Конспект урока «Домашние святыни» (2 класс)

Обобщить знания о первых книгах Древней Руси, об иконах,об истории книгопечатания Формировать умение четко и ясно излагать свои мысли, воспитывать духовно-нравственные качества. Проект является информационным, межпредметным, с применением компьютерной технологии) Теоретическая значимость проекта: знакомство со структурой справочной и энциклопедической литературы, с новыми понятиями в различных областях знаний духовной культуры. Практическая значимость проекта: приобретение навыков работы в ра...
Раздел Другое
Класс 2 класс
Тип
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-презентация проектов по теме: « Домашние святыни»

В.В. Беликина

учитель начальных классов, высшая категория,

МБОУ СОШ № 18, г. Камышин

Цель: - обобщить знания о первых книгах Древней Руси, об иконах,

об истории книгопечатания

- формировать умение четко и ясно излагать свои мысли;

- воспитывать духовно-нравственные качества.

Тип: обобщение знаний (проект является информационным, межпредметным, с применением компьютерной технологии)

Теоретическая значимость проекта: знакомство со структурой справочной и энциклопедической литературы, с новыми понятиями в различных областях знаний духовной культуры.

Практическая значимость проекта: приобретение навыков работы в различных программах, приобретение коммутативных навыков, получение опыта в поиске нужной информации из различных источников.

Время работы над проектом: 2 недели

Оборудование: ТСО, магнитофон, компьютер для презентаций, проектор, картины- репродукции, иконы - репродукции.

Психологические исследования учителя показали: учитель направляет на новые источники информации в нужном направлении для самостоятельного поиска:

для правополушарных предлагаю объяснительно-иллюстративный метод проектно-творческого характера, а

для левополушарных исследовательскую деятельность предлагаю эвристическим и проблемным методом.

Темы исследования:

1.Иконы - мерные иконы. Учитель- ученик.

2.Апостол - богослужебная книга. Работа в парах. Кроссворд.

3.Великий великомученик. Дмитрий Солунский. Реферат учащихся.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности:

Сегодня урок - презентация проектов. Мы достаточно долго на протяжении двух недель работали над проектами. Сегодня мы можем показать, чего добились, представить результаты нашего совместного труда. Посмотрите за окно, какое время года? Какое настроение? Выразите свое настроение через цветовую гамму.

( дети показывают полоску: красный, оранжевый, желтый, зеленый цвет)

- А почему такой цвет? (теплые цвета тянутся к Солнцу)

- Значит, ваше хорошее настроение позволит нам работать успешно.

Я вам желаю удачи.

2. Актуализация знаний и постановка целей урока:

- Вот уже несколько уроков мы с вами знакомимся с домашними святынями?

- Что значит святыня?

( от слова свято, святость - значит то, что является дорогим, любовно хранимым и чтимым..)

С какой целью мы это делаем?

( - чтобы беречь святыни)

( - поклонятся реликвиям, хранимая как память прошлого в семье и знать о предметах подробнее)

- Найдите по иллюстрации «лишнее»? Почему?

Конспект урока «Домашние святыни» (2 класс)Конспект урока «Домашние святыни» (2 класс)Конспект урока «Домашние святыни» (2 класс)Конспект урока «Домашние святыни» (2 класс)

( пейзаж о лете будет лишним, потому что остальные репродукции - иконы - святыни)

3. Работа по группам по созданию проектов

- Сегодня мы представим работы

1 группа - проект «Иконы»

2 группа - проект «книги Древней Руси»

3 группа - проект « Дмитрий Солунский»

4.Защита проекта №1(Презентация №1)

- Давайте выясним, что же такое икона?

- Кто на ней изображен?

- Откуда пришла традиция писать иконы? Почему писать, а не рисовать? (учащихся ответы)

Конспект урока «Домашние святыни» (2 класс)ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Древней Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной жизни. По сказанию XV в. написана Апостолом Лукой. Исследователи видели в иконе выдающееся произведение византийского искусства, принадлежащее кисти польского мастера, и датировали ее от XI в.

Конспект урока «Домашние святыни» (2 класс)

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. 60 000 русских людей было освобождено из плена; началось обращение мусульман и язычников в христианство. В 1579 г. страшный пожар опустошил Казань. Он начался в доме купца Онучина. 4 ноября - память Казанской ионе Божией Матери (память избавления Москвы и России от иноземных захватчиков в 1612 г.)

- Что такое мерные иконы? Существует понятие мерные иконы, значит родители заказывают иконописцу икону, когда рождается человек - икона именная, она может быть размера какого является сам новорожденный. Изображают на ней того святого, в день памяти которого родился ребёнок.

В каждой семье к иконам относятся благоговением, существует место КРАСНЫЙ УГОЛ.

МЕРНАЯ ИКОНА - СВЯТАЯ СВЕТЛАНА

ЛиКонспект урока «Домашние святыни» (2 класс)

5. Защита проекта №2

Необходимо разгадать кроссворд, в котором зашифровано название первой книги, напечатанной на Руси.

Конспект урока «Домашние святыни» (2 класс)

- Разгадайте кроссворд. Во время работы можно пользоваться учебником, словарём. (На столе у каждого кроссворд, работая в парах)

Вопросы к кроссворду:

1). Князь, который окрестил Русь. (Владимир)

2). Запись событий по годам. (Летопись)

3. Во время правления этого князя было открыто много школ, собрана крупная библиотека в Софийском соборе. (Ярослав)

4. Земля, завоевателем которой считается Ермак. (Сибирь)

5. Кто был создателем "Повести временных лет"? (Нестор)

6. Как в народе называли Ивана IV? (Грозный)

7. Имя одного из братьев, которые изобрели славянскую азбуку. (Кирилл)

После самостоятельной работы в парах заполняется кроссворд на доске.

- Итак, как называется первая печатная книга, изготовленная на Руси? (Апостол.)

- Кто знает значение этого слова? (Учащиеся объясняют значение этого слова, пользуются словарём С.И. Ожегова. )

Апостол - богослужебная книга

Конспект урока «Домашние святыни» (2 класс)

5.Защита проект №3 (Презентация №2)

- Сегодня мы подготовили материал о Дмитрии Солунском.

Почему именно о нем, мы сегодня говорим?( Дмитрий Солунский - покровитель города Камышина)

Великомученик Дмитрий СолунскийКонспект урока «Домашние святыни» (2 класс)

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название - Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого".

7. Самооценка деятельности

- В заключении проведем викторину:

1. Что такое икона?

2. Почему икона называется домашней святыней?

3. Какие ещё предметы можно отнести к святыням?

4. Что такое мерная икона?

5. А знаете назначение святой воды?

6. Куда ставили иконы?

7. Как называется первая книга в Древней Руси? ( подведение итога по викторине, учащиеся награждаются призами)

8. Итог урока

- С какими новыми словами познакомились?

- Что дал вам проект каждой группы? (отвечают учащиеся)

9. Рефлексия деятельности.

- Вот и закончился наш урок-презентация проектов

- Все потрудились и собрали огромный, интересный материал.

- Итак, покажите мне цветовую полоску по номинациям,

оцени проекты №1, №2,№3:

( дети показывают красный, оранжевый, желтый, зеленый цвет)

Самый интересный…

Самый поучительный…

Самый, самый, самый…



© 2010-2022