Доклад, Межнациональные семьи и проблема воспитания детей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад «Межнациональные семьи и проблемы воспитания детей». Жалгасбаева Альбина Булатовна

Жизнь на нашей планете - живой процесс, не знающий определённых границ, и общество сегодня - мультикультурное и мультитрадиционное. Этому остается только порадоваться. Говорят, очень интересные личности вырастают именно в семьях, где родители несут в себе традиции разных народов. Культурные особенности влияют на такие аспекты семейных отношений, как стиль общения, воспитание детей, восприятие супружеских ролей, предпочтения в еде, отношение к религии, стиль переговоров и многое другое. У каждого человека в жизни есть несколько вещей, ради которых он готов пожертвовать всем, что имеет. Одной из них является семья. Мы можем долго рассуждать об отношениях в семье, внутренних конфликтах, однако, роднее и ближе, чем твоя собственная семья нет никого. Каждому хочется иметь надежный тыл, куда можно вернуться в любой ситуации, и где тебя будут ждать и всегда будут рады твоему возвращению. Именно таким местом и являются наши семьи. Перед людьми, которые вступают в межнациональный брак и сталкиваются с культурными различиями, стоит задача решить для себя, в каком объеме они собираются включать другую культуру в свою жизнь. Такая семья - это малая, но весьма важная ячейка полиэтнического общества. Именно в ней можно увидеть всю сложность межэтнического взаимодействия. При правильном и разумном сочетании культурных особенностей различных этнических групп внутренняя атмосфера в таких семьях способствует утверждению толерантности, черт интернационализма, уважения и терпимости к обычаям и традициям разных этносов, что в итоге приводит к стабильности межнациональной семьи. Вместе с тем в межнациональных семьях возможны противоречия и конфликты. Наиболее гармонично отношения развиваются в парах, где наблюдается частичный отказ обоих партнеров от некоторых аспектов своей культуры и интеграция определенных культурных особенностей партнера в свою жизнь. Очень важно, как происходят интеграция культурных элементов, активное их взаимодействие и передача детям. Взаимная адаптация супругов в семьях представляет собой весьма сложный процесс, что требует создания благоприятных условий для их существования и развития. Распространение национально-смешанных браков способствует постепенному стиранию в обыденном сознании и поведении людей национальных и религиозных барьеров. Я хочу привести пример межнациональной семьи, которая дружно живет в браке более 30 лет. Папа по национальности бурят, выходец из Хоринского района. Мама по вероисповеданию является мусульманкой. По национальности - крымская татарка, выросла в Узбекистане. Воспитывалась Эльмира, так звать маму, в строгих правилах мусульманской религии. Папа (Радна) во время службы в армии подружился с ребятами из Казахстана. После демобилизации по приглашению друзей Радна уехал жить в город Алма-Ата. В прекрасном городе Радна и Эльмира встретились, полюбили друг друга и решили пожениться. Тут и начались сложности. Родители Эльмиры не хотели, чтобы дочь выходила замуж за немусульманина. После долгих утомительных переговоров свадьба состоялось. Радне очень повезло, что жена оказалась умной, покладистой, хорошей хозяйкой. Эльмира с большим уважением и трепетом относится к своему мужу, к родственникам мужа, старается говорить на бурятском языке, но это ей очень трудно. Супругам пришлось многое узнать об обычаях и традициях бурятского и татарского народов, об особенностях буддийской и мусульманской вероисповеданий. Семья всегда отмечает праздники «Сагаалган» и «Новруз». Детям родители дали бурятские имена Агван и Алдар. В детском саду, в школе окружающие часто удивлялись необычным именам мальчиков, интересовались, что же это за странные имена. Мальчики всем говорили, что они по национальности буряты, и носят они бурятские имена. При получении паспорта у младшего сына случилась курьезная ситуация. В графе национальность Алдар указал, что он бурят. Представитель паспортного стола, был удивлен и спросил у него, что за такая нация - буряты, не лучше ли ему быть татарином, раз мама у него татарка. Алдар был настойчив, не согласился на предложение чиновника. К сожалению, дети не владеют бурятским языком, в семье чаще всего говорят на русском языке. Живя в Казахстане, вся семья прекрасно говорит на казахском языке. Члены семьи любят готовить блюда из бурятской, казахской и татарской кухни. Живя далеко от Бурятии, Радне трудно было приобщить детей в полной мере к культуре и традициям бурятского народа. Сыновьям ближе и понятнее оказались казахские и татарские обычаи. Особенно тяжело бабушке из Бурятии принять такую ситуацию с внуками, которым роднее и ближе мамины родственники, мусульманские праздники, обычаи и традиции. Большинство ключевых моментов в семейной жизни связано с образом жизни, ценностями, привычками и традиционными ожиданиями супругов, обусловленными, зачастую, их этнической принадлежностью. Межэтнические браки являются формой взаимоотношений мужчины и женщины, В другой межнациональной семье Хайдаровых дела обстоят сложнее. Мама Туяна выросла в городе Улан-Удэ, закончила БГУ. А папа Искандер уроженец солнечного Узбекистана. В семье растут три прекрасные дочки. Воспитанная в духе равноправия полов, Туяна негативно восприняла главенство супруга и подчинение ему как главе семьи. Папе, как мусульманину, в начале семейной жизни не понравилось независимое поведение жены. После многократных ссор оба супруга пришли к выводу, что надо уважать мнение друг друга, необходимо уступать и уметь договариваться. Если муж и жена не едины в религиозных взглядах - это серьезная проблема, которая влечет сложности в воспитании детей, в приобщении их к религиозной традиции. Туяна прочитала много литературы об исламе, а Искандер стал чаще бывать в буддийских храмах и интересоваться буддийской верой. Детям супруги рассказывают не только о буддизме и исламе, также стараются воспитать толерантное отношение к другим верам. Межэтническая культура проявляется во всех областях жизнедеятельности: в языках, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве. На формирование межэтнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад людей, живущих вместе. Папа считает, что в воспитании детей решающей должна быть власть отца. Девочки с ранних лет слышат о том, что надо быть покорными будущему мужу, "ибо повиновение ему равно повиновению богу". Но мама не согласна с таким взглядом мужа. Она считает, что мужу не помешало бы быть современнее, и, живя в российском обществе, Искандер должен пересмотреть свои некоторые взгляды на жизнь. Родители большое внимание уделяют привитию нравственных качеств. Строго следят, чтобы девочки не приучились пить пиво и другие алкогольные напитки, курить и праздно проводить время. Папа строго следит за тем, как одеваются дети, как общаются с мальчиками. Старшие дочери хотят одевать короткие юбки, открытые сарафаны, другие модные новинки, но боятся осуждения со стороны отца. По этому поводу в семье происходят конфликты. Мама всегда на стороне девочек. Дети из смешанных семей должны выбирать себе одну из двух национальностей. Обычно дети выбирают национальность того родителя, кто имеет более высокий культурный, социальный и этнический статус. Решающее значение имеет преобладающая этническая среда. В частности, дети от браков русских женщин с мужчинами других национальностей, но проживающих на территории России, и особенно в городах, где преобладающее большинство населения являются русскими, чаще всего считают себя русскими. В семье Хайдаровых девочки себя называют метисками, но в различных анкетах, где нужно указать национальность, пишут, что они бурятки. Для детей выбор национальности является сложным вопросом. Папа переживает из-за этого. Здесь дело не в крови родителей детей, а в каких условиях будет формироваться личность, среди каких народов ребенок будет расти. Наиболее желательным в мусульманской семье является рождение мальчика. Искандеру хочется, чтобы родился ещё один ребенок, долгожданный мальчик. А мама считает, что в семье достаточное количество детей, у них большая задача - воспитать достойных людей и дать девочкам отличное образование. Взаимоотношения в семье во многом зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от личных качеств, характера родственников. Все эти аспекты прямо или косвенно связанны с культурой, обычаями этноса каждого супруга. По мнению психологов, межнациональные браки учат общество терпимости и умению с пониманием относиться к представителям разных наций, способствуют улучшению отношений между странами и этносами. Длительный опыт совместного проживания, развитие двустороннего двуязычия, культурного взаимовлияния, распространение межэтнических браков обуславливают надёжную степень толерантности в общении. Безусловно, этническая толерантность во многом определяется длительностью совместного проживания, развитием многообразных форм межкультурного взаимодействия, поскольку она по своему значению и должна, прежде всего, формироваться в культуре. Благодаря таким семьям чаще и больше обсуждаются и разрешаются правовые коллизии между государствами, нарастает взаимная заинтересованность культурой и историей общественной жизнью другого народа, стимулируется социальное сотрудничество.

Литература:

1. Анашкина Г.П. Шабалина Л.П. Кто на ком женится // Симбирский курьер. - 1994 2. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. М; 1998 3. Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки// Семья и семейная политика. М.: Институт социально-экономических проблем народонаселение АН СССР, 1991 . С. 2.Гвинишвили Д.М. Краткий словарь по социологии: Учебное пособие / Д.М. Гвинишвили, И.И. Лапина. - М.: Политиздат, 1989.

© 2010-2022