Разработка родительских собраний (экспериментальная площадка)

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Разработка родительских собраний (экспериментальная площадка)

Разработка родительских собраний (экспериментальная площадка)Разработка родительских собраний (экспериментальная площадка)Разработка родительских собраний (экспериментальная площадка)Разработка родительских собраний (экспериментальная площадка)

Конспекты родительских собраний учителей Татарской гимназии № 65

Уфа - 2015

МБОУ ТАТАРСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 65 ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА ГО Г. УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН






ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Часть IV

Авторы-составители:

к.п.н., педагог высшей категории

Сафина Рямзия Магруфовна,

директор

Татарской гимназии № 65

Галимзянова

Анфиса Фаритовна








Утверждено на педагогическом совете

Татарской гимназии № 65 от 22 мая 2015 года


Авторы составители: к.п.н., педагог высшей категории Сафина Рямзия Магруфовна, директор Татарской гимназии № 65 Галимзянова Анфиса Фаритовна

В данной брошюре педагогам для работы с родителями предоставляются конспекты родительских собраний учителей высшей категории Татарской гимназии № 65 Кудыбаевой Татьяны Викторовны, Сафаровой Лилии Минзакиевны и руководителя экспериментальной площадки при ИРО РБ по теме: «Формирование семейных ценностей у обучающихся в условиях реализации ФГОС второго поколения» к.п.н., педагога высшей категории Сафиной Рямзии Магруфовны.





© Сафина Р.М.

Галимзянова А.Ф.

Содержание

Глава VI. Конспекты родительских собраний

6.1. Сафина Рямзия Магруфовна, педагог дополнительного образования, педагог высшей категории, кандидат педагогических наук. Родительское собрание в 7 классе «Традиции воспитания подростка» …………………………………………………………………..………...4

6.2. Сафарова Лилия Минзакиевна, учитель (высшей категории) начальных классов. Общее родительское собрание «Методы семейного воспитания»……………………………………………...7

6.3. Кудыбаева Татьяна Викторовна, учитель (высшей категории) начальных классов. Родительское собрание на тему «Семейные традиции и способность ребёнка трудиться» ……………11

Заключение …………………………………………………...18

Список литературы …………………………………………35



6.1. Сафина Рямзия Магруфовна

педагог дополнительного образования

педагог высшей категории,

кандидат педагогических наук

Родительское собрание в 7 классе

«Традиции воспитания подростка»

Цель: нахождение путей преодоления кризиса отношений «взрослый - подросток», сплочение семьи.

Задачи:

  • Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста.

  • Найти пути преодоления подросткового кризиса.

  • Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.

Ход собрания

Вводное слово учителя:

Уважаемые родители! Сегодняшнее родительское собрание занимает особое место в ряду собраний в связи с важностью и серьезностью обсуждаемой темы. Нам необходимо задуматься над вопросом: каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении? Ваши дети перешли в 7 класс. С этого времени ребенок вступает в период старшего подросткового возраста. Подросток - уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме. Сегодня мы поговорим о психологических и физиологических особенностях детей старшего подросткового возраста. Попробуем найти способы преодоления конфликтов в общении с подростком.

Начнём с тестирования «Хорошие ли вы родители?», чтобы вы сами попробовали оценить себя.

Тестирование «Хорошие ли вы родители?» (см. Приложение).

Просвещение родителей «Психологические и физиологические особенности старшего подросткового возраста» (проводит психолог - специалист Центра «Семья»)

Слово классного руководителя:

Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов с подростком? В этом вам помогут следующие правила поведения в данной ситуации (раздать родителям памятки):

«Как избежать конфликтных ситуаций с подростком»

Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание - это стремление выйти из-под вашей опеки.

Никаких нотаций. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

Уступает тот, кто умнее. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

Будьте тверды и последовательны. Дети - тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.

(Пояснение и обсуждение пунктов памятки)

Слово классного руководителя:

Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы он был успешным в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа его самооценки зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку - словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием - мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто именно о нем.

И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».


6.2. Сафарова Лилия Минзакиевна

учитель (высшей категории) начальных классов

Общее родительское собрание

«Методы семейного воспитания».

Вступительное слово учителя:

Уважаемые родители! Прошу вас принять активное участие в родительском собрании на тему «Методы семейного воспитания».

Довольно часто, чтобы понять своего ребенка, разобраться в его чувствах, мыслях, нам необходимо посмотреть на себя со стороны, какое влияние оказывает на ребенка необдуманное брошенное нами слово, фраза.

Итак, прошу выйти ко мне родителя, который исполнит роль ребенка, дословно воспринимающего высказывания взрослых.

(родитель - «статуя» ребенка)

Уважаемые родители, говорите ли вы своему ребенку:

- не ходи во двор;

- не гуляй с друзьями;

- стань смирно;

- не лезь руками. (утвердительные ответы родителей)

Как наше слово воздействует на ребенка?

Ответ родителей: ограничиваем движения (лентой связываю руки, ноги помощнику-родителю).

Учитель: А говорите ли вы:

- не слушай эту музыку;

- молчи, не перебивай.

Этими словами что мы делаем?

Ответ родителей: лишаем информации, возможности высказаться
(лентой завязываю рот и уши помощнику-родителю)

Учитель: Уважаемые родители, а говорите ли вы:

- не смотри эти фильмы;

- не смотри по сторонам.

Что в это время делаем с ребенком?

Ответ родителей: лишаем зрительной ориентации (завязываю глаза помощнику-родителю).

Учитель: Какое влияние оказали на него наши слова? Что же произошло с ребенком?

Ответы родителей: не может двигаться, говорить, слушать, ничего не видит.

Учитель:

Поставьте себя на место ребенка, как вы чувствуете себя в таком положении?

Душа ребенка - это ярко пылающий костер, разгорающийся все сильнее и ярче.

А теперь представьте себе, что кто-то начинает засыпать этот костер песком. Что произойдет?

Ответ родителей: пламя начнет гаснуть.

Учитель:

Именно это и происходит с нашими детьми, когда мы необдуманно произносим слова - придирки, ворчания, окрики, угрозы, обвинения.

Послушайте горькое признание отца, у кроватки спящего сына. (звучит запись)

А вот горькая статистика общения родителей с детьми (Слайд)

В ребенке всегда можно снова разжечь пламя, если вовремя понести горящую лучину к костру его души, ибо:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется.

- Попробуем это сделать.

Весь мир - театр, а люди в нем актеры!

Кто плут, кто шут, а кто простак, мудрец или герой,

А потому, давайте мы поспорим, поищем роль свою (вывешиваю маски на доску: грустная, счастливая; выбираю 2 группы родителей).

На состояние души ребенка влияют наши слова, речь. В семье, на улице, в школе мы произносим «запрещенные» и «желательные» выражения. Распределите фразы в зависимости от масок эмоций (родители работают в группах).

Какие фразы помогут освободить нашего «ребенка» от скованности? (фразы прикрепляются к маскам, от каждой группы).

Сколько раз тебе повторять!

Посоветуй мне, пожалуйста!

И в кого это ты только уродился?

Не знаю, что бы я без тебя делала!

Ну, на кого же ты похож?

Какие мы замечательные друзья!

Вот я в твое время…

Ты моя опора и помощник!

У всех дети, как дети, а ты…

А как ты считаешь, сынок?

О чем ты только думаешь?

Какой ты у меня сообразительный!

Ну, что за друзья у тебя?

Ах, какая ты у меня умница!

Ну что за друзья у тебя, просто чудо…

Вот такими словами можно обидеть ребёнка или вызвать у него положительные эмоции.

Долг каждого родителя выполнять свод законов, которые способствуют становлению личности ребенка (Слайд). (Зачитываю законы). (развязываю «ребенка»)

2 слайда с незаконченными предложениями (слайд «закончи предложение», работа в парах), (Слайд с ответами после работы в группах)

Конечно же, невозможно и нельзя ребенку все разрешать. Самое эффективное воздействие на ребенка - это умелое сочетание строгости и доброты (Слайд «советы родителям»)

И в заключение мне хочется дать вам совет, который можно представить в виде рецепта:

(Слайд «рецепт»:Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом и мы получим Радость общения!!!!!!)

Итог собрания:

Учитель:

В заключении нашей встречи хотелось бы подарить Вам памятки для родителей, надеюсь это будет ваш маленький кодекс в воспитании детей:

1.Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне без ярлыков.

2.Завтра, когда ваш ребёнок проснется, скажите ему «Доброе утро» и не ждите ответа. Начинайте день с добрыми пожеланиями, а не с замечаниями и ссорой.

3.Когда Вы браните ребёнка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты», ваш ребёнок всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так - об этом ему и скажите.

4.Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

5.Когда ребёнок выходит, из дома, обязательно проводите, а когда возвращается, домой, встретьте его - он должен знать, что Вы рады его приходу.

6.Следует помнить, что пока развивается тело ребёнка - болит и ждёт помощи его душа.

Решение родительского собрания:

Способствовать созданию воспитательной среды в семье, основанной на идее самосовершенствования и саморазвития ребенка.





6.3. Кудыбаева Татьяна Викторовна

учитель (высшей категории) начальных классов

Родительское собрание на тему

«Семейные традиции и способность ребёнка трудиться»

«Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия» К.Д. Ушинский.

Цель собрания: 1) обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений в семье; 2) доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.

Форма проведения: беседа.

Вопросы для обсуждения:

1) Труд и его значение в жизни ребёнка.

2) Значение примера семьи в воспитании трудовых навыков ребёнка.

3) Трудовые усилия ребёнка и их оценка в семье.

Подготовительная работа к собранию.

1.Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

Анкета для родителей № 1.

-Любит ли ваш ребёнок трудиться?

-Что он любит делать по дому?

-Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?

-Как долго может трудиться ваш ребёнок?

-Работа выполняется увлеченно или неохотно?

-Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы?

-Поощряете ли вы ребёнка за выполненную домашнюю работу?

-Наказываете ли вы ребёнка, если он выполнил работу плохо?

-Интересуетесь ли вы трудовым участием ребёнка в жизни класса?

-Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни класса и школы?

Анкета для родителей № 2.

Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты и отметить участие своего ребёнка в обозначенных анкетой трудовых делах.

Я знаю, что мой ребёнок в школе:

Дежурит по классу

Дежурит в столовой

Имеет трудовые поручения

Участвует в трудовых делах класса

Занимается в кружке

Занимается в секции

Мой ребёнок дома:

Выносит мусор

Моет посуду

Убирает свою комнату

Убирает квартиру

Делает покупки

Ухаживает за младшими

Если какие-то трудовые поручения ребёнка в анкете не указаны, необходимо их дописать.

Анкета для обучающихся № 1.

Дома я:

всегда

часто

иногда

Убираю свою постель

Убираю свою комнату

Мою посуду

Хожу в магазин

Стираю мелкие вещи

Помогаю в уборке квартиры

Ухаживаю за младшими

Умею кое-что готовить

Помогаю родителям поих

просьбе во всех делах

Помогаю родителям на даче

Анкета для учащихся № 2.

-С удовольствие ли ты выполняешь домашнюю работу?

-Что тебе нравиться больше всего из домашних дел?

-Что тебе не нравиться делать по дому?

-Хвалят ли тебя за выполненную работу?

-Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают?

-Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?

-Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?

-Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?

-Как ты думаешь, домашние дела - это трудная работа?

-Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?

2.Подготовка педагогических ситуаций для родителей по теме.

Ситуация 1.

Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребёнок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.

Ситуация 2.

В семье растёт три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит…

Ситуация 3.

В семье растёт девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует своё нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с охотой выполняет всё за внучку и даже обижается, если мама даёт поручение дочке, а не ей.

Ситуация 4.

Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребёнка к младшему. На что мама отвечает: « А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведённый с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».

Ситуация 5.

Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребёнка».

3.Подготовка материалов для рубрики «В родительский дневник».

- Если Вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то, как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок?

- Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?

- Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?

- Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше?

- Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека?

В дневник мальчика и девочки.

Как развить в себе желание выполнять домашние дела.

Ты хочешь помочь маме и папе в домашних делах? А может, у тебя не всегда это получается? Или ни капельки не хочется? В любом случае - давай попробуем.

Сначала представь себе такую картину - приходят папа и мама с работы усталые и видят: квартира убрана, посуда вымыта и чайник кипит. Сколько благодарности в их глазах! Только ради этого можно постараться научиться выполнять домашнюю работу!

- Внушите себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей.

- Приступая к делу, возьми себе в помощники песню. Если у тебя есть такая возможность, то включи свои любимые мелодии. С ними работа идёт веселее. Можешь даже мурлыкать себе под нос.

- Выполнив какую-то часть работы, оцени её и … похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.

- Если немного устал, потанцуй и чуть-чуть передохни.

- Закончив работу, ещё раз посмотри, как у тебя всё получилось, исправь огрехи, похвали себя за сделанное дело.

- Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали они свою квартиру или нет.

- Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное - ты сумел преодолеть себя, свою лень, своё нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя всё всегда получится!

Ход собрания

1.Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении - умении иметь семью и быть счастливым.

Вы можете задать мне вопрос: а как это относится к теме нашего сегодняшнего собрания? Могу сказать, что относится это напрямую. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, не спать ночами, качая ребёнка - такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?

Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов, на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела быстро и качественно.

Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?

Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.

2.Анализ полученных результатов по анкетам

( лучше это сделать в виде плаката).

3.Анализ педагогических ситуаций по проблеме собрания.

4. Продолжение выступления классного руководителя.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителями, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки - тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не просто.

Сегодня непросто. Проще будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

Задача сегодняшнего собрания - показать вам, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребёнка, и что ещё предстоит сделать.

Домашнее задание.

1.Расскажите своему ребёнку, сколько стоит хлеб и батон.

2.Покажите ему, где оплачивают квартирные счета.

3.Составьте с ним план уборки квартиры.

4.Научите его стирать собственное бельё.

5.Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.

6.Поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.

Литература для подготовки родительского собрания.

1.Г.П.Разумихина. Мир семьи. М.: Просвещение.

2.К.Фопель. Создание команды. М.: Генезис.

Заключение

Во все времена семейно-брачные отношения занимали особое важное место и имели высокую значимость в человеческом обществе: на протяжении всей истории крепкие семьи были залогом его стабильности. В сохранении, упрочнении семьи заинтересовано государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Социально-экономические преобразования в современном обществе привели к увеличению количества разводов, распространению незарегистрированных браков, снижению роли материнства и отцовства, изменениям у современной молодёжи системы ценностных ориентаций на создание семьи. В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных ценностей у подрастающего поколения, способствующих укреплению института семьи в российском обществе.

Как бы мы не старались защитить подростков от алкоголя и наркотиков, рыночная экономика диктует свои законы «деньги, деньги и еще раз деньги».

Например, продавцы, наплевав на запреты продажи спиртных напитков несовершеннолетним, распространяется на сигареты и спиртные крепостью более 12 градусов, слабоалкогольные напитки - пиво, коктейли, тоники, подросткам доступны в любое время, хотя от них тоже можно опьянеть. По словам правоохранителей, во многих магазинах, киосках нет даже объявления о запрете продажи спиртных и табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет. Продавцы в погоне за выручкой реализуют товар, не обращая внимания на возраст покупателей.

В Республике Башкортостан закон «Об административных правонарушениях»:

-статья 40 - Продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пиво-табачных изделий - влечет належение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

-статья 42 - Изготовление или хранение целью сбыта, и равно сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки влечет наложение административного штрафа от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Во-вторых, отрицательно влияет телевидение, в основном реклама, показ публичных кино-и видео-фильмов детской парнаграфии, которые развращают подрастающее поколение. Что думает по тому вопросу Министерство культуры, которое должно ограничить: «что можно» и «что нельзя», при выдачи лицензии.

Лицензия является официальным документом, удостоверяющим право на ведение деятельности, связанной с публичным показом кино-и видео фильмов и регламентирующим условием осуществления этой деятельности на основе соблюдения лицензионных условий и законодательства Российской Федерации, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 года № 1091 и от 17.11.2000 года № 859.

Руководители и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение установленного порядка и ведения.

В дальнейшем не допускать правонарушений от исполнителей, в этом должны участвовать заинтересованные широкие массы людей (учителя, налоговые инспектора, родители из органов правопорядка и журналисты) для внезапной рейдовой проверки детских учреждений, общеобразовательных школ и детских домов.

Как уже говорили, семья имеет значительные воспитательные возможности, обладает рядом специфических особенностей как коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению. но и кровно-родственными связями.

Родительские чувства, родительская любовь - это своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.

В заключение хотим пожелать всем студентам и молодежи, где бы вы не жили, занимайтесь самообразованием, чтобы полученные знания принесли вам радость и удовлетворение, и чтобы могли реализовать свое знание в жизни во благо общества в котором вы живете.

В дальнейшем будучи отцами и матерями желаю вам воспитать настоящих людей. Чтобы ваши дети всю жизнь радовали вас хорошей учебой - знанием, успехами в работе, и просто тем, что они хорошие люди.

Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой семьи будет уникальным. Каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Для формирования семейных ценностей у современных школьников необходимо выбрать такие ценности, которые остаются важными, значимыми в любые времена для создания, укрепления и сохранения семьи, будут приемлемы для формирования в любом школьном возрасте, смогут выступить как простые семейные истины, способствующие семейному счастью. К таким ценностям можно отнести любовь, уважение, кровное родство, детей, мать (материнство), отца (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды.

Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительской семье, психолого-педагогической грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической грамотностью, школа должна оказать им профессиональную помощь. Задача образовательного учреждения - актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Формирование семейных ценностей может осуществляться в учебном процессе и в рамках воспитательной работы классного руководителя.

Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи классному руководителю в организации воспитательной работы, направленной на формирование семейных ценностей у школьников основной и старшей школы.

Результаты и эффективность воспитательной работы предопределяет целенаправленное и четкое планирование. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы воспитания учащихся и определить конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

При планировании воспитательной работы по формированию семейных ценностей у школьников необходимо учитывать:

- результаты воспитательной работы в школе, в классных коллективах и выводы, полученные в ходе анализа этой работы;

- воспитательные и организационно-педагогические задачи;

- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по формированию ценности семьи и семейных ценностей;

- передовой опыт страны, города, школы;

- возможности и интересы родителей, общественности;

-воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;

- традиционные праздники учебного года;

- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;

- традиции школы;

- мероприятия, планируемые молодежными и детскими организациями города, района, села;

- предложения администрации школы, совета школы, педагогов, учащихся, родителей;

- периодичность мероприятий по формированию семейных ценностей в общей системе воспитательной работы классного руководителя.

Для эффективной реализации системы воспитательной работы по формированию семейных ценностей у учащихся рекомендуется придерживаться следующих направлений:

- повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей;

- диагностика ценностных ориентаций детей, подростков и их родителей;

- разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания;

- проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий по основным направлениям формирования семейных ценностей;

- организация лектория для родителей по вопросам формирования ценности семьи и семейных ценностей;

- проведение «круглого стола» с участием всех субъектов педагогического процесса по проблематике семейных ценностей;

- проведение совместных с родителями и учителями досугово-развлекательных мероприятий, основанных на традициях русской семьи;

- участие в тематических конкурсах и проектах.

Повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей традиционно осуществляется через педагогические советы, теоретические семинары, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. Огромную роль играет педагогическое самообразование. Может осуществляться по следующим вопросам: «Диагностика и анализ в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания»; «Формирование семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы»; «Семья и школа: проблемы и пути их решения»; «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей»; «Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания» и т.д.

Проведение диагностики уровня сформированности семейных ценностей у учащихся предполагает определенное «вторжение» образовательного учреждения в частную жизнь семьи, поэтому перед началом опроса необходимо провести беседу с родителями, цель которой состоит в разъяснении работы подобного рода, чтобы получить на это их согласие.

Важно обратить внимание родителей на продолжающийся кризис семьи, как института социализации, находящий свое выражение в росте разводов, конфликтных семей, семей с антисоциальной направленностью. Важно донести до родителей актуальность консолидации семьи и школы для выстраивания единого образовательного пространства по формированию семейных ценностей у подрастающего поколения. Родителям необходимо объявить также о том, что результаты анонимного опроса учащихся педагог обсудит с ними на очередном родительском собрании или в ходе индивидуальной беседы, где познакомит родителей с теми ответами, которые дали их дети. Данная информация окажется для родителей весьма ценной и необходимой для совершенствования взаимоотношений с ребенком.

Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания может осуществляться как через индивидуальную работу с семьями учащихся, так и на классных родительских собраниях.

При выборе содержания, форм организации воспитательной работы по формированию семейных ценностей необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В 5-6 классах идет формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, а, следовательно, и семье, как основе основ человеческой жизни и воспитания. Одновременно формируются отношения к школе и культурным ценностям в жизни человека. Содержание воспитательной работы может быть направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Учащихся среднего школьного возраста целесообразно ознакомить с основами генеалогии, рассказать о семейных обязанностях; осуществить проектную деятельность по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн).

В 7-8 классах учащиеся обретают ценностные отношения к социальному устройству человеческой жизни. Как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить в мире людей и строить с ними свои отношения? Поиск ответов на эти вопросы не оставляет подростков равнодушными. Параллельно с этим идет формирование отношений к труду, к себе, к обществу, развивается эстетический вкус. Родители становятся для ученика в этом возрасте менее авторитетными, чем сверстники. Появляется кризис взаимодействия поколений. Задача школы - формирование культуры взаимоотношений детей и родителей, демонстрация авторитета родителей в социуме и школе.

В 9 классе происходит формирование активной жизненной позиции, воспитание личностных качеств гражданина своей Родины на основе определенных отношений к явлениям окружающего мира. Большое внимание необходимо уделять воспитанию семейной культуры. В первую очередь, это формирование нравственных понятий о сыновьем и дочернем долге перед семьей и родителями, уважительного отношения ко всем членам семьи, взаимоотношений между полами.

Для обучающихся 10-11 классов рекомендуется уделить внимание формированию позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных работ по данной теме. Могут быть рассмотрены вопросы об идеальной семье.

Учитывая вышеизложенные рекомендации и выбранные для формирования у школьников семейные ценности, рассмотрим примерные планы воспитательной работы классного руководителя по формированию семейных ценностей в 5, 7, 9 и 11 классах. Для эффективного формирования семейных ценностей достаточно провести по одному мероприятию в месяц, сочетая работу с ученическим и родительским коллективами (см. Таблицы 1, 2, 3, 4).

Таблица 1.

Примерный план воспитательной работы

классного руководителя по формированию семейных ценностей в 5 классе

Месяц

Форма

Название мероприятия

Сентябрь

Родительское собрание

Анкетирование родителей

«Мир семьи»

«Семья и школа»

Октябрь

Классный час

Анкетирование учащихся

«Что стоит за словами «Мой дом»?»

«Ответственность в семье»

Ноябрь

Конкурс сочинений

«Мамины глаза, папина улыбка…»

Декабрь

Игра-путешествие

«Семейные традиции наших предков»

Январь

Защита индивидуальных проектов с приглашением родителей

«Моё генеалогическое древо»

Февраль

Родительское собрание

«Здоровая семья - здоровое общество»

Март

Библиотечные чтения

«Мать как чистейшей любви божество»

Апрель

Фотовыставка

«Традиции моей семьи»

Май

Спортивный праздник

«Мама, папа, я - спортивная семья»

В 5 классе процесс формирования семейных ценностей рекомендуется начать с тематического родительского собрания «Мир семьи». Учащиеся в этом возрасте переходят на ступень основного общего образования. На данном родительском собрании происходит знакомство с родителями учащихся. Говорится об огромной роли семьи в процессе адаптации детей на второй ступени образования, необходимости формирования семейных ценностей у школьников. Рекомендуется взять с родителей согласие на проведение диагностики уровня сформированности семейных ценностей. Провести анкетирование «Семья и школа» с целью выявления активности родителей в школьной жизни учащихся. Ставится цель разработать совместно с родителями систему единых педагогических требований и согласовать основные направления школьного и домашнего семейного воспитания.

В октябре проводим классный час «Что стоит за словами «Мой дом». Задачи которого - формирование уважительного отношения к членам семьи, понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены; правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, воспитание духовных потребностей в любви и уважении к окружающим; помощь ребенку в оценке его места в семье. Классный час проводится в форме этической беседы, учитель может включить рассказ о семейном укладе русской семьи в различные исторические эпохи, применить сюжетно-ролевые игры о взаимоотношениях в семье, конкурс «Устами младенца». На заключительном этапе провести игру «Фундамент моего дома», где дети будут закладывать в фундамент кирпичики со словами «любовь», «уважение», «тепло», «забота», «радость», «понимание», «уют», «взаимопомощь» и т.д. На данном классном часе рекомендуется провести анкетирование «Ответственность в семье» с целью выявления степени участия ребенка в ведении домашнего хозяйства.

Конкурс сочинений «Мамины глаза, папина улыбка…» способствует формированию ценностного и уважительного отношения к родителям. Игра-путешествие «Семейные традиции» проводится в форме путешествия по станциям «Киевская Русь», «Русь Московская», «Россия XVI-XVII вв.»; «Российская империя в XVIII-начале XX вв.»; «Советская Россия». Учащиеся знакомятся с интересными традициями русской семьи и их изменениями во времени. Могут быть использованы сюжетно-ролевые игры, интервью с знаменитыми семьями и т.д.

Срок выполнения индивидуального проекта «Моё генеалогическое древо» - 2 недели. Педагогические цели проекта: формирование представлений о себе, о своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь; обучение методике составления генеалогического древа. Практическая цель проекта: составление собственного генеалогического древа; выявление типичных особенностей семей (многодетная, малодетная, популярные имена и т.д.) в разных поколениях прошлого. Вопросы проекта:

1. До какого поколения могут мои родители, бабушки, дедушки вспомнить имена (фамилии, годы жизни, места рождения) наших предков?

2. Сколько детей было в семьях разных поколений (мамы и папы, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек) и почему? Какие фамильные линии соединились в генеалогическом древе? Какие имена были самыми популярными в моем роду в разных поколениях? Откуда родом были мои предки? Кто из моих предков прожил самую долгую жизнь?

Выходы (продукты) проекта: генеалогическое древо, включающее следующую информацию: имя и фамилия члена рода, браки и дети, годы жизни; место рождения (смерти). Этапы работы над проектом следующие: начало работы - пятиклассники, выбравшие эти проекты, получают задание в течение недели обсудить с родителями ответы на вопросы проекта, а также подготовить черновой набросок своего генеалогического древа, тщательно записав все возникшие по ходу вопросы и неясности. На промежуточной встрече через неделю эти вопросы разрешаются, и учащийся готовит генеалогическое древо начисто (в виде чертежа на бумаге формата не менее A3 или, с помощью родителей, в компьютерной версии). Защита подготовленных генеалогических древ проходит на классном часе с приглашением родителей.

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровое общество» направлено на формирование ценности здоровья в семье. Можно провести в форме лекции с приглашением специалиста-медика.

Библиотечные чтения «Мать как чистейшей любви божество» можно приурочить к Международному женскому дню 8 марта. Цель - формирование ценностного отношения к материнству и материнской любви, уважения и признательности женщине, подарившей жизнь. Мероприятие проводится совместно с городской библиотекой, подготовившей выставку книг о материнской любви. Учащиеся заранее читают любые книги о маме. В форме беседы обсуждают прочитанные произведения, знакомятся с новыми. Рассуждают о великой силе материнской любви.

Фотовыставка «Традиции моей семьи» формирует ценностное отношение к семейным традициям, сближает детей и родителей при подготовке материала для выставки.

Праздник «Мама, папа, я - спортивная семья» направлен на формирование здорового образа жизни семьи, способствует сплочению членов семьи.

В 6 классе продолжаем формирование семейных ценностей. Проводится диагностика сформированности семейных ценностей по итогам работы в 5 классе. Продолжается тесное сотрудничество с родителями учащихся. Возможны следующие мероприятия: нравственные часы общения и беседы «О взрослых, которые когда-то были детьми», «Знаменитые фамилии России», «Из детских дневников разных времён», «Уроки детства моих родителей», «Я горжусь своей фамилией». Сюжетно-ролевые игры на тему семейных ценностей, конкурсы плакатов, создание семейного музея.

Таблица 2.

Примерный план воспитательной работы

классного руководителя по формированию семейных ценностей в 7 классе

Месяц

Форма

Название мероприятия

Сентябрь

Родительское собрание

Анкетирование родителей

«Традиции воспитания подростка»

«Хорошие ли вы родители?»

Октябрь

Классный час

Анкетирование учащихся

«Счастлив тот, кто счастлив дома» «Духовная близость детей и родителей»

Ноябрь

Фотовыставка

«Семейные радости»

Декабрь

Этическая беседа

«Как научиться оправдывать доверие»

Январь

Защита групповых проектов с приглашением родителей

«Выставка семейных реликвий»

Февраль

Классный час

«Мальчик - юноша - мужчина. Встреча отцов и сыновей»

Март

Классный час

«Девочка - девушка - женщина. Встреча матерей и дочерей»

Апрель

Круглый стол совместно

с детьми и родителями

«Как не стать Фомой, не помнящим родства?»

Май

Конкурс стенгазет и плакатов

«Дети и взрослые»

В 7 классе школьники вступают в старший подростковый возраст. Родительский авторитет падает. Могут возникать конфликтные ситуации. На родительское собрание «Традиции воспитания подростка» можно пригласить психолога - специалиста Центра «Семья», который расскажет о физиологических и психологических особенностях старшего подросткового возраста, классный руководитель раздаст памятки родителям о бесконфликтном общении с подростком. Рекомендуется провести тестирование «Хорошие ли вы родители?».

Классный час «Счастлив тот, кто счастлив дома» направлен на формирование базовых семейных ценностей. Учащиеся на этом классном часе в форме игры строят счастливый семейный дом, работая в группах, выбирая, кирпичики с какими словами будут заложены в фундамент дома, какие в стены, а какие в крышу. На данном классном часе проводится анкетирование «Духовная близость детей и родителей» с целью выявления и корректировки проблем во взаимоотношениях между подростками и родителями. Фотовыставка «Семейные радости» направлена на сближение родителей и детей при подготовке материалов к выставке. Этическая беседа «Как научиться оправдывать доверие» способствует формированию уважительного отношения к родителям. Классные часы «Мальчик - юноша - мужчина. Встреча отцов и сыновей», «Девочка - девушка - женщина. Встреча матерей и дочерей» приурочены к Дню защитника Отечества и Международному женскому дню. Проходят в форме задушевного разговора. Формируют ценности отцовства и материнства, затрагивают особенности полового развития, ценность здорового образа жизни для того, чтобы стать хорошим семьянином.

Срок выполнения групповых проектов: «Выставка семейных реликвий» -2 недели. Педагогические цели проекта: формирование ценностного отношения к истории семьи на наглядном и доступном материале; развитие чувства здоровой семейной гордости. Выходы (продукты) проекта: альбом «Выставка фотографий семейных реликвий» (от каждой группы). Форма презентации проекта: выступление групп на классном часе с приглашением родителей участников проекта.

Круглый стол совместно с детьми и родителями «Как не стать Фомой, не помнящим родства?» направлен на формирование ценностного отношения к кровному родству. Конкурс стенгазет и плакатов «Дети и взрослые» способствует сближению родителей и детей при подготовке материалов к конкурсу.

В 8 классе проводим диагностику, планируем работу на учебный год при сотрудничестве с родителями. Можно провести классные родительско-ученические собрания; тематические конференции родителей и детей по параллелям («Права и обязанности родителей и детей», «У опасной черты», «Вглядимся друг в друга повнимательнее» и т.д.).

Таблица 3.

Примерный план воспитательной работы

классного руководителя по формированию семейных ценностей в 9 классе

Месяц

Форма

Название мероприятия

Сентябрь

Родительское собрание

«Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми»

Октябрь

Классный час

Анкетирование учащихся

«Свет в родительском окне пусть не гаснет никогда!»

«Культура семейных отношений»

Ноябрь

Дискуссия

«Любовь и влюбленность»

Декабрь

Классный час

«Здоровье семьи и будущего потомства»

Январь

Защита индивидуальных проектов с приглашением родителей

«Дом, построенный мною»

Февраль

Интервью

«Образцовая семья»

Март

Читательская конференция

«Отцы и дети: перекличка поколений»

Апрель

Конференция

«Укрепление семейных традиций»

Май

Создание фотоальбомов

«История моей семьи»

В 9 классе обучающиеся способны оценивать основные функции семьи уже на более глубоком уровне. На родительском собрании «Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми» родителям даются рекомендации о способах взаимоотношений с девятиклассниками. Классный час «Свет в родительском окне пусть не гаснет никогда!» направлен на формирование уважительного отношения к родителям, взаимопомощи. Дискуссия «Любовь и влюбленность» позволяет в процессе обсуждения видеть различия между истинной любовью и временным увлечением. Классный час «Здоровье семьи и будущего потомства» рекомендуется провести в форме лекции с приглашением специалиста-медика.

Сроки выполнения индивидуальных проектов «Дом, построенный мною» - 2 недели. Цель - формирование способности проектировать свою будущую семейную жизнь, ценностного отношения к теплу семейного очага. Продукт оформляется в виде мультимедийной презентации. Защита проектов на классном часе с приглашением родителей.

Для проведения интервью «Образцовая семья» за две недели назначаются корреспонденты среди учащихся. Выбирается семья города или школы, которую можно назвать образцовой. Учащиеся составляют вопросы интервью. Приглашают выбранную семью на классный час. Читательская конференция «Отцы и дети: перекличка поколений» проходит в городской библиотеке. Докладчики готовят выступления о взаимоотношениях родителей и детей на материалах известных произведений литературы. Конференция «Укрепление семейных традиций» направлена на формирование ценности традиций семьи. Создание фотоальбомов «История моей семьи» способствует сближению учащихся и родителей в процессе совместной деятельности, формирует ценностное отношение к кровному родству.

При переходе в старшую школу необходимо обучать школьников проектированию будущей семейной жизни. Особое место занимает 11 класс, когда учащиеся должны окончательно определиться с выбором будущей профессии, осознанно подойти к роли будущего семьянина.

Таблица 4.

Примерный план воспитательной работы

классного руководителя по формированию семейных ценностей в 11 классе

Месяц

Форма

Название мероприятия

Сентябрь

Родительское собрание

«Взаимопонимание и равенство в семье»

Октябрь

Классный час

Анкетирование учащихся

«Я - будущий семьянин»

«Идеальная семья»

Ноябрь

Игра

«Идеальный муж»

Декабрь

Упражнение

«Какой я родитель»

Январь

Философский стол

«Родство кровное и родство духовное»

Февраль

Интерактивное занятие

«Как правильно вступить в брак»

Март

Круглый стол совместно

с родителями

«Современная любовь»

Апрель

Мини-лекция

«Беременность и рождение здорового ребенка»

Май

Защита индивидуальных проектов с приглашением родителей

«Традиции моей будущей семьи»

На родительском собрании на тему «Взаимопонимание и равенство в семье» поднимаются вопросы взаимоотношений между выпускниками и их родителями.

Классный час «Я - будущий семьянин» направлен на формирование ответственного отношения к предстоящей семейной жизни и родительству. Проводится анкетирование «Идеальная семья» с целью выявления представлений старшеклассников об идеальной семье.

Задача игры «Идеальный муж» - определить основные черты характера, умения и навыки, необходимые мужчине (женщине) для создания благополучной семьи. Участники делятся на две группы (мужскую и женскую) и составляют психологический портрет идеального мужа и идеальной жены. После обсуждения результатов участники проводят индивидуальную работу - оценивают себя по пятибалльной шкале по каждому указанному в психологическом портрете качеству. Приходят к выводу - чтобы приблизиться к идеалу, необходимо много работать над собой.

Процедура проведения упражнения «Какой я родитель?» подразумевает разделение учащихся на пары. Школьники пытаются представить партнера в роли родителя, давая свободу своему воображению. Затем желающие рассказывают о том, что им удалось увидеть в другом. Ведущий использует информацию для организации дискуссии.

Философский стол «Родство кровное и родство духовное» позволяет в нетрадиционной форме обсудить проблемы соответствия кровного и духовного родства. На круглом столе «Современная любовь» совместно с родителями старшеклассники обсуждают современные проблемы взаимоотношений между полами.

Интерактивное занятие «Как правильно вступить в брак» подразумевает включение всех учащихся в процесс обсуждения, поднимаются вопросы любви и влюбленности при вступлении в брак, проводится дискуссия «Гражданский брак», рекомендуется пригласить специалиста городского Отделения ЗАГСа.

В ходе мини-лекции «Беременность и рождение здорового ребенка» ведущий освещает вопросы физиологии беременности и родов. Обращается к учащимся с вопросами: «Какой возраст считается оптимальным для рождения первенца?», «Какое влияние на беременность могут оказывать вредные привычки?», «Каким образом школьники укрепляют свое здоровье, чтобы быть готовыми к моменту рождения ребенка?». Для проведения лекции рекомендуется пригласить специалиста-медика.

Сроки подготовки индивидуального проекта «Традиции моей будущей семьи» - 2 недели. Цель - обучение проектированию будущей семейной жизни, формирование ценностного отношения к семейным традициям. Продукт оформляется в виде мультимедийной презентации, защита на классном часе с приглашением родителей.

Таким образом, при планировании воспитательной работы по формированию семейных ценностей классному руководителю необходимо соблюдать индивидуальные и возрастные особенности школьников, проводить диагностику сформированности семейных ценностей на каждом возрастном этапе, учитывать важность мероприятий не только с учащимися, но и с их семьями.


Список литературы:

1.Алоева М.А. «Классные часы в 5-7-х классах», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003.

2.Внеклассные мероприятия: 8 класс. / Авт. - состО.Г.Черных. _ М.: ВАКО, 2008.

3.Дереклеева Н.И. «Родительские собрания», Москва «ВАКО» 2005.

4.Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2008. - 352 с.

5.Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе: Методика диагностирования семьи учащегося школы. Материалы в помощь педагогу, организующему воспитательную работу с родителями учащихся. - Самара: Изд-во СГПУ, 2007. - 20 с.

6.Диденко Т.И. «Сборник классных часов и родительских собраний», Ростов-на-Дону «Феникс», 2003.

7.Задания по обществознанию: 8 класс. / Л.Н.Боголюбов и др. - М: Школа-Пресс, 2010.

8.Ковалева Н.В. «Родительские собрания в 5-7-х классах», Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003г.

9.Круглова Т.Ф. Белоусова Г.В. Структура концепции воспитания школы русской культуры МОУ СОШ № 2 г. Пикалево // Завуч. 2002. № 1. С. 37-66.

10.Кузьмина Е.В. Моя программа воспитательной работы с классом // Классный руководитель. 2008. № 4. С. 58-65.

11.Лунина Е.И., Шепурева Н.С. «Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.

12.Материалы Госкоммолодежи Республики Башкортостан, утвержден Указом Президента Республики Башкортостан, от 26 сентября, 2006 г. № УП-415.

13.Материалы лицензирования кино-видеофильмов, от 13.09.1996 г. № 1091 и 17.11.2000 г. № 859.

14.Материалы об административных нарушениях, утвержденных законом, от 11 июля 2006 .

15.Постановления и рекомендации Совета Исламской Академии правоведения (Фикха). Москва, 2006 .

16.Программа тренинговых занятий для старших подростков по подготовке к семейной жизни «Основы семейного благополучия» / Сост. Е.Г. Тонкопеева, С.В. Слесарева, Г.И. Комарова; Под ред. Е.Б. Шашариной, Т.И. Штейн. - Самара: ООО «ОФОРТ», 2007. - 36 с.

17.Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы: 5-9 класс. - М.: ВАКО, 2008. - 176 с.

18.Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями: методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Глобус, 2009. - 256 с. - (Воспитательная работа).

19.Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г.Г.Моргулец. - Волгоград: Учитель, 2011. - 183 с.

20.Шепелева Г.Г., Сотникова С.В. Классный руководитель и семья: как организовать эффективное взаимодействие // Воспитание школьников. 2012. № 5. С. 24-30.

21.Шин С.А. «Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин для учащихся 8-х классов, Ростов-на-Дону, «Феникс» 2002.

22.Энциклопедический словарь биографий современников «Вся Россия, XXI век, Республика Башкортостан», I-II тома, 2006 .

Интернет-ресурсы:

1.Загладина Х.Т., Карасева Е.О., Харисова Л.А. Григорьев Д.В. Диагностические материалы, определяющие уровень сформированности семейных ценностей у обучающихся и их родителей [Электронный ресурс]: Институт системных исследований и координации социальных процессов. - 2007-2012. - Режим доступа: isiksp.ru, свободный.

2.Метод проектов [Электронный ресурс]: exdat. - 2000-2012. - Режим доступа: rudocs.exdat.com, свободный.

3.Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» [Электронный ресурс]: МАОУ Домодедовская гимназия № 5. - 2013- Режим доступа: domgimnaziya5.ru, свободный.




© 2010-2022