• Преподавателю
  • Другое
  • Духовно-нравственное воспитание глухих и слабослышащих на уроках русского языка и литературы

Духовно-нравственное воспитание глухих и слабослышащих на уроках русского языка и литературы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оленичева людмила Александровна,

учитель русского языка и литературы

ГБС(К)ОУ «Нижнекамская школа- интернат I-II вида»

Республика Татарстан

Духовно-нравственное воспитание глухих и слабослышащих на уроках русского языка и литературы.

Spiritual and moral education deaf and hard of hearing at Russian and literature lessons.


Будущее любой страны решается за школьной партой. Сегодня очень важно чтобы школьники получили духовно-нравственное образование и воспитание. В обществе существуют сложные духовные проблемы, которые выражаются в обесценивании многих жизненных идеалов.

Какими они будут сегодняшние наши ученики? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшая жизнь общества целой страны. Именно поэтому мы все вместе должны сделать детей наших невосприимчивыми к злу и способными творить добро. Мы должны научить их уважать свою страну, знать и ценить свой народ. Иначе мы дойдем окончательно до гибели и нравственного разложения.

Вопросы нравственного воспитания глухих и слабослышащих учащихся имеет ещё более серьезное значение. Дальнейшая социализация и интеграция детей с проблемами слуха невозможна, если ребёнок не усвоит ту систему нравственных идеалов и ценностей, которые приняты в обществе. Учитывая конкретность мышления глухого и слабослышащего ребенка, можно предположить о поверхностном понимании неслышащими детьми моральных проблем. У наших детей в силу их дефекта затруднено понимание состояния и переживаний.

Воспитание нравственности - это, прежде всего воспитание ЧУВСТВ… Ученики, с которыми проводится работа по духовному оздоровлению целенаправленно и регулярно отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием.

Задача духовно - нравственного воспитания подрастающего поколению решается средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.

«… Изучение языка составляет основу и цель разумного развития и нравственного воспитания глухонемых», - утверждал И. Я. Селезнев. Одно из главных человеческих качеств - способность к общению. На уроках русского языка глухие и слабослышащие изучают, по сути второй язык, на котором они общаются с окружающими, в том числе и со свои родителями. С помощью всех форм речевой деятельности можно добиться хороших результатов.. В публикации 1946 г. «Обучение глухонемых словесной речи и грамматика» Н.С. Рождественский писал, что нужно сделать так, чтобы у глухонемого образовалась потребность пользоваться словесной речью. Конечно, обогащают словарь учащихся, формируют грамматический строй речи, даёт пример правильной речи - это изложение. Тексты на нравственные темы, которые не оставляют равнодушными, вызывают жаркие споры на уроке - один из методов создания мотивированной речевой среды, обеспечивающий как речевое развитие, так и духовный рост учеников. С удовлетворением слушаю их рассуждения во время беседы по тексту, в которых звучат слова «Честь», «Совесть», «Долг», «Родина», «Отечество», «Патриотизм».

Общаясь каждый день с детьми, можно видеть их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру.

Бесспорно, чтение литературы совершенствует эстетический вкус, помогает духовному воспитанию, формирует нравственный мир человека, но невысокий уровень общего развития затрудняет у глухих учащихся понимание художественной литературы. Обилие незнакомых слов снижает интерес к книге, затрудняется понимание смысла прочитанного, что приводит к быстрому забыванию. Нарушается целостность восприятия произведения. Они не могут «вжиться» в образы, изображенные в художественной литературе. Объяснение явлений и сложных философских и художественных обобщений становится необходимым. Важно доходчиво подать литературный и учебный материал, направить познавательный процесс неслышащих школьников, обращая внимание на внутреннее состояние героев, взаимоотношения людей, нравственные проблемы, на авторские размышления философского, этического плана. Необходимо учить сопереживать судьбам литературных персонажей. При изучении программных произведений, организуя духовное и интеллектуальное чтение глухих и слабослышащих учащихся, учителю необходимо обеспечивать и необходимые визуальные факторы. Если материал становится более зримым, возникает ответная реакция учащихся, появляется способность к сопереживанию.

Наивысшей эмоциональной и интеллектуальной результативностью отличаются уроки-экскурсии, киноуроки, урок с элементами инсценировки, уроки с использованием компьютерных ресурсов, уроки, построенные на специально подготовленных презентациях. Неслышащим важно разобраться в человеческих взаимоотношениях, в поступках людей, через которые проявляются характеры, художественные образы

В течение последних лет многое изменилось: изменились ценностные ориентиры, взаимоотношения между людьми, отношения гражданина России с Государством и обществом. Но неизменно формирование личности учащегося как слышащего, так и с нарушением слуха происходит на уроках русского языка и литературы. Весьма ценны после изучения художественного произведения литературные дискуссии, рассуждения о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки и действия.

Важно, чтобы глухие и слабослышащие обладали внутренней красотой, гармонией мыслей и чувств. Сохранить свою честь и достоинство и остаться с «незапятнанной совестью» очень важно для любого человека.


© 2010-2022