- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа дополнительного образования Юный журналист
Рабочая программа дополнительного образования Юный журналист
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Незнанова О.В. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель полного среднего образования - воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, профессионала в своем деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.
Модель современного выпускника отличается от прошлых социальных заказов тем, что за время обучения в школе ученик должен приобрести не только знания, но и умения и навыки самосовершенствования. Составляющие процесса самосовершенствования - самопознание, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение, саморегуляция, самоактуализация.
Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса. Одним из средств достижения данной цели может служить надпредметный (социально культурологический) проект. Данная программа по обучению теории и практике газетного дела (созданию, выпуску и распространению ученической газеты) предназначена для развития проекта «Юный журналист».
Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду является главным направлением работы кружка. Занимаясь в кружке «Юный журналист» обучающиеся смогут изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в своем жизненном и профессиональном развитии. Работа над выпусками школьной газеты предполагает непосредственное участие школьников в различных социальных акциях, рассмотрение сложных проблем общества, школы с точки зрения личного восприятия.
Значительное место в программе занимают разделы " Этика", "Эстетика", "Экология", без которых невозможно постичь культурные традиции и освоить искусство слова. На занятиях обучающиеся овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас слов.
Обучение строится на творчестве - сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, экскурсии, дискуссии, творческие задания, творческие лаборатории, пресс-конференции, встречи с интересными людьми). Допрофессиональное образование предполагает не только эстетический рост и повышение творческих возможностей, но и самореализацию. Программа направлена на выработку у учащихся основных умений:
Владение теорией газетных и телевизионных жанров;
Умение грамотно изложить информацию;
Умение видеть в произведениях искусства авторское отношение к героям и событиям;
Умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, репортажах, интервью, с точки зрения этики и эстетики;
Умение вести беседу;
Умение определять жанровую природу газетного материала, его структуру, функции языковых средств и деталей;
Умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведения искусства.
Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного и профильного обучения и обладает новизной для обучающихся.
Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.
Область обучения:
формирование творческих качеств личности;
развитие креативного мышления.
Область воспитания:
развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;
формирование умения самовоспитания и самообразования;
создание условий для самореализации;
формирование веры в себя, в свои возможности и силы;
создание воспитательно-образовательной среды, формирующей у старшеклассников потребность в самосовершенствовании.
Область социализации:
формирование высоконравственного отношения личности к себе, самоуважения, адекватной самооценки;
формирование духовно-нравственного отношения к окружающему миру;
развитие гуманистического, демократического, диалектического, экологического мышления;
осуществление деятельностного подхода в обучении;
формирование социальной активности старшеклассников;
обучение умениям самоуправления и самоутверждения в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;
подготовка обучающихся к профессиональному и жизненному самоопределению, выбору профессии.
В основе содержания и структуры данного учебного курса лежит концепция профильного образования. Программа по целевой направленности является профессионально-прикладной, развивающей, личностно ориентированной. Это специальный курс профильного обучения, в котором теория дозирована и тесно связана с практической деятельностью. Программа предполагает изучение основ журналистского творчества, теории и истории СМИ, психологии журналиста в ходе практической деятельности. Она является средством развития интереса к различным видам газетного дела: журналистике, редактированию, фотокорреспонденции, технологическому созданию газеты.
Курс ориентирован на дополнительное образование учащихся 5-8 классов (10-14 лет) и рассчитан на три года. Этот возрастной период характеризуется стремлением подростков к признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации, профессиональной ориентации.
Кружок «Юный журналист» основан на общих интересах и увлечениях. Программа работы кружка составлена так, чтобы каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объем работы. Она предусматривает групповые и индивидуальные занятия по теории и практике газетного дела.
Программа модифицирована, составлена по принципу типовой, за основу берется примерный тематический план. Она имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, мировая художественная культура, обществознание, информатика, право, экономика), в ней четко прослеживаются межпредметные связи. Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты.
Предполагаются экскурсии в редакции городских газет, типографии, встречи с журналистами.
Кружок комплектуется на основании заявлений обучающихся. Группа формируется из разновозрастных детей на добровольной внеконкурсной основе. Так как дети имеют различные базовые знания, большое внимание в программе уделяется индивидуальной работе.
По реализации программа дополнительного образования «Юный журналист» рассчитана на три года, предусматривается постепенное усложнение материала, видов практических работ, повышение требований к качеству работ обучающихся.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели программы: развитие культурологической компетентности обучающихся; создание в образовательном пространстве школы условий для успешной профильной подготовки обучающихся.
Задачи
Обучающие:
• изучение основ журналистского творчества;
-
получение знаний и умений по созданию печатного издания;
-
освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.
Развивающие:
-
развитие умений решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях;
-
развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;
-
развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
Познавательные:
-
вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;
-
развитие интереса к изучению русского языка, литературы, мировой художественной культуры, истории, обществознания, компьютерных технологий;
-
изучение истории журналистики.
Воспитательные:
-
формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
-
формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, духовно-нравственных и гражданских качеств;
• формирование активной жизненной позиции и потребности в самообразовании;
• формирование эстетических навыков.
Практико-деятельностные:
-
развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе;
-
формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
Мотивационные:
-
создание условий формирования полноценной, всесторонне развитой личности.
-
Социально-педагогические:
• формирование у обучающихся профессионального интереса к журналистике и газетному делу;
• развитие ученического самоуправления;
• формирование активной созидающей личности, такого типа личности, который востребован современным российским обществом.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Количество часов 315.
I год обучения - 105 часов (3 часа в неделю).
II год обучения - 70 часов (2 часа в неделю).
III год обучения - 105 часов (3 часа в неделю).
Рекомендуемая структура занятий:
-
Разминка (упражнения для настроя) - 5 мин.
-
Завязка (проблемная ситуация) - 5 мин.
-
Основная часть (изучение теоретического материала) -10 мин.
-
Актуализация (практические навыки) - 15 мин.
-
Подведение итогов. Рефлексия - 5 мин.
Программа I года обучения включает в себя:
-
изучение основ истории журналистики;
-
обзор современных средств массовой информации;
-
знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;
-
изучение методов сбора и обработки информации;
-
изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.);
-
освоение методов работы со словом.
К концу первого года обучения журналистике обучающиеся должны уметь:
-
выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
-
собирать информацию из разных источников и работать
-
с ней;
-
различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах;
-
общаться, не бояться выступать перед аудиторией, правильно вести интервью.
Программа II года обучения развивает и закрепляет начальные профессиональные знания и умения:
-
об информационных, аналитических и художественно-публицистических журналистских жанрах;
-
о методах и приемах работы со словом;
-
о психологической готовности журналиста.
К концу второго года обучающиеся должны знать:
-
структуру и особенности работы в различных газетных жанрах (заметка, статья, рецензия, очерк, зарисовка и т. д.);
-
правила и нормы газетного языка;
-
правила написания рецензий на выставки, спектакли, фильмы и т. д.
К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:
-
работать в различных журналистских жанрах;
-
грамотно проводить интервью;
-
писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы;
-
свободно владеть печатным словом.
Программа III года обучения развивает профессиональные знания и умения:
-
о процессе создания газеты или журнала (от возникновения идеи до распространения тиража), о составе и работе редакции.
К концу третьего года обучающиеся должны знать:
-
этапы создания печатного издания;
-
обязанности каждого члена редакции.
К концу третьего года обучения обучающиеся должны уметь:
-
редактировать текст;
-
верстать печатное издание в текстовом редакторе;
-
распространять;
-
находить адекватные реальности формы и методы коммуникации.
Методика профильной подготовки будущих журналистов основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания.
Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий, как лекции (теоретический материал), игры-тренинги, беседы, пресс-конференции, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории.
Формы занятий: лекции, семинары, практические работы (лабораторные занятия и практикумы).
Формы работы: групповые, индивидуальные.
Методы и приемы:
-
словесные (лекции, семинары, эвристические беседы);
-
наглядные;
-
анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;
-
практические (создание, издание и распространение школьной газеты или журнала);
-
проблемный;
-
диалоговый;
-
игровой;
-
лабораторные работы;
-
экскурсии.
Организационно-методические особенности занятий
2/3 учебного времени рекомендуется отводить практикумам, лабораторным и тренинговым формам занятий. Теория и практика идут параллельно, обучение газетному делу (выпуск номеров газеты) сочетается с изучением теории.
Дифференциация и индивидуализация обучения основаны на предоставлении личности вариантов деятельности, в которых формируются различные умения и навыки самосовершенствования; на определении эффективных индивидуальных стилей и методов учебной деятельности, соответствующих структуре личности каждого ученика.
Оценивание:
рейтинг;
портфолио;
таблица учета достижений учеников.
Программа реализуется при наличии:
1) дидактического материала (наглядного, методической,
специальной литературы, набора упражнений, тренингов, игр);
2) материально-технического обеспечения (компьютера,
cканера, принтера, цифровой камеры);
3) аудиовизуальных средств.
Актуальность данной программы заключена в том, что качественное профильное обучение возможно только при комплексном методическом подходе, который способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:
личностные (знания, умения и навыки самосовершенствования);
коммуникативные (речевые умения и навыки, взаимодействие и сотрудничество);
информационные (поиск, обработка, отбор, использование, распространение информации);
ценностно-смысловые (воспитание нравственности, формирование духовных ценностей, рефлексивное мышление);
социально-трудовые (профориентация, активная гражданская и социальная деятельность);
учебно-познавательные (логика, критическое и креативное мышление, планирование);
общекультурные (осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
«Юный журналист»
№ п/п
Наименование тем
Всего часов
Теория
Практика
1
2
3
4
5
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ
5
5
2
Возникновение и развитие журналистики
27
15
12
3
Основные понятия и жанры журналистики
62
27
35
4
Профессиональная готовность журналиста к работе
15
6
9
5
Основные понятия и термины газетного дела
17
8
9
6
Литературное редактирование
16
9
7
7
Содержание и форма газеты
16
9
7
8
Задачи оформления газеты
12
8
4
9
Лицо газеты
6
3
3
10
Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила)
4
3
1
11
Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые)
6
2
4
12
Иллюстрации в газете
8
3
5
13
Способы объединения материалов в газете
12
5
7
14
Технологическая схема производства газеты
15
6
9
15
Основы макетирования газеты
8
4
4
16
Верстка газеты
15
5
10
17
Уроки составления бизнес-плана газеты
6
3
3
18
Маркетинг газеты
6
1
5
19
Распространение газеты
10
3
7
20
Основы газетного дела
14
6
8
ИТОГО
280
131
149
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»
I год обучения:
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ (2 ч).
Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.
Возникновение и развитие журналистики (27 ч).
История возникновения и развития журналистики на Западе (в западноевропейской цивилизации). Особенности становления и назначения.
Возникновение журналистики в России. История развития российской журналистики в XVIII, XIX, XX веках. Особенности становления и назначения печатных периодических изданий в России. Корифеи российской журналистики.
Развитие западной и российской журналистики на современном этапе. Перспективы развития журналистики XXI века.
Основные понятия и жанры журналистики (62 ч).
Понятие жанра в публицистике.
Информационные жанры: хроника, информация (краткая, расширенная), заметка, зарисовка, интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета), отчет (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж (событийный, тематический, постановочный).
Аналитические жанры: корреспонденция, статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), обзор, рецензия (литературная, кино, театральная).
Художественно-публицистические жанры: очерк (сюжетный, описательный), фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма.
Профессиональная готовность журналиста к работе (15 ч).
Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка и готовность к работе. Нормативно-правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати».
II год обучения:
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ (1 ч).
Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.
Основные понятия и термины газетного дела (17 ч).
Аббревиатура, абзац, альманах, аннотация, анфас, арабеск, архаизм, асимметричная верстка, афишка, библиография, бордюр, брошюра, буклет, варваризмы, вводка (подводка, лидер), верстка, виньетка, висячая строка, вкладка, «воздух», втяжка, выделение в тексте, выпускающий, выходные сведения, вычитка, гарнитура, гладкий набор, графа, дайджест, двойная линейка, декоративный шрифт, диктофон, дружеский шарж, еженедельник, жанр, заставка, звездочка (астерикс), издание, издатель, канцеляризмы, колонка, колонтитул, колонцифра, комикс, комментатор, коммюнике, композиция, контекст, корректор, корреспондент, красная строка, «летучка», лист, макет, много- и малотиражка, обзор печати, «открытие», «отлет», отступ, официоз, период, периодика, плагиат, подвал, полоса, поправка, послесловие, постскриптум, пресс-конференция, пресс-релиз, пресс-центр, публицистика, разверстка, разворот, рамка, редактор, редакция, редколлегия, репортаж, репортер, рецензия, розничное издание, рубрика, сигнальный экземпляр, СМИ, собкор, событийный снимок, спецвыпуск, спецкор, ссылка, статья, текстовка, тематическая подборка, технический редактор, тираж, «флаг», формат, хроника, целевая полоса, чердак, шапка, Шпигель.
Литературное редактирование (16 ч).
Основные цели редактирования. Правка-обработка. Правка-переделка. Правка-сокращение. Правка-вычитка. Идейная направленность. Четкость формулировок. Точность, простота и ясность языка. Техника литературного редактирования.
Содержание и форма газеты (16 ч).
Размерные элементы: формат, объем, колонки. Большой, половинный, маленький, кратный, некратный форматы. Газетная полоса, газетная страница.
Задачи оформления газеты (12 ч).
Восприятие материала. Руководство вниманием читателя. I ни подачи материалов: динамичный, агрессивный, спокойный. Постоянные элементы газеты: заглавие газеты, страницы номера, текстовые материалы, заголовки, иллюстрации, разделительные средства, служебные детали (колонтитул, содержание, анонсы).
Лицо газеты (6 ч).
Идейное содержание, миссия газеты. Тип и графическая индивидуальность газеты. Название. Логотип. Девиз. Формирующие признаки газеты: территория распространения, изда-н- и, или учредитель, конъюнктура рынка, цели и задачи распространения. Издательская марка.
Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила) (2 ч).
Назначение заголовков. Виды заголовков. Основные требования к заголовкам. Шрифтовое их оформление. Форма заголовков и шапок. Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты. Варианты сложного оформления. Подзаголовок. Рубрика. Призыв. Эпиграф. Переносы заголовков.
III год обучения:
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ (2 ч).
Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.
Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила) (2 ч).
Назначение заголовков. Виды заголовков. Основные требования к заголовкам. Шрифтовое их оформление. Форма заголовков и шапок. Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты. Варианты сложного оформления. Подзаголовок. Рубрика. Призыв. Эпиграф. Переносы заголовков.
Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые) (6 ч).
Абзац. Фразы. Пробельный материал. Возможности вариации шрифтов. Приемы выделения: бордюр, вводка, разрядка, подчеркивание, рамки, линейки. Гладкий, компактный наборы. Оттеночный, декоративный шрифты. «Игра шрифтов». Емкость шрифта. Контраст. Применение орнаментов и инициалов. Набор в рамке.
Иллюстрации в газете (8 ч).
Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Фоторепортаж. Фотовернисаж. Натюрморт. Интерьер и экстерьер. Иллюстративный очерк. Карикатура. Дружеский шарж. Юмористический рисунок. Фотообвинение, фотодоказательство. Плакат. Монтаж. Диаграмма. Заставка. Орнамент, виньетка.
Способы объединения материалов в газете (12 ч).
Направленность газеты. Текущий номер. Спецвыпуск. Дайджест. Тематический или целевой материал.
Технологическая схема производства газеты (15 ч).
Печатные машины в типографиях. Стереотипирование. Новые способы печати. Компьютерный способ. Использование возможностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на принтере.
Основы макетирования газеты (8 ч).
Предварительные расчеты. Составление графического макета. Приемы макетирования. Макетирование на компьютере.
Верстка газеты (15 ч).
Типы верстки: прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, асимметричная.
Уроки составления бизнес-плана газеты (6 ч).
Что такое бизнес-план? Подразделы БП. Анализ рынка. Точки риска и проблемы. Финансовый план. Расчет доходов. Определение величины запасов. Как сосчитать расходы.
Мркетинг газеты (6 ч).
Калькуляция выпуска и тиража газеты. Предварительная, сметная и окончательная калькуляция. Реклама, ее виды и возможности использования в газете.
Распространение газеты (10 ч).
Розничная продажа. Подписка на периодическое издание. Стратегия продаж.
Основы газетного дела (14 ч).
Повторение теоретического материала. Практика-работа над выпусками школьной газеты.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Кол-во часов
Тема
Форма занятий
Методы и приемы
Дата
I год обучения
2
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ
Анкетирование
27
Возникновение и развитие журналистики
4
История возникновения и развития журналистики в западноевропейской цивилизации
Лекция
Словесные,
наглядные;
эвристическая
беседа, анализ
и обобщение
материалов
периодических
печатных
изданий
4
Возникновение журналистики в России. История развития российской журналистики
Семинар
3
Особенности становления и назначения печатных периодических изданий в России
Семинар
3
Развитие западной и российской журналистики на современном этапе
Лекция
7
Практическая
работа по теме
Работа
над выпуском газеты
Индивидуальная и групповая
работа
5
Экскурсионная
работа
Экскурсия в редакцию газеты, встреча с журналистами
62
Основные понятия и жанры журналистики
Понятие жанра в
публицистике, виды жанров
Лекция
Словесные,
наглядные; эвристическая беседа,
анализ,
сравнение
и обобщение материалов периодических печатных
изданий,
дидактические игры, тесты, за-
дачи(викторина)
5
Особенности
написания разных жанров
Семи-
нар
4
Информационные публицистические жанры
Лабораторная
работа (№ 1)
5
Хроника, ин-
формация (краткая, расширенная), заметка, зарисовка, интервью (монолог,
диалог, коллективное, анкета),
отчет (общий,
тематический, с
комментариями),
путевые заметки,
обозрение, репортаж (событийный, тематический, постановочный)
Лабораторная
работа (№2)
2
Аналитические публицистические жанры
Лабораторная
работа (№ 1)
4
Корреспонденция, статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), обзор, рецензия (литературная, кино, театральная)
Лабораторная
работа (№2)
3
Художественно-публицистические жанры
Лабораторная
работа (№ 1)
5
Очерк (сюжетный, описательный), фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма
Лабораторная
работа (№2)
2
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Основные понятия и жанры журналистики»
Практикум
28
Практическая работа по теме
Работа над выпуском газеты
Индивидуальная и групповая работа
15
Профессиональная готовность журналиста
3
Профессиональная этика журналиста.
Лабораторная
работа
Словесные, наглядные; анализ и обобщение правовых документов, психологические игры
4
Закон РФ «О печати»
Лекция, практикум
5
Нормативно-правовая база работы журналистики.
Лекция, практикум
3
Психологическая подготовка и готовность к работе
Тренинг
2 год обучения
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ
Анкетирование
17
Основные понятия и термины газетного дела
5
Словарь газетного дела
Лабораторная
работа
Словесные,
наглядные; анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий, игра, задачи, тест
3
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Основные понятия и термины газетного дела»
Практикум
9
Практическая
работа по теме
Работа
над выпуском газеты
Индивидуальная и групповая работа
16
Литературное редактирование
2
Основные цели редактирования. Виды редактирования
Лекция
Словесные и наглядные анализ, обобщение мате-
риалов периодических печатных изданий, тесты, дидактические игры,
задачи
3
Требования к редактированию
Лабораторная
работа
2
Техника литера-
турного редакти-
рования
Практикум
2
Повторительно-
обобщающее
занятие по теме
«Литературное
редактирование »
Повторительно-
обобщающее
занятие по теме
«Литературное
редактирование »
Практикум
7
Практическая
работа по теме
Работа
над
выпуском газеты
Индивидуальная и групповая работа
16
Содержание и форма газеты
2
Размерные эле-
менты: формат,
объем, колонки
Лекция
Словесные,
наглядные;
эвристическая
беседа, анализ,
сравнение и
обобщение
материалов
2
Виды форматов
газет, газетная
полоса, газетная
страница
Лабораторная
работа
5
Повторительно-
обобщающее
занятие по теме
«Содержание и
форма газеты»
Практикум
6
Практическая
работа по теме
Работа
над
выпуском газеты
Индивидуальная и групповая работа
1
Экскурсионная работа
Экскурсия в редакцию газеты, встреча с журналистами
12
Задачи оформления газеты
2
Восприятие материала. Руководство вниманием читателя
Лекция
Словесные, наглядные; эвристическая беседа, анализ,
сравнение и
обобщение
материалов
периодических
печатных
изданий,
дидактические
игры,
тесты, задачи
3
Тип подачи материалов: динамичный, агрессивный, спокойный
Лабораторная
работа
3
Постоянные элементы газеты
Практикум
4
Практическая работа по теме
Работа над выпуском газеты
Индивидуальная и групповая работа
6
Лицо газеты
1
Идейное содержание, миссия
газеты
Семинар
Словесные,
наглядные;
эвристическая
беседа, анализ, сравнение
и обобщение
материалов
периодических печатных
изданий,
дидактические
игры, тесты,
задачи
1
Тип и графическая индивидуальность газеты
Лабораторная
работа
1
Формирующие
признаки газеты
Практикум
3
Практическая работа по теме
Работа над выпуском газеты
Индивидуальная и групповая работа
2
Оформления заголовков газеты (виды, функции, правила)
2
Назначение заголовков. Виды
заголовков.
Лекция
Словесные
3 год обучения
2
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ
Анкетирование
2
Оформления заголовков газеты (виды, функции, правила)
1
Форма заголовков и шапок
Варианты сложного оформления
Практикум
Словесные, наглядные;
эвристическая
беседа, анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий, социологический опрос, тесты, задачи
1
Практическая
работа по теме
Работа
над
выпуском газеты
Индивидуальная и групповая работа
6
Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые)
1
Виды и типы
выделений в га-
зетных текстах.
Абзац. Фразы. Пробельный материал
Семинар
Словесные,
наглядные;
эвристическая
беседа, анализ, сравнение и обобщение
материалов периодических печатных изданий, тесты, задачи
1
Приемы выделения. Возможности вариации шрифтов
Практикум
4
Практическая
работа по теме
Работа
над
выпуском газеты
Индивидуальная и групповая работа
8
Иллюстрации в газете
1
Задачи газетной иллюстрации
Семинар
Словесные, наглядные;
1
Искусство иллюстрации
Лабораторная
работа
эвристическая беседа, анализ, сравнение и обобщение
1
Виды иллюстраций в газете
Практикум
материалов периодических печатных изданий, тесты, задачи, дидактические игры
5
Практическая работа по теме
Работа над выпуском газеты
Индивидуальная и групповая работа
12
Способы объединения материалов в газете
2
Направленность газеты
Семинар
Словесные, наглядные;
эвристическая беседа, анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий, тесты, задачи, дидактические игры
2
Текущий номер. Спецвыпуск. Дайджест. Тема-
тический, целевой материал
Практикум
8
Практическая работа по теме
Работа над выпуском газеты
Индивидуальная и групповая работа
15
Технологическая схема производства газеты
1
Печатные машины в типографиях. Новые способы печати
Лекция
Словесные,
наглядные;
эвристическая беседа,
анализ, сравнение и
обобщение
материалов
периодических печатных изданий,
работа на
компьютере
1
Компьютерный
способ. Исполь-
зование возмож-
ностей компьютера
Практикум
9
Практическая работа по теме
Работа над выпуском газеты
Индивидуальная и групповая работа
4
Экскурсионная работа
Экскурсия в редакцию газеты, встреча с журналис-
тами
8
Основы макетирования газеты
3
Составление
графического макета. Приемы
макетирования. Макетирование
на компьютере
Практикум
Макетирование на компьютере
5
Практическая работа по теме
Работа над выпуском газеты
Индивидуальная и групповая работа
15
Верстка газеты
2
Типы верстки
Лабораторная работа
Словесные, наглядные; эвристическая беседа,
анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных
изданий, работа на компьютере
2
Прямая, ломаная,
вертикальная, горизонтальная
Практикум
2
Симметричная,
асимметричная,
перпендикулярная, смешанная
Практикум
9
Практическая работа по теме
Работа над выпуском газеты
Индивидуальная и групповая работа
6
Уроки составления бизнес-плана газеты
3
Что такое бизнес-план? Подразделы БП
Лекция
Словесные, наглядные; эвристическая беседа,
анализ, сравнение и обобщение, задачи
3
Занятие по составлению бизнес-плана газеты
Практикум
6
Маркетинг газеты
2
Калькуляция
выпуска и тиража газеты. Предварительная,
сметная и окончательная калькуляция. Реклама, ее виды и
возможности
использования в
газете
Практикум
Словесные,
наглядные;
эвристическая беседа,
анализ, сравнение и
обобщение,
задачи
4
Практическая
работа по теме
Работа
над
выпуском
газеты
Индивидуальная и групповая
работа
10
Распространение газеты
3
Тактика распро-
странения и
стратегия продаж
Практикум
Словесные,
наглядные;
эвристическая беседа,анализ, сравнение и
обобщение,
задачи
7
Практическая
работа по теме
Работа
над
выпуском
газеты
Индивидуальная и групповая
работа
14
Основы газетного дела
5
Повторение теоретического материала
Практикум
(викторина)
Тесты, задачи, социологический опрос, анкетирование, дидактические
игры
7
Практическая
работа по теме
Работа
над
выпуском
газеты
Индивидуальная и групповая
работа
2
Экскурсионная
работа
Экскурсия
в редакцию
газеты,
встреча с журналистами
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Семинары
-
Возникновение журналистики в России. История развития российской журналистики в XVIII, XIX, XX веках.
-
Особенности становления и назначения печатных периодических изданий в России.
-
Особенности написания жанров.
-
Идейное содержание. Миссия газеты.
5.Виды и типы выделений в газетном тексте. Абзац. Фра-
за. Пробельный материал.
-
Задачи газетной иллюстрации.
-
Направленность газеты.
Лабораторные занятия
-
Информационные публицистические жанры.
-
Аналитические публицистические жанры.
-
Художественно-публицистические жанры.
4.Профессиональная этика журналиста. Нормативно-правовая база журналистики.
-
Словарь газетного дела.
-
Требования к редактированию.
7.Виды форматов газет. Газетная полоса, газетная страница.
8.Типы подачи материалов: динамичный, агрессивный,
спокойный.
9.Тип и графическая индивидуальность газеты.
-
Искусство иллюстрации.
-
Типы верстки.
ЛИТЕРАТУРА
-
Алексеева. М. И. Методика редактирования [Текст] / М. И. Алексеева.-М., 1975.- 190 с.
-
Ампилов. В. А. Современный газетный очерк [Текст] / В. А. Ам-пилов. - Минск, 1972.
-
Антонов, В. И. Информационные жанры газетной публицистики [Текст] / В. И. Антонов. - Саратов, 1996
-
Белобородое, Н. В. Социальные творческие проекты в школе [Текст]: практическое пособие / Н. В. Белобородое. - М. : АРКТИ, 2006. -168 с. - (Школьное образование). - С. 77-86, глава «Школьная газета и её роль».
-
Беневоленская, Т. А. О языке и стиле газетного очерка [Текст| /
Т. А. Беневоленская. - М., 1973. -
Богданов, Н. Г. Справочник журналиста [Текст] / Н. Г. Богданов. Б. А. Вяземский - Л.: Лениздат, 1971. - 685 с.
-
Вовк, Е. Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе [Текст] / Е. Т. Вовк // Информатика : прил. к журн. «Первое сентября». -2004.- №5.
-
Ворошилов, В. И. История журналистики в России [Текст] : конспект лекций / В. И. Ворошилов. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000.
-
Гвоздев, Л. 3. Журналистика: инструментарий, навыки, техника безопасности [Текст]: учебное пособие / Л. 3. Гвоздев. - М., 1999.
-
Гоне, Ж. Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции [Текст] : сб. : Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. - М.: ЮНПРЕСС, 1994.
-
Гоне, Ж. Школьные и лицейские газеты [Текст] / Ж. Гоне ; общ. ред. и вступ, ст. А. В. Шарикова. - М. : ЮНПРЕСС, 2000. - 200 с.
-
Гринина-Земскова, А. М. Сочинения в газетных жанрах. 5-9 классы [Текст] / А. М. Гринина-Земскова. - Волгоград : Учитель, 2003. - 120 с.
-
Журбина, Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров [Текст] / Е. И. Журбина. - М., 1969.
-
Коханова, Л. А. Экологическая журналистика, РЯ и реклама
[Текст] : учебное пособие / Л. А. Коханова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -
383 с. - (Серия «Медиаобразование»). -
Лицейское и гимназическое образование [Текст] : Школьная газе та: формула успеха. - 2004. - № 3.
-
Лопатина, А. Секреты мастерства [Текст] : 62 урока о профессиях и мастерах (В помощь педагогам, воспитателям и родителям) / А. Лопатина, М. Скребцова. - М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002. - 352 с. -(Серия «Образование и творчество»).
-
Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этике] [Текст] : пособие для учащихся / С. И. Львова. - 3-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2006. - 202, [6] с.: ил. - (Серия «Познавательно! Занимательно!»).
-
Спирина, Н. А. Журналистика в школе [Текст]: экспериментальная программа дополнительного образования для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / сост. Н. А. Спирина. - Ленинск-Кузнецкий : Изд-во МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42», 2005. - 53 с.
-
Шостак, М. И. Журналист и его произведение [Текст] /
М. И. Шостак.-М., 1998.
25