Самоанализ учителя математики Домоховской Т. Б. за 5 лет

Целью  моей педагогической деятельности, как учителя математики является эффективное построение учебного процесса, которое предполагает достижение следующих целей: обеспечить качественное усвоение предложенного программой  материала, отработать основные умения и навыки в рамках программы;    подготовить необходимую математическую базу для дальнейшего самостоятельного применения на уроках и в практической деятельности;     научить четко и математически грамотно говорить, строить логические цепочк...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина»

г.Рославля Смоленской области







САМОАНАЛИЗ

РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Домохоскай Тамары Борисовны

Учителя математики















Рославль 2015г

Рабочие программы составляю в соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ, согласно учебного плана и примерными учебными программами для общеобразовательных учреждений, а именно:

Класс

Программа

Автор, название, место издания, издательство, год издание учебной литературы.

Программа по математике, 6 класс -М: Мнемозина,2010г.

И.И. Зубарева, А.Б. Мордкович, «Математика 6 класс» - М:Мнемозина, 2013г.

Программа общеобразовательных учреждений по алгебре 7-9 класс, И.И.Зубарев, А.Г.Мордкович-М: Мнемозина, 2010г.

Программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 класс, Л.С.Атанасян и др.-М: Просвящение, 2008г.

А.Г.Мордкович. Учебник: Алгебра. 7 класс. Часть 1 для общеобразовательных учреждений - М.: Мнемозина, 2010г.

А.Г.Мордкович. Задачник.Алгебра-7 Часть 2. для общеобразовательных учреждений - М.: Мнемозина, 2010г.

Л.С.Атанасян и др.Геометрия: Учеб.для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2010г.

11А

Программа общеобразовательных учреждений по алгебре и началам анализа 10-11 класс, И.И.Зубарев, А.Г.Мордкович-М: Мнемозина, 2010г.

Примерная программа для общеобразовательных учреждений по математике, среднее (полное) общее образовательное (профильный уровень) М: «Дрофа» ,2010г.

А.Г.Мордкович. Учебник: Алгебра и начала математического анализа 11 класс (профильный уровень). Часть 1 - М.: Мнемозина, 2012г.

А.Г.Мордкович. Задачник. Алгебра и начала математического анализа. Часть2. - М.: Мнемозина, 2010г

Л.С.Атанасян и др.Геометрия: Учеб.для 10-11кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2010г.

Согласно учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации с учетом дополнительных часов за счет школьного компонента я веду элективный курсы:

Учебный год

Тема элективных курсов

Кол-во часов

Класс

2011-2012

«Составь задачу»

17ч.

Укрощение «крутых многочленов»

34ч.

10А

2012-2013

Стратегии и методы решения текстовых математических задач.

34ч.

11А

«Подводные рифы при подготовки к ЕГЭ»

34ч.

11Б

2013-2014

«Мир чисел»

34ч.

2014-2015

«Занимательная математика»

34ч.

Целью моей педагогической деятельности, как учителя математики является эффективное построение учебного процесса, которое предполагает достижение следующих целей: обеспечить качественное усвоение предложенного программой материала, отработать основные умения и навыки в рамках программы; подготовить необходимую математическую базу для дальнейшего самостоятельного применения на уроках и в практической деятельности; научить четко и математически грамотно говорить, строить логические цепочки, обобщать, делать выводы, оценивать полученные результаты; научить самостоятельно, получать необходимую информацию.

Для достижение, поставленных целей учебного процесса, я создаю методическую систему, которая способствует формированию прочных знаний по предмету, формированию у учащихся умений и навыков самостоятельно приобретать и пополнять знания посредством развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей с использованием различных источников информации, в том числе информационно - коммуникативных технологий.

С 2013 г. работаю по ФГОСовским программам. 2013-2014 уч. году, я применила эту программу в 5Б классе, 2014-2015уч.году в 6Б классе. Работая по этим программам, я добиваюсь развития творческого потенциала, через работу в группах, развития математической грамотности через речевое взаимодействие, самооценку, самоконтроль и самокоррекцию. Применяю различные формы обучения, что способствует развитию интересов и возможностей в усвоении материала, в соответствии с собственными интересами и возможностями, обеспечивающими физическое, духовное и интеллектуальное развитие. При работе ориентирую самостоятельности поиска и анализа, проводить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать.

С 2013г. МБОУ средняя школа № г. Рославля работает по программе развития муниципального бюджетного образования: «Экономическо-правовая грамотность школьника как условия успешной самореализации личности в современных условиях» (Приказ № 201по МБОУ средняя школа №1 г. Рославль от 30.08.2013г.). Данную программу я стала применять в 2013-2014уч.гду для учеников 10А класса, в 2014-2015уч. году я продолжила заниматься по данной программе с учениками 11 А класса. Программа подразумевает углубленное изучение математики с экономическим уклоном, в рамках современных реалий.

В 2014-2015 уг. году учащиеся 11А класса участвовали тренировочном тестировании, по математике средний бал составил 44,7%. Показатели решения экономической задачи :

  • по I части на 63%;

  • по II части 44 %.

В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. В ходе обучения развиваю умения учащихся сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, использовать имеющиеся знания в новой ситуации, устанавливать межпредметные связи. Организуя учебную деятельность учащихся при изучении математики, использую дифференцированный подход.

Актуальность дифференциации заключается в том, что в школе дети обучаются с разной подготовкой, с разным здоровьем и разными индивидуальными способностями. Всегда подчеркиваю хотя бы небольшой на первых порах успех школьника. В состав заданий включаю такие, которые направлены на развитие речи учащихся, умение рассуждать. При выполнении заданий увеличиваю степень самостоятельности: от работы по образцу до полной самостоятельности. При работе с учащимися, испытывающими трудность в обучении, стремлюсь формировать положительное отношение к учению. Для этого использую занимательный материал, касающийся сущности изучаемого, поощряю успехи ребенка, демонстрирую личное расположение, внимание, готовность к оказанию помощи, регулярно провожу индивидуальные консультации, во время самостоятельной работы - оказываю индивидуальную помощь отдельным учащимся.

В нашей школе в процессе развития муниципального бюджетного образования разработана программа «Одаренные дети» (Приказ № 1 по МБОУ средняя школа № 1 от 29 августа 2014г.), которую я использую в своей педагогической деятельности. Работу с одаренными детьми организую разными способами: решение в классе дополнительных задач, стимулирование поиска различных вариантов решения задачи, предложение дополнительных заданий для домашней работы, знакомство учащихся с дополнительной литературой по предмету, стимулирование поиска различных доказательств одной и той же теоремы, представление презентации по теме или исследовательская работа по теме. Важное значение, на своих уроках придаю организации атмосферы доброжелательности и комфорта. В 5 - 6 классе чаще провожу диктанты и самостоятельные работы по вариантам со взаимопроверкой, учу детей самостоятельно работать с учебником, выделять главное в прочитанном тексте. Интенсивная организация учебного процесса предполагает оперативную обратную связь, быстрое получение информации от эффективности применяемых мер и столь же оперативное регулирование и коррекцию обучения. Следовательно, необходимо значительно улучшить использование в учебном процессе методов контроля и оценки знаний. При изучении темы систематически использую текущие проверочные работы, тестовые задания диагностического характера с целью выявления пробелов в знаниях, типичных ошибок, чтобы оперативно помочь учащимся в преодолении трудностей. Здесь использую самоконтроль и взаимоконтроль знаний, затем провожу тестовую или проверочную работу на оценку. Эффективность обучения зависит от содержания проверки получаемых результатов обучения.

Тестированием определяю диагностику уровня знаний учащихся; разрабатываю систему упражнений, направленную на развитие познавательных интересов; разрабатываю комплекс дифференцированных задач для успешного развития творческих способностей. Свою задачу я вижу в том, чтобы не только обеспечить учащимся базовый уровень, но и создать условия тем, кто проявляет интерес на «продвинутом» уровне, т.е. включаю элементы уровневой дифференциации. Любая учеба связана с усвоением тех или иных знаний, той или иной информации.

В своей работе использую разные формы обучения, соответствующие правилам медицины, педагогики, психологии. Это индивидуальные, фронтальные и коллективные формы обучения. Главная задача - предоставить возможность для самообучения, саморазвития, самосовершенствования. Усвоение содержания и развития должны происходить не путем передачи ученику некоторой информации, а в процессе его собственной аналитической деятельности. Эта идея является фундаментальной в теории развивающего обучения, технологии проблемного обучения. Ученик - активный субъект учебной деятельности, учитель - организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки - средство общего развития - цель технологии развивающего обучения.

Эффективный метод самообучения - проектное обучение и исследовательская деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. Современные педагогические технологии способствуют для формирования мотивации учащихся, определяют педагогику сотрудничества, обеспечивают личностный подход в обучении, создают условия для свободного развития учащихся.

В своей работе использую технологии личностно - ориентированного обучения; проблемного обучения, развивающего обучения, метод проектов и информационные технологии. В прошлом учебном году мною был сделан акцент на использование и применение информационных технологий в учебном процессе. Использование компьютера на уроках - одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность на уроках, увеличить эффективность урока. В целях оптимизации образовательного процесса я использую на уроках и во внеурочное время компьютерные презентации. При проведении факультативных занятий, при подготовке к ГИА и ЕГЭ использую тесты и тестовые задания по определенным темам. Ученики выполняют проектные и исследовательские работы, свои выступления они сопровождают презентациями. Я стараюсь прививать ученикам интерес к исследованию, вооружая их методами научно - исследовательской деятельности, практическими навыками работы на компьютере.

За последние годы моими учениками, были представлены следующие презентации и проектные работы:

Учебный год

Исследовательская работа

Тема исследования. Фамилия имя учащегося, класс.

2012-2013

Презентация

«Производная и ее применения» Камилов Николай 11А класс.

2012-2013

Презентация

«Призма» Ильин Василий 11А класс.

2012-2013

Презентация

«Пирамида» Аршинов Никита 11А класс

2012-2013

Презентация

«Векторы » Голубев Антон 11А класс

2013-2014

Презентация

«Римская система счисления » Шахджанян Диана 5Б класс

2013-2014

Исследовательская работа

«Возникновение цифр » Потанина Алина 5Б класс

2013-2014

Исследовательская работа

«Древнерусские меры веса » Парфенова Татьяна 5Б класс

2013-2014

Презентация

«Старинные русские меры длинны » Ильина Настя5Б класс

2014-2015

Презентация

«Система счисления» Парфенова Татьяна 6Б класс

2014-2015

Презентация

«Пропорции» Шкробова Настя 6Б класс

2014-2015

Проект

«Признаки делимости» Ильина Настя 6Б класс

2014-2015

Исследовательская работа

«Решение задач на работу» Чванькин Евгений 6Б класс

2014-2015

Презентация

«Задачи на сложные проценты» Захарин Михаил 11 А класс

2014-2015

Презентация

«Задачи экономического содержания» Фирсов Сергей 11 А класс

2014-2015

Презентация

«Математика в экономике» Давыдов Александр 11А класс

В своей работе я учитываю основные направления совершенствования структуры содержания образования в условиях интенсификации учебного процесса:

а) усиление направленности содержания на комплексное осуществление трех его основных функций - образовательной, воспитательной и развивающей;

б) повышение информативной емкости каждого урока за счет максимального насыщения содержания при сохранении его доступности;

в) подача материала укрупненными блоками, усиление роли обобщения в процессе изучения материала, проведение обобщающих уроков;

г) повышение значимости теории в содержании образования;

д) расширение применения дедуктивного подхода там, где он оказывается особенно эффективным;

е) усиление межпредметных связей;

ж) улучшение отбора упражнений с тем, чтобы минимумом упражнений решать больший круг учебно-развивающих задач;

з) применение алгоритмических указаний в процессе обучения;

и) использование компьютерных устройств;

к) формирование обще учебных умений и навыков;

л) концентрация внимания на усвоении ведущих понятий, умений и навыков.

Я считаю, что сложность учительского туда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания. Поэтому при обучении математике, я следую основным дидактическим принципам обучения: от простого к сложному, от конкретных наблюдений, к выводам и обобщениям, от практических результатов к формулировкам теорем и правил. В своей работе стараюсь соблюдать принципы научности, системности, последовательности.

В своей работе я стараюсь использовать активные формы и методы обучения, которые способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков, для этого совершенствую свое самообразование.

Выбранная мной тема самообразования по годам:

Учебный год

Тема самообразования

2010-2011

Виды текстовых задач, их решение в рамках подготовки к ЕГЭ

2011-2012

Работа с модулями, в рамках подготовки к ЕГЭ.

2012-2013

Дифференцированное обучение на уроках математики как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

2013-2014

Использования современных педагогических ИКТ в общеобразовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.

2014-2015

Использование ЭОР, на уроках математики.

Результатом моей педагогической деятельности является усвоение на среднем или высоком уровне программного материала учащимися, имеющими ранее слабый уровень знаний по математике, увеличение количества обучающихся со средним и высоким уровнем знаний, это можно наглядно проанализировать по результат освоения обучающими образовательных программ в таблице № 1

Таблица №1: Результаты освоения обучающимися образовательных программ.

Учебный год

Класс

Общая успеваемость

Качество успеваемости

2010-2011

10 А

100%

52%

2011-2012

11 А

100%

63%

2011-2012

10 А

100%

61%

2011-2012

10 Б

100 %

43%

2012-2013

11 А

100 %

94%

2012-2013

11 Б

100 %

50%

2013-2014

11 Б

100 %

69%

2013-2014

5 Б

100 %

50%

2014-2015 Iчетверть

6 Б

100 %

60 %

2014-2015 IIчетверть

6 Б

100 %

64 %

2014-2015 IIIчетверть

6 Б

100 %

60 %

Рисунок : Освоение обучающимися, образовательных программ.

Таблица №2: Результаты деятельности аттестуемого, педагогического работники по развитию способностей обучающихся.

Учебный год

Количество обучающихся

Результат стартовой диагностики

Результат итоговой диагностики

высокое

среднее

низкое

высокое

среднее

низкое

2010-2011

16

42%

50%

8%

50%

50%

0%

2011-2012

48

50%

42%

8%

50%

50%

0%

2012-2013

30

37%

63%

0%

67%

33%

0%

2013-2014

29

38%

41%

21%

52%

48%

0%

Рисунок : Результаты деятельности аттестуемого, педагогического работника по развитию способностей обучающихся.

Одна из важнейших задач является развитие интереса к предмету. У учащихся имеется большое желание проверить свои силы, знания. Их привлекает возможность добровольного участия в соревнованиях. Олимпиады способствуют выявлению (и в дальнейшем развитию) знаний учащихся:

Учебный год

Класс

Школьная олимпиада

Региональный этап олимпиады

Муниципальный этап олимпиады

Федеральная олимпиада (РосАтом)

Приняли участие

Победители

Призеры

Приняли участие

Победители

Призеры

Приняли участие

Победители

Призеры

2012-2013

5А; 5Б

10

1

5

-

-

-

-

-

-

-

2012-2013

11 А

16

9

1

4

-

-

-

11

1

5

2013-2014

5 А

8

1

2

-

-

-

-

-

-

-

2013-2014

6А; 6Б

8

1

2

-

-

-

-

-

-

-

2013-2014

10А

5

1

-

1

-

-

-

-

-

-

2014-2015

6

-

1

-

-

-

-

-

-

-

2014-2015

7А; 7Б

8

1

3

-

-

-

-

-

-

-

2014-2015

10А

4

1

1

2

-

-

-

-

-

-

Так же в апреле 2013г., проходила, общероссийская сверхпрозрачная олимпиада по математике, в ней приняли участие 10 из, 27 учеников.

Особо хотелось отметить олимпиаду «Росатом» 2012-2013уч.год. Одним из победителем, этой олимпиады по математике стал мой ученик Черняк Ефим, призерами по математике стали: Джаббаров Заур; Фищенков Илья; Светляков Евгений; Аршинов Никита; Камилов Николай. Всем им представилась, уникальная возможность поступить в престижны ВУЗы (НИЯУ МИФИ, МГТУ им Н.Э. Баумана) на бюджетное отделение вне конкурса на основе тех баллом, которые они получили на олимпиаде.

Отдельно хотелось обратить выделить интеллектуальное состязание «Кенгуру» и «Кенгуру-выпускникам».

В 2012-2013 учебном году из 5А,5Б классов приняли участие 13 учеников, 11 учеников, из 11А класса. В 2013-2014 учебном году -13 учеников из 5Б,6А,6Б и 15 учеников из 11А класса. В 2014-2015 учебном году - 17 учеников из 6Б,7А,7Б и 6учеников из 11А.

Рисунок : Участие учеников в математической международной игре «Кенгуру» и «Кенгуру-выпускникам»

Лучшими в математической игре «Кенгуру-выпускникам» в 2012-2013 учебном году стали ученики 11 А класса: Камилов Николай 101балл; Черняк Ефим-87 балл; Аршинов Никита -85 баллов; Фищенков Илья-84 баллов.

Лучшими в математической игре «Кенгуру-выпускникам» в 2014-2015 учебном году стали ученики 11 А класса: Крылов Ростислав 105балл; Давыдова Александра-105 балл; Зарахин Михаил-80баллов.

Ежегодно участвую в предметной недели математике. В рамках школьной недели математики разрабатываю и провожу внеклассные мероприятия, которые включают, викторины, конкурсы, игры.

Моя педагогическая деятельность дает положительные результаты. За последние пять лет я выпускала шесть одиннадцатых классов. Критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес школьников к предмету, их качественные знания, подтверждённые результатами единого государственного экзамена.

В таблице №3: Анализ результат ЕГЭ за 3 года

Учебный год

Класс

Количество обучающихся

Успеваемость

Средний бал

Количество высоко балльных работ

2011-2012

11А

16

100

59

1

2012-2013

11А

16

100

72,8

11

2012-2013

11Б

14

100

56,5

-

2013-2014

11Б

13

100

52

1

Рисунок : Результаты ЕГЭ.

Высокий результат сдачи ЕГЭ, в 2012-2013 уч. году в 11 А классе, обусловлен тем, что обучение в данном физико-математическом классе проводилось по профильному уровню. Анализируя свою педагогическую деятельность, я сделала вывод, что профильные классы, всегда сдают экзамены лучше, это обусловлено увеличением часов по программе, что позволяет более углублено изучать такой предмет как математика.

Таблица № 4: Высоко балльные работы по ЕГЭ

Фамилия, имя выпускника

ЕГЭ по математике

Количество баллов

Соколова Ксения

2011-2012 уч.год

82

Камилов Николай

2012-2013 уч.год

90

Аршинов Никита

2012-2013 уч.год

90

Джаббаров Заур

2012-2013 уч.год

72

Косенков Андрей

2012-2013 уч.год

87

Никищенков Александр

2012-2013 уч.год

70

Поляков Константин

2012-2013 уч.год

87

Светляков Евгений

2012-2013 уч.год

81

Терещенков Артем

2012-2013 уч.год

79

Турбал Дмитрий

2012-2013 уч.год

77

Фищенков Илья

2012-2013 уч.год

85

Черняк Ефим

2012-2013 уч.год

83

Лазуткин Олег

2013-2014 уч.год

72

Мной, были выпущены ученики, получившие медали.

Таблица № 5: Медалисты за период с 2010 по2014г.

Учебный год

Фамилия, имя выпускника

Медаль

2009-2010

Рыдина Яна

серебряная

2009-2010

Янушевская Лада

серебряная

2010-2011

Абросименкова Анна

серебряная

2011-2012

Соколова Ксения

золотая

2012-2013

Камилов Николай

золотая

2012-2013

Чернова Валентина

золотая

2012-2013

Липкина Галина

золотая

2012-2013

Аршинов Никика

серебряная

2013-2014

Хворостяненко Анна.

золотая

Главной оценкой своей работы я считаю поступление мох учеников в ВУЗы, в своем большинстве на бюджетное отделение.

Таблица №6: Данные о поступлении учащихся в ВУЗы.

Учебный год

Продолжили обучение в ВУЗах

Обучение на бюджетной основе

ВУЗы с техническим и математическим уклоном

2010-2011

92%

70%

22%

2011-2012

98%

68%

38%

2012-2013

100%

75%

50%

2013-2014

90%

66%

21%

Рисунок : Поступления в ВУЗы.



Систематически веду работу над повышением уровня своего педагогического мастерства.

Учебный год

Способ участия, тема выступления

Уровень участия

2010-2011

Открытый урок на тему: «Решение неравенств 11 классе». Семинар.

муниципальный

Открытый урок на тему: «Функции и графики».

общеобразовательном

2011-2012

Доклад на тему: «Работа с модулями, в рамках подготовки к ЕГЭ». Научно-практическая конференция

муниципальный

Мастер-класс: «Правильные многогранники».

общеобразовательном

2012-2013

Открытый урок на тему: «Решение логарифмических уравнений и неравенств с модулем». Семинар.

муниципальный

2013-2014

Выступление на тему: «Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся».

общеобразовательном

2014-2015

Открытый урок на тему: «Решение задач на сложные проценты, задачи с экономическим содержанием». 11класс.

общеобразовательном

До 2012 учебного года была руководителем районного и школьного методического объединения математиков. Делюсь знаниями и опытом со своими коллегами, даю открытые уроки для учителей школы и района, оказываю им методическую помощь при составлении рабочих программ, разноуровневых тестовых заданий. Работала в составе экспертной комиссии по проверке работ учащихся ГИА-9, вхожу в состав комиссии по поверке олимпиадных работ по математике на муниципальном уровне.

Оказывала помощь в подготовке к ЕГЭ и методическую помощь при подготовке к урокам, посещала уроки с целью изучения методики ведения урока; посещала открытые уроки у своих коллег. Я принимаю активное участие в методической работе школы.

В заключении хотелось, подчеркнуть, что целью педагогической деятельности учителя математики является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разно уровневую подготовку учащихся, привлечение их к исследовательской работе, подготовку к поступлению и учебе в вузах и других учебных заведениях. При этом необходимо не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить его учиться, развивать интерес к учению с учетом тенденций развития мирового сообщества XXI века.

Учитель ------ Т.Б.Домоховская



© 2010-2022