Статья Метапредметные аспекты современного урока в условиях перехода на ФГОС

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метапредметные аспекты современного урока

в условиях перехода на ФГОС ООО

Авторы: Вноровская Анастасия Владимировна, учитель физики и информатики МБУ «Школа №49»

Добровольская Людмила Викторовна, учитель математики МБУ «Школа №49»

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося.

Признаки метапредметного урока

Знания, полученные на метапредметном занятии, являются универсальными и переходят из категории "теория" в категорию "практик:а»

  • Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т. д.) учебная деятельность учащихся

  • Рефлексия, перевод теоретических представлений вплоскость личностных рассуждений и выводов.

  • Активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика

  • Использование образовательных технологий:

технология совместного обучения;

технология исследовательской деятельности, проектная деятельность;

проблемно-диалогическая технология;

игровая технология

  • Организация внеурочной деятельности школьников:

разработка и реализация надпредметных проектов

участие в исследовательской работе.

  • Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую

  • область познаваемого бытия.

  • Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.

  • Целеполагание как обязательный элемент урока.

Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

На метапредметном уроке присутствует:

  • формирование целостности картины мира;

  • проблемный и исследовательский подход;

  • познание в сравнении;

  • развитие монологической речи, коммуникативных навыков;

  • "научение" на примере, работа по алгоритму,но с выходом на метапредметность;

  • моделирование;

  • умение черпать информацию из всего.

Требования к современному уроку с использованием метапредметных технологий:

  • Целеполагание

  • Мотивация

  • Практическая значимость заданий и способов деятельности

  • Отбор содержания с учетом программных требований с одной стороны , возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей личностного развития с другой стороны

  • Интегративность знаний (межпредметность), отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности

  • Построение каждого этапа урока по схеме (алгоритму):

  • постановка задания - деятельность по его выполнению - подведение итога - контроль - рефлексия и оценка

  • Разнообразие эффективных приемов и форм организации образовательной деятельности учащихся с учетом возрастных, индивидуальных особенностей

  • Соблюдение требований к основным компонентам учебного задания:

  • Подведение итогов каждого этапа урока самими обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока

  • Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися:

  • Организация парной, групповой работы, развивающей коммуникативную компетенцию

  • Использование системы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля

  • Рефлексия как осознание самого себя в деятельности и качественная положительная оценка результатов этой деятельности

  • Минимизация и вариативность домашнего задания

Обеспечение психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.

Метапредметные технологии.

  • Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)

  • Технология проектного обучения (метод проектов)

  • Технология исследовательской деятельности

  • Кейс-технология

  • Технология конструирования тестов

  • Интерактивные технологии

  • Технология французской мастерской

Самое главное во всех метапредметных технологиях - деятельность.

Основные ключевые компетентности учащихся, которые должны формироваться при освоении метапредметных технологий на деятельностном уроке:

  • Информационная компетентность

  • Учебно-познавательная компетентность

  • Личностная компетентность

  • Самообразовательная компетентность

  • Социальная и коммуникативная компетентности

  • Компетентное отношение к собственному здоровью.

Современный урок - нестандартный урок - импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают, прежде всего, интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствующих оптимальному развитию и воспитанию

Интерактивные методы обучени

яРабота в парах.


  • Ротационные (сменные) тройки.

  • Карусель.

  • Работа в малых группах.

  • Аквариум.

  • Незаконченное предложение.

  • Мозговой штурм.

  • Броуновское движение.

  • Дерево решений.

  • Суд от своего имени.

  • Гражданские слушания.

  • Ролевая (деловая) игра.

  • Метод пресс.

  • Займи позицию.

  • Дискуссия.

  • Дебаты.

  • Блиц-опрос;

  • Анкетирование;

  • Мозговой штурм;

  • Мини-исследования;

Учебные проекты

  • Решение ситуационных задач

  • Интервью

  • Инсценировка

  • Мини-лекция

  • Обсуждение сюжетных рисунков

и др.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

Диагностические задания отслеживания УУД

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  1. «преднамеренные ошибки»;

  2. поиск информации в предложенных источниках;

  3. взаимоконтроль;

  4. диспут;

  5. заучивание материала наизусть в классе;

  6. КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

  1. «найди отличия» (можно задать их количество);

  2. «на что похоже?»;

  3. поиск лишнего;

  4. «лабиринты»;

  5. упорядочивание;

  6. «цепочки»;

  7. хитроумные решения;

  8. составление схем-опор;

  9. работа с разного вида таблицами;

  10. работа со словарями;

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  1. составь задание партнеру;

  2. отзыв на работу товарища;

  3. групповая работа по составлению проекта, ОК;

  4. диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

  5. «подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

© 2010-2022