Программа по внеурочной деятельности Как хорошо уметь читать 4 класс

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность по духовно - нравственному направлению

«Как хорошо уметь читать»


Пояснительная записка

Предполагаемый курс предназначен для занятий в 4 классе.

Программа рассчитана на 70 часов обучения в год по 2 занятия в неделю.

Направленность. Современное общество ставит перед школой цель - создание условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми. Работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал, повышать их общую языковую культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели - развитию у школьников интереса к литературному чтению, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе.

Актуальность. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, раскрыть многие «тайны» литературного слова. В данном случае на помощь приходит внеурочная деятельность «Как хорошо уметь читать!», которая является дополнением к уроку, его логическим продолжением.

Новизна. Программа данного курса состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников - характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

Цель программы - углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Программа нацелена на решение следующих задач:

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Отличительные особенности курса. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях направлено на развитие устной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Усвоение систематического круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала. Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

- все используемые произведения не изучались на уроках литературного и внеклассного чтения;

- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;

- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.

Организация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах:

- добровольное участие школьников;

- научность;

- наглядность;

- доступность;

- связь теории с практикой;

- индивидуальный подход.

Распределение тематики и акценты программы ограничены возрастными параметрами детей. В программе учтены особенности когнитивных функций, основные этапы анатомо-физиологического и психосоциального развития детей.

В основе построения курса лежит принцип позиционного педоцентризма, т.е. отбор наиболее актуальных для обучающихся данного возраста знаний, установление демократического способа взаимодействия между учеником и учителем.

Предполагаемые результаты:

Ученик должен «уметь»:

искать:

- опрашивать окружение;

- консультироваться у учителя;

- получать информацию.

думать:

- устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

- критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

- уметь противостоять неуверенности и сложности;

- занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

- оценивать произведения искусства и литературы.

сотрудничать:

- уметь работать в группе;

- принимать решения;

- улаживать разногласия и конфликты;

- договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности.

приниматься за дело:

- включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

- доказать солидарность; организовать свою работу.

адаптироваться:

- использовать новые технологии информации и коммуникации;

- стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными. К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.

Инструментарий для оценивания результатов:

- занятие-праздник,

- занятие-интервью,

- интегрированное занятие,

- конференция,

- устный журнал,

- конкурсы,

- литературные встречи,

- литературная гостиная,

- литературный ринг.

Содержание курса

Книги, прочитанные летом. (1ч)

Путешествие в Древнюю Грецию (3ч)

Персей.

Орфей и Эвридика.

Дедал и Икар.

Сказки народов России (2ч)

Осетинская народная сказка «Неразумный сын».

Чувашская народная сказка «Иван батыр»

Сказки народов мира (2ч)

Конкурс чтецов «Золотая осень» (2ч)

Былины (4ч)

Алёша Попович и Тугарин Змей.

Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча.

Первый бой Ильи Муромца.

Три поездки Ильи Муромца.

Рассказы о природе (14ч)

Р. Киплинг. Как верблюд получил свой горб.

П. Бажов. Серебряное копытце.

Д.Н. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка.

В. Катаев. Цветик - семицветик.

М.М. Пришвин. Лесной хозяин.

В.В. Бианки. Синичкин календарь.

Прошла по земле война (7ч)

Б. Полевой. Повесть о настоящем человеке.

Л. Кассиль. Рассказ об отсутствующем.

Б. Лавренёв. Большое сердце.

О добре и красоте (13ч)

Стихи И. Бунина, С. Есенина о зиме.

Н.А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы. Крестьянские дети (отрывок).

Стихи о маме. «Мама - главное слово».

Детские стихи С. Михалкова.

Рассказы Н. Носова (3ч)

Витя Малеев в школе и дома.

Сказки зарубежных писателей (8ч)

Х.К. Андерсен. Огниво. Оле-Лукойе.

Братья Гримм. Три брата. Учёный охотник.

Удивительные приключения (6ч)

Е. Велтистов. Чемодан с четырьмя ручками (из книги «Приключения Электроника»),

Кир Булычёв. Путешествие Алисы.

По страницам любимых книг (5ч).

Дискуссия «О чем я хотел бы прочитать летом».

Викторина «По страницам любимых книг».


Тематическое планирование

п/п

Тема

Тип

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

1

Самые интересные книги, прочитанные летом.

Дискуссия.

Содержание книги, сюжет.

Расширение знаний об авторах и книгах, прочитанных летом.


2

Путешествие в Древнюю Грецию.

Занятие-путешест

вие.

Мифы.

Расширение знаний о мифах Древней Греции.


3-4

В Древней Греции.

Комбинированный.

Мифы.

Расширение знаний о мифах Древней Греции.


5-6

Сказки разных народов России.

Комбинированный; викторина

по сказкам.

Зачин,

концовка,

сюжет.

Расширение знаний об особенностях языка и композиции народных сказок.


7-8

Сказки народов мира.

Комбинированный, викторина по сказкам.

Зачин,

концовка,

сюжет.

Расширение знаний об особенностях языка и композиции сказок народов мира.


9-10

Конкурс чтецов «Золотая осень»

Соревнование.

Стихи об осени.

Выразительное чтение стихотворений

про осень.


11

Русские былины. Русский богатырь Алёша Попович.

Комбинированный.

Былина - жанр устного народного творчества.

Выразительное чтение произведения; высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении. Деление произведения на смысловые части.


12

Русские былины. Русский богатырь Добрыня Никитич.

Комбинированный.

Былина - жанр устного народного творчества.

Выразительное чтение произведения; высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении. Деление произведения на смысловые части.


13

Русские былины. Русский богатырь Илья Муромец.

Комбинированный.

Былина - жанр устного народного творчества.

Выразительное чтение произведения; высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении. Деление произведения на смысловые части.


14

По преданьям старины глубокой.

Занятие-игра.

Былина - жанр устного народного творчества.

Выразительное чтение произведения; высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении. Деление произведения на смысловые части.


15

Короткие рассказы Р. Киплинга.

Викторина.

Авторская сказка.

Сюжет,

мораль.

Расширение знаний о творчестве сказочника Р. Киплинга. Определять тему, главную мысль произведения.


16-18

П. Бажов. «Серебряное копытце».

Комбинированный.

Авторская сказка.

Сюжет,

мораль.

Расширение знаний о творчестве сказочника П.Бажова. Определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям.


19-21

Рассказы Д.Н.Мамина - Сибиряка о животных.

Комбинированный.

Авторская сказка.

Сюжет,

мораль.

Расширение знаний о творчестве сказочника Д.Н.Мамина-Сибиряка. Определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям.


22-24

В. Катаев. «Цветик - семицветик».

Комбинированный.

Авторская сказка.

Сюжет,

мораль.

Расширение знаний о творчестве В.Катаева. Определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям.


25-27

Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке».

Комбинированный.

Повесть.

Сюжет,

мораль.

Составление плана художественного произведения, выделять главную мысль.


28-29

Л. Кассиль. «Рассказ об отсутствую

щем».

Комбинированный.

Рассказ.

Сюжет,

мораль.

Составление плана художественного произведения, выделять главную мысль.


30-31

Б.Лавренёв. «Большое сердце».

Комбинированный.

Рассказ.

Сюжет,

мораль.

Составление плана художественного произведения, выделять главную мысль.


32-33

Конкурс стихотворений о зиме.

Соревнование.

Стихи о зиме.

Выразительное чтение стихотворений о зиме.


34-35

Стихи

И. Бунина,

С. Аксакова

о зиме.

Комбинированный.

Тема,

события,

последовательность,

описания природы.

Углублять знания о поэтах-классиках 19-начала 20 века для детей. Подбирать синонимы, антонимы, олицетворения, сравнения в тексте стихотворений, объяснять их значение.


36-37

Стихотворения С. Есенина.

Комбинированный.

Тема,

события,

последовательность,

описания природы.

Углублять знания о творчестве С. Есенина для детей. Подбирать синонимы, антонимы, олицетворения, сравнения в тексте стихотворений, объяснять их значение.


38-41

В гостях у датского сказочника Х.К.Андерсена

Занятие-путешест

вие. Комбинированный.

Авторская сказка.

Сюжет,

мораль.

Расширение знаний о творчестве датского сказочника Х.К. Андерсена. Определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям.


42-45

Сказки братьев Гримм.

Комбинированный.

Авторская сказка.

Сюжет,

мораль.

Расширение знаний о творчестве братьев Гримм. Определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям.


46-47

По произведениям Н.А.Некрасова.

Устный журнал.

Стихотворе

ние.

Расширение знаний о творчестве Н.А. Некрасова. Подбирать синонимы, антонимы, олицетворения, сравнения в тексте стихотворений, объяснять их значение.


48-50

Рассказы Н. Носова.

Занятие-игра.

Рассказ.

Сюжет,

мораль.

Расширение знаний о творчестве Н.Носова. Определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям.


51-52

Стихи о маме. «Мама - главное слово».

Комбинированный.

Тема,

последовательность событий.

Углублять знания детей о детских поэтах, писавших стихотворения о маме.


53-55

Е. Велтистов. Чемодан с четырьмя ручками (из книги «Приключения Электроника»)

Комбинированный.

Отрывок.

Расширение знаний о творчестве Е.Велтистова.

Выделять главную мысль.


56-58

Кир Булычёв. Путешествие Алисы.

Комбинированный.

Отрывок.

Расширение знаний о творчестве К.Булычёва. Использование сравнений для более точной характеристики героев.


59-60

Рассказы М.М. Пришвина о природе.

Комбинированный.

Произведения для детей о животных. Связь названия с темой текста, мысль текста.

Расширение знаний о творчестве М.М. Пришвина. Использование сравнений, описания животных для более точной характеристики героев.


61-62

Рассказы В.В. Бианки о природе.

Комбинированный.

Произведения для детей о животных. Связь названия с темой текста, мысль текста.

Расширение знаний о творчестве В.В.Бианки. Использование сравнений, описания животных для более точной характеристики героев.


63-65

Детские стихи С. Михалкова.

Комбинированный.

Детские стихи

Расширение знаний о творчестве С.Михалкова.


66-67

Дискуссия «О чем я хотел бы прочитать летом».

Комбинированный.

Стихи, рассказы,

сказки,

баллады.

Расширение кругозора.


68-69

Викторина «По страницам любимых книг».

Комбинированный.

Расширение кругозора.


70

Экскурсия в детскую библиотеку.

Экскурсия.

Расширение кругозора.


В результате реализации программы обучающиеся 4 класса должны:

- Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста.

- Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа.

- Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение.

- Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный).

- Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования.

- Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания.

- Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения.

- Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ.

- Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать…» у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.

Методические рекомендации

В отборе материала для занятий учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по литературному чтению, учитывать необходимость преемственности между начальным и средним звеном. Данные занятия предполагают знакомство с автором и его произведением, работу с толковым и орфографическим словарями, использованием изобразительных средств языка, тестовых заданий, кроссвордов, использование наглядных пособий.


Используемая литература

Для учителя

1. Газета «Педсовет». - 2010г-2012г.

2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.

3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.

6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.

7. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.

8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1 - 4 классах.

М. Просвещение, 1995.

9. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

11. Журналы «Начальная школа», 2009-2013г.

12. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru›

Все работы› Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html

Для учеников: Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс Автор: Лазарева В.А. Издательство: Издательский дом «Федоров» Год: 2009

Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс. Автор: Свиридова В.Ю. Год издания: 2011.


© 2010-2022