- Преподавателю
- Другое
- Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологи-ческому воспитанию «Растение нашего края»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологи-ческому воспитанию «Растение нашего края»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сафина Р.С. |
Дата | 23.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Растение нашего края».
Цель: познакомить детей с растениями родного края. Родной край - тундра, лесотундра.
Подготовка к НОД.
-
Приготовить гербарий: сосна, ель, лиственница, кедр, берёза, черника, мох, брусника, шиповник, лишайник.
-
Наборы дикорастущих трав.
-
Проведение викторин - рассказы загадки о растениях.
-
Чтение познавательных рассказов В.Зотов «Лесная мозаика», «Сказка о хлорофилловых зернах».
Содержание НОД.
Мы с вами продолжаем путешествовать по большой науке под названием (пауза) Ботаника. Что же такое ботаника? (наука о растениях). Что интересного мы узнали о растениях? Растения бывают культурные и дикорастущие. Дикорастущие это - деревья, кустарники, цветы - полевые, луговые; лесные. Культурные: фрукты, овощи, злаки, цветы - комнатные - садовые; кустарники. Лес - источник кислорода; легкие планеты. В лесу растут хвойные и лиственные деревья. Лес - это здоровье, его надо беречь. Каждое растение растёт, дышит, питается, защищается от солнечных лучей волосками, воском; цветы чувствуют время. Рано утром раскрывают сои цветки шиповник; в 5 часов - мак; в 6 часов - одуванчик; в 7 часов - картофель; закрываются цветки мака в 15; шиповник в 20 часов. Растения знают, какое время года, когда необходимо терять листья, чтобы зимой не высохнуть, «чувствуют» весну. Одни растения любят жить в пустыне, другие - в лесах, третьи - в тундре; они приспосабливаются и в других местах жить не хотят. - Сегодня мы отправимся гулять по тундре и лесотундре. Это наш родной край.
Рассказы - загадки:
-
Дотронется летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепёке. Такое может быть только у одного дерева в мире: Ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (Берёза).
-
Дерево с большими, крупно вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным». Из его древесины изготовляют многие музыкальные инструменты. (Ель).
-
Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные - зелёные круглый год, потому что хвойники у них осенью не опадают. А у этого дерева хоть и хвойники, а зимой оно стоит голое, как лиственное. (Лиственница).
-
Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (Рябина).
-
Это высокое растение с яркими цветами можно увидать на опушках, полянах. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай. (Иван чай).
-
Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку. (Подорожник).
-
Маленький ягодный кустарник растёт среди хвойных деревьев. Светло - зелёные листья, по краям маленькие зубчики. Собираем сочные ягоды и в рот, а потом, посмотрите, у него черный язык, губы. (Черника).
- Молодцы, ребята. Вы, наверно, догадались, что берёза, ель, лиственница, рябина, Иван - чай, подорожник, черника - это наши соседи. Найди их веточки среди гебрария. - Нужны ли человеку эти растения? (ответы детей). Посмотрите на берёзу русская красавица. А сколько пользы она приносит человеку.
Почки, листья лечат больных людей. Весной необходимо пить витаминный напиток из молодых листьев, кремы из берёзы смягчают кожу рук, лечат трещины. Из берёзы прекрасная мебель, а дровишки как зимой трещат, согревая человека.
Сосна - лечебное дерево, она обеззараживает воздух. Во время блокады Ленинграда из хвои делали витаминный напиток, в тяжелые годы войны люди лечились им. Сосна даёт лучший корабельный и строительный материал, из неё получают смолу, деготь, спирт.
Лиственница - древесина тысячу лет лежала под землёй и не сгнила, вот какое прочное дерево, поэтому из неё делают шпалы, фундаменты для домов, пригодна для подводных построек.
Какие ещё деревья растут в нашей лесотундре? ( Осинка, рябина, верба, ольха).
- А в тундре растёт карликовая берёза, посмотрите, какие листочки у неё маленькие - маленькие, это низенький кустарник, h = 20 - 70 см. Как вы думаете, почему она такая маленькая? (в тундре зима суровая, такая стужа, что обычные высокие деревья сразу померзли бы. А карликовые спрячутся под толстым снежным сугробам и спокойно зимуют, спят себе в тепле «под одеялом», до первого солнышка. Когда начинается полярное лето, тундра покрывается мхами, лишайниками, травы почти нет.
Вот посмотрите, какой мох, он образует торф, а торф - это топливо, из него делают краски. Мох - главная пища северного оленя.
Летом, вы с родителями собираете вкусные ягоды. Какие?
Что можно сделать из брусники? ( Соки, сиропы, варенье, карамельные начинки, морс).
Если брусничку добавить в корм домашней птице, она снесёт много яичек.
Её листья лечат желчный пузырь, желудок, почки.
- Свежие ягоды голубики понижают температуру. За что клюкву назвали чудо - ягодкой? (Она питательная и лечит, много витаминов).
Свежие ягоды очищают почки и выводят вредные вещества. Когда на Руси не было чая, по утрам пили клюкву, заваренную водой. Особенно полезна клюква детям. Клюквенный сок с медом лечит кашель и ангину. Да, лес это наше богатство. Ягоды смотрят на нас крупными своими глазами и умоляют: «Съешь нас, но маму - кустарник не рви с корнем, не топчи её».
Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы и просят: «Понюхай нас, полюбуйся, порадуйся нашей красотой, вздохни чистый и добрый лесной воздух, но не рви нас охапками».
Если вас, ребята, заинтересовала эта тема, в свободное время, я могу рассказать, что любит и не любит одуванчик, кто не любит запах пижмы, что получается из маленьких желтых цветков ромашки.