Разработка урока по ИКБ на тему Народная медицина башкир (5 класс)

В данной разработке представлен материал по теме "Народная медицина башкир". Целью данного урока является ознакомление с историей народной медицины башкир, задачи урока -  способствовать умению применять народные методы лечения. Форма урока - сюжетно-ролевая игра, где обучающиеся в ходе инсценировки выясняют полезные свойства некоторых известных лекарственных трав. Урок насыщен разными видами работ (работа с карточками, фронтальная работа, доклады учащихся и др.)  Материал содержит конспект урок...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Народная медицина башкир. (Сюжетно-ролевая игра).

Цель урока: познакомить учащихся с историей народной медициной башкир.

Задачи урока:

Обучающие: научить применять народные методы лечения;

Развивающие: повышать познавательную активность учащихся, прививать интерес к предмету;

развивать творческие способности учащихся, предлагая им роли в сюжетно - ролевой игре;

Воспитательные: прививать навыки самостоятельной работы при изучении нового материала; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день,ребята! Я рада вас сегодня видеть здоровыми. красивыми. веселыми. Почему в первую очередь я сказала здоровыми?

-Да, для человека самое главное-это здоровье. А что мы делаем когда болеем? (Обращаемся к врачу, покупаем и принимаем лекарства).

-А что если лекарства не помогают нам?( Ответы детей).

слайд «Кого не излечивают лекарства, излечивает природа».

- Античный афоризм гласит: «Кого не излечивают лекарства, излечивает природа». И это абсолютно верно! Сколько людей, отчаявшись получить излечение от официальной медицины, обращались за помощью к природе? К травам, и получали исцеление!

-Как вы думаете какая сегодня тема? (ответы).

-Сегодня мы с вами поговорим о разнообразии, пользе и применении народной медицины, а также обменяемся рецептами.

- Записываем тему урока: «Народная медицина башкир» слайд.

-А что такое народная медицина?

Наро́дная медици́на -знания собранные народом о болезнях, методах и средствах лечения, которые передаются из поколения в поколение.(слайд)

На рубеже XXI века при таком разнообразии лекарственных средств, находящихся на витринах аптек, и такой рекламе по телевидению и средств массовой информации человек совсем забыл о том, что аптечка-то вокруг нас.

Как не стыдно человеку

Чуть чего бежать в аптеку.

Ты прими хоть сто пилюль,

Всё равно здоровью нуль.

Зато у матушки-природы

Полным-полно других даров.

Прими леса, поля и воды,

И гор хребты, и небосводы-

И ты практически здоров.

- Сегодня у нас в гостях:

Доктор исторических наук Паньков Кирилл…….

Народный врачеватель, лекарь…………………………..

2.Основная часть. Работа по новой теме.

Слово учителя

-Уважаемый Кирилл …………, не могли бы вы пояснить , как возникла народная медицина и что она собой представляет?

2.1 Народная медицина.

Доктор исторических наук.

Как известно, до XVIII века на территории Южного Урала лечебные учреждения отсутствовали. Однако сохранение здоровья человека занимало главное место в жизни башкир с древнейших времён. Старейшины, аксакалы рода хорошо понимали, что нездоровый мужчина не способен защищать род от вражеских набегов. Больная женщина также не в состоянии оставить здоровое потомство. Поэтому люди испокон веков пользовались услугами народных врачевателей. Народ знал целебные свойства различных трав, водных источников, минералов. Он хорошо усвоил лечебные возможности продуктов питания, получаемые от домашних животных, диких зверей и насекомых.

Поэтому люди очень умело пользовались дарами природы в народной медицине. Способы и приёмы лечения болезней и сохранения здоровья с использованием даров природы и внушений (заговоры, заклинания, молитвы), а также богатого опыта табибов называют народной медициной. Из народа выделялись умельцы - табибы.

Слайд: Табиб- народный врачеватель, знахарь ,лекарь.(записать в тетрадь)

Среди них были и костоправы, и травники, и лекари - маги, и повивальные бабки .Знания и большой опыт этих народных врачевателей передавался из поколения в поколение. Табибы хорошо знали о том, что многие болезни возникают в результате нарушения питания, переохлаждения, тяжёлой работы и нервных расстройств. Им были известны также наследственные и инфекционные болезни. И чем бы ни занимались табибы, им всегда на помощь приходила природа.

Если кто- то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, нас природа ждёт.

-Спасибо большое за полезную информцию. А мы продолжим работу. Внимательно слушайте и смотрите, о чем расскажут ребята.

2.2 Лечебные средства.

Сценка.

Действующие лица:

• Автор -

• Алина-

• Лопух -

• Крапива -

• Подорожник -

Автор. Однажды случилась такая история. Пошла Алина после обеда к речке понежиться под солнышком на тёплом песочке, где ждали её подруги. Нужно было пройти узенькой тропкой через луг, покрытый разными полевыми цветами и травами. В одном месте тропинка проходила рядом с лопухом, который широко раскинул огромные листья и серые круглые колючки. Алина не заметила лопух и коснулась его. Тут же около десятка колючек вцепились в Алинино платье. Алина дёрнулась, от резкого движения Алина задела высокую крапиву, которая рядом росла, и почувствовала острую боль.

Рассердилась Алина и решила отомстить обидчикам. На лугу она увидела высохшую ветку ивы и - к ней. Но, как назло, длинный и жёсткий стебель подорожника хлестнул её по ногам. «Этого мне только не хватало» - подумала Алина и рассердилась ещё сильнее. Несколько раз хлестанула по стеблю и листьям подорожника, потом подошла к лопуху и крапиве и стала хлестать их, приговаривая:

Алина. Вот вам, вот вам! Не цепляйтесь и не кусайтесь больше!

Автор И пошла к речке.

Возвращаясь, домой Алина услышала голоса. Это заговорили растения

Лопух . Ну, что, друзья мои, крепко нам сегодня досталось от девчонки? Конечно, она ещё маленькая и ничего про нас не знает. Но всё же обидно ни за что ни про что получить палкой. Я ведь не виноват, что тропа проходит совсем рядом со мной. Куда мне деть свои большущие листья? А колючки мои совсем не царапаются. Подумаешь, прицепились к платью. Так уж я устроен, что в колючках спрятаны сладкие семена, и с помощью колючек я их оберегаю от птиц, которые с удовольствием эти семена склевали бы.

Крапива. Недаром люди называют тебя лопухом или репейником - слишком ты прост и наивен. Растёшь без всякой пользы, где попало, только людям мешаешь. Вот я - крапива двудомная - самое полезное растение. Правда, боятся меня и взрослые и дети, потому, что могу обжечь, или, как говорят люди, - укусить. Большинство думает, что я злая и вредная, что только и мечтаю кого-то куснуть. И лишь немногие знают, что я очень добрая и помогаю людям.

Подорожник. Ну, насчёт полезности, ты бы, крапива помолчала. Уж если кто и полезен, так это, несомненно, я - обыкновенный подорожник. Точнее - Подорожник Обыкновенный - как по научному называют меня люди. Недаром меня знают уже более 3000 лет как одно из самых древних на Земле лекарственных растений. Кто из вас может похвастать такой же известностью? То-то и оно. Меня собирали ещё древние китайцы, римляне и греки и в качестве лекарства применяли великие врачи Гиппократ и Авиценна …

Лопух. Ты чего так расхвастался, подорожник? Меня, лопуха, тоже знают в разных концах света. В Японии, например, меня считают вполне огородной культурой и используют молодые листья для приготовления салатов и супов, а корни употребляют в пищу сырыми, варёными, печёными, жареными и кладут в суп вместо картофеля. И в Австрии меня знают, и в Китае тоже...

Крапива. Ой-ой-ёй, разошлись оба! Я, крапива, не менее вас ценный пищевой продукт. Во мне знаете сколько витаминов С, К, В2, каротина, соли железа, калия, кальция, серы, сахара и белка? Это я по научному выражаюсь, вам лопухам не понять. Если проще сказать, то из моих молодых побегов и листьев варят вкусные щи и готовят салаты. Из моих майских побегов даже приготавливают настойку здоровья, которую люди пьют по чайной ложке натощак до еды и перед сном и становятся бодрыми и здоровыми. Надо только знать, как правильно приготовить эти блюда и настойки. Кроме того, свежим соком из моих листьев укрепляют волосы и заживляют раны, а если его пить, то можно изгонять камни из почек и жёлчного пузыря. Ещё я помогаю лечить туберкулёз, бронхиальную астму, аллергию... Легче перечислить болезни, при которых меня не употребляют. У меня всё идёт в дело: корни, стебли, сок и листья. Вот так-то, мальчики.

Лопух. Ну, меня-то, крапива, ты ничем не удивила. Люди тоже используют мои корни, листья, молодые стебли, сок и даже семена. И почки лечат, и гастриты, и язвы желудка и двенадцатипёрстной кишки, и боли в суставах. Моими настоями и отварами чистят кровь, выводят гнойники, фурункулы и разные кожные болезни, укрепляют волосы, лечат сахарный диабет и пользуются в качестве противоядия при укусах насекомых и ядовитых змей. Думаю, что и от твоих противных крапивных укусов я сумел бы людям помочь. Так что не такой я простой лопух, как ты думаешь. Это подорожник…

Подорожник. Что подорожник, ну, что подорожник? Знаете ли вы, что нас, подорожников 250 видов, и большинство годится для человеческого питания? Из молодых моих листочков варят супы, готовят салаты, винегреты, гарниры к мясным и рыбным блюдам, а семена употребляют как приправу. А сколько лечебных соков, отваров и настоев знатоки готовят из моих листьев и стеблей и потом лечат ими головную и зубную боль, болезни ушей и глаз, острые респираторные заболевания (ОРЗ) и бронхиты, дизентерию, язвенную болезнь желудка и двенадцатипёрстной кишки, заживляют раны при ушибах, порезах, ожогах, фурункулах и язвах и останавливают кровотечение. Когда-то порошок из моих сухих листьев применяли даже для лечения сибирской язвы. Я могу долго ещё перечислять свои великолепные качества, и ты, крапива, против меня - бесполезный сорняк.

Крапива. Что-то и, правда, мы с вами сегодня расхвастались не в меру. Наверное, каждому захотелось высказаться от обиды на девочку, которая нас днём палкой побила. Друзья мои, лопух и подорожник, все мы очень людям полезны, жаль, что не многие знают об этом, особенно дети. Может когда они про нас больше узнают в школе, не будут нас забавы ради рвать и бить палками, а наоборот, начнут уважать и собирать в качестве лекарственных трав. А мы уж постараемся отдать людям все свои лечебные свойства и помочь им в трудную минуту.

Лопух. Правильно говоришь, крапива. Ну, а я буду впредь внимательнее и девчонок постараюсь не цеплять колючками. А девчонку надо простить. Как думаешь, подорожник?

Подорожник. Я ду Я думаю, надо учесть, что она всего лишь пятиклассница и мало что о нас знает. Давайте её простим ...

Учитель . О чем узнала Алина из разговора. О полезных свойствах каких растений. (Крапива,лопух,подорожник)

У каждого на парте лежит таблица, которую к концу урока вы должны заполнить.

В 1 колонке таблицы записываем. (Крапива,лопух,подорожник)

-.Именно эти лекарственные растения применялись в народной медицине башкир. Кроме них широко использовались • (слайды)

• Можжевельник (артыш)..башкиры употребляли можжевельник для окуривания больных детей. Он помогал при судорогах, боли в суставах .

Артыш в переводе с монгольского языка означает «лекарство против страха» или магическое растение, защищающее от злых людей. башкиры широко применяли можжевельник в качестве отпугивающего и отгоняющего средства всех злых духов .

• Девясил (андыҙ). употребляют как отхаркивающее средство при хронических заболеваниях дыхательных путей (бронхиты, трахеиты, пневмония и др.),при заживлении ран, а также при слабости, истощении.

• Душица (мәтрүшкә). Существовала поговорка :»душица целебна от 70 недугов»

• Зверобой (һары мәтрүшкә). Он известен как вяжущее, кровоостанавливающее, противовоспалительное, обезболивающее, ранозаживляющее средство.

• Валерьяна (бесәй үләне). обладает успокаивающим действием.

Даже в пище башкиры стремились использовать травы, которые богаты витаминами

• Борщевик (балтырған)

• Щавель (ҡуҙғалаҡ)

• Полевой чеснок

Учитель: Итак,как назовем 1 раздел народной медицины. (Лекарственные растения)

-Теперь обратимся к так называемым средствам животного происхождения. Например, Кумыс. (Заполняем вторую колонку таблицы)

• Кумыс. кумыс - напиток, который готовили из кобыльего молока. Башкиры пили кумыс при самых различных недугах.Если при тяжелых состояниях больного не помогал даже кумыс, говорили о его безнадежности. Сейчас лечат кумысом в санаториях "Шафраново", им.С.Т.Аксакова, "Глуховская", "Юматово"

- Какие еще средства животного происхождения можете назвать?(слайд)

• Корот. - сухой молодой сыр.,применяется при простудных заболеваниях, тошноте, потере аппетита, укусе змеи.

• Мёд. Он собирается с растений, которые являются природным лекарственным сырьем. он содержит порядка 400 веществ и соединений, жизненно необходимых человеку для полноценной деятельности организма. В народе мед не зря называют «жидким золотом», ведь он - лекарство от многих болезней.

• Топлёное масло

• Конское и гусиное сало. Употребляли при простуде: принимали внутрь и растирали тело или область груди.

• Мясо и сало барсука. Считалось целебным при туберкулезе.

Физминутка

Мы знаем, что движение - жизнь. Давайте подвигаемся

2.3 Народное врачевание.

- И сегодня своими знаниями, опытом поделятся народный врачеватель, лекарь ………………..Предоставим ей слово.

В народной медицине башкиры умело применяли растительные припарки.Для этого использовались различные травы, листья деревьев, кустарников.Особенно ценились листья осины. Кроме того , в припарки добавляли душицу,чабрец, хвою можжевельника,которые высоко ценились в народной медицине башкир.

Причины многих болезней переохлаждение..При заболеваниях органов дыхания в результате простуды нужно обязательно прогреть ноги.Парить ноги можно в бане или становиться на нагретый камень, песок,кирпич.

Очень популярны сейчас такие методы народного врачевания как массаж и баня.

В народной медицине башкир известно использование пещерного воздуха, в частности,пещеры Шульганташ. (слайд пещера Шульташ)Пещерным воздухом лечили одышку,приступы удушья, хронический насморк.Лечение продолжалось до 7 дней.

Теплом исходящим из горы Янгантау,(слайд горы Янгантау) лечили болезни костей,суставов,мыщц.Способ лечения был очень простой:для этого на склоне горы рыли углубление и туда помещали больного.

- Спасибо. А вы,ребята записывайте в 3-юю колонку(слайд):припарки,массаж,баня.

Существует легенда о горе Янгантау. О ней нам расскажет Рустам.(Рассказ ученика Легенда о горе Янган-тау)

есть легенда, что когда-то старый пастух-башкир пас стадо овец и его застала сильная гроза. Он нашел яму под корнем векового дерева и залез туда. Из ямы поднимался пар и там было тепло и сухо. Пастух так и уснул пригревшись. А когда проснулся, с удивлением обнаружил, что одежда его давно просохла, а со дна расселины поднимается теплый пар. Запомнил пастух гостеприимное местечко и стал частенько наведываться сюда погреть старые кости. Через несколько дней он заметил, что у него перестали болеть руки и ноги. Кажется и морщины куда-то исчезли. Так и разошлась в народе молва об удивительной горе, способной обогреть и вселить надежду. С тех пор гора поменяла имя: вместо Беркутовой (Каракош-тау) стала называться горящей - Янган-Тау
-Итак, Прекрасную природу нашей республики не случайно называют кладовой здоровья. В Башкортостане растут травы, применяемые в народной медицине почти от всех болезней. Для лечения заболеваний башкиры пользовались различными средствами: лекарственными травами, средствами животного происхождения, использовали припарки.

Учитель

- В память о нашей встречи я бы хотела оставить памятки "Как

правильно собирать лекарственные растения не нанося вред природе?".

Ребята, помогите мне раздать памятки. (Учащимся раздаются памятки)

1. Лекарственные растения собирают в солнечную,сухую погоду: листья и стебели погоду - во время цветения. Цветы - в начале цветения, плоды - в период полного созревания, корни - осенью.

2. Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения .

3. Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

4. Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

5. Нельзя растения выдёргивать, их можно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

6. Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

7. Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках - например:ромашку, шалфей,валериану,тыся челистник, пустырник.

8. В природе встречаются растения.которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать.Они ядовиты!

9. Растительные яды в малых дозах используется как лекарство.

Книжная выставка. Ребята,про лекарственные растения вы узнаете ещё глубже прочитав книги ,которые есть у нас в библиотеке

- Естественно,не всё в народной медицине можно принять в настоящее время.В народных способов лечения немало архаичного, представляющего лишь исторический интерес.В то же время многие средства и методы лечения не противоречат современной медицине.

3.Работа по учебникам. А теперь предлагаю вам поработать с материалами учебника на 62 странице вы найдёте пословицы и поговорки о народной медицине башкир.

Задание: прочитать их и обьяснить значение.

4.Закрепление. Работа в тетрадях. Подставить пропущенные слова. прочитать. Взаимопроверка, оценивание. За каждое правильное предложение 1 балл.

1.Кого не излечивают лекарства, излечивает …….

2. …… вокруг нас.

3. ………хорошо знали о том, что многие болезни возникают в результате нарушения питания, переохлаждения, тяжёлой работы и нервных расстройств.

4.При заболеваниях органов дыхания в результате простуды нужно обязательно прогреть ……

5..Янган тау-это …… гора.

Слова для справок: аптечка, природа, горящая, ноги, табибы.

Рефлексия. Продолжи:

1.Я сегодня узнал…..

2.Было интересно….

3.Мне захотелось….

-Описанными способами лечения башкирская народная медицина далеко не исчерпывается. В памяти народа хранится еще множество способов лечения различных заболеваний, начиная от простуды и до тяжелых раковых заболеваний. Секреты изготовления некоторых снадобий бережно передаются из поколения в поколение. На следующем уроке мы продолжим эту тему.

5.Домашнее задание: Узнать у своих бабушек, родителей какими средствами народной медицины пользуется ваша семья и поделиться рецептами.

И хочется закончить урок стихотворением Руслана Саяхова

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Ешь почаще лук, чеснок,

Ведь от них большущий прок!

Если ты поранил ногу,

Не тревожься, не реви,

Подорожник на подмогу-

Ты к себе скорей зови!

© 2010-2022