Воспитательский час на тему: «…К родным причалю берегам»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательский час на тему: «…К родным причалю берегам».

Цель: продолжить коррекционно - воспитательную работу с детьми специальной (коррекционной) школы VIII вида по гражданско-патриотическому направлению.

Автор: Бокарева Е.Б. воспитатель МОУ С (К)ОШ-И №7 VIII вида, г.Олекминска. 2015г.

Цель занятия: Расширить знания детей о культурной жизни г.Олекминска. Познакомить с жизнью и творчеством олекминского учителя и поэта Анатолия Дмитриевича Симухина. Посвятить работу группы Дню города и году литературы.

Задачи: 1). Продолжить воспитание гражданско - патриотических чувств;

2). Продолжить экологическое воспитание;

3).Коррекция эмоциональной и эстетической сфер личности;

4).Коррекция нравственно - духовной сферы;

5).Коррекция памяти, внимания, речи.

Предварительная работа: 1).Установочный воспитательский час с целью

выявить интересы детей, их уровень знаний по теме;

2).Распределить фронт работы во времени, с учетом пожеланий детей;

3).Оформление стенда «Звонкая весна»;

4).Сбор архивного материала (письма, фотографии, черновики);

5).Интервью с людьми, лично знавших А.Д. Симухина;

6).Посещение районного краеведческого музея им. Строда;

7).Посещение районного музея педагогики;

7).Разучивание стихов, сценок по произведениям поэта;

8).Чтение статей в газетах и журнале «Полярная звезда» о А. Д. Симухине.

Ход занятия.I Часть. Воспитатель начинает беседу с постановки цели, темы занятия и кратких биографических данных об А. Д. Симухине.

О матери сведений нет. Отец - Симухин Дмитрий Иванович - олекминский мещанин, родился в г. Красноярске Енисейской губернии в 1828 г. Сам он был русский, православный, безграмотным, но своих трех детей учил в олекминской городской церковно - приходской школе. А.Д. Симухин был первым ребенком, он родился 3 апреля 1888г. младший брат - Дмитрий Дмитриевич родился в 1897г. и средняя сестра Милитина Дмитриевна.

Отец по своему социальному статусу был мещанином, домовладельцем. В г.Олекминске ему принадлежали два дома. Один шести квартирный и один двух квартирный. Дома располагались на Спасской площади и в скопеческом селении Спасское. Кроме этого Дмитрий Иванович занимался хлебопашеством и огородничеством. Все трое его детей выросли очень грамотными и культурными людьми. Дмитрий Дмитриевич и Анатолий Дмитриевич стали учителями - словесниками.

Анатолий Дмитриевич, закончил Иркутскую духовную симинарию в 1915г. и начал работать учителем в г. Олекминске. Уже в начале 20-х годов был одним из лучших педагогов района. Он работал в с. Кыллах и с. Бердинка. Затем с открытием полеводческого техникума в г. Олекминске, стал преподавателем словесности. Среди его учеников был знаменитый Якутский поэт и писатель, переводчик и публицист Лев Львович Габышев.

Как талантливый и творческий учитель Анатолий Дмитриевич нестандартно подходил к учебному процессу. В своей работе он очень часто использовал стихи, сценки собственного сочинения, глубоко изучал методическую литературу, наблюдал жизнь и явления природы, человеческие характеры, взаимоотношения человек - человек и человек - природа. Его сценки, стихи часто использовались на школьных праздниках, в театральных постановках.

А.Д. Симухин оставил добрую память о себе в нашем городе. Он являлся активным защитником природы, учил любить и беречь все живое. Пробуждал искренние чувства у детей и взрослых.

К сожалению, его творчество не так хорошо известно широкому кругу читателей г. Олекминска. И совершенно не заслужено. Вся поэзия Анатолия Дмитриевича проникнута яркими солнечными звуками. Легкая стройная композиция и узнаваемые сюжеты делают его стихи понятными и доступными всем возрастам. Его настоящая идущая от души лирика, никого не оставит равнодушным.

II Часть. 1чтец: У каждого человека есть своя Родина. Это уголок земли, где он родился, где прошло его детство, где он дружил, ходил в школу.

Чувство любви к Родине человек сохраняет на всю жизнь. Оторвавшись от родных корней, человек часто теряет себя. Где бы ты не родился, или в большом городе, или в маленькой деревне - нет для тебя милее и любимее места в мире. Сколько песен, стихов, картин написано о родном доме, о семье, о природе родного края. Счастье, если ты можешь сказать: «Я живу на Родине». Любовь к родине - великое чувство. Оно заставляет человека творить добро, идти на подвиг, создавать прекрасное. Поэты - это люди, которые в своем творчестве отражают красоту и величие окружающего мира. Заставляют нас увидеть эту красоту, все то, что порой ускользает от нашего беглого взгляда.

« Вдали от родины»

Мое родное захолустье в краю чужом я не забыл.

Привет тебе, родное устье, где сетью рыбу я ловил!

Привет вам, тихие долины, где я бродил, влюблен в пейзаж!

,Привет вам, сосны - исполины, я помню звон вечерний ваш!

И что он пел в часы разлуки, когда, грустя, я уходил.

Те милые, родные звуки я на чужбине не забыл.

О, Лена, Лена, ширь родная, я возвращусь к твоим волнам

И шуму сосен вновь внимая, к родным причалю берегам!

Как просты, и в то же время наполнены великим чувством, эти строки. Анатолий Дмитриевич без громких пафосных слов, передает нам всю свою любовь к олекминской земле, одним взмахом оглядывая, знакомые родные пейзажи, звуки родины. Мы словно сами видим, и сосновый бор на горе, и могучую красавицу Лену. Во время чтения стихотворения на экране демонстрируются слайды фотографий природы олекминского края.

III Часть.2 чтец: «Первенец весны» - это нежное лирическое стихотворение дает возможность поэту высказать свое душевное волнение. Даже простой неприхотливый цветочек привлекает его внимание. Поэт видит в нем нежного друга, который несет ему весну. Анатолий Дмитриевич тонко чувствует переход одного времени года в другое. В тоже время - это очень грустное произведение. Поэт одинок, как и его цветочек, но он дает ему чувство надежды.

« Первенец весны»

Еще в лесах, да и в полях снега лежат, а на припеке

Уже успел расцвесть прострел - весны питомец одинокий.

И, как бокал, цветок я взял своею трепетной рукою

И, кинув взор на темный бор, его приветствую с весною.

Несу домой цветочек мой, шагая через снег и лужи.

А ветерок звучит, как вздох, еще в лицо, мне вея стужей.

Но первоцвет тепло одет, осколком солнышка украшен;

Пушист, мохнат его наряд, И вздох зимы ему не страшен.

На экране фотографии бутонов и цветов подснежника.

IV Часть. 3 чтец: Воспоминаний об А. Д. Симухине очень мало. Он был скромным неприхотливым человеком. Не жаждал славы и не выпячивал свой талант, не требовал преклонения. Но все-таки, кое-что мы о нем знаем от людей, которые общались с ним лично. По воспоминаниям Зинаиды Якубовны Рыбниковой - А.Д. всегда пропускал в очереди в магазине вперед себя покупателей, объясняя это тем, что другим людям нужнее, что они торопятся. А вот что пишет младшая дочь Л. Л. Габышева - Люция, в газете «Илин»№4 за 2000г. в статье о своем отце «Доминантой его жизни была любовь». Всегда было праздником, когда к нам приезжал поэт А.Д. Симухин. В первый раз он поразил нас тем, что в суп с макаронами примешивал горчицу и, оправдываясь, говорил: «Вот с горчицей этак вкуснее». Понимая, какое значение имела его личность для папы, все в нашем доме прониклись к нему бескорыстным чувством глубокого уважения. Мы робели перед ним, а он читал свои вирши о природе и птицах, о родной Олекме, взмахивая в такт своими худыми тонкими руками, словно дирижируя. После обеда или ужина взрослые уединялись, в кабинет, и мы не смели шуметь. Потому что за дверью происходило таинство, для постижения которого мы были малы. До нас доносились отрывки стихотворений, споры, долго льющаяся беседа, прерываемая легким смехом мамы. Тогда в 1958 г. мы гостили у А.Д. Симухина в Олекме, он подарил мне детскую тарелочку, где был изображен поросенок Наф - Наф, строящий домик. Перевернув тарелку, старый учитель, сказал своим тихим глуховатым голосом: «Учись правильно строить эту жизнь!».

Стихи, которые, писал Симухин, папа из года в год носил в редакции, пытался втиснуть в издательские планы. Но их всегда возвращали с откликами: слог устаревший, не современно, так не пишут. Отец жутко переживал. Можно тысячу раз подивится, не сдавшимся до последнего часа таланту, трудолюбию скромного, глубоко душевного человека - поэта из маленького приленского городка, воспевшего его окрестности, - остановить которого могла только смерть. Отец всю свою жизнь хранил рукописи учителя, приводил в порядок, систематизировал, сшивал, отдавал печатать на машинку. Он был уверен, что придет время и поэт будет востребован. Сегодня перечитывая негромкую поэзию Симухина, где прелесть его стихов в простоте и народности. В них, напрочь, отсутствуют глас пятилеток, госпланов, мудрости компартии, освоения космоса.

В это время на экране фотографии Л.Л. Габышева и его детей, виды старого города Олекминска.

V.Часть. 4 чтец: у А. Д. Симухина много замечательных стихов о животных, птицах, насекомых. Его рукописный литературно - художественный сборник для детского чтения за 1958г. «Будь защитником пернатых друзей!» начинается такими строчками:

Мир полон разных насекомых,

Знакомых нам и незнакомых.

Они едят стебли, плоды

И нам вредят на все лады.

А птичкам - то нужны букашки-

Вот тут и польза нам от пташки.

И птиц не будь хотя б неделю-

Конец пришел бы земледелию!

Сценка «Ох уж этот воробей!» Действие происходит в прогале дачного сада.

Ближе к середине сцены виден угол дома. За тыном - огородные поля. Действующие лица насекомые: хлебный жук, кобылка, бабочка - капустница, капустный червячок. Сценарий в приложении. Роли исполняют взрослые.

В ноябре 2007г. наша группа принимала участие в акции «Добрая зима», которую организовал Экологический Центр. Дети рисовали, писали сочинения о зимующих птицах, делали кормушки.

« Прилетайте в гости к нам».

Воробьи - птицы, которые живут рядом с нами. Небольшая воробьиная семейка и одна синичка нашли приют возле форточки в нашей комнате. Они нас почти не боятся. Когда в комнате тихо, то они весело залетают и суетятся на столах, под кроватями, сидят на батареях и цветах. Очень приятно смотреть на них, наблюдать за их повадками. Наши воробышки могут поведать нам об изменениях в погоде. Если они нахохлятся, как пушистые комочки - это к морозу. К теплу - воробышки начинают звонко переговариваться друг с другом. Мы их никогда не пугаем, насыпаем хлебных крошек на стол. Птицы очень дружелюбные божьи создания приносят человеку пользу и поднимают настроение.

« Спешите делать добро».

Зимы у нас в Якутии долгие, холодные, вьюжные. Птицам, которые зимуют вместе с нами, приходится очень трудно. Когда снег закрывает кустики с ягодами, семена растений, птички начинают сильно голодать. А голод для птиц страшнее, чем холод. В поисках еды птицы обращаются к людям. В середине зимы можно часто увидеть стайки снегирей, синиц, которые кружат возле человеческого жилья.

Для того, чтобы зима для птиц была доброй, нужно нам всем с добром отнестись к ним и помочь выжить им в суровую стужу.

« Поможем птичкам».

Зимой хорошо делать кормушки. Они бывают разные. Например, из пакета для молока, из пластиковой бутылки или банки, из картона. Можно изготовить кормушку в мастерской из фанерки. Для синиц развешать маленькие кусочки сала на веточках. В парке под деревьями насыпать зерен и семена.

Нельзя обижать птичек зимой. Они и так страдают от холода. Мы поможем птичкам, а они порадуют нас весной веселым чириканьем и своими песнями.

Воробей

.

Чивик-чивик…скоком…боком…

Это скачет воробей:

К хлебным он крадется крохам,

Что я кинул у сеней.

Клюнул раз, другой-и в крышу;

Но лишь смолк докучий крик-

Уж опять я труса слышу

Чивик-чив…и снова-прыг!

Был почти у самой двери,

А теперь уж над трубой:

Что ты так трусить-то серый,

Коль соседи мы с тобой!

Я в дому, а ты под кровлей

Отыскал себе приют,

Ну и кушай на здоровье,

Что тебе я бросил тут.

Чивик, чивик…скоком…боком…

Снова скачет воробей.

Чивик, чивик…боком…скоком

И опять он у дверей.

VI. Часть. А.Д.Симухин был учителем от Бога. Но, к сожалению, своей семьи у него не было. И он всю свою любовь без остатка отдавал ученикам, детям близких друзей.

Одной из его любимец О.Ю.Рыбникова. Сейчас О.Ю.Живолун - директор Районной национальной школы-гимназии.

Идут фотографии А.Д.Симухина с маленькой Олей.

Он никогда не забывал поздравить ее с днем рождения, дарил милые открытки, стихи. Сейчас О.Ю. сама поделится с нами воспоминаниями.

Выступление О.Ю. Живалун. Вопрос детей к ней: Как повлияло общение с таким талантливым человеком-учителем, поэтом

на выбор Вашей профессии, на ваши профессиональные принципы. (Учитель географии, учитель музыки. любовь к родине, к музыке, поэзии). В конце выступления подарить Ольге Юрьевне подлинник открытки.

Песня «Родная песенка» муз. Ю. Чижова в исполнении ансамбля девочек. Во время песни идет заставка из фотографий природы и детских рисунков. Фотографии старой дачи.

VII. Часть. В произведениях поэта героями становятся разные животные, проживающие в Якутии. Это и рысь, и белка, и бурундук.

« Сохатый»

Большой, осанистый, красивый. Он пулей был пробит насквозь.

И без дорог, теряя силы, идти могучему пришлось.

А гул ружья все раздается - то смерть идет еще за ним.

Порой на миг он обернется и вновь спешит, тоской томим.

Стремится он на край поляны, в темнеющий массив лесной,

Чтоб зализать свои там раны, укрывшись в глубь тайги родной.

О, да! Спасла бы лишь трущоба. Но где взять сил теперь для ног?

Стрелок и пес - проворны оба, а лес еще далек.

И он бежал, себя спасая, лесов якутских великан,

Под гул пальбы и звуки лая сочилась кровь дымящих ран.

Очень легко можно представить себе тревожную темно-зеленную тайгу, страх и боль животного. Его стремление спастись от погони. Смятение чувств, и понимание не совершенства бытия, осознание конечной гибели всего живого заставляют переживать автора. Другое его стихотворение «Льдина», тоже наполнено чувством утраты. Льдина для него грозное существо, способное сокрушить все на своем пути, но и она во власти солнца неизбежно погибает. Вот она - «плывет», «ползет», «сметает», а теперь только слезы, хрупкий звон тающих кристаллов. Поэт восхищается мощью льдины и искренно жалеет ее.

« Льдина»

В рукописи, в черновиках это стихотворение называется «Гибель льдины»

Ласкает льдину жаркий луч, но ласки эти ей не милы.

И теплый дождь с нависших туч лишил ее последней силы.

А ведь не так еще давно она свершила наступление:

Где краем вышибла окно, где крышу сбила со строения.

Проселком шла - сняла мосты, как бомбами, изрыла пашни.

Но было много красоты в такой плавучей грозной башне.

И вот она теперь в плену, лежит, увы, на косогоре,

Слезится хрупкой льдины склон, роняя звонкие кристаллы.

И слушая хрустальный звон, из трещин смотрит кустик талый.

На экране фотографии ледохода на реке Лена.

Многие годы Анатолий Дмитриевич жил один. Его родные брат и сестра жили в г.Иркутске. Но, нужно отметить, что отношения между ними были прохладные. Они практически не общались, поссорившись. Это хорошо видно из письма сестры Милитины к Анатолию.

Идет показ письма на экране. Ведущий зачитывает отрывок.

Отрывок из письма М.И.Рыбникова к Л.Л.Габышеву.

Из этих писем мы узнаем, что и в семье Симухиных бушевали старые страсти, и как люди эмоциональные они долго не могли подать друг другу руку примирения. В стихах поэта нет практически воспоминаний о родственниках, он не посвятил ни одному из них свои произведения. Это, конечно, личная трагедия автора. Поэтому, так безгранична его любовь к миру вокруг него, к школе, к ученикам к природе

Сегодня мы прикоснулись к частичке олекминской поэзии. И познакомились с творческим наследием олекминского учителя и поэта А.Д.Симухина. Для того, чтобы знать и любить свою Родину - необходимо изучать ее историю, культуру, знать памятные даты и людей, которые эту историю делали.

© 2010-2022