- Преподавателю
- Другое
- «Деятельность братьев – просветителей Кирилла и Мефодия»
«Деятельность братьев – просветителей Кирилла и Мефодия»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чужинова С.А. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час, посвященный
Дню славянской письменности и культуры.
Тема
« Деятельность братьев - просветителей
Кирилла и Мефодия»
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Чужинова С.А.
Цель: обогащение духовного мира учащихся, развитие познавательного интереса и творческих способностей школьников, расширение кругозора, воспитание бережного отношения к ценностям русской культуры.
Техническое оснащение: компьютер с колонками, проектор.
Дата проведения: май 2015 г.
Ход урока.
Слово учителя о значимости образования, роли письма в жизни современных людей.
Мы живём в век информационно-компьютерных технологий, но, несмотря на это, трудно представить сегодня современную жизнь без письма, так как много информации люди черпают все же из книг, газет, журналов. Поэтому можно с уверенностью сказать, что письменность играет важную роль в нашей жизни, это одна из важнейших составных частей человеческой культуры.
1150 лет тому назад произошло событие исторического масштаба: братья учёные, Кирилл и Мефодий, создали славянскую азбуку. Эта азбука положила начало широкому развитию славянской письменности, стала огромным шагом вперед в развитии культуры.
Учащийся 1:
Причиной создания первого славянского алфавита стало следующее: в конце первого тысячелетия только три языка - латинский, греческий и еврейский - считались достойными Священного Писания. Богослужение велось на непонятном для населения славянских стран латинском языке. В 862 году к византийскому императору прибыло посольство от моравского князя Ростислава с просьбой прислать к ним в Моравию (это территория нынешней Чехии) миссионеров, которые могли бы читать проповеди на понятном для моравов языке, а не на чужом им латинском. Византийский император направил в Моравию Константина (монашеское имя Кирилл) и его брата Мефодия. Братья были выбраны не случайно: они происходили из полуславянского - полугреческого города Солуни и прекрасно знали славянские языки.
( рассказ сопровождается показом презентации).
Учащийся 2:
Родились они в греческом городе Солуни (теперь Салоники, в Северной Греции) в семье друнгария (командира военного подразделения). Кирилл родился в 827 году, Мефодий в 815 году. В детстве оба ни в чем не знали нужды. Их отец был богат и знатен. Мальчики жили в огромном доме, где их окружала роскошь, а слуги спешили исполнить любое желание.
Старший из братьев, Мефодий, с ранних лет проявлял интерес к знаниям. Его наставляли в науках приглашенные отцом домашние учителя. Потом он поступил на военную службу и так хорошо справлялся со своими обязанностями, что скоро, несмотря на молодость, занял очень высокое положение. Сам византийский император покровительствовал способному юноше и назначил его правителем Македонии - подвластной Византии страны, основным населением которой были славяне.
Не отставал от Мефодия и младший брат Кирилл. Он тоже получил прекрасное домашнее образование, и учителя нарадоваться не могли тому, как он быстро постигает научные премудрости, легко разбирается в книгах, которые не всякому взрослому по плечу. Кирилл получил хорошее образование, знал, кроме славянского, греческий, латинский, арабский и европейский языки.
Кириллу еще не было и пятнадцати лет, когда его пригласили жить в императорский дворец, где он воспитывался и обучался вместе с малолетним сыном императора - Михаилом (рассказ сопровождается показом презентации).
Учащийся 3:
Жизнь обоих братьев складывалась так, что они могли бы стать более богатыми, чем их отец. Как люди, приближенные к императорскому дому, они бы ни в чем никогда не нуждались.
Однако оба брата выбрали другой путь. Они увенчали себя великой славой, но не как царедворцы или военачальники, а как проводники христианской веры.
Когда император Византии предложил Константину отправиться в Моравию, тот сказал: «Немощен я телом и болен, но с радостью пойду в моравскую землю, ибо просвещение народа без письмен его языка подобно попытке писать на воде». Брат Мефодий поддержал Константина в его порыве и стремлении помочь моравам.
Кирилл и Мефодий создали для славян письменность, которая была гораздо проще, понятнее и значительно удобнее в использовании (рассказ сопровождается показом презентации).
Учащийся 4:
За основу славянской азбуки, получившей впоследствии название кириллица, был взят греческий алфавит, в который были добавлены буквы, обозначавшие звуки, отсутствовавшие в греческом языке, например, Ц,Ч,Ш.Ю,Я и другие. Создав славянский алфавит, братья занялись переводом на славянский язык богослужебных книг. Другая азбука - глаголица, которой пользовались древние славяне, не имеет никакого сходства с греческой азбукой. Есть основания полагать, что, хотя Кирилл и не был ее создателем, однако он внес в нее некоторое усовершенствование и использовал ее наряду с кириллицей.
Кириллица - одна из двух древнейших славянских азбук, название которой восходит к имени проповедника христианства у славян просветителя Кирилла.
Кириллицей мы пользуемся и сегодня, и пишем теперь в своих тетрадях именно кириллицей. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! Она поражает простотой и удобством. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в памяти первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия, которые причислены к лику святых.
Изобретение алфавита - огромный шаг вперед в развитии культуры, благодаря которому письменность стала доступной многим людям (рассказ сопровождается показом презентации).
Учащийся 5:
О создании славянского алфавита официально было сообщено 24 мая 863 года в городе Плиске, в то время столице Болгарии. Поэтому 24 мая - это важная дата в мире всех славян, это праздник национального образования и славянской культуры.
Во многих славянских странах установлены памятники великим просветителям - братьям Кириллу и Мефодию. Отлитые из бронзы, они всматриваются вдаль, пытаясь разглядеть «племя младое, незнакомое, увидеть тех, для кого они создавали свою азбуку.
Есть в центре Москвы площадь, которая называется Славянской. В небольшом сквере посреди этой площади установлен величественный памятник первоучителям славянским Кириллу и Мефодию. Памятник воздвигнут уже в наше время на деньги гражданина России А.П. Конаныхина. Доброе дело совершил этот человек от имени всех россиян. И потому честь ему и хвала. Спокойно, уверенно стоят на высоком постаменте отлитые из бронзы фигуры братьев Кирилла и Мефодия. В руках у них - священные книги на славянском языке. Над ними возвышается крест - символ христианства. Ведь на кресте принял мученическую смерть из любви к людям Сын Божий Иисус Христос.
Оба великих просветителя словно во что-то всматриваются. Куда же устремлены их взгляды? Может быть, в будущее, может, в вечность - кто знает. Впереди у славянской азбуки еще долгая-предолгая жизнь.
( рассказ сопровождается показом презентации).
Заключительное слово учителя:
Сегодня мы с благодарностью и уважением вспоминаем имена великих просветителей Кирилла и Мефодия и говорим им «Спасибо!». Благодаря кириллице мы можем читать и писать, общаться с великими писателями прошлого и настоящего. Очень хочется, чтобы вы осознали, с каким удивительным явлением мы сталкиваемся каждый день - удивительным, поистине чудесным является наш алфавит, удивительным и чудесным является русское слово, русский язык.
Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим народом, нашей Родиной - Великой Россией. Наши бабушки и дедушки бережно хранили наш язык и передавали его своим детям, нашим родителям, а родители передали его нам, вы передадите великое русское слово своим детям, и в этом вам поможет детище солунских братьев.
Великий поэт и прозаик XX в. Иван Бунин, написал стихотворение "Слово", и им хочется закончить свой доклад (во время чтения стихотворения фоном идет "Да исправится молитва" Д.С.Бортнянского).
Ученица читает стихотворение:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте.
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
Слово учителя:
Ребята! Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим народом, нашей Родиной - Великой Россией!