Рабочая программа по экологии 5 класс

Программа составлена на основе программы авторов Т.С.Суховой и В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию» , рекомендаций СарИПКиПРО и соответствует социальному заказу. Предлагаемая программа предусматривает формирование общих экологических понятий уже с 5-го класса общеобразовательной школы: дать «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частностям». Курс даст обобщенные представления о жизни на Земле, ее возникновении, разноо...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Березина Речка Саратовского района Саратовской области»



«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по УВР Директор МОУ «СОШ с.Березина Речка

Преображенская Е. И. Саратовского района Саратовской области» ________________ Репрынцева Е. В._________________

«____»____________2014 г. Приказ №________ от _____________













Рабочая программа по учебному предмету «Экология»

для учащихся 5 класса

на 2014 - 2015 учебный год









Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения

Протокол от «____»____________2014 № ___

Руководитель: ____________/Пономарева Т. Ю./









Составитель:

Шатохина Е.В. учитель биологии и экологии

высшей квалификационной категории









2014 год

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе программы авторов Т.С.Суховой и В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию» , рекомендаций СарИПКиПРО и соответствует социальному заказу.

Предлагаемая программа предусматривает формирование общих экологических понятий уже с 5-го класса общеобразовательной школы: дать «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частностям». Курс даст обобщенные представления о жизни на Земле, ее возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле через установление общих признаков жизни пятиклассники войдут в мир общих биологических и экологических понятий. За основу взята информация о живой и неживой природе, полученная в курсе «Природоведение». Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в контексте общей характеристики жизни на планете, с учетом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания.

Особое внимание уделено влиянию на живой мир планеты хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования природы на примере Саратовской области.

Цель курса: освоение начальных знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

Задачи курса: овладение умениями применять экологические знания, проводить опыты и наблюдения за объектами; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе; использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

Для лучшего овладения теоретическими знаниями и практическими навыками в программе предусмотрены лабораторно-практические занятия и проектная деятельность учащихся.







Учебно- тематический план:

Количество часов - 35 часов (1 час в неделю).

Количество контрольных работ - 4

Количество практических работ - 3

Количество экскурсий - 1



Разделы, темы

Кол-во часов

Кол-во контр. работ

Кол-во практ. работ

Кол-во лабор. работ

Кол-во часов, отведённых на проектную и исследоват. деятельность

Кол-во часов с применением ИКТ

1

Введение

1






2

Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды

8

1




3

3

Многообразие живого мира

11

1

1


2

3

4

Жизнь в сообществах. Экосистема

8

1

1


1

3

5

Человек в биосфере

7

1

1


1



Итого

35

4

3


4

9















Содержание тем учебного курса.

Введение (1 час)

Экология как наука. Взаимосвязи живых организмов со средой. Методы экологических исследований.

Основные понятия: экология, взаимосвязи, опыт, наблюдение.

Тема 1.Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (8 часов)

Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Среды жизни. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Экологические факторы. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник - жертва», «паразит - хозяин», конкуренция. Роль растений в жизни животных и человека. Влияние живых организмов на окружающую среду.

Основные понятия: среда обитания, среды жизни, экологические факторы, хищник, паразит, конкуренция, органическое вещество.

ИКТ: Презентации: «Среды жизни», «Роль растений в жизни животных и человека», «Приспособленность живых организмов к условиям среды».

Контрольная работа по теме «Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды».

Многообразие живого мира (11 часов)

Представления о царствах живой природы. Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь на суше: в лесах, пустыне; в водоемах, воздухе, почве. Биологическое разнообразие - условие устойчивости жизни на Земле. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие.

Мини-исследовательские работы «Многообразие живых организмов», «Приспособления живых организмов к условиям среды»

Защита проектов «Удивительные животные и растения»

Практическая работа «Подкармливание птиц зимой»

ИКТ: Презентации «Жизнь на суше», «Приспособления живых организмов к условиям среды», видео-фрагменты, «Удивительные животные и растения» (презентации детей).

Контрольная работа по теме «Многообразие живого мира».

Жизнь в сообществах. Экосистема (8 часов)

Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Ярусное расположение. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе. Экосистема. Круговорот вещества в природе.

Основные понятия: сообщество, цепи питания, приспособленность к совместному обитанию, ярусность, экосистема, круговорот вещества.

Лабораторно-практические занятия «Изучение ярусности сообщества» и проект «Биологический круговорот в экосистеме».

ИКТ: Презентации «Способы защиты у растений и животных», «Круговорот вещества», видеофрагменты, «Взаимоотношения животных».

Контрольная работа « Жизнь в сообществах. Экосистема».

Человек в биосфере (7 часов)

Человек - часть природы. Человек - разумное существо. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружающей среды. Красная книга. Экологическое состояние г. Энгельса и Саратовской области.

Основные понятия: человечество, биосфера, охрана окружающей среды, Красная книга.

Практическая работа «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии дома»

Проект «Красная? книга!»

ИКТ: Презентации: Потребности людей», Проблемы охраны природной среды».

Контрольная работа по теме «Человек в биосфере».

Требования к уровню подготовки учащихся 5 кл. по курсу «Введение в экологию»

Учащиеся должны знать:

  • Основные экологические факторы жизни организмов;

  • Основные приспособления организмов к среде обитания;

  • Основные формы взаимодействия между живыми организмами;

  • Структуру и состав сообществ и экосистем.

Учащиеся должны уметь:

  • Приводить примеры и описывать различные условия существования организмов;

  • Описывать и объяснять приспособления организмов к различным экологическим факторам и среде обитания;

  • Давать характеристику различным сообществам и взаимосвязям внутри сообществ;

  • Объяснить роль и значение растений, животных, грибов, бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни;

  • Объяснить роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений;

Прогнозировать изменения в развитии сообществ под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

Перечень учебно-методического обеспечения. Средства обучения.

  1. Сухова Т.С. Строганов В.И. «Природа. Введение в биологию и экологию», учебник для учащихся 5 класс, Москва, изд. центр «Вентана - Граф», 2001 год.

  2. Сухова Т.С. Строганов В.И. «Природа. Введение в биологию и экологию», методическое пособие, 5 класс, Москва, изд. центр «Вентана - Граф», 2002 год.

Список литературы:

Литературы для учащихся:

  1. Буланая М.В. и др. Краткий словарь ботанических терминов / Саратов: Изд-во Сарат. пед. инст., 1993.

  2. Вахромеева М.Г., Павлов В.Н. Растения красной книги СССР. М.: Педагогика, 1990.

  3. Охраняемые растения Саратовской области. Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1979.

  4. Петров В.В. Из жизни зеленого мира. М.: Просвещение, 1982.

  5. Фарб П. Популярная экология. М.: Мир, 1971.

Литература для учителя:

  1. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. М.: Просвещение, 1988.

2. Горышина Т.К. Экология растений. П.: Высшая школа, 1979.

3. Серебрякова Т.И. Жизненные формы растений //Жизнь растений. М.: Просвещение, 1974. Интернет ресурсы:

  • Путеводитель «В мире науки» для школьников: uic.ssu.samara.ru/~nauka

  • Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: mega.km.ru

  • Сайты «Мир энциклопедий», например: rubricon.ru/; encyclopedia.ru


Дополнительная литература:

  1. Степанчук Н.А. Практикум по общей экологии, 9 класс - Волгоград: Учитель, 2009. - 208 с.

2. Петунин О.В. Сборник заданий и упражнений по общей экологии: учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 188 с.

3. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология /Ред. коллегия: М. Аксенова, В. Володин, Г. Вильчек, Е. Ананьева и др. - М.: Аванта+, 2005. - 448.: ил.

4. Учебное электронное издание «Экология», Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.

5. Учебное электронное издание «Биология 6 - 11 классы», лабораторный практикум, Республиканский мультимедиа центр, 2004.





















Календарно- тематическое планирование

Дата

Тема

Кол-во ур.

план

факт

Введение.

1

5.09

Введение. Что изучает экология? §1

1

Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (8 часов)

2

12.09

Уровни организации жизни. Жизнь на планете Земля. Зап. в тетр. § 3

1

3

19.09

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Экологические факторы. § 39

1

4

26.09

Приспособленность живых организмов к условиям среды. §14

1

5

3.10

Причины гибели организмов. Регуляция численности. §13

1

6

10.10

Типы экологических взаимоотношений. Отношения «паразит-хозяин», «хищник-жертва» §14

1

7

17.10

Роль растений в жизни животных и человека.15


8

24.10

Влияние живых организмов на окружающую среду. §15

1

9

31.10

Обобщающий урок по теме «Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды»

1

Многообразие живого мира (11 часов)

10

14.11

Царства живой природы

§35-37

1

11

21.11

Многообразие живых организмов.§35-37

1

12

28.11

Кто живет в воде.

§40

1

13

5.12

Обитатели суши.

§41

1

14

12.12

Кто живет в почве. §42

1

15

19.12

Организм как среда обитания.§43

1

16

26.12

Приспособления живых организмов к условиям среды. 33

1

17

16.01

Удивительные животные и растения.

Сообщ.

1

18

23.01

Биологическое разнообразие - условие устойчивости жизни на Земле. Зап.в тетр

1

19

30.01

Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие.

1

20

6.02

Обобщающий урок по теме «Многообразие живого мира»

1

Жизнь в сообществах. Экосистема (8 часов)

21

13.02

Сообщества. Приспособленность к совместному обитанию. §44

1

22

20.02

Пищевые взаимоотношения. Цепи питания. §45

1

23

27.02

Сигнальные взаимоотношения. Конкуренция. §45

1

24

6.03

Структура сообщества.

1

25

13.03

Экосистема. §44

1

26

20.03

Круговорот вещества в природе. §44

1

27

3.04

Биологический круговорот в экосистеме

1

28

10.04

Обобщающий урок по теме « Жизнь в сообществах. Экосистема».

1

Человек в биосфере (7 часов)

29

17.04

Человек - часть живой природы. §46

1

30

24.04

Влияние человека на биосферу.

1

31

1.05

Красная книга. §47

1

32

8.05

Регулирование потребностей людей.

1

33

15.05

Экологическое состояние г. Саратова и Саратовской области

1

34

22.05

Экологические проблемы нашей местности.

1

35

29.05

Обобщающий урок по теме «Человек в биосфере».

1



© 2010-2022