Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях современной школы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Требования к профессиональному развитию педагогов

в условиях современной школы

Ю.А.Осокина, учитель английского языка

МКОУ «СОШ № 20», город Шадринск

Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, что знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня - таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой настолько зависела бы судьба каждого человека и всего народа.

Современная образовательная система требует постоянного повышения профессионального уровня педагогических кадров. Непрерывность профессионального развития является необходимой для профессионального и личностного индивидуального опыта педагога.

Профессиональное развитие - это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности. Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества.

Современный учитель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог - это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому основным направлением работы на современном этапе развития общества является развитие профессиональной компетентности учителя. Компетентный учитель - это специалист, имеющий основные психолого-педагогические знания, овладевший профессиональными умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но и управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения в области образования.

Таким образом, развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

- Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах. В рамках работы методических объединений нашей школы у меня есть возможность посещать уроки и внеклассные мероприятия моих коллег и участвовать в обмене опытом. Всё это играет огромную роль в развитии профессиональной компетентности.

- Инновационная деятельность педагога. Кроме того, что я учитель, я ещё и классный руководитель. Как классному руководителю мне очень интересно работать в школьной образовательной сети «Дневник. ru» и общаться со всеми участниками образовательного процесса в режиме on-line.

- Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, форумах, обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Работая в школе уже шестнадцать лет, я стараюсь сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт моей работы. Работая над какой-либо новой темой, я неизменно советуюсь с коллегами, рассказываю им о своих трудностях, сомнениях. Так появляются ценные мысли, нужные факты, которыми я в свою очередь готова поделиться с моими коллегами- молодыми специалистами.

- Аттестация педагогов, повышение квалификации.

- Самообразование.

Одним из наиболее распространенных способов профессионального развития педагога является повышение квалификации. Педагогическая деятельность не допускает скидок на недостаточную квалификацию: высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний. В результате повышения квалификации педагог овладевает новыми методами решения профессиональных задач, повышает свой профессиональный уровень, что особенно важно в постоянно меняющихся условиях и требованиях общества. А в современных условиях развитие педагога приобретает особое значение: он должен не просто выдавать обучающимся определённую сумму знаний, его задача- учить ребёнка учиться, научить самостоятельно мыслить, находить, использовать и создавать новые знания.

Важным требованием к профессиональному развитию педагога является его профессиональное саморазвитие. Педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. Обычно движущей силой профессионального самообразования выступает потребность в самосовершенствовании.

Невозможно быть современным учителем без соответствующего культурного и интеллектуального уровня. Такой учитель не интересен ученикам, он ограничен только знанием своего предмета. Несомненно, развитый интеллект и общая культура личности - это тот фундамент, на котором строится любая педагогическая технология.

В моей педагогической деятельности процесс самообразования играет очень важную роль. Ведь для того, чтобы учить других, я должна знать больше, чем все остальные. И вся моя жизнь- это ежедневная работа с информацией, ведь готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию возникает необходимость поиска и анализа новой информации. А узнавать новое всегда интересно.

Педагог несёт ответственность за судьбы детей, поэтому постоянное пополнение психологических знаний - его профессиональный и моральный долг. Ведь некомпетентность в области психологической подготовки ведёт к постоянному появлению «трудных» детей, к психологическим травмам, которые дают о себе знать всю жизнь, к сломанным судьбам. И причина этого - неумение определить максимальные возможности ребёнка, невнимание к возрастным и психическим особенностям. Понимая, что учитель должен быть тонким психологом, я стараюсь чувствовать, чем живут мои ученики в школе и за её стенами.

Нельзя недооценивать и другую сторону учительской деятельности - развитие артистизма, педагогической техники, исполнительского мастерства, которые являются важным средством педагогического воздействия. «Артистизм» учителя - это высокое мастерство исполнения, виртуозность, что невозможно без подготовки по всем перечисленным направлениям и требует от педагога искренности и достоверности переживаний.

Таким образом, самообразование педагога - это не просто работа над методической темой, это подлинное саморазвитие и самосовершенствование, которое даёт ему ощущение личностного роста, уверенность в своей значимости и необходимости, осознание высокой миссии учителя.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения.

Безусловно, учитель- профессия творческая, а творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану, проводить одни и те же классные часы. Я нахожусь в постоянном поиске новых эффективных методов и приёмов работы, чтобы работа была интересной и доставляла удовольствие мне и моим ученикам.

Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку в творческих, доблестных делах человека - важнейший источник его роста.

Современный педагог должен осознавать необходимость развития в себе качеств личности, помогающих работать на уровне современных требований, таких как креативность (способность к творчеству), вариативность и мобильность мышления, эмпатийность (способность сопереживанию), перцептивность (способность к восприятию нового), толерантность - терпимость к инакомыслию, рефлексивность, контактность в общении, коммуникативность и диалогичность.

Для успешной педагогической деятельности, специалист должен обладать такими профессиональными навыками как профессиональная готовность, педагогическая компетентность, профессиональное самосознание, готовность к педагогической деятельности, педагогическое общение, профессиональное саморазвитие, стремление к повышению квалификации. Без стремления к выполнению данных требований педагог не может быть в полной мере профессионалом в своей деятельности.

Кроме того, для успешной деятельности педагог должен осознавать и усваивать представления современного общества о предъявляемых к нему требованиях, стремиться к постоянному профессиональному развитию и саморазвитию, к обеспечению высокого уровня обучения учащимся. В процессе профессионального развития педагог реализуется в системе образовательной среды, достигает большего успеха в своей деятельности, его работа становится более эффективной, повышается уровень его профессионализма. Учитывая перечисленные требования, педагог может работать более организованно, может ориентироваться сам и ориентировать учащихся на современные установки общества.

Таким образом, современное образовательное пространство нуждается в инициативных, творческих педагогах, способных к постоянному самообразованию, саморазвитию, поиску новых эффективных способов преподавания.

Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации системы образования России.



© 2010-2022