Особенности работы педагога-библиотекаря в условиях сельской школы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагог-библиотекарь Костенеевской средней общеобразовательной школы Елабужского района Республики Татарстан Мингазетдинова Евгения Владимировна

Специфика работы педагога-библиотекаря в условиях сельской школы

Человек ещё не придумал ничего значительнее и совершеннее книги. И вот уже тысячу лет каждый занимается своим делом: кто-то пишет книги, кто-то выпускает их в жизнь, а у нас, библиотекарей, особая, святая миссия - ввести маленького читателя в таинственный, уникальный мир книги, в мир, где такой простор фантазии, где можно найти ответы на все вопросы. Как важно не только зажечь огонёк интереса в сердце ребёнка, но и попытаться поддержать влечение к чтению, чтобы книга для ученика стала лучшим другом. Да, тем самым искренним другом, как гласит турецкая пословица, когда она тебе надоела, она не сердится, и когда ты ей веришь, она тебя не обманывает.

Мой роман с книгой начался с шести лет, когда старшая сестра научила меня читать, с того момента и до сей поры я не представляю своей жизни без книг. Они со мной всегда, они со мной всюду. Книги - мои друзья, кем, впрочем, были они и для А.С.Пушкина, ведь даже, умирая, он, скользнув взглядом по книжным полкам , произнес: «Прощайте, друзья» .

Специфика библиотекаря в сельской школе заключается в том, что у нас всего 0,5 ставки, остальное - предметные часы. По счастливому стечению обстоятельств, я ещё веду русский язык и литературу, поэтому все эти годы успешно изо дня в день проповедую культ чтения, веря, что лишь этот путь может привести к высоконравственному развитию личности, заставить думать, искать информацию, развить зрительную память, (а, значит, будет выше грамотность), обогатит словарный запас, а, известно, как человек говорит, так он и думает ,(чистые слова-чистые помыслы), поступки - это следствие мыслей.

Я определила для себя как для педагога-библиотекаря два приоритетных направления: постоянный профессиональный и личностный рост, привлечение детей к контакту с книгой, воспитание любви к чтению.

Достигая первого направления, я тесно сотрудничаю с педагогами своей школы, с коллегами из других школ, читаю специализированную литературу, постоянно слежу за новинками. Особое внимание я уделяю своему имиджу библиотекаря. Прошло то время, когда наш образ ассоциировался с «серой мышкой», волосы пучочком, толстые линзы на носу. Современное поколение детей может привлечь наставник-друг с живым блеском в глазах, интересный собеседник, который знает всё на свете.

Незаурядный тандем мы составили с коллегой из нашей сельской библиотеки. Все творческие идеи мы стараемся воплощать вместе. Очень интересно проходят библиотечные уроки, встречи маленьких читателей со старшеклассниками, но особенно запоминаются детям «поединки». В них участвуют ребята с 8 по 11 классы, они по одну сторону баррикады, их оппоненты - люди, которые многого добились благодаря книге, это и наш корреспондент - Сперанский В.В., работающий в районной газете, пенсионеры -« энциклопедии на ножках»-Клещевников Г.И.,Сергеев Г.А, молодые люди, школьники , являющиеся самыми активными читателями. Тема «поединка» - читать или не читать? В увлекательнейшей беседе, споре, обмене опытом обе стороны высказывают свою точку зрения, в конце беседы почти все ребята принимают сторону любителей книг.

Здание нашей школы нетиповое, и моя библиотечка составляет несколько крохотных метров, которые мне удалось превратить в царство книги. Представьте. Высокие стеллажи, на них ровно расположились учебники, на чуть нижней полке - методическая литература для преподавателей, затем друг за другом «В помощь классному руководителю», «О здоровом образе жизни», «Ваше хобби». На полках пониже стоит художественная литература: постаревший «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Ася» И.С.Тургенева, лощёный Ф.Достоевский . А рядом с полками мы с детьми организовали «Книжкину больничку», где ребята. Приходя за книгами, лечат их, орудуя скотчем и ножницами бумагой и карандашами. Сами ребята организовали комиссию по проверке учебников, и каждый месяц одну неделю ребята ходят с проверкой по классам: все ли учебники обёрнуты, не порваны ли.

Одной из основных задач является не только заставить читать школьную программу, но и привлечь к внепрограммной литературе. Я использую такой манёвр: неожиданно приношу в класс книгу, читаю завязку, развитие действия и останавливаюсь на кульминационном моменте, предлагая дочитать, взяв книгу в библиотеке. Так, например, было с произведением Э. Сетон-Томпсона «Жизнь серого медведя». Поверьте, на перемене весь восьмой класс был в библиотеке. Любопытство победило! Им очень хотелось узнать, что же стало с медведем Уэбом. Книг всем не хватило. Ребята договаривались между собой.

Это вызвало нужную реакцию, через четыре дня, прочитав рассказ, дети подходили и спрашивали произведения «жалостливого» содержания. В ход пошли «Белый Бим Чёрное Ухо», «Белый пудель», «Белый клык». Зацепила…

Раз в год я провожу среди ребят анкетирование о предпочтениях книг: фантастика, о войне, приключения, исторические произведения, про любовь. Исходя из этого, мы готовим с ребятами презентацию книг и выходим на определённую публику. Например, Настя Кашеварова из седьмого класса подготовила презентацию любимой книги так живо, ярко, что в начальных классах ребята с восхищением смотрели на страницы книг в новом воплощении.

Особой популярностью среди старшеклассников пользуются встречи с поэтами и писателями. Например, ребята с интересом провели время с поэтом, членом Союза писателей, мастером спорта Верой Петровной Хамидуллиной. Она рассказала ребятам о своём детстве, спортивных достижениях, творческом процессе написания стихов. Авторитетный человек, держащий в руках книгу, несомненно запомнится маленьким слушателям.

Как разнообразить жизнь сельского ребёнка, как расширить его кругозор, увести в неведомые дали, кто поможет? Книга. Мы с ребятами ездили в городскую библиотеку города Елабуга «Серебряный век», где перед ребятами оживают книги с полок , говорят голосами поэтов Серебряного века. Совсем рядом с библиотекой находится дом-музей М.И.Цветаевой, дом памяти , где свои последние дни провела поэтесса.

Мы с ребятами организовываем выставки, готовим различные мероприятия из серии «Ожившая книга». Стоит только правильно организовать ученика, заинтересовать, поощрить улыбкой, доброй похвалой, и, казалось бы, рутинная работа, превращается в увлекательнейшее занятие.

Главное, чтобы дети навсегда запомнили ощущение чуда при соприкосновении с книгой, чтобы из памяти не стёрся упоительный запах книг, шелест листочков, голоса героев, их лица и та эйфория от увлекательных странствий по страницам бумажных друзей, самых искренних и верных.




© 2010-2022