полномочия

Способный к компромиссу

Целеустремленный

Самоуверенный

Авантюрист

Энтузиаст

Амбициозный

Умеющий слушать

Ответственный

Энергичный

Умеющий приспосабливаться

Хороший лидер

Способный к риску

Реалист

Организованный

Гибкий

Умеющий убеждать

Безжалостный

Настойчивый

Независимый


? Может ли человек обладать всеми этими качествами?

? Не противоречат ли друг другу некоторые характеристики?

? Может ли одно лицо одновременно быть безжалостным и общительным?

? Можно ли воспитать в себе эти качества личности?


Используя полученные знания, ответить на тестовые задания.

Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы.


1. Укажите последовательность создания новой продукции:

- составление бизнес- плана.
- выпуск пробной партии продукции.
- разработка идеи
- коммерческое освоение продукции.
- выпуск готовой продукции.

2. Проранжируйте ваши шаги при организации собственного дела.

- открыть счет в банке, изготовить печать и фирменные бланки.
- консультация у юриста, составление пакета учредительных документов.
- определить источники формирования уставного капитала.
- решить вопрос об организационной форме предприятия.
- найти помещение для фирмы.
- зарегистрировать дело.

3. Отметьте источник, из которых предприниматель может черпать информацию для поиска идей:

- отзывы потребителей.
- наличие дефицита товаров на рынке.
- мнение продавцов.
- средства рекламы
- мнения незаинтересованных людей.


3.3. Осмысление нового материала

III. УЧАСТНИКИ.

III . УЧАСТНИКИ.

1) Юридические лица

А) имеют собственное имущество
Б) отвечают по обязательствам
В) выступают истцом и ответчиком в суде
Г) имеют самостоятельный баланс и смету
Д) имеют собственный расчетный счет

2) Физические лица.




3.4. Осмысление нового материала

IV. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ


IV. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ .
1) Индивидуальное (частное) предприятие

2) Хозяйственное товарищество (партнерство):

а) Полное товарищество
б) Товарищество на вере

3) Производственный кооператив (артель)

4) Государственное или муниципальное унитарное предприятие

5) Хозяйственное общество:

а) ООО - (Общество с ограниченной ответственностью)
б) ОДО (Общество с дополнительной ответственностью)
в) АО - (Акционерное общество)




3.5. Осмысление нового материала

V. РИСКИ .

V. РИСКИ .

Предпринимательский риск- это возможность потери части дохода.

Виды рисков:

А) Производственный - сокращение объемов производства.
Б) Коммерческий - трудности в реализации продукции.
В) Финансовый - проблемы с денежными средствами.

Способы сокращения:

  1. Составление бизнес- плана

  2. Распределение риска

  3. Диверсификация- распределение инвестиций

  4. Лимитирование денежных средств.

  5. Страхование.




4.Рефлексивно -

оценочный этап (подведение итогов)

Подведение итогов урока


На доске записано КРЕДО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Необходимо вставить пропущенные слова.


Выполняют ситуационное задание.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК ( на карточках) : арендованные, коммерческий успех, страх, убытки, риск, собственник, долг, организатор производства, результаты.


5.Формулирование домашнего задания



Перелистав страницы истории, мы возвращаемся в сегодняшнюю действительность. Вопрос: Знаете ли вы фамилии современных российских предпринимателей, чья деятельность способствует улучшению экономики России? (подготовить о них сообщение).






Ход урока

I Орг. Момент.

Проверка готовности студентов к работе и ознакомление с темой урока

II. Вступительное слово преподаателя

Тезаурус - достаточно подробный, полный, систематизированный комплекс понятий, терминов , характеризующих и уточняющих ключевое слово или предмет.

Логика построение тезаурусного поля:

  1. Считывается информация слева направо, сверху вниз (так как мы читаем).

  2. Рубрикаторы располагаются исходя из логики исторических процессов: слева - прошлое (известное, доказанное, значимое, необходимое); в центре - настоящее (может изменяться, находится в динамике); справа- будущее (что будет в перспективе).

  3. В центре размещается ключевое слово.

  4. Нередко символы (графические, буквенные, цифровые), рисунки, знаки, цифры, шрифт, цвет запоминаются лучше, чем слова.

Алгоритм построения тезаурусного поля. (на доске).

  1. Расположить лист, выбрав альбомную ориентацию.

  2. В центре листа расположить ключевое слово, выделив его цветом и шрифтом.

  3. Дать определение ключевому слову.

  4. Найти однокоренные слова, связанные с ключевым словом.

  5. Найти слова, близкие по значению.

  6. Найти слова, уточняющие характеристики однокоренных слов.

  7. Объединить подобные слова в логические группы или блоки.

  8. Распределить блоки (рубрикаторы) во входящие в них слова..

III Объяснение нового материала.

В соответствии с первым пунктом алгоритма, выбираем альбомную ориентация листа.

Далее по плану необходимо найти ключевой слово.

(ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО).

Размещаем это слово в центре листа и выделяем его цветом и шрифтом.

Используя словарь экономических терминов, даем определение.

Далее по алгоритму ищем однокоренные слова (ПРЕДПРИНЯТЬ, ПРЕДПРИЯТИЕ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ).

Затем слова, близкие по значению (БИЗНЕС, ФИРМА, ТОРГОВЛЯ, СПЕКУЛЯЦИЯ, РИСК, КОММЕРЧЕСКИЕ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ОАО, ЗАО, ОДО, ООО, ХО)

Объединив однокоренные и близкие по значению слова в блоки, получаем следующие рубрикаторы:

I. ЛИЧНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
II. ТЕХНОЛОГИЯ.
III. УЧАСТНИКИ.
IV. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ .
V. РИСКИ .

Далее работа ведется отдельно с каждой рубрикой. Для уточнения и пояснения подбирается материал для каждой их них.

I. ЛИЧНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Из словаря В. Даля: «Предприниматель- это руководитель, занимающийся хозяйственной деятельностью, ориентированной на рынок, имеющий право и возможность принимать решения и стремящийся максимизировать свой доход, идущий на удовлетворение его личных потребностей и позволяющий развивать хозяйственную деятельность».

Из данного определения можно выделить черты личности предпринимателя.

Ниже приводится список определений и характеристик, почерпнутых из разных книг, посвященных предпринимательству.

Способный к риску

Способный предвидеть

Общительный

Реалист

Умеющий планировать

Генератор идей

Организованный

Способный делегировать полномочия

Способный к компромиссу

Гибкий

Целеустремленный

Самоуверенный

Умеющий убеждать

Авантюрист

Энтузиаст

Безжалостный

Амбициозный

Умеющий слушать

Настойчивый

Ответственный

Энергичный

Независимый

Умеющий приспосабливаться

Хороший лидер

? Может ли человек обладать всеми этими качествами?

? Не противоречат ли друг другу некоторые характеристики?

? Может ли одно лицо одновременно быть безжалостным и общительным?

? Можно ли воспитать в себе эти качества личности?

Результаты работы по данной рубрике располагаются на листе в левом верхнем от ключевого слова углу, т. к это предшествующая работа, т. е. прошлое.

II. ТЕХНОЛОГИЯ.

Работу над этой рубрикой можно организовать в виде самостоятельной работы. С этой целью учащиеся делятся на три группы (можно по рядам). Каждой группе дается задание:

1. Укажите последовательность создания новой продукции:

- составление бизнес- плана.
- выпуск пробной партии продукции.
- разработка идеи
- коммерческое освоение продукции.
- выпуск готовой продукции.

2. Проранжируйте ваши шаги при организации собственного дела.

- открыть счет в банке, изготовить печать и фирменные бланки.
- консультация у юриста, составление пакета учредительных документов.
- определить источники формирования уставного капитала.
- решить вопрос об организационной форме предприятия.
- найти помещение для фирмы.
- зарегистрировать дело.

3. Отметьте источник, из которых предприниматель может черпать информацию для поиска идей:

- отзывы потребителей.
- наличие дефицита товаров на рынке.
- мнение продавцов.
- средства рекламы
- мнения незаинтересованных людей.

Результаты работы по данной рубрике располагаются слева в правом от ключевого слова углу, т. к это тоже предшествующая работа .

III . УЧАСТНИКИ.

1) Юридические лица

А) имеют собственное имущество
Б) отвечают по обязательствам
В) выступают истцом и ответчиком в суде
Г) имеют самостоятельный баланс и смету
Д) имеют собственный расчетный счет

2) Физические лица.

Результаты работы по данной рубрике располагаются в центре вверху, т. к это уже настоящее.

IV. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ .
1)Индивидуальное (частное) предприятие

2) Хозяйственное товарищество (партнерство):

а) Полное товарищество
б) Товарищество на вере

3) Производственный кооператив (артель)

4) Государственное или муниципальное унитарное предприятие

5) Хозяйственное общество:

а) ООО - (Общество с ограниченной ответственностью)
б) ОДО (Общество с дополнительной ответственностью)
в) АО - (Акционерное общество)

Результаты работы по данной рубрике располагаются в центре снизу, т. к это тоже настоящее.

V. РИСКИ .

Предпринимательский риск- это возможность потери части дохода.

Виды рисков:

А) Производственный - сокращение объемов производства.
Б) Коммерческий - трудности в реализации продукции.
В) Финансовый - проблемы с денежными средствами.

Способы сокращения:

  1. Составление бизнес- плана

  2. Распределение риска

  3. Диверсификация- распределение инвестиций

  4. Лимитирование денежных средств.

  5. Страхование.

Так как это перспектива, будущее, то эта рубрика занимает место справа от ключевого слова.

Результат работы на уроке будет иметь следующий вид:

IV. Итог урока.

На доске записано КРЕДО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Необходимо вставить пропущенные слова.

Кредо предпринимательской деятельности - __________________________, поскольку предприниматель всегда действует на свой ______ и ______ и на него ложатся все последствия и ____________________ деятельности - как прибыль, так и _______________.

При этом предприниматель не обязательно ___________________, в первую очередь - это____________________________.

Он может использовать как свои средства, так и средства, взятые в ___________ или _________________.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК ( на карточках) : арендованные, коммерческий успех, страх, убытки, риск, собственник, долг, организатор производства, результаты.

V Домашнее задание.

Проанализировать по анкете свои возможности в предпринимательской деятельности



IV. Итог урока.

На доске записано КРЕДО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Необходимо вставить пропущенные слова.



Кредо предпринимательской деятельности - __________________________, поскольку предприниматель всегда действует на свой ______ и ______ и на него ложатся все последствия и ____________________ деятельности - кА прибыль, так и _______________.



При этом предприниматель не обязательно ___________________, в первую очередь - это____________________________.



Он может использовать как свои средства, так и средства, взятые в ___________ или _________________.





СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК ( на карточках) : арендованные, коммерческий успех, страх, убытки, риск, собственник, долг, организатор производства, результаты.





Кредо предпринимательской деятельности - коммерческий успех, поскольку предприниматель всегда действует на свой страх и риск и на него ложатся все последствия и результаты деятельности как прибыль, так и убытки.

При этом предприниматель не обязательно собственник, в первую очередь - этоорганизатор производства.

Он может использовать как свои средства, так и средства, взятые в долг или арендованные.



СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК (на карточках) : арендованные, коммерческий успех, страх, убытки, риск, собственник, долг, организатор производства, результаты.



V Домашнее задание.



Проанализировать по анкете свои возможности в предпринимательской деятельности

(ПРИЛОЖЕНИЕ)



Преподаватель В. Мещерякова

© 2010-2022