Методическая разработка по экономике на тему Трудовые ресурсы на ГРР

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Казахстан


Методическая разработка по экономике на тему Трудовые ресурсы на ГРР

Геологоразведочный колледж


Методическая разработка по экономике на тему Трудовые ресурсы на ГРР


Предмет: «Основы экономики и организации

геологоразведочных работ»

Тема: «Трудовые ресурсы на

геологоразведочных работах»

Рассмотрена и утверждена Преподаватель

на заседании социально - экономических дисциплин

экономической ПЦК Гергерт Г.Э.

протокол №____

от «_____»___________

Председатель ПЦК:

_________________

Сарсембин А.М.

г. Семей

I. Введение


Целью данной методической разработки является обобщение практического опыта преподавания учебной дисциплины «Основы экономики и организации геологоразведочных работ» для учащихся геологических специальностей в среднем специальном учебном заведении.

Непосредственной целью является описание структуры, порядка изложения и содержания учебного материала для проведения теоретического занятия на тему «Трудовые ресурсы на геологоразведочных работах».


II. Характеристика темы урока


Рассматриваемая в данной методической разработке тема урока является одной из самых значимых в учебной дисциплине. Человеческий фактор в современном обществе имеет непреходящее значение. Трудовые ресурсы в рыночной экономике являются важнейшим элементом производительных сил, от уровня развития которых, в конечном счете, зависит экономический рост страны.

Начиная с 2010 года, Республика Казахстан приступает к реализации общенациональной программы форсированного индустриально-инновационного развития. Для этого требуется мобилизация всех имеющихся в стране ресурсов: материальных, финансовых, земельных, а в первую очередь, трудовых. Для эффективной успешной работы любой отрасли экономики, а в особенности геологии, необходимо постоянное совершенствование трудовых ресурсов, повышение их профессионального, квалификационного и культурно-технического уровня. Как подчеркивает Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев: «…ведущий фактор экономики - это сами люди, их воля, энергия, настойчивость, знания. Это тот самый «золотой ключик», который позволит нам открыть дверь к процветанию и независимости».

Таким образом, знания теоретических основ трудовых ресурсов при изучении учебной дисциплины «Основы экономики и организации геологоразведочных работ» приобретает в настоящее время особое значение.

Вот почему для методической разработки автором была выбрана эта тема.

III. Подготовка к уроку и план урока


При подготовке к занятию была использована следующая литература:

  1. Веснин В.Р. Основы менеджмента - М.: Триада, 1996 г.

  2. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия - М.: Банки и биржи, 1998 г.

  3. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления - М.: Дело, 1996 г.

  4. Кобахидзе Л.П. Экономика геологоразведочной отрасли - М.: Недра, 1990 г.

  5. Мамедов О.Ю. Современная экономика - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995 г.

  6. Назарова З.М. Управление, организация и планирование геологоразведочных работ - М.: Высшая школа, 2003 г.

  7. Трудовой кодекс Республики Казахстан - Алматы: Бико, 2008 г.

В процессе урока также используются: наглядное пособие - плакат с информацией о классификации и показателях движения персонала предприятия, раздаточный материал - тесты для закрепления теоретических знаний.

План урока


  1. Тема урока: «Трудовые ресурсы на геологоразведочных работах».

  2. Вид урока: комбинированный урок.

  3. Цель урока:

    1. обучающая - усвоение понятий трудовых ресурсов и кадров, осознание роли трудовых ресурсов в экономике, анализ основных задач в работе с кадрами, изучение структуры производственного персонала, видов численности и показателей движения персонала, освоение методики формирования баланса рабочего времени и расчета численности персонала по категориям работников;

    2. развивающая - развитие аналитических способностей, памяти, расширение словарного запаса экономических терминов, приобретение навыков управления трудовыми ресурсами;

    3. воспитательная - воспитание дисциплинированности, работоспособности, любознательности, заинтересованности в усвоении учебной дисциплины.

  4. Межпредметные связи: предмет: «Основы экономики», тема: «Труд и заработная плата».

  5. Структура урока:

    1. организационный момент - изложение целей, задач и структуры урока, пояснение взаимосвязи новой темы с ранее пройденным материалом;

    2. проведение письменного опроса по пройденному материалу, тема: «Деятельность предприятия на рынке товаров. Маркетинг» (перечень вопросов прилагается ниже);

    3. изложение новой темы - раздать планы-конспекты, пояснить актуальность, цели и задачи изучаемой темы;

    4. закрепление пройденного материала - устный фронтальный опрос и письменное тестирование (перечень устных вопросов и вопросов тестов прилагаются ниже);

    5. домашнее задание: учебник Кобахидзе Л.П. Экономика геологоразведочной отрасли - М.: Недра, 1990 г., стр.150-177; подобрать заметки из СМИ о состоянии рынка труда в РК, ВКО, город Семей. Трудовой кодекс Республики Казахстан - Алматы: Бико, 2008 г., стр.34-64.


IV. Организация урока.


В начале урока после традиционных орг.моментов (приветствие, контроль наличия учащихся) преподаватель объясняет группе цели и задачи урока (смотри из Плана урока п.3).

V. Вопросы учащимся по ранее изученному материалу.



  1. Какие мировые события повлияли на формирование маркетинга?

  2. Что собой представляет современный маркетинг?

  3. Каково кредо маркетинга?

  4. Назовите цели маркетинга.

  5. Перечислите основные направления маркетинга на предприятии.

  6. Перечислите основные направления маркетинга на геологическом предприятии.

  7. Как формируется портфель заказов геологического предприятия.

  8. Охарактеризуйте основные категории (понятия) маркетинга.

  9. Какие вы знаете основные концепции маркетинга, в чем их сущность?

Из предлагаемых вопросов составлены карточки для письменного опроса с целью контроля степени усвоения теоретического материала по теме «Маркетинг».

Билет №1.

  1. Какие мировые события повлияли на формирования маркетинга? Что собой представляет современный маркетинг?

  2. Охарактеризуйте основные категории (понятия) маркетинга: нужда, потребность, спрос, товар. Приведите примеры.

Билет №2.

  1. Каково кредо современного маркетинга?

  2. В чем сущность основных концепций маркетинга: концепции совершенствования производства, концепции совершенствования товара?

Билет №3.

  1. Назовите конкретные цели маркетинга.

  2. В чем сущность основных концепций маркетинга: концепции интенсификации коммерческих усилий, концепции маркетинга и концепции социально-этичного маркетинга?

Билет №4.

  1. Перечислите основные направления маркетинга на геологическом предприятии. Как формируется портфель заказов геологического предприятия.

  2. Охарактеризуйте основные категории (понятия) маркетинга: обмен, сделка, рынок.







VI. Изложение нового материала.


Изложение новой темы «Трудовые ресурсы на геологоразведочных работах» может осуществляться различными методами: лекция, рассказ, объяснение, беседа. Автор разработки полагает, что лучшее усвоение учащимися нового материала может быть достигнуто при использовании методов лекции-беседы, в ходе чего активизируются речь, память, наблюдательность, а также мыслительные, познавательные и аналитические способности учащихся. Использование этих методов обязательно предполагает связь теории с практикой, приведение реальных производственных примеров из хозяйственной деятельности геологического предприятия.

Тем более это интересно для учащихся, прошедших производственную технологическую практику, как правило, при изучении темы, учащиеся активно приводят свои примеры, тем самым лучше усваивая теоретический материал.

Далее приводится план-конспект новой темы.


Тема: «Трудовые ресурсы на геологоразведочных работах»


1. Трудовые ресурсы - как важнейшая экономическая категория:

а) трудовые ресурсы и кадры: общее и различия, основные организационные вопросы в работе с кадрами;

б) состав и структура кадров на геологоразведочных работах:

- производственный персонал и его характеристики;

- непроизводственный персонал и его характеристики;

в) группировка работников геологических организаций по категориям: рабочие, руководители, специалисты, служащие, МОП, ученики, работники сторожевой и пожарной охраны.

2. Важнейшие характеристики персонала предприятия:

а) численность персонала - как важнейший его количественный показатель; виды численности персонала:

- нормативная численность: характеризуется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов;

- списочная численность - это все постоянные, сезонные, временные работники предприятия;

- явочная - истинная величина персонала в каждый данный момент времени;

б) социальная структура персонала - как группировка работников предприятия по естественным и приобретенным признакам.

3. Показатели движения персонала:

а) оборот персонала - как показатель, характеризующий число принятых (выбывших) работников за соответствующий период:

- необходимый оборот - работники, уволившиеся по объективным причинам;

- излишний оборот - работники, уволившиеся по субъективным причинам;

б) интенсивность оборота, коэффициент постоянства и коэффициент текучести - как относительные показатели, характеризующие движение персонала.

4. Баланс рабочего времени - как документ по распределению рабочего времени в среднем на одного работника предприятия в год:

а) календарное время, б) выходные и праздничные дни, в) номинальное время, г) неявки на работу, разрешенные Трудовым кодексом РК, д) эффективное рабочее время.

5. Планирование численности работников по категориям:

а) планирование численности рабочих по нормам обслуживания, времени, выработки;

б) планирование численности специалистов, руководителей и служащих;

в) планирование численности младшего обслуживающего персонала;

г) планирование общей численности работников предприятия на предстоящий период.

6. Специфика управления кадрами на геологическом предприятии:

а) комплексный, многометодный характер ГРР - он требует глубокой специализации и широкой кооперации для достижения конечного результата. Выполнение геологического задания предполагает многообразие основных и вспомогательных работ;

б) сложности в управлении геологическим предприятием и в решении социально-экономических проблем на ГРР - они связаны с разбросанностью и большой подвижностью ГРР, работой в неосвоенных районах со слаборазвитой инфраструктурой, постоянной изменчивостью геологических, природных, технических условий производственного процесса.

7. Основные положения Трудового кодекса Республики Казахстан:

а) трудовой договор;

б) трудовой распорядок, дисциплина труда, рабочее время и время отдыха;

в) профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

г) трудоустройство.

Предлагаемый план-конспект раздается учащимся, как основа изучаемой темы. В ходе урока учащиеся переносят его в свои конспекты, при необходимости дополняя новыми сведениями.

Автор методической разработки на данном уроке использует наглядное пособие - плакат, который размещается на доске, таким образом, обеспечивается его максимальная доступность всем учащимся. На плакате отражена информация по классификации производственного персонала в разрезе категорий работников геологического предприятия, а также перечислены показатели движения персонала. Эффективность использования наглядного пособия в том, что учащиеся лучше запоминают основные моменты нового материала.

В процессе объяснения темы, следует постоянно стремиться к улучшению восприятия учащимися учебного материала, а также ни в коем случае не забывать об индивидуальном подходе к учащимся, как важном требовании педагогики. Автор разработки обычно обращается к учащимся со следующими вопросами:


  1. Вспомните, как разделялись работники по категориям на тех предприятиях, где вы проходили производственную практику? Были ли среди них основные и вспомогательные рабочие, специалисты, служащие? В чем заключались их должностные обязанности? Какую должность занимал ваш непосредственный руководитель?

  2. Как проходил процесс вашей профессиональной адаптации на предприятии? Кто из постоянных работников предприятия оказывал вам поддержку? Насколько это было для вас важно?

  3. Наблюдали ли вы движение персонала в период производственной практики? Увольнялись, принимались ли новые работники? Интересовались ли вы причинами текучести кадров на предприятии?

  4. Как вы думаете, есть ли свои особенности (а если есть, то с чем они связаны) управления работниками на геологическом предприятии?

VII. Закрепление пройденного материала.


Это важнейшая составная часть комбинированного урока. В процессе закрепления знаний преподаватель проверяет, насколько учащиеся хорошо усвоили только что изложенный материал, а при необходимости дает дополнительные разъяснения. Для закрепления материала автор разработки предлагает сначала провести краткий устный фронтальный опрос учащихся, а затем письменное тестирование, которое может выглядеть таким образом:

Тест №1.


1. К трудовым ресурсам относят:

а) трудоспособное население в трудоспособном возрасте

б) мужчины в возрасте от 15 до 63 лет

в) женщины в возрасте от 15 до 58 лет

г) лица, находящиеся вне пределов трудоспособного возраста, но продолжающие работать

д) все ответы верны

2. Что подразумевает наличие необходимых знаний, умений и навыков для выполнения работы разной сложности на отдельных участках производства?

А) специальность в) квалификация д) все ответы верны

б) индустриализация г) профессия е) нет верного ответа

3. К непроизводственному персоналу относятся работники, обслуживающие:

а) детские дошкольные учреждения в) клубы д) все ответы верны

б) подсобные хозяйства г) амбулатории е) нет верного ответа

4. В какой состав работников геологической организации включают всех постоянных, временных и сезонных работников?

А) списочный б) явочный в) полный г) дневной д) нормативный

5. Для чего определяют коэффициент списочного состава?

А) для перехода от нормативного к списочному числу работников

б) для перехода от условного к расчетному числу работников

в) для перехода от явочного к нормативному числу работников

г) для перехода от сменного к постоянному числу работников

д) для перехода от явочного к списочному числу работников

6. Численность рабочих определяют на основе:

а) норм выработки в) норм обслуживания д) все ответы верны

б) норм времени г) данных нормирования е) нет верного ответа

7. Укажите лишнее в понятии производительных сил экономики:

а) трудовые ресурсы в) предметы труда д) все ответы верны

б) средства труда г) сырье и материалы е) нет верного ответа

8. Какая категория промышленно-производственного персонала самая многочисленная?

А) основные рабочие в) специалисты д) служащие

б) вспомогательные рабочие г) руководители е) охрана

9. Как называется фонд рабочего времени, который рассчитывается путем вычитания выходных и праздничных дней из календарного времени?

А) явочный б) эффективный в) списочный г) номинальный д) нормативный

10. Как называется показатель движения персонала, учитывающий выбытие работников по объективным причинам?

А) оборот персонала в) излишний оборот д) среднесписочная численность персонала

б) необходимый оборот г) интенсивность оборота е) нет верного ответа


Тест №2.


1. Укажите прямой показатель производительности труда:

а) выработка в) трудоёмкость д) производственное задание

б) производительность г) материалоёмкость е) все ответы верны

2. Какая категория промышленно-производственного персонала на геологоразведочных работах более многочисленна, чем в среднем по промышленности?

А) рабочие (основные и вспомогательные) в) служащие д) младший обслуживающий персонал

б) специалисты и руководители г) охрана е) нет верного ответа

3. Какой показатель движения персонала учитывает выбытие работников по субъективным причинам?

А) оборот персонала в) коэффициент постоянства д) структура персонала

б) коэффициент текучести г) интенсивность оборота е) все ответы верны

4. Как называется экономическая категория, представляющая группирование персонала по различным признакам?

А) оборот персонала в) коэффициент постоянства д) структура персонала

б) коэффициент текучести г) интенсивность оборота е) все ответы верны

5. Какой вид трудоёмкости учитывает затраты труда вспомогательных рабочих?

А) технологическая трудоёмкость в) производственная трудоёмкость д) нет верного ответа

б) трудоёмкость обслуживания г) трудоёмкость управления е) все ответы верны

6. Какое направление роста производительности труда можно считать наиболее эффективным?

А) укрепление трудовой дисциплины

б) внедрение более совершенной техники

в) совершенствование производственной структуры

г) материальное стимулирование работников

д) сокращение штатов

7. Как рассчитать эффективный фонд времени работника?

А) вычитанием выходных дней из календарных

б) сложением всех дней неявок

в) умножением номинальных дней на коэффициент списочного состава

г) вычитанием из номинальных дней всех неявок

д) вычитанием из всех дней неявок праздничных дней

8. Какой показатель прямо пропорционален количеству произведенной продукции (работы)?

А) коэффициент износа основных фондов в) трудоёмкость д) оборот персонала

б) коэффициент экстенсивности г) выработка е) нет верного ответа

9. Как называется показатель, учитывающий работников, уволенных с предприятия в связи с сокращением штатов?

А) излишний оборот в) интенсивность оборота д) нет верного ответа

б) необходимый оборот г) коэффициент постоянства е) все ответы верны

10. Какой метод расчета производительности труда уместен при выполнении различных видов геологоразведочных работ?

А) натуральный в) аналитический д) статистический

б) денежный г) условно-натуральный е) экспериментальный


VIII. Задание на дом.



Цель домашнего задания заключается не только в том, чтобы закрепить знания учащихся, полученные на занятии в аудитории, но и приучить их к самостоятельной работе дома. Учащимся предлагается следующее домашнее задание:

  1. составить углубленный конспект по следующим вопросам плана-конспекта: баланс рабочего времени и планирование численности работников по категориям, используя учебник Кобахидзе Л.П. «Экономика геологоразведочной отрасли» с.160-164;

  2. прочитать и осмыслить основные положения Трудового кодекса Республики Казахстан в соответствие с п. 6 плана-конспекта;

  3. рассмотреть производственную ситуацию, связанную с управлением трудовыми ресурсами, составить краткое письменное сообщение (на основе собственного опыта прохождения технологической практики на предприятии).





Методическая разработка была составлена на основе рекомендаций из пособия К.Н.Карагезьяна «Составление методических разработок»










Автор методической разработки: Гергерт Г.Э.,

преподаватель экономических дисциплин

10

© 2010-2022