Программа элективного курса по русскому языку

       На современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе (68 часов в учебном году, по 2 часа в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предл...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Содержание ____________________________________________________________ 1

  2. Пояснительная записка

    1. Обоснование актуальности, новизны и значимости __________________________2

    2. Цели и задачи ________________________________________________________4

    3. Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося, обоснование программы ___________6

    4. Планируемый результат ______________________________________________8

    5. Методическое обеспечение ___________________________________________9

  1. Содержание программы __________________________________________________10

  2. Учебный и учебно - тематический план______________________________________12



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование актуальности,

новизны и значимости программы

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе (68 часов в учебном году, по 2 часа в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к написанию изложения и сочинения-рассуждения. Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению к ГИА в 9 классе.

Новизна программы:

- в выделении дополнительных часов на уроки развития речи;

- в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа;

- в определенном планировании занятий (но вовсе не обязательном), так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;

- в предоставлении большого количества разнообразных упражнений и тестовых заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся;

- в акцентировании внимания взаимопроверке, рецензированию, редактированию текстов;

- в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста;

- в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературой как учителя, так и учащихся. Все, что необходимо для работы, содержится в методическом обеспечении к данному элективному курсу.

Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.

В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения некоторых разделов языкознания, изученных с 5 по 8 классы; даны разные типы заданий: словарная работа, лингвистические задания различной сложности, тестовые задания, практические работы, на выбор учителя предлагается несколько вариантов авторских текстов по определенной тематике.

С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат: перед ними сформулированы цели курса.

Разработанный материал можно использовать для курсов по выбору в 8-9 классах, для классов с углубленным изучением филологических дисциплин, на уроках развития речи в старших классах при подготовке к ЕГЭ.









Цели данной программы:

- научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

- подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;

- оказать помощь учащимся в формировании нравственной позиции;

- способствовать интеллектуальному развитию ученика;

- воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса

Теоретические:

- освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.

Развивающие:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:

- совершенствование коммуникативных умений;

- овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

- поддерживать беседу, вести спор;

- адекватно предавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

- логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

- совершенствовать и редактировать текст;

- применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.

Воспитательные:

- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание интереса и любви к русскому языку;

- воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

- воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

- воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить размышлять над почитанным, извлекая нравственные уроки.









Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося

Доминирующей идеей курса «Практический курс речеведения» является:

- формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.

Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в 5-9 классах.

Теоретической основой данного курса является:

- лингвистический, стилистический анализ текста;- система языковых понятий и функционирования;

- различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи.

Принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход при разработке занятий;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- научность, связь теории и практики;

- преемственность;

- наглядность;

- систематичность и последовательность;

- прочность полученных знаний;

- активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

- технологии исследовательской деятельности учащихся;

- технологии проблемного обучения.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

- овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

- способен работать над разнообразной информацией;

- может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;

- способен аргументированно доказать собственную точку зрения.

Предлагаемая программа учит учащихся анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.

Обоснование отбора содержания и общей логики

и последовательности его изучения

основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.

Учебная программа данного курса сочетается с внеучебной деятельностью: с внеклассными мероприятиями в форме диспутов, с олимпиадами, исследовательской деятельностью, индивидуальными и групповыми консультациями.







Планируемый результат

В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен:

  • Иметь представление:

- о коммуникативной функции языка;

- о литературном языке как основе художественной литературы;

- о языковых нормах и их признаках.

  • Знать:

- смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;

- стили речи и их признаки;

- особенности жанра рассуждения;

- признаки текста и его функционально смысловые типы;

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка;

- основные нормы речевого этикета.

  • Уметь:

- различать стили речи;

- проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

- вести спор, соблюдая правила речевого этикета;

- определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности;

- подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;

- свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

- создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

- осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;

- извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;

- применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.



















Методическое обеспечение учебного процесса



Ведущие методы и приемы:

Методы организации и осуществления

учебно-познавательной деятельности учащихся

Разновидность метода

Приемы

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации

Лекция, беседа, рассказ, дискуссия, инструктаж

Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации

Наблюдение, экспериментальная задача, иллюстрирование (готовый текст)

Метод передачи информации с помощью практической деятельности

Практические упражнения, составление плана, рецензирование, редактирование, трудовая деятельность

Методы стимулирования и мотивации ученика

Разновидность метода

Приемы

Эмоциональный

Поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор успеха

Познавательный

Создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий на смекалку

Волевой

Предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, прогнозирование будущей деятельности

Социальный

Демонстрация заинтересованности результатами своей работы

Устный

Индивидуальный опрос, «тихий опрос»

Письменный

Сочинение

Самоконтроль

Самоконтроль по образцу

Формы организации на занятии:

- индивидуальные

- фронтальные

- групповые

Технологии:

- технологии исследовательской деятельности учащихся;

- технологии проблемного обучения

Условия реализации программы

Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического и дидактического материала:

  1. Адаптивная программа курса по выбору «Практический курс речеведения».

  2. Методическое пособие к авторской программе курса по выбору «Практический курс речеведения»

  3. Демонстрационные варианты тестовых заданий экзамена (ГИА) в 9 классе

Содержание программы курса по выбору

«Практический курс речеведения»

Курс рассчитан на 33 часа, в том числе 33 часа практических занятий.

Тема 1.

Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе. Обучающее сочинение-рассуждение о памяти (3 часа).

Текст. Стили речи. Типы речи. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы. Лингвистический анализ текста.

Тема 2.

Средства выразительности речи (3 часа).

Стили речи. Типы речи. Композиция сочинения-рассуждения. Лингвистический анализ текста. Понятие о средствах выразительности речи и их роли.

Тема 3.

Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте (3 часа).

Текст. Лингвистический анализ текста. Средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте.

Тема 4.

Сочинение-рассуждение о русском языке (3 часа).

Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 5.

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы (2 часа).

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

Тема 6.

Рецензирование и редактирование творческой работы на основе примеров (2 часа).

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

Тема 7.

Сочинение-рассуждение о Родине (3 часа).

Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 8.

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы(2 часа).

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

Тема 9.

Обучающее сочинение-рассуждение о нравственных проблемах (3 часа).

Лингвистический анализ художественного текста. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 10.

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы (2 часа).

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

Тема 11.

Обучающее сочинение-рассуждение по словам мудрых людей (3 часа).

Лингвистический анализ художественного текста. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 12.

Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по словам мудрых людей (4 часа).



























Учебный план

Перечень разделов

Всего часов

Кол-во лекционных занятий

Кол-во практических часов

Формы контроля

1

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Повторение стилистики

9

3

6

Тест, таблицы, творческие задания

2

Обучающее сочинение по тексту

12

4

8

Творческая работа

3

Рецензирование и редактирование творческой работы

8

8

Самостоятельная работа

4

Самостоятельная творческая работа

4

1

3

Творческая работа

Учебно-тематический план

Перечень разделов

Всего часов

Кол-во лекц-х занятий

Кол-во практ-х занятий

Формы контроля

Виды контроля

Календарные сроки

1

Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе. Обучающее сочинение-рассуждение о памяти

3

1

2

Творческая работа, тест

тематический

сентябрь

2

Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста

3

1

2

Тест, таблица

Тематический


октябрь

3

Виды связи предложений в тексте. Лингвистический анализ текста

3

1

2

Тест, таблица

Тематический

октябрь - ноябрь

4

Сочинение-рассуждение о русском языке

3

1

2

Творческая работа

Тематический, текущий

ноябрь - декабрь

5

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы

2

2

Самостоятельная работа

Итоговый

декабрь

6

Рецензирование творческих работ на основе примеров

2

2

Самостоятельная работа

Тематический, текущий

январь

7

Сочинение-рассуждение о Родине

3

1

2

Творческая работа

Итоговый, тематический

январь - февраль

8

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы

2

2

Самостоятельная работа

Текущий

февраль

9

Сочинение-рассуждение о нравственных проблемах

3

1

2

Творческая работа

Тематический, итоговый

март

10

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы

2

2

Самостоятельная работа

Итоговый, тематический, текущий

апрель

11

Обучающее сочинение-рассуждение по словам мудрых людей о нравственности

3

1

2

Творческая работа

Итоговый

апрель - май

12

Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по словам мудрых людей

4

1

3

Творческая работа

Итоговый

Май









































15


© 2010-2022