Рабочая программа дополнительного образования Юный журналист

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель полного среднего образования - воспитать активно­го, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещен­ного, культурного человека, профессионала в своем деле, спо­собного к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Модель современного выпускника отли­чается от прошлых социальных заказов тем, что за время обуче­ния в школе ученик должен приобрести не только знания, но и умения и навыки самосовершенствования. Составляющие про­цесса самосовершенствования - самопознание, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение, саморегу­ляция, самоактуализация.

Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса. Одним из средств достижения данной цели может служить надпредметный (социально культурологический) проект. Данная программа по обуче­нию теории и практике газетного дела (созданию, выпуску и распространению ученической газеты) предназначена для развития проекта «Юный журналист».

Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду является главным направ­лением работы кружка. Занимаясь в кружке «Юный журналист» обучающиеся смогут изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в своем жизненном и профессиональном развитии. Ра­бота над выпусками школьной газеты предполагает непосредст­венное участие школьников в различных социальных акциях, рассмотрение сложных проблем общества, школы с точки зре­ния личного восприятия.

Значительное место в программе занимают разделы " Этика", "Эстетика", "Экология", без которых невозможно постичь культурные традиции и освоить искусство слова. На занятиях обучающиеся овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас слов.

Обучение строится на творчестве - сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, экскурсии, дискуссии, творческие задания, творческие лаборатории, пресс-конференции, встречи с интересными людьми). Допрофессиональное образование предполагает не только эстетический рост и повышение творческих возможностей, но и самореализацию. Программа направлена на выработку у учащихся основных умений:

Владение теорией газетных и телевизионных жанров;

Умение грамотно изложить информацию;

Умение видеть в произведениях искусства авторское отношение к героям и событиям;

Умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, репортажах, интервью, с точки зрения этики и эстетики;

Умение вести беседу;

Умение определять жанровую природу газетного материала, его структуру, функции языковых средств и деталей;

Умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведения искусства.

Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного и профильного обучения и обладает новизной для обучающихся.

Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной дея­тельности в контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основы знаний, умений, на­выков социализации, активной гражданской и социально зна­чимой деятельности.

Область обучения:

формирование творческих качеств личности;

развитие креативного мышления.

Область воспитания:

развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;

формирование умения самовоспитания и самообразования;

создание условий для самореализации;

формирование веры в себя, в свои возможности и силы;

создание воспитательно-образовательной среды, форми­рующей у старшеклассников потребность в самосовершенствовании.

Область социализации:

формирование высоконравственного отношения личности к себе, самоуважения, адекватной самооценки;

формирование духовно-нравственного отношения к окру­жающему миру;

развитие гуманистического, демократического, диалекти­ческого, экологического мышления;

осуществление деятельностного подхода в обучении;

формирование социальной активности старшеклассников;

обучение умениям самоуправления и самоутверждения в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;

подготовка обучающихся к профессиональному и жизнен­ному самоопределению, выбору профессии.

В основе содержания и структуры данного учебного курса лежит концепция профильного образования. Программа по це­левой направленности является профессионально-прикладной, развивающей, личностно ориентированной. Это специальный курс профильного обучения, в котором теория дози­рована и тесно связана с практической деятельностью. Про­грамма предполагает изучение основ журналистского творчест­ва, теории и истории СМИ, психологии журналиста в ходе прак­тической деятельности. Она является средством развития инте­реса к различным видам газетного дела: журналистике, редакти­рованию, фотокорреспонденции, технологическому созданию газеты.

Курс ориентирован на дополнительное образование уча­щихся 5-8 классов (10-14 лет) и рассчитан на три года. Этот возрастной период характеризуется стремлением подростков к признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к само­реализации, профессиональной ориентации.

Кружок «Юный журналист» основа­н на общих интересах и увлечениях. Программа работы кружка составлена так, чтобы каждый обучаю­щийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объем работы. Она предусматривает групповые и индивидуальные занятия по теории и практике газетного дела.

Программа модифицирована, составлена по принципу ти­повой, за основу берется примерный тематический план. Она имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, мировая художественная культура, обществознание, информатика, право, экономика), в ней четко прослеживаются межпредметные связи. Практиче­ским выходом реализации программы является издание школьной газеты.

Предполагаются экскурсии в редак­ции городских газет, типографии, встречи с журнали­стами.

Кружок комплектуется на основании заявлений обучаю­щихся. Группа формируется из разновозрастных детей на доб­ровольной внеконкурсной основе. Так как дети имеют различ­ные базовые знания, большое внимание в программе уделяется индивидуальной работе.

По реализации программа дополнительного образования «Юный журналист» рассчитана на три года, предусматривается постепенное усложнение материала, видов практических работ, повышение требований к качеству работ обучающихся.




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели программы: развитие культурологической компетентности обучающихся; создание в образовательном простран­стве школы условий для успешной профильной подготовки обу­чающихся.

Задачи

Обучающие:

• изучение основ журналистского творчества;

  • получение знаний и умений по созданию печатного из­дания;

  • освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Развивающие:

  • развитие умений решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях;

  • развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;

  • развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

Познавательные:

  • вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;

  • развитие интереса к изучению русского языка, литера­туры, мировой художественной культуры, истории, обществознания, компьютерных технологий;

  • изучение истории журналистики.

Воспитательные:

  • формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий ок­ружающей жизни;

  • формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, духовно-нравственных и гражданских качеств;

• формирование активной жизненной позиции и потребности в самообразовании;

• формирование эстетических навыков.

Практико-деятельностные:

  • развитие навыков самовыражения, самореализации, об­щения, сотрудничества, работы в группе;

  • формирование практических навыков создания школьно­го печатного издания.

Мотивационные:

  • создание условий формирования полноценной, всесто­ронне развитой личности.

  • Социально-педагогические:

• формирование у обучающихся профессионального инте­реса к журналистике и газетному делу;

• развитие ученического самоуправления;

• формирование активной созидающей личности, такого типа личности, который востребован современным российским обществом.



МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Количество часов 315.

I год обучения - 105 часов (3 часа в неделю).

II год обучения - 70 часов (2 часа в неделю).

III год обучения - 105 часов (3 часа в неделю).

Рекомендуемая структура занятий:

  1. Разминка (упражнения для настроя) - 5 мин.

  2. Завязка (проблемная ситуация) - 5 мин.

  3. Основная часть (изучение теоретического материала) -10 мин.

  4. Актуализация (практические навыки) - 15 мин.

  5. Подведение итогов. Рефлексия - 5 мин.

Программа I года обучения включает в себя:

  • изучение основ истории журналистики;

  • обзор современных средств массовой информации;

  • знакомство с нормами профессиональной этики журна­листа;

  • изучение методов сбора и обработки информации;

  • изучение основных журналистских жанров (информа­ция, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.);

  • освоение методов работы со словом.

К концу первого года обучения журналистике обучающиеся должны уметь:

  • выявлять интересные события и явления в повседнев­ной жизни;

  • собирать информацию из разных источников и работать

  • с ней;

  • различать основные газетные жанры и грамотно изла­гать информацию в этих жанрах;

  • общаться, не бояться выступать перед аудиторией, пра­вильно вести интервью.

Программа II года обучения развивает и закрепляет на­чальные профессиональные знания и умения:

  • об информационных, аналитических и художествен­но-публицистических журналистских жанрах;

  • о методах и приемах работы со словом;

  • о психологической готовности журналиста.

К концу второго года обучающиеся должны знать:

  • структуру и особенности работы в различных газетных жанрах (заметка, статья, рецензия, очерк, зарисовка и т. д.);

  • правила и нормы газетного языка;

  • правила написания рецензий на выставки, спектакли, фильмы и т. д.

К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:

  • работать в различных журналистских жанрах;

  • грамотно проводить интервью;

  • писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы;

  • свободно владеть печатным словом.

Программа III года обучения развивает профессиональные знания и умения:

  • о процессе создания газеты или журнала (от возникно­вения идеи до распространения тиража), о составе и работе ре­дакции.

К концу третьего года обучающиеся должны знать:

  • этапы создания печатного издания;

  • обязанности каждого члена редакции.

К концу третьего года обучения обучающиеся должны уметь:

  • редактировать текст;

  • верстать печатное издание в текстовом редакторе;

  • распространять;

  • находить адекватные реальности формы и методы ком­муникации.

Методика профильной подготовки будущих журналистов основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практиче­ских методов обучения и воспитания.

Для выполнения поставленных задач в программе сочетают­ся такие формы проведения занятий, как лекции (теоретический материал), игры-тренинги, беседы, пресс-конференции, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории.

Формы занятий: лекции, семинары, практические работы (лабораторные занятия и практикумы).

Формы работы: групповые, индивидуальные.

Методы и приемы:

  • словесные (лекции, семинары, эвристические беседы);

  • наглядные;

  • анализ, обобщение, систематизация материалов перио­дических печатных изданий;

  • практические (создание, издание и распространение школьной газеты или журнала);

  • проблемный;

  • диалоговый;

  • игровой;

  • лабораторные работы;

  • экскурсии.

Организационно-методические особенности занятий

2/3 учебного времени рекомендуется отводить практику­мам, лабораторным и тренинговым формам занятий. Теория и практика идут параллельно, обучение газетному делу (выпуск номеров газеты) сочетается с изучением теории.

Дифференциация и индивидуализация обучения основаны на предоставлении личности вариантов деятельности, в которых формируются различные умения и навыки самосовершенствования; на определении эффективных индивидуальных стилей и методов учебной деятельности, соответствующих структуре личности каждого ученика.

Оценивание:

рейтинг;

портфолио;

таблица учета достижений учеников.

Программа реализуется при наличии:

1) дидактического материала (наглядного, методической,
специальной литературы, набора упражнений, тренингов, игр);

2) материально-технического обеспечения (компьютера,
cканера, принтера, цифровой камеры);

3) аудиовизуальных средств.

Актуальность данной программы заключена в том, что ка­чественное профильное обучение возможно только при ком­плексном методическом подходе, который способствует формированию у обучающихся следующих ком­петенций:

личностные (знания, умения и навыки самосовершенст­вования);

коммуникативные (речевые умения и навыки, взаимо­действие и сотрудничество);

информационные (поиск, обработка, отбор, использова­ние, распространение информации);

ценностно-смысловые (воспитание нравственности, фор­мирование духовных ценностей, рефлексивное мышление);

социально-трудовые (профориентация, активная граж­данская и социальная деятельность);

учебно-познавательные (логика, критическое и креатив­ное мышление, планирование);

общекультурные (осведомленность в национальной и об­щечеловеческой культуре).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

«Юный журналист»

№ п/п

Наименование тем

Все­го часов

Тео­рия

Прак­тика

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие. Инструк­таж по ТБ и ПБ

5

5


2

Возникновение и развитие журналистики

27

15

12

3

Основные понятия и жанры журналистики

62

27

35

4

Профессиональная готов­ность журналиста к работе

15

6

9

5

Основные понятия и терми­ны газетного дела

17

8

9

6

Литературное редактирование

16

9

7

7

Содержание и форма газеты

16

9

7

8

Задачи оформления газеты

12

8

4

9

Лицо газеты

6

3

3

10

Оформление заголовков газе­ты (виды, функции, правила)

4

3

1

11

Выделения в тексте (шриф­товые, нешрифтовые)

6

2

4

12

Иллюстрации в газете

8

3

5

13

Способы объединения мате­риалов в газете

12

5

7

14

Технологическая схема про­изводства газеты

15

6

9

15

Основы макетирования газеты

8

4

4

16

Верстка газеты

15

5

10

17

Уроки составления бизнес-плана газеты

6

3

3

18

Маркетинг газеты

6

1

5

19

Распространение газеты

10

3

7

20

Основы газетного дела

14

6

8


ИТОГО

280

131

149






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

I год обучения:

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ (2 ч).

Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.

Возникновение и развитие журналистики (27 ч).

История возникновения и развития журналистики на Запа­де (в западноевропейской цивилизации). Особенности становле­ния и назначения.

Возникновение журналистики в России. История развития российской журналистики в XVIII, XIX, XX веках. Особенности становления и назначения печатных периодических изданий в России. Корифеи российской журналистики.

Развитие западной и российской журналистики на совре­менном этапе. Перспективы развития журналистики XXI века.

Основные понятия и жанры журналистики (62 ч).

Понятие жанра в публицистике.

Информационные жанры: хроника, информация (крат­кая, расширенная), заметка, зарисовка, интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета), отчет (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж (со­бытийный, тематический, постановочный).

Аналитические жанры: корреспонденция, статья (про­пагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), обзор, рецензия (литературная, кино, театральная).

Художественно-публицистические жанры: очерк (сю­жетный, описательный), фельетон, памфлет, пародия, эпи­грамма.

Профессиональная готовность журналиста к работе (15 ч).

Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка и готовность к работе. Нормативно-правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати».

II год обучения:

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ (1 ч).

Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.

Основные понятия и термины газетного дела (17 ч).

Аббревиатура, абзац, альманах, аннотация, анфас, ара­беск, архаизм, асимметричная верстка, афишка, библиография, бордюр, брошюра, буклет, варваризмы, вводка (подводка, ли­дер), верстка, виньетка, висячая строка, вкладка, «воздух», втяжка, выделение в тексте, выпускающий, выходные сведе­ния, вычитка, гарнитура, гладкий набор, графа, дайджест, двойная линейка, декоративный шрифт, диктофон, дружеский шарж, еженедельник, жанр, заставка, звездочка (астерикс), издание, издатель, канцеляризмы, колонка, колонтитул, колон­цифра, комикс, комментатор, коммюнике, композиция, кон­текст, корректор, корреспондент, красная строка, «летучка», лист, макет, много- и малотиражка, обзор печати, «откры­тие», «отлет», отступ, официоз, период, периодика, плагиат, подвал, полоса, поправка, послесловие, постскриптум, пресс-конференция, пресс-релиз, пресс-центр, публицистика, развер­стка, разворот, рамка, редактор, редакция, редколлегия, репортаж, репортер, рецензия, розничное издание, рубрика, сигнальный экземпляр, СМИ, собкор, событийный снимок, спец­выпуск, спецкор, ссылка, статья, текстовка, тематическая подборка, технический редактор, тираж, «флаг», формат, хроника, целевая полоса, чердак, шапка, Шпигель.

Литературное редактирование (16 ч).

Основные цели редактирования. Правка-обработка. Правка-переделка. Правка-сокращение. Правка-вычитка. Идейная направленность. Четкость формулировок. Точность, простота и ясность языка. Техника литературного редактирования.

Содержание и форма газеты (16 ч).

Размерные элементы: формат, объем, колонки. Большой, половинный, маленький, кратный, некратный форматы. Газет­ная полоса, газетная страница.

Задачи оформления газеты (12 ч).

Восприятие материала. Руководство вниманием читателя. I ни подачи материалов: динамичный, агрессивный, спокойный. Постоянные элементы газеты: заглавие газеты, страницы номе­ра, текстовые материалы, заголовки, иллюстрации, разделитель­ные средства, служебные детали (колонтитул, содержание, анонсы).

Лицо газеты (6 ч).

Идейное содержание, миссия газеты. Тип и графическая индивидуальность газеты. Название. Логотип. Девиз. Форми­рующие признаки газеты: территория распространения, изда-н- и, или учредитель, конъюнктура рынка, цели и задачи распро­странения. Издательская марка.

Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила) (2 ч).

Назначение заголовков. Виды заголовков. Основные требования к заголовкам. Шрифтовое их оформление. Форма заго­ловков и шапок. Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты. Варианты сложного оформления. Подзаголовок. Рубрика. При­зыв. Эпиграф. Переносы заголовков.




III год обучения:

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ (2 ч).

Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.

Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила) (2 ч).

Назначение заголовков. Виды заголовков. Основные требования к заголовкам. Шрифтовое их оформление. Форма заго­ловков и шапок. Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты. Варианты сложного оформления. Подзаголовок. Рубрика. При­зыв. Эпиграф. Переносы заголовков.

Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые) (6 ч).

Абзац. Фразы. Пробельный материал. Возможности ва­риации шрифтов. Приемы выделения: бордюр, вводка, разрядка, подчеркивание, рамки, линейки. Гладкий, компактный наборы. Оттеночный, декоративный шрифты. «Игра шрифтов». Емкость шрифта. Контраст. Применение орнаментов и инициалов. Набор в рамке.

Иллюстрации в газете (8 ч).

Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Фоторепортаж. Фотовернисаж. Натюрморт. Интерь­ер и экстерьер. Иллюстративный очерк. Карикатура. Дружеский шарж. Юмористический рисунок. Фотообвинение, фотодоказа­тельство. Плакат. Монтаж. Диаграмма. Заставка. Орнамент, виньетка.

Способы объединения материалов в газете (12 ч).

Направленность газеты. Текущий номер. Спецвыпуск. Дайджест. Тематический или целевой материал.

Технологическая схема производства газеты (15 ч).

Печатные машины в типографиях. Стереотипирование. Но­вые способы печати. Компьютерный способ. Использование воз­можностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на принтере.

Основы макетирования газеты (8 ч).

Предварительные расчеты. Составление графического ма­кета. Приемы макетирования. Макетирование на компьютере.

Верстка газеты (15 ч).

Типы верстки: прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, асимметрич­ная.

Уроки составления бизнес-плана газеты (6 ч).

Что такое бизнес-план? Подразделы БП. Анализ рынка. Точки риска и проблемы. Финансовый план. Расчет доходов. Определение величины запасов. Как сосчитать расходы.

Мркетинг газеты (6 ч).

Калькуляция выпуска и тиража газеты. Предварительная, сметная и окончательная калькуляция. Реклама, ее виды и воз­можности использования в газете.

Распространение газеты (10 ч).

Розничная продажа. Подписка на периодическое издание. Стратегия продаж.

Основы газетного дела (14 ч).

Повторение теоретического материала. Практика-работа над выпусками школьной газеты.










МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Кол-во часов

Тема

Форма занятий

Методы и приемы

Дата

I год обучения

2

Вводное заня­тие. Инструктаж по ТБ и ПБ

Анкетирова­ние


27

Возникновение и развитие журналистики

4

История возник­новения и разви­тия журналисти­ки в западноев­ропейской циви­лизации

Лекция

Словесные,

наглядные;

эвристическая

беседа, анализ

и обобщение

материалов

периодических

печатных

изданий

4

Возникновение журналистики в России. История развития рос­сийской журна­листики

Семинар

3

Особенности становления и назначения пе­чатных периоди­ческих изданий в России

Семи­нар

3

Развитие запад­ной и россий­ской журнали­стики на совре­менном этапе

Лекция

7

Практическая

работа по теме

Работа

над выпус­ком газеты

Индивидуальная и групповая

работа

5

Экскурсионная

работа

Экскурсия в ре­дакцию газеты, встреча с жур­налис­тами

62

Основные понятия и жанры журналистики

Понятие жанра в

публицистике, виды жанров

Лекция

Словесные,

наглядные; эвристическая беседа,

анализ,

сравнение

и обобщение мате­риалов пе­риодиче­ских печат­ных

изданий,

дидактические игры, тесты, за-

дачи(викторина)

5

Особенности

написания разных жанров

Семи-

нар

4

Информационные публицисти­ческие жанры

Лаборатор­ная

работа (№ 1)

5

Хроника, ин-

формация (краткая, расширен­ная), заметка, зарисовка, ин­тервью (монолог,

диалог, коллективное, анкета),

отчет (общий,

тематический, с

комментариями),

путевые заметки,

обозрение, репортаж (событийный, тематический, постановочный)

Лабораторная

работа (№2)

2

Аналитические публицистиче­ские жанры

Лабо­ратор­ная

работа (№ 1)

4

Корреспонден­ция, статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), обзор, рецензия (литературная, кино, театраль­ная)

Лабо­ратор­ная

работа (№2)

3

Художественно-публицистиче­ские жанры

Лабо­ратор­ная

работа (№ 1)

5

Очерк (сюжет­ный, описатель­ный), фельетон, памфлет, паро­дия, эпиграмма

Лабо­ратор­ная

работа (№2)

2

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Основные по­нятия и жанры журналистики»

Прак­тикум

28

Практическая работа по теме

Работа над выпус­ком газеты

Индивиду­альная и групповая работа

15

Профессиональная готовность журналиста

3

Профессиональ­ная этика журна­листа.

Лабо­ратор­ная

работа

Словесные, наглядные; анализ и обобщение правовых до­кументов, пси­хологические игры

4

Закон РФ «О печати»

Лекция, практикум

5

Нормативно-правовая база работы журнали­стики.

Лекция, практикум

3

Психологическая подготовка и готовность к ра­боте

Тренинг


2 год обучения


1

Вводное заня­тие. Инструктаж по ТБ и ПБ

Анкетирова­ние

17


Основные понятия и термины газетного дела

5

Словарь газетного дела

Лаборатор­ная

работа

Словесные,

наглядные; анализ, срав­нение и обобщение мате­риалов перио­дических пе­чатных изданий, игра, задачи, тест

3

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Основные по­нятия и термины газетного дела»

Прак­тикум

9

Практическая

работа по теме

Работа

над выпус­ком газеты

Индивидуальная и группо­вая работа

16

Литературное редактирование

2

Основные цели редактирования. Виды редактиро­вания

Лекция

Словесные и наглядные анализ, обоб­щение мате-

риалов перио­дических пе­чатных изданий, тесты, дидактические игры,

задачи

3

Требования к редактированию

Лабо­ратор­ная

работа

2

Техника литера-

турного редакти-

рования

Практикум

2

Повторительно-

обобщающее

занятие по теме

«Литературное

редактирование »

Повторительно-

обобщающее

занятие по теме

«Литературное

редактирование »

Практикум

7

Практическая

работа по теме

Работа

над

выпуском газеты

Индивидуальная и групповая работа

16

Содержание и форма газеты

2

Размерные эле-

менты: формат,

объем, колонки

Лекция

Словесные,

наглядные;

эвристическая

беседа, анализ,

сравнение и

обобщение

материалов

2

Виды форматов

газет, газетная

полоса, газетная

страница

Лабораторная

работа

5

Повторительно-

обобщающее

занятие по теме

«Содержание и

форма газеты»

Практикум

6

Практическая

работа по теме

Работа

над

выпуском газеты

Индивидуальная и групповая работа

1

Экскурсион­ная работа

Экскурсия в редакцию газеты, встреча с журналистами

12

Задачи оформления газеты

2

Восприятие ма­териала. Руко­водство внима­нием читателя

Лекция

Словесные, наглядные; эвристическая беседа, анализ,

сравнение и

обобщение

материалов

периодических

печатных

изданий,

дидактические

игры,

тесты, задачи

3

Тип подачи ма­териалов: дина­мичный, агрес­сивный, спокой­ный

Лабо­ратор­ная

работа

3

Постоянные эле­менты газеты

Прак­тикум


4

Практическая работа по теме

Работа над выпус­ком газеты

Индивидуаль­ная и группо­вая работа

6

Лицо газеты

1

Идейное содержание, миссия

газеты

Семинар

Словесные,

наглядные;

эвристическая

беседа, анализ, сравнение

и обобщение

материалов

периодических печатных

изданий,

дидактические

игры, тесты,

задачи

1

Тип и графическая индивидуальность газеты

Лабораторная

работа

1

Формирующие

признаки газеты

Практикум

3

Практическая работа по теме

Работа над выпус­ком газеты

Индивидуаль­ная и группо­вая работа

2

Оформления заголовков газеты (виды, функции, правила)

2

Назначение заголовков. Виды

заголовков.

Лекция

Словесные

3 год обучения

2

Вводное заня­тие. Инструктаж по ТБ и ПБ

Анкетирова­ние

2

Оформления заголовков газеты (виды, функции, правила)

1

Форма заголов­ков и шапок

Варианты слож­ного оформления

Прак­тикум

Словесные, наглядные;

эвристическая

беседа, ана­лиз, сравнение и обобщение материалов периодиче­ских печатных изданий, социологиче­ский опрос, тесты, задачи

1

Практическая

работа по теме

Работа

над

выпуском газеты

Индивидуальная и групповая работа

6

Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые)

1

Виды и типы

выделений в га-

зетных текстах.

Абзац. Фразы. Пробельный ма­териал

Семинар

Словесные,

наглядные;

эвристическая

беседа, ана­лиз, сравнение и обобщение

материалов периодиче­ских печатных изданий, тесты, задачи

1

Приемы выделе­ния. Возможно­сти вариации шрифтов

Прак­тикум

4

Практическая

работа по теме

Работа

над

выпуском газеты

Индивидуальная и групповая работа

8

Иллюстрации в газете

1

Задачи газетной иллюстрации

Семи­нар

Словесные, наглядные;

1

Искусство иллю­страции

Лабо­ратор­ная

работа

эвристическая беседа, ана­лиз, сравнение и обобщение

1

Виды иллюстра­ций в газете

Прак­тикум

материалов периодиче­ских печатных изданий, тес­ты, задачи, дидактические игры

5

Практическая работа по теме

Работа над выпус­ком газеты

Индивидуаль­ная и группо­вая работа

12

Способы объединения материалов в газете

2

Направленность газеты

Семи­нар

Словесные, наглядные;

эвристическая беседа, ана­лиз, сравнение и обобщение материалов периодиче­ских печатных изданий, тес­ты, задачи, дидактические игры

2

Текущий номер. Спецвыпуск. Дайджест. Тема-

тический, целе­вой материал

Прак­тикум

8

Практическая работа по теме

Работа над выпус­ком газеты

Индивидуаль­ная и группо­вая работа

15

Технологическая схема производства газеты

1

Печатные машины в типографиях. Новые способы печати

Лекция

Словесные,

наглядные;

эвристическая беседа,

анализ, сравнение и

обобщение

материалов

периодических печатных изданий,

работа на

компьютере

1

Компьютерный

способ. Исполь-

зование возмож-

ностей компьютера


Практикум

9

Практическая работа по теме

Работа над выпус­ком газеты

Индивидуаль­ная и группо­вая работа

4

Экскурсион­ная работа

Экскурсия в редакцию газеты, встреча с журналис-

тами

8

Основы макетирования газеты

3

Составление

графического макета. Приемы

макетирования. Макетирование

на компьютере

Практикум

Макетирование на ком­пьютере

5

Практическая работа по теме

Работа над выпус­ком газеты

Индивидуаль­ная и группо­вая работа

15

Верстка газеты

2

Типы верстки

Лабораторная работа

Словесные, наглядные; эвристиче­ская беседа,

анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных

изданий, ра­бота на ком­пьютере

2

Прямая, ломаная,

вертикальная, горизонтальная

Практикум

2

Симметричная,

асимметричная,

перпендикулярная, смешанная

Практикум

9

Практическая работа по теме

Работа над выпус­ком газеты

Индивидуаль­ная и группо­вая работа

6

Уроки составления бизнес-плана газеты

3

Что такое биз­нес-план? Под­разделы БП

Лекция

Словесные, наглядные; эвристическая беседа,

анализ, срав­нение и обобщение, задачи

3

Занятие по составлению бизнес-плана газеты

Практикум

6

Маркетинг газеты

2

Калькуляция

выпуска и тиража газеты. Предварительная,

сметная и окончательная калькуляция. Реклама, ее виды и

возможности

использования в

газете

Практикум

Словесные,

наглядные;

эвристическая беседа,

анализ, сравнение и

обобщение,

задачи

4

Практическая

работа по теме

Работа

над

выпуском

газеты

Индивидуальная и групповая

работа

10

Распространение газеты

3

Тактика распро-

странения и

стратегия продаж

Практикум

Словесные,

наглядные;

эвристическая беседа,анализ, сравнение и

обобщение,

задачи

7

Практическая

работа по теме

Работа

над

выпуском

газеты

Индивидуальная и групповая

работа

14

Основы газетного дела

5

Повторение теоретического материала

Практикум

(викторина)

Тесты, задачи, социологический опрос, анкетирование, дидактические

игры

7

Практическая

работа по теме

Работа

над

выпуском

газеты

Индивидуальная и групповая

работа

2

Экскурсионная

работа

Экскурсия

в редакцию

газеты,

встреча с журналистами
















ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Семинары

  1. Возникновение журналистики в России. История разви­тия российской журналистики в XVIII, XIX, XX веках.

  2. Особенности становления и назначения печатных пе­риодических изданий в России.

  1. Особенности написания жанров.

  2. Идейное содержание. Миссия газеты.

5.Виды и типы выделений в газетном тексте. Абзац. Фра-
за. Пробельный материал.

  1. Задачи газетной иллюстрации.

  2. Направленность газеты.

Лабораторные занятия

  1. Информационные публицистические жанры.

  2. Аналитические публицистические жанры.

  3. Художественно-публицистические жанры.

4.Профессиональная этика журналиста. Нормативно-правовая база журналистики.

  1. Словарь газетного дела.

  2. Требования к редактированию.

7.Виды форматов газет. Газетная полоса, газетная страница.

8.Типы подачи материалов: динамичный, агрессивный,
спокойный.

9.Тип и графическая индивидуальность газеты.

  1. Искусство иллюстрации.

  2. Типы верстки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева. М. И. Методика редактирования [Текст] / М. И. Алек­сеева.-М., 1975.- 190 с.

  2. Ампилов. В. А. Современный газетный очерк [Текст] / В. А. Ам-пилов. - Минск, 1972.

  3. Антонов, В. И. Информационные жанры газетной публицистики [Текст] / В. И. Антонов. - Саратов, 1996

  4. Белобородое, Н. В. Социальные творческие проекты в школе [Текст]: практическое пособие / Н. В. Белобородое. - М. : АРКТИ, 2006. -168 с. - (Школьное образование). - С. 77-86, глава «Школьная газета и её роль».

  5. Беневоленская, Т. А. О языке и стиле газетного очерка [Текст| /
    Т. А. Беневоленская. - М., 1973.

  6. Богданов, Н. Г. Справочник журналиста [Текст] / Н. Г. Богданов. Б. А. Вяземский - Л.: Лениздат, 1971. - 685 с.

  7. Вовк, Е. Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в шко­ле [Текст] / Е. Т. Вовк // Информатика : прил. к журн. «Первое сентября». -2004.- №5.

  8. Ворошилов, В. И. История журналистики в России [Текст] : кон­спект лекций / В. И. Ворошилов. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000.

  9. Гвоздев, Л. 3. Журналистика: инструментарий, навыки, техника безопасности [Текст]: учебное пособие / Л. 3. Гвоздев. - М., 1999.

  10. Гоне, Ж. Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции [Текст] : сб. : Детская и юношеская самодеятельная пресса: тео­рия и практика. - М.: ЮНПРЕСС, 1994.

  11. Гоне, Ж. Школьные и лицейские газеты [Текст] / Ж. Гоне ; общ. ред. и вступ, ст. А. В. Шарикова. - М. : ЮНПРЕСС, 2000. - 200 с.

  12. Гринина-Земскова, А. М. Сочинения в газетных жанрах. 5-9 клас­сы [Текст] / А. М. Гринина-Земскова. - Волгоград : Учитель, 2003. - 120 с.

  13. Журбина, Е. И. Теория и практика художественно-публицисти­ческих жанров [Текст] / Е. И. Журбина. - М., 1969.

  14. Коханова, Л. А. Экологическая журналистика, РЯ и реклама
    [Текст] : учебное пособие / Л. А. Коханова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -
    383 с. - (Серия «Медиаобразование»).

  15. Лицейское и гимназическое образование [Текст] : Школьная газе та: формула успеха. - 2004. - № 3.

  16. Лопатина, А. Секреты мастерства [Текст] : 62 урока о професси­ях и мастерах (В помощь педагогам, воспитателям и родителям) / А. Лопатина, М. Скребцова. - М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002. - 352 с. -(Серия «Образование и творчество»).

  17. Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этике] [Текст] : пособие для учащихся / С. И. Львова. - 3-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2006. - 202, [6] с.: ил. - (Серия «Познавательно! Занимательно!»).

  18. Спирина, Н. А. Журналистика в школе [Текст]: эксперименталь­ная программа дополнительного образования для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / сост. Н. А. Спирина. - Ле­нинск-Кузнецкий : Изд-во МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42», 2005. - 53 с.

  19. Шостак, М. И. Журналист и его произведение [Текст] /
    М. И. Шостак.-М., 1998.


25


© 2010-2022