Доклад на педовет Диагностическая культура педагога

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Диагностическая деятельность педагога: сущность, функции, методы»

Введение

Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания. Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: «изготовление» выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание - дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот, просят дать им новые технологии.

Большинство исследователей-педагогов под педагогической диагностикой понимает сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которого составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника.

Диагностическая деятельность педагога: сущность, функции, методы.

Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.) или без него (например, методом простого наблюдения).

В педагогической диагностике, прежде всего, сравнивается наблюдаемое поведение с прежним поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием поведения какого-нибудь лица или же с описанием стандартного поведения, анализируется с целью определения причины отклонения в поведении, прогнозируется, с тем чтобы предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем, интерпретируется, чтобы после индексации и оценки имеющейся информации дать оценку тому или иному поведению.

Предмет педагогической диагностики - развивающаяся личность дошкольника, младшего школьника, подростка и старшеклассника. Поэтому каждый, кто хочет овладеть теорией и практикой профессионально-диагностической деятельности, должен хорошо знать предмет педагогической диагностики, т.е. разбираться в современной трактовке понятия личность, в основных положениях теории развития личности и в возрастных особенностях становления личности школьника.

Целью диагностической деятельности педагога, в конечном счете является получение объективной информации для управления (контроля и коррекции) качеством педагогического процесса, повышения эффективности педагогической деятельности. Без диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную деятельность педагога. Без нее он будет работать «вслепую», растрачивая свои силы и время и не имея гарантии получения конструктивного результата.

В соотношении с диагностической целью диагностическая задача конкретизирует цель диагностической деятельности педагога, определяет этап достижения цели. Решение всей совокупности задач, таким образом, обеспечивает достижение цели.

В число диагностических задач входят:

- выявление динамики развития детей для коррекции возможных отклонений;

- определение исходного состояния воспитанности класса для разработки программы или плана работы с ним;

- выявление условий продуктивности учебной деятельности учащегося или класса;

- оценка эффективности определенных действий педагога;

- изучение проблемной ситуации в семье ученика и т.д.

Под функцией в педагогике понимают значение компонента в системе, его связь с другими компонентами и с системой в целом. Отсутствие связей у каких-либо компонентов с другими компонентами (т. е. отсутствие функций) ведет к их изоляции и в конечном итоге к вытеснению из системы. Положение о том, что только через систему функций раскрывается сущность объекта, дает нам возможность наиболее полно раскрыть сущность психолого-педагогической диагностики через выделение ее функций в профессиональной деятельности педагога.

Информационная функция позволяет получить своевременную достоверную информацию о состоянии диагностируемого объекта (как о позитивных, так и о негативных факторах) и условиях его становления, что способствует оперативной коррекции деятельности педагога и педагогического процесса, а также профилактике возможных отклонений объекта от индивидуальной и социальной нормы.

Эта функция обеспечивает обратную связь (информирование о состоянии исследуемого педагогического объекта) только в том случае, если цели поставлены диагностично, а субъекты образовательного взаимодействия заинтересованы в получении диагностически достоверной информации и, следовательно, активны.

Создание возможностей получения каждым школьником и учителем объективной информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса для своевременной его корректировки - важнейшая задача педагогической диагностики.

Прогностическая функция позволяет выявить причинно-следственные связи между применяемыми средствами, условиями и результатами педагогической деятельности и выработать прогноз протекания учебно-воспитательного процесса, законосообразное проектирование и контроль действий педагога.

Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния педагогического объекта, но и на обнаружение факторов, положительно или отрицательно влияющих на его развитие. В этом отношении диагностика рассматривается как составляющая научно-исследовательской деятельности педагога, поскольку предполагает в качестве теоретического фундамента практической деятельности выявление закономерностей (устойчиво проявляющихся причинно-следственных связей), что обычно является предметом науки.

Контрольно-корректировочная функция позволяет управлять педагогическим процессом через устранение конкретных затруднений, которые испытывают педагог и ребенок в практической реализации и освоении развивающего потенциала образования.

Эта функция реализуется преимущественно на экспертной основе и предполагает наличие стандарта, нормы или модели диагностируемого объекта (педагогического явления или процесса). В этой связи важным становится вопрос о самом стандарте: кем он установлен, как выражен и т. п. В целях контроля нередко выделяются начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая) диагностика.

Оценочная функция связана с установлением степени изменения исследуемого педагогического объекта в каждый конкретный момент времени (определение уровня обученности и воспитанности школьников на момент диагностики, уровня развития отдельных качеств личности, уровня развития коллектива и т.п.) и зависимости этих изменений от действий педагога.

Эта функция дает возможность качественно и количественно оценить результативность деятельности каждого педагога в отдельности и педагогического коллектива в целом.

Стимулирующая функция определяет роль самого процесса диагностики и получаемых данных в развитии рефлексии, самосознания, самооценки, самоотношения, в осознанности формирования позиции обучаемого, воспитанника. Диагностика в этом смысле становится основой для адекватного самоопределения не только педагога, но и обучаемого (воспитанника).

Эта функция обеспечивает повышение уровня активности всех субъектов педагогического взаимодействия (а не только педагога) посредством включения в процесс диагностирования и оценивания состояния и результатов образования, а также соуправление педагогическим процессом.

В современных условиях постепенного перехода к разнообразию в обучении и воспитании, к демократизации воспитательных взаимодействий все большее значение приобретает точная, сопоставимая информация о сильных и слабых сторонах явлений и процессов, происходящих в школе.

В соответствии с этим определены три типа диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).

Начальная диагностика- планирование и управление классным коллективом. Перед тем как определять воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, педагог изучает уровень воспитанности ученика. Выявились три основных варианта начальной диагностики: первый - когда коллектив сформирован впервые и педагог тоже незнаком учащимся; второй - когда коллектив не новый, а учитель впервые начинает работать с классом; третий - когда коллектив и педагог уже работали вместе. При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором - педагог изучает не только учеников, но и сам коллектив как сложную динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность педагогу провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.

Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

Текущая (корректирующая) диагностика - проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов и ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и в коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает учителю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Через корректирующую диагностику педагог имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности школьников и тем самым обеспечить возможность более активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива. Планируя воспитательную работу, педагог не всегда в состоянии предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств воздействия. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

Обобщающая диагностика- дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

При проведении диагностики педагог применяет доступные и наиболее эффективные методы педагогической диагностики.

1.Наблюдение

Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения

2.Анкетирование

Метод социально-психологического исследования с помощью анкет

3.Тестирование

Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий

4.Интервьюирование (беседа)

Метод получения информации с помощью устного опроса

5.Сбор косвенных данных о ребенке

Отзывы о ребенке родителей и одноклассников

6.Анализ практических работ

Анализ выполненных работ в тетрадях , аппликаций и т.д.

6.1Субъективные (прямые)

Осуществляется на основе того, что думает, представляет и сообщает ребенок о себе

6.2 Объективные (косвенные)

Деятельность ребенка оценивается по показателям уровня сформированности УУД и усвоения ЗУН

7.Оперативные

Анализ отдельных поступков, устных и письменных ответов

8.Долговременные

Наблюдение за поведением

Наблюдение является основным методом педагогической диагностики.

Наблюдение - целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов.

Изучение естественного поведения - одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего углубленного изучения.

Существенными недостатками метода наблюдения являются: 1) его длительность; 2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста; 3) невозможность статистической обработки результатов.
Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изучения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков, степень выраженности которых оценивается определенным количественным показателем. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений, исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализов фактов.

Заключение

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) - необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, а тем более классный руководитель, обязан владеть педагогической диагностикой.









КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Диагностическая программа мастерства и творчества воспитателей и специалистов (перечень критериев-показателей)

1. Способность к творчеству. Творчество - процесс создания нового. Педагогическое творчество - творчество, направленное на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

2. Способность воспитывать. Воспитание - регулируемый процесс передачи жизненного и общечеловеческого опыта, формирования сознания и мышления, взглядов и убеждений, духовного, нравственного и физического потенциалов, качеств и свойств личности.

3. Нравственность - правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества и выполнение этих правил.

4. Педагогическая этика - наука о морали, понимание норм в педагогической деятельности. Моделирование воспитывающих ситуаций - способность педагога вызывать и чувства, и поступки дошкольников.

5. Культура педагогического общения - способность воспитателя воспринимать, понимать, усваивать, «держать себя», передавать содержание мыслей и чувств.

6. Культура педагогического общения. Общение - сложный многогранный процесс, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия личностей, и как процесс сопереживания.

1) Педагогическое общение - профессиональное общение преподавателя с учащимися, направляемое на создание благоприятного психологического климата и на оптимизацию учебно-воспитательной деятельности, требующее от учителя эмпатических способностей (умения проникнуть в душевное состояние другого человека) и рефлексии - познать субъективные, внутренние психические аспекты и состояния.

2) Игровое общение - профессиональное общение, т. к. игра - это норма жизни ребенка, средство вовлечения воспитанников в творческую деятельность.

Направленность педагогической деятельности - определенный тип центрации:

1) конформная - центрация на мнениях своих коллег - у педагогов, склонных к организаторской и воспитательной работе с различными возрастными группами. Подвержены коллективным идеям, неконфликтны;

2) эгоистическая - «Я»-центрация - характеризует педагогов с яркой индивидуальностью, отстаивающих право на нешаблонную работу. Возможны конфликты с администрацией и коллегами при ограничении свободы движений. При благоприятных условиях реализует свои возможности, создавая педагогические изобретения;

3) гуманистическая - профессионально значимая центрация на интересах (потребностях) личности ребенка. Вся деятельность процесса обучения. Его индивидуальная дидактическая система характеризуется вниманием и чуткостью к детям;

4) авторитарная - центрация на требованиях администрации - характерна для педагогов с нереализованными возможностями в силу их исполнительности и репродуктивности деятельности. Меняют стиль и методы преподавания, если это рекомендации «сверху». При переносе методик не адаптируют их к условиям собственной деятельности;

5) методическая, или познавательная - характерна для педагогов теоретического, дидактического типа, - центрация на интересах (требованиях) средств и методов. Основное направление их деятельности - совершенствование педагогической технологии обучения и воспитания.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА для изучения «барьеров» (затруднений) в работе педагога

1. Барьеры психологической неготовности:

1 - барьеры ограниченного понимания сущности образования и способов его перестройки, выражающиеся в неспособности представить структуру, функции и его конечный результат;

2 - барьер отсутствия взаимодействия с администрацией, коллегами, детьми, родителями.

2. Барьеры неготовности сознания:

1 - барьер некомпетентности;

2 - барьер устаревших установок, проявляющихся в том, что некоторые учителя ориентированы не на собственную инициативу и поиск, а на выполнение планов, нормативов, инструкций.

3. Барьеры неготовности поведения и деятельности (практическая неготовность):

1 - тактическая неготовность, выражающаяся в затруднении при выборе оптимальных форм поведения и деятельности;

2 - коммуникативная неготовность, проявляющаяся в неумении создать благоприятный для творчества микроклимат в классе, на уроке и вне его;

3 - организационная неготовность, выражающаяся в недостатке усилий, направленных на решение вопросов планирования и реализации комплекса организационных мер по оптимизации способа деятельности;

4 - барьер устаревших привычек, проявляющихся в трудностях внедрения нового в учебно-воспитательный процесс и человеческие отношения;

5 - барьер отрицательного отношения к труду, связанный с недостаточной индивидуальной работой по саморазвитию, по созданию собственной методической системы.









Анкета для самодиагностики способности учителя к саморазвитию

5 баллов - данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 балла - скорее соответствует, чем нет;

3 балла - и да, и нет;

2 балла - скорее не соответствует;

1 балл - не соответствует.

В о п р о с ы а н к е т ы:

1. Я стремлюсь изучать себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специально время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я положительнее бы отнесся к моему продвижению по службе.

О ц е н к а и е е к р и т е р и и:

75-55 баллов - активное саморазвитие;

54-36 баллов - отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий;

35-15 баллов - остановившееся саморазвитие.





ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА для определения уровня готовности педагога к гуманизации обучения

Показатели готовности:

1. Понимание задач гуманизации обучения.

2. Знание методов гуманистически направленного обучения.

3.Умение проектирования учебного процесса, ориентированного на развитие личности учащихся.

4.Умение отбора материала для реализации гуманистической направленности обучения.

5. Умение применять активные методы обучения.

6. Навыки педагогического общения (побуждение учащихся к самореализации).

7. Умение устанавливать демократические отношения с коллегами, администрацией ДОУ, участвовать в соуправлении.

Уровни готовности:

1 - высокий (мастерский) - «знаю, владею свободно».

2 - средний (поисковый) - «владею и знаю не всегда».

3 - низкий (интуитивно-эмпирический) - «не знаю, не владею».

Анкета для воспитателя

1. Ф. И. О.

2. Педстаж.

3. Что в воспитательно-образовательной работе получается «очень хорошо»; «хорошо»; «испытываю затруднения»:

- создание развивающей среды;

- планирование работы с детьми;

- планирование и организация занятий по познавательному развитию;

- диагностика?

4. Соответствуют ли результаты Вашей педагогической деятельности Вашим действительным возможностям?

5. Как Вы считаете, у кого наиболее верное мнение о Ваших результатах работы:

а) у руководителей;

б) у коллег;

в) у Вас;

г) у детей и родителей.

6. Какая методическая помощь Вам необходима?

7. Каковы слабые места в методической работе Вашего дошкольного учреждения?

  1. Какими умениями Вы бы хотели овладеть в первую очередь?

Диагностические методики - Показатели эффективности деятельности педагога

Традиционные

Современные

1

2

1. Выполнение государственных учебных программ.

2. Уровень знаний и умений детей.

3. Дифференциация обучения с целью предупреждения неуспеваемости.

4. Качество учебно-воспитательной работы определяется традиционными приоритетами:

1) ориентация на внешние результаты (внешний контроль);

2) на репродуктивный уровень усвоения;

3) однозначная трактовка каждого изучаемого явления;

4) одинаковое содержание образования;

5) при управлении деятельностью детей - установка на содержательно-процессуальные аспекты (что сделал и усвоил);

6) доминирование монолога, единообразия, идеологии

Составление «авторских» программ «Уровень развития, воспитанности-обученности дошкольников».

Многоуровневая - с целью развития творческих способностей детей

Качество УВР определяется личностной ориентацией педагогического процесса:

1) на стимулирование собственных возможностей личности ребенка и воспитателя;

2) на поисковый и творческий уровень;

3) различные альтернативные трактовки изучаемых явлений;

4) вариативное содержание образования;

5) приоритет ценностно-смысловых аспектов (в чем видит смысл и назначение деятельности и др.);

6) доминирование диалога, индивидуальности, общечеловеческих ценностей



© 2010-2022