- Преподавателю
- Другое
- Статья Метапредметные аспекты современного урока в условиях перехода на ФГОС
Статья Метапредметные аспекты современного урока в условиях перехода на ФГОС
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вноровская А.В. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Метапредметные аспекты современного урока
в условиях перехода на ФГОС ООО
Авторы: Вноровская Анастасия Владимировна, учитель физики и информатики МБУ «Школа №49»
Добровольская Людмила Викторовна, учитель математики МБУ «Школа №49»
Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося.
Признаки метапредметного урока
Знания, полученные на метапредметном занятии, являются универсальными и переходят из категории "теория" в категорию "практик:а»
-
Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т. д.) учебная деятельность учащихся
-
Рефлексия, перевод теоретических представлений вплоскость личностных рассуждений и выводов.
-
Активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика
-
Использование образовательных технологий:
технология совместного обучения;
технология исследовательской деятельности, проектная деятельность;
проблемно-диалогическая технология;
игровая технология
-
Организация внеурочной деятельности школьников:
разработка и реализация надпредметных проектов
участие в исследовательской работе.
-
Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую
-
область познаваемого бытия.
-
Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.
-
Целеполагание как обязательный элемент урока.
Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
На метапредметном уроке присутствует:
-
формирование целостности картины мира;
-
проблемный и исследовательский подход;
-
познание в сравнении;
-
развитие монологической речи, коммуникативных навыков;
-
"научение" на примере, работа по алгоритму,но с выходом на метапредметность;
-
моделирование;
-
умение черпать информацию из всего.
Требования к современному уроку с использованием метапредметных технологий:
-
Целеполагание
-
Мотивация
-
Практическая значимость заданий и способов деятельности
-
Отбор содержания с учетом программных требований с одной стороны , возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей личностного развития с другой стороны
-
Интегративность знаний (межпредметность), отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности
-
Построение каждого этапа урока по схеме (алгоритму):
-
постановка задания - деятельность по его выполнению - подведение итога - контроль - рефлексия и оценка
-
Разнообразие эффективных приемов и форм организации образовательной деятельности учащихся с учетом возрастных, индивидуальных особенностей
-
Соблюдение требований к основным компонентам учебного задания:
-
Подведение итогов каждого этапа урока самими обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока
-
Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися:
-
Организация парной, групповой работы, развивающей коммуникативную компетенцию
-
Использование системы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля
-
Рефлексия как осознание самого себя в деятельности и качественная положительная оценка результатов этой деятельности
-
Минимизация и вариативность домашнего задания
Обеспечение психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.
Метапредметные технологии.
-
Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
-
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)
-
Технология проектного обучения (метод проектов)
-
Технология исследовательской деятельности
-
Кейс-технология
-
Технология конструирования тестов
-
Интерактивные технологии
-
Технология французской мастерской
Самое главное во всех метапредметных технологиях - деятельность.
Основные ключевые компетентности учащихся, которые должны формироваться при освоении метапредметных технологий на деятельностном уроке:
-
Информационная компетентность
-
Учебно-познавательная компетентность
-
Личностная компетентность
-
Самообразовательная компетентность
-
Социальная и коммуникативная компетентности
-
Компетентное отношение к собственному здоровью.
Современный урок - нестандартный урок - импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают, прежде всего, интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствующих оптимальному развитию и воспитанию
Интерактивные методы обучени
яРабота в парах.
-
Ротационные (сменные) тройки.
-
Карусель.
-
Работа в малых группах.
-
Аквариум.
-
Незаконченное предложение.
-
Мозговой штурм.
-
Броуновское движение.
-
Дерево решений.
-
Суд от своего имени.
-
Гражданские слушания.
-
Ролевая (деловая) игра.
-
Метод пресс.
-
Займи позицию.
-
Дискуссия.
-
Дебаты.
-
Блиц-опрос;
-
Анкетирование;
-
Мозговой штурм;
-
Мини-исследования;
Учебные проекты
-
Решение ситуационных задач
-
Интервью
-
Инсценировка
-
Мини-лекция
-
Обсуждение сюжетных рисунков
и др.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
Диагностические задания отслеживания УУД
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
-
«преднамеренные ошибки»;
-
поиск информации в предложенных источниках;
-
взаимоконтроль;
-
диспут;
-
заучивание материала наизусть в классе;
-
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
-
«найди отличия» (можно задать их количество);
-
«на что похоже?»;
-
поиск лишнего;
-
«лабиринты»;
-
упорядочивание;
-
«цепочки»;
-
хитроумные решения;
-
составление схем-опор;
-
работа с разного вида таблицами;
-
работа со словарями;
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
-
составь задание партнеру;
-
отзыв на работу товарища;
-
групповая работа по составлению проекта, ОК;
-
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
-
«подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.