Сценарий праздника День птиц

Ежегодно по всей стране, в начале апреля отмечается День птиц. Всегда очень хочется, чтобы он прошёл интересно. Ребята много знают о птицах, но эту информацию надо пополнять. Особенно о тех птицах, которые встречаются в данной местности. Не надо забывать и историю праздника. Ведь наши предки не прсто так отмечали праздники связанные с птицами. В народном фальклёре мы можем найти много информации о жизни птиц и их связи с человеком. Не надо забывать и о специалистах, которые занимаются изучением ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Порхова»








Сценарий праздника




«День птиц»








Учитель биологии

Гаврилова Ирина Валентиновна

Оглавление стр


  1. Введение 3-4

  2. Основная часть 5-10

  3. Заключение 11

  4. Библиография 12












Введение

«День птиц» сегодня - масштабное социально-педагогическое мероприятие, в котором участвуют не только школы, но и вузы, биостанции, различные СМИ и другие учреждения. Однако корни этого праздника уходят в далекое прошлое.

Задолго до наших дней люди вырезали из дерева и лепили из глины фигурки птиц. На одних птиц они охотились, других любили за красивые голоса или привлекательную внешность. Особое отношение человека к птицам нашло свое отражение и в народном фольклоре.

Традиция отмечать «День птиц» в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же - с приближающимся праздником Благовещения, когда по традиции выпускают птиц из клеток на волю.

В XX в. - в советское время, а потом и после него - инициатива проведения «Дня птиц» почти полностью перешла к школам. Впервые «День птиц» был проведен в 1918 г. К сожалению, история не сохранила имен организаторов.

В 1924 г. «День птиц» был проведен в Ермолинской средней школе Смоленской области. В следующем, 1925-м, инициатором организации «Дня птиц» выступила Центральная станция юных натуралистов в Сокольниках, а сам «День птиц» в Москве был объявлен весенним школьным праздником. Инициатором этого праздника выступил преподаватель Сокольнической станции юннатов Николай Иванович Дергунов.

Первый массовый праздник детей и молодежи был проведен в 1927 г. В нем приняло участие 65 тыс. человек, представлявших 250 кружков и других юннатских объединений. Участники праздника развесили более 15 тыс. скворечников.

В процессе его проведения не только развешивались скворечники, но и устраивался птичий городок с образцами искусственных гнездовий, красочными плакатами и транспарантами, призывающими любить и охранять птиц. Ко «Дню птиц» юннаты выпускали газеты, организовывали утренники.

В 30-х гг., однако, хищные птицы были объявлены вредителями народного хозяйства, чрезмерная инициатива при проведении «Дня птиц» стала опасной, и интерес к этому мероприятию значительно ослабел.

В 1948 г. «сверху» вновь было предписано радостно отмечать «День птиц», однако особого энтузиазма это распоряжение уже не вызвало - праздник успел забыться. Проводить его проводили, но больше «для галочки».

В наше время пернатым уделяется все больше внимания. И массовое празднование «Дня птиц» постепенно вновь становится повсеместным. С 1996 г. Союз охраны птиц России проводит кампанию «Птица года». Ее цель - привлечь внимание жителей нашей страны к проблемам охраны птиц и их местообитаний.

Очевидно, что в настоящее время необходима пропаганда привлечения мелких насекомоядных птиц в парки и скверы города, развитие зимней подкормки зимующих птиц. Охрана и привлечение полезных птиц, как способ борьбы с вредными насекомыми, как действенная мера воспитания у детей внимания и любви к природе, как форма украшения наших городов певчими птицами, должна получить дальнейшее развитие в свете современных задач в области педагогики.

Цели и задачи
1. Расширить и закрепить знания обучающихся о птицах, их повадках, о роли и месте в природе, о значении в жизни человека;

2. Развивать интерес и наблюдательность. Научить правилам поведения в природе. Учить задумываться над последствиями своих действий;

3. Воспитывать у школьников бережное отношение к пернатым друзьям, неравнодушие к многообразному миру пернатых









Основная часть

Форма: познавательно-игровая программа.

Методы: совместная творческая деятельность;

Подготовительная работа: подобрать материал для сообщений, кроссвордов, изготовление скворечников.

Оборудование: Выставка детских рисунков, скворечников, плакаты птицы года, компьютер, мультимедиа

Ход мероприятия:

Звучит тихая музыка- Гармония мира-Звуки природы - Шум летнего леса (Garmoniya-mira-Zvuki-prirody-Shum-letnego-lesa (muzofon.cjm))

На фоне музыки выходят ведущие и произносят вступительные слова.

1 Ведущий: Лишь дыханье весны над землёй пролетит,

Нежным пухом оденется лес,

Чья-то звонкая песня незримо звучит,

Из лазури прозрачных небес.

Побежали ручьи, запестрели цветы,

И навстречу румяной весне

Льётся чистая песня певца красоты

И гремит, и звенит в вышине.

2 ведущий: Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает.

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся

Сколько гнёзд понавьют - посмотри.

Что за звуки, за песни польются

День- деньской, от зари до зари.

1 Ведущий. Здравствуйте ребята! Ежегодно, по всей стране, весной отмечается «День птиц». Тысячи ребят, совместно со взрослыми, готовят птичьи домики, привлекая различных пташек в свои сады и парки.

2 ведущий: Птицы украшают землю, их весёлая песня, яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость. А у поэтов и композиторов, рождаются красивые мелодичные песни.

(Выходят ребята и исполняют песню «Вы слыхали, как поют дрозды..»)

1 Ведущий: Издревле на Руси, существует народный календарь, в котором очень много праздников связанных с птицами. Например, скоро 7 апреля - Благовещенье.

2 ведущий: В этот день в обычае было давать волю птицам. Девушки выкупали птиц у ловцов и выпускали их на волю.

Сценка:

Выходят мальчики в русских костюмах, в руках у них клетки с птицами. Мальчики весело беседуют и хвастаются друг перед другом, пойманными птицами. Навстречу направляется весёлая группа девушек, в русских сарафанах. Они выспрашивают мальчиков, что те собрались делать с птицами. Мальчики предлагают, купит птиц. Девочки выкупают птиц, вынимают их из клеток и приговаривая выпускают их на волю.

Синички - сестрички,

Тётки - чечётки,

Краснозобые снегирушки.

Щеглята - молодцы,

Воры воробьи!

Вы по воле полетайте,

Вы на воле поживите,

К нам весну скорей ведите!

1ведущий: В других деревнях, на Благовещенье, дети на зоре бежали на горку, зажав в руке испечённого жаворонка и кричали:

(Сценка- участвует группа ребят)

Ребята в русских костюмах , весёлой гурьбой выбегают на сцену, в руках испечённые птички и хором кричат:

Кулики - жаворонки,

Летите в одонки

Летите из-за моря,

Несите здоровья,

Первое коровье,

Второе овечье

А третье человечье.

2 ведущий: Хозяйки пекли очень много птичек, угощали гостей, а ребята дарили их прохожим. Этим они привлекали, птиц, а значит и весну (Раздают в зал испечённых птичек)

1 ведущий: Птицы не только символы праздников, очень много примет связанных с ними. Например; Ласточки низко летают - к непогоде. Ребята, а вы знаете приметы? (Ребята из зала называют приметы)

2 ведущий: В нашей стране пернатый мир разнообразен. Давайте посмотрим и вспомним птиц нашей области. Только договоримся, не надо выкрикивать с места, кто знает птицу, увиденную на экране, поднимает руку.

(Презентация (приложение 1) «Птицы Псковской области» Ребята называют птиц, а несколько старшеклассников озвучивают слайды краткой информацией о каждой птице)

На территории Псковской области насчитывается порядка 250 видов пернатых. (слайд1)

Белый аист

Белые аисты считаются символами жизни и роста, неба и солнца, ветра и грома, свободы и вдохновения, изобилия и плодородия. (слайд2)

Серая цапля

Цапля очень серьезно относится к своему внешнему виду. Птица тщательно за собой ухаживает. У цапли по всему телу есть маленькие перья - пудретки. Они хрупкие и легко крошатся. Именно этой мелкой крошкой и посыпается, «пудрится» цапля. На лапах цапли есть специальный палец, который птица использует как гребень. Птица причесывается этим гребнем после того, как нанесет «пудру». (слайд3)

Домовый воробей

Народная примета гласит, что если воробей купается в песке, то будет дождь, на самом деле таким образом птица избавляется от паразитов и чистит перышки. (слайд4)

Грач

большую роль играет грач в сельском хозяйстве, где на угодьях уничтожает личинок, жуков, вредных кобылок и грызунов (слайд5)

Серая ворона

Мозг у этих пернатых в пять раз больше голубиного и позволяет воронам додумываться до самых хитроумных способов добывания пищи. (слайд6)

Сойка

Питается сойка смешанной пищей. Растительные корма - желуди дуба, различные ягоды - она употребляет главным образом осенью и особенно зимой. Весной и летом сойка питается в основном насекомыми (слайд7)

Сорока

Сороки славятся неравнодушным отношением к блестящим предметам и стараются утащить их к себе в гнездо. (слайд8)

Зяблик

Достоинства зяблика - оригинальная внешность, грациозность, интересная песня. (слайд9)

Обыкновенный снегирь

птица-пересмешник, включающая в свой репертуар свистовые фразы песен других птиц и иные звуки. (слайд10)

Обыкновенный соловей

До появления радиоприемников и магнитофонов редкий трактир, постоялый двор или купеческий дом обходились без клетки с соловьем. В то время хорошо поющий соловей стоил огромных денег. (слайд11)

Дрозд Рябинник

В нашей стране насчитывается около двадцати видов дроздов, среди которых лучшие певцы нашего леса дрозды певчий, черный, сизый, а вот рябинник не может похвастаться своей песней (слайд12)

Полевой жаворонок

Истинный житель лугов и степей, гор и полей. Единственное место, где не встретишь эту маленькую птичку - это лес. (слайд13)

Обыкновенный поползень

Поползень - прекрасный древолаз и превосходит в этом даже дятла. Его можно часто наблюдать в лесу быстро лазающим по стволу вверх, вниз, даже вокруг ствола в горизонтальном положении. (слайд14)

Обыкновенный скворец

Воспитанные человеком скворцы без труда обучаются произносить отдельные слова и несложные фразы и развлекают хозяев то телефонным звонком, то дверным скрипом, то собачьим лаем. (слайд15)

Обыкновенная кукушка

кукушка - чрезвычайно полезная птица. Ее любимое блюдо - волосатые гусеницы, самые опасные враги леса, которые размножаются в огромном количестве. (слайд16)

Тетерев

Если стоят сильные морозы, то тетерев может спасаться от них, зарываясь в снег. Иногда тетерева прыгают в снег прямо с веток. Птица может находиться в снегу долгое время. (слайд17)

Озёрная чайка

А вы знаете что чайки воруют добычу и поедают яйца других птиц. Они способны нападать даже на птенцов других чаек. (слайд18)

Болотная сова

Совы - единственные птицы, у которых наружное ухо состоит из складок кожи. Уши расположены немного несимметрично, что позволяет точно определять направление на источник звука. (слайд19)

1 ведущий: Эти птицы встречаются часто, но есть и такие, которых мы видим очень редко. Например, хищная птица -Орлан-белохвост. Она является символом нынешнего, 2013 года.

(Презентация ( приложение 2) сопровождающаяся рассказом об орлане - белохвосте)

Рассказ об орлане-белохвосте

Одна из самых крупных хищных птиц нашей фауны Длина тела от 70 до 90 см, масса - от 4 до 7 кг. Оперение сплошь бурое сверху, несколько светлее снизу, маховые перья черно-бурые. Чисто-белый хвост - характерный признак этого вида орлов. У молодых особей окраска хвоста бурая. Размах крыльев до 2,5 метра. Клюв орлана очень мощный, непропорционально большой, относительно головы, у взрослых желтоватой окраски. Глаза желтовато-охристые. Самки крупнее, однако, по окраске неотличимы от самцов.

Встречается повсеместно, за исключением арктических тундр и южных пустынь. Обитает в прибрежных лесах вблизи богатых рыбой водоемов, выбирает малодоступные для человека места.

Гнезда - диаметром до 2 метров и высотой до 1 метра, располагаются на хвойных деревьях практически всегда в верхней части кроны сбоку от ствола или в его предвершинной развилке. Строительный материал для гнезда - очень плотно уложенные толстые сучья. Внутри выстлано сухими веткамии корой. Пара птиц зачастую использует одно и то же гнездо в течение многих лет. В конце февраля самка откладывает 1-3 белых яйца, иногда со слабо заметными охристыми пятнами, которые насиживает около 30 дней.

Летом питается главным образом рыбой, а также водоплавающими, околоводными и морскими птицами, зимой - гибнущими от холода и бескормицы мелкими млекопитающими. Поедает и падаль.

В большинстве районов европейской части страны, юга Сибири и Дальнего Востока в результате вырубки высокоствольных лесов и освоения прибрежных участков для строительства, отдыха и туризма, загрязнения водоемов, браконьерства и разорения гнезд, орланы вытесняются с исконных мест обитания. Как особо «уязвимый» вид занесен в международную Красную книгу и Красную книгу России. Для дальнейшего сохранения вида необходимо ограничить в районах обитания лесозаготовки, расширить сеть постоянных и временных (на период размножения) заказников с гнездовьями орланов, которые будут объявлены памятниками природы. В настоящее время численность белохвоста почти везде продолжает сокращаться.

Сохраните эту удивительную птицу!

2 ведущий: Вы, ребята, много нового узнали, а теперь давайте проведём разминку и проверим вашу внимательность.

Условия игры: называются птицы - вы молчите, когда называются не птицы - вы громко хлопаете в ладоши.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи ………

Прилетели птицы:

Голуби, куницы….

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи, Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы -сплюшки,

Лебеди и утки -

Вот спасибо шутке!

1 ведущий: Молодцы! Вы, очень внимательны!

Праздники посвящённые птицам - всегда очень весёлые. В нашей школе праздник «День птиц» проводится уже много лет. И на нём всегда присутствуют гости. В этом году на нём присутствуют …………..(Объявляются присутствующие гости - работники лесхоза, краеведческого музея, преподаватели Псковского государственного университета- кафедры зоология)

2 ведущий: Предоставляем слово нашим гостям…………. (Выступают представители лесхоза и преподаватели университета).

1 ведущий: Мы благодарим наших гостей за интересный рассказ, сколько новой информации о птицах они нам поведали.

2 ведущий: Ребята, вы к этому празднику активно готовились: делали птичьи домики, рисовали рисунки. И мы хотели бы наградить самых активных и творческих учеников.




Заключение

Праздник завершается награждение самых активных участников, данного мероприятия и конкурсов предшествующих ему.

Звучит песня в заключении мероприятия. (Выбор на усмотрение учителя), но ею завершается основная часть, так как ребята отправляются на пришкольную территорию, в парк для того, чтобы развесить домики для птиц










Библиография

1.Молис С. А. Книга для чтения по зоологии - М., Просвещение, 1982

2. Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии - М., Просвещение 1969

3. images.yandex.ru

4. ptici.info/


© 2010-2022