- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по экологии 5 класс
Рабочая программа по экологии 5 класс
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шатохина Е.В. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Березина Речка Саратовского района Саратовской области»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор МОУ «СОШ с.Березина Речка
Преображенская Е. И. Саратовского района Саратовской области» ________________ Репрынцева Е. В._________________
«____»____________2014 г. Приказ №________ от _____________
Рабочая программа по учебному предмету «Экология»
для учащихся 5 класса
на 2014 - 2015 учебный год
Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения
Протокол от «____»____________2014 № ___
Руководитель: ____________/Пономарева Т. Ю./
Составитель:
Шатохина Е.В. учитель биологии и экологии
высшей квалификационной категории
2014 год
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе программы авторов Т.С.Суховой и В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию» , рекомендаций СарИПКиПРО и соответствует социальному заказу.
Предлагаемая программа предусматривает формирование общих экологических понятий уже с 5-го класса общеобразовательной школы: дать «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частностям». Курс даст обобщенные представления о жизни на Земле, ее возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле через установление общих признаков жизни пятиклассники войдут в мир общих биологических и экологических понятий. За основу взята информация о живой и неживой природе, полученная в курсе «Природоведение». Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в контексте общей характеристики жизни на планете, с учетом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания.
Особое внимание уделено влиянию на живой мир планеты хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования природы на примере Саратовской области.
Цель курса: освоение начальных знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
Задачи курса: овладение умениями применять экологические знания, проводить опыты и наблюдения за объектами; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе; использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.
Для лучшего овладения теоретическими знаниями и практическими навыками в программе предусмотрены лабораторно-практические занятия и проектная деятельность учащихся.
Учебно- тематический план:
Количество часов - 35 часов (1 час в неделю).
Количество контрольных работ - 4
Количество практических работ - 3
Количество экскурсий - 1
№
Разделы, темы
Кол-во часов
Кол-во контр. работ
Кол-во практ. работ
Кол-во лабор. работ
Кол-во часов, отведённых на проектную и исследоват. деятельность
Кол-во часов с применением ИКТ
1
Введение
1
2
Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды
8
1
3
3
Многообразие живого мира
11
1
1
2
3
4
Жизнь в сообществах. Экосистема
8
1
1
1
3
5
Человек в биосфере
7
1
1
1
Итого
35
4
3
4
9
Содержание тем учебного курса.
Введение (1 час)
Экология как наука. Взаимосвязи живых организмов со средой. Методы экологических исследований.
Основные понятия: экология, взаимосвязи, опыт, наблюдение.
Тема 1.Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (8 часов)
Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Среды жизни. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Экологические факторы. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник - жертва», «паразит - хозяин», конкуренция. Роль растений в жизни животных и человека. Влияние живых организмов на окружающую среду.
Основные понятия: среда обитания, среды жизни, экологические факторы, хищник, паразит, конкуренция, органическое вещество.
ИКТ: Презентации: «Среды жизни», «Роль растений в жизни животных и человека», «Приспособленность живых организмов к условиям среды».
Контрольная работа по теме «Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды».
Многообразие живого мира (11 часов)
Представления о царствах живой природы. Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь на суше: в лесах, пустыне; в водоемах, воздухе, почве. Биологическое разнообразие - условие устойчивости жизни на Земле. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие.
Мини-исследовательские работы «Многообразие живых организмов», «Приспособления живых организмов к условиям среды»
Защита проектов «Удивительные животные и растения»
Практическая работа «Подкармливание птиц зимой»
ИКТ: Презентации «Жизнь на суше», «Приспособления живых организмов к условиям среды», видео-фрагменты, «Удивительные животные и растения» (презентации детей).
Контрольная работа по теме «Многообразие живого мира».
Жизнь в сообществах. Экосистема (8 часов)
Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Ярусное расположение. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе. Экосистема. Круговорот вещества в природе.
Основные понятия: сообщество, цепи питания, приспособленность к совместному обитанию, ярусность, экосистема, круговорот вещества.
Лабораторно-практические занятия «Изучение ярусности сообщества» и проект «Биологический круговорот в экосистеме».
ИКТ: Презентации «Способы защиты у растений и животных», «Круговорот вещества», видеофрагменты, «Взаимоотношения животных».
Контрольная работа « Жизнь в сообществах. Экосистема».
Человек в биосфере (7 часов)
Человек - часть природы. Человек - разумное существо. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружающей среды. Красная книга. Экологическое состояние г. Энгельса и Саратовской области.
Основные понятия: человечество, биосфера, охрана окружающей среды, Красная книга.
Практическая работа «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии дома»
Проект «Красная? книга!»
ИКТ: Презентации: Потребности людей», Проблемы охраны природной среды».
Контрольная работа по теме «Человек в биосфере».
Требования к уровню подготовки учащихся 5 кл. по курсу «Введение в экологию»
Учащиеся должны знать:
-
Основные экологические факторы жизни организмов;
-
Основные приспособления организмов к среде обитания;
-
Основные формы взаимодействия между живыми организмами;
-
Структуру и состав сообществ и экосистем.
Учащиеся должны уметь:
-
Приводить примеры и описывать различные условия существования организмов;
-
Описывать и объяснять приспособления организмов к различным экологическим факторам и среде обитания;
-
Давать характеристику различным сообществам и взаимосвязям внутри сообществ;
-
Объяснить роль и значение растений, животных, грибов, бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни;
-
Объяснить роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений;
Прогнозировать изменения в развитии сообществ под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
Перечень учебно-методического обеспечения. Средства обучения.
-
Сухова Т.С. Строганов В.И. «Природа. Введение в биологию и экологию», учебник для учащихся 5 класс, Москва, изд. центр «Вентана - Граф», 2001 год.
-
Сухова Т.С. Строганов В.И. «Природа. Введение в биологию и экологию», методическое пособие, 5 класс, Москва, изд. центр «Вентана - Граф», 2002 год.
Список литературы:
Литературы для учащихся:
-
Буланая М.В. и др. Краткий словарь ботанических терминов / Саратов: Изд-во Сарат. пед. инст., 1993.
-
Вахромеева М.Г., Павлов В.Н. Растения красной книги СССР. М.: Педагогика, 1990.
-
Охраняемые растения Саратовской области. Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1979.
-
Петров В.В. Из жизни зеленого мира. М.: Просвещение, 1982.
-
Фарб П. Популярная экология. М.: Мир, 1971.
Литература для учителя:
-
Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. М.: Просвещение, 1988.
2. Горышина Т.К. Экология растений. П.: Высшая школа, 1979.
3. Серебрякова Т.И. Жизненные формы растений //Жизнь растений. М.: Просвещение, 1974. Интернет ресурсы:
-
Путеводитель «В мире науки» для школьников: uic.ssu.samara.ru/~nauka
-
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: mega.km.ru
-
Сайты «Мир энциклопедий», например: rubricon.ru/; encyclopedia.ru
Дополнительная литература:
-
Степанчук Н.А. Практикум по общей экологии, 9 класс - Волгоград: Учитель, 2009. - 208 с.
2. Петунин О.В. Сборник заданий и упражнений по общей экологии: учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 188 с.
3. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология /Ред. коллегия: М. Аксенова, В. Володин, Г. Вильчек, Е. Ананьева и др. - М.: Аванта+, 2005. - 448.: ил.
4. Учебное электронное издание «Экология», Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.
5. Учебное электронное издание «Биология 6 - 11 классы», лабораторный практикум, Республиканский мультимедиа центр, 2004.
Календарно- тематическое планирование
№
Дата
Тема
Кол-во ур.
план
факт
Введение.
1
5.09
Введение. Что изучает экология? §1
1
Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (8 часов)
2
12.09
Уровни организации жизни. Жизнь на планете Земля. Зап. в тетр. § 3
1
3
19.09
Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Экологические факторы. § 39
1
4
26.09
Приспособленность живых организмов к условиям среды. §14
1
5
3.10
Причины гибели организмов. Регуляция численности. §13
1
6
10.10
Типы экологических взаимоотношений. Отношения «паразит-хозяин», «хищник-жертва» §14
1
7
17.10
Роль растений в жизни животных и человека.15
8
24.10
Влияние живых организмов на окружающую среду. §15
1
9
31.10
Обобщающий урок по теме «Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды»
1
Многообразие живого мира (11 часов)
10
14.11
Царства живой природы
§35-37
1
11
21.11
Многообразие живых организмов.§35-37
1
12
28.11
Кто живет в воде.
§40
1
13
5.12
Обитатели суши.
§41
1
14
12.12
Кто живет в почве. §42
1
15
19.12
Организм как среда обитания.§43
1
16
26.12
Приспособления живых организмов к условиям среды. 33
1
17
16.01
Удивительные животные и растения.
Сообщ.
1
18
23.01
Биологическое разнообразие - условие устойчивости жизни на Земле. Зап.в тетр
1
19
30.01
Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие.
1
20
6.02
Обобщающий урок по теме «Многообразие живого мира»
1
Жизнь в сообществах. Экосистема (8 часов)
21
13.02
Сообщества. Приспособленность к совместному обитанию. §44
1
22
20.02
Пищевые взаимоотношения. Цепи питания. §45
1
23
27.02
Сигнальные взаимоотношения. Конкуренция. §45
1
24
6.03
Структура сообщества.
1
25
13.03
Экосистема. §44
1
26
20.03
Круговорот вещества в природе. §44
1
27
3.04
Биологический круговорот в экосистеме
1
28
10.04
Обобщающий урок по теме « Жизнь в сообществах. Экосистема».
1
Человек в биосфере (7 часов)
29
17.04
Человек - часть живой природы. §46
1
30
24.04
Влияние человека на биосферу.
1
31
1.05
Красная книга. §47
1
32
8.05
Регулирование потребностей людей.
1
33
15.05
Экологическое состояние г. Саратова и Саратовской области
1
34
22.05
Экологические проблемы нашей местности.
1
35
29.05
Обобщающий урок по теме «Человек в биосфере».
1