РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СЕВЕРОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАОУ СПО СО

«Североуральский политехникум»

_________________ Р.Л. Жукова

«___»_______________ 2014 г.

Номер регистрации _______________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ






2014 г.

РАССМОТРЕНО

На методической комиссии

Протокол № ___

От _______________ 2014 г.

_______________________

подпись председателя МК

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.03 «Автомеханик» _______________________________ подпись Председателя Метод. Совета «___»_________________________ 2014 г.


Рабочая программа составлена на основании требований работодателей автотранспортных предприятий

Организация-разработчик: ГАОУ СПО «Североуральский политехникум»

Автор:

И.О. Козина, преподаватель









СОДЕРЖАНИЕ


Стр.

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11










  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования 23.01.03 «Автомеханик», по квалификациям - слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля, оператор заправочных станций, базовый уровень подготовки.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина вариативной части общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы технического профиля.



  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Цель дисциплины: формирование у будущих специалистов знаний по вопросам анализа и синтеза систем электроснабжения, зажигания, пуска двигателя, контрольно-измерительных приборов, освещения, сигнализации, а также факторов, определяющих развитие новых конструкций электрического и электронного оборудования автомобилей. В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать назначение систем устройство, принцип действия и основные характеристики систем и отдельных приборов электрооборудования автомобилей для его надежной эксплуатации в различных условиях

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

  • определять исходные данные для расчета основных параметров аппаратов, приборов и функциональных систем;

  • рассчитывать по определенным методикам основные параметры и оценочные характеристики;

  • проводить сравнительный анализ принципиальных и электрических схем, основных параметров и характеристик в том числе и для автомобилей отечественного и зарубежного производства;

  • проводить необходимые лабораторные исследования с целью испытания, диагностики и поиска неисправностей в аппаратах приборах и системах электрического и электронного оборудования;

  • использовать современную вычислительную технику при разработке и анализе различных систем;

  • грамотно эксплуатировать приборы и системы электрооборудования.

знать:

  • условия работы приборов электрооборудования на автомобиле в зависимости от климатических и дорожных условий его эксплуатации; технических требований, предъявляемых к отдельным приборам и системам;

  • устройство, электрохимические процессы, основные характеристики аккумуляторных батарей;

  • особенности конструкций и основных характеристик автомобильных генераторов, способы регулирования напряжения контактно-транзисторными, бесконтактными и интегральными реле-регуляторами;

  • характеристики совместной работы аккумуляторных батарей и генераторов на постоянную и переменную нагрузку;

  • методы расчета основных параметров системы электроснабжения и зарядного баланса;

  • устройство, принцип действия и характеристики стартера;

  • характеристику совместной работы аккумуляторной батареи, стартера и двигателя;

  • выходные характеристики системы электростартерного пуска;

  • методы расчета систем пуска;

  • рабочий процесс различных систем зажигания: батарейной (классической), контактно-транзисторной, бесконтактной и микропроцессорной;

  • классификацию, устройство и принцип действия контрольно-измерительных приборов;

  • устройство, особенности конструкций и технических характеристик приборов освещения и сигнализации;

  • конструкцию и принцип действия дополнительного и сложного электронного оборудования, коммутационной аппаратуры и других приборов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа,

в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося 32 часа.










  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:


Практические работы

32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета







2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Наименование разделов и тем

№ урока п/п

№ урока

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрен)

Количество часов

Уровень

освоения

1

2


4

5

6

Тема 1

Система электроснабжения

Содержание учебного материала

9/4/4



Теоретические занятия

4


1-2

1-2

Структурная схема системы электроснабжения

2

2

3-4

3-4

Аккумуляторные батареи

2

2



Практические занятия

2


5-6

1-2

Исследование аккумуляторной батареи

2

3



Теоретические занятия

2


7-8

1-2

Генераторы

2

2



Практические занятия

2


9-10

1-2

Исследование генераторной установки переменного тока с контактно-транзисторным реле-регулятором

2

3



Теоретические занятия

3


11-12

1-2

Классификация реле-регуляторов

2

2

13

3

Характеристики совместной работы генератора и аккумуляторной батареи на постоянную и переменную нагрузку

1

2

Самостоятельная работа

4



  1. Типы, маркировка, особенности конструкции свинцово-кислотных батарей: электрохимические процессы; ЭДС и напряжение, емкость, мощность и энергия аккумулятора.

  2. Работа на автомобиле в разрядно-зарядном режиме. Основные характеристики. Методы заряда. Срок службы. Методы хранения.

Тема 2

Система электростартерного пуска двигателя

Содержание учебного материала

4/4/10

Теоретические занятия

4


14

1

Структурная схема системы электростартерного пуска (СЭСП)

1

2

15

2

Система электростартерного пуска

1

2

16

3

Момент сопротивления прокручиванию двигателя при пуске

1

2

17

4

Расчет основных параметров СЭСП

1

2



Практические занятия

4


18-19

1-2

Исследование электромеханических характеристик стартера

2

3

20-21

3-4

Характеристика моторных масел

2

3

Самостоятельная работа

10



  1. Требования отраслевого стандарта к пусковым качествам двигателя.

  2. Вольтамперные характеристики аккумуляторной батареи в режиме стартерного разряда. Методы расчета.

  3. Электромеханические характеристики стартера.

  4. Совмещение характеристик аккумуляторной батареи, стартера и двигателя. Рабочие характеристики СЭСП.

  5. Влияние передаточного отношения привода стартера на рабочие характеристики.

Тема 3

Системы зажигания

Содержание учебного материала

6/4/8

Теоретические занятия

3


22-23

1-2

Структурная схема системы зажигания

2

2

24

3

Неисправности системы зажигания

1

2



Практические занятия

2


25-26

1-2

Рабочий процесс классической батарейной системы зажигания

2

3



Теоретические занятия

3


27

1

Классификация систем зажигания

1

2

28

2

Свечи зажигания: особенности конструкции

1

2

29

3

Маркировка свечей зажигания, тепловая характеристика

1

2



Практические занятия

2


30-31

1-2

Исследование классической батарейной системы зажигания

2

3

Самостоятельная работа

8



  1. Искровой разряд и его параметры. Разрывная мощность контактов.

  2. Снижение радиопомех.

  3. Работа центробежного и вакуумного автоматов угла опережения зажигания. Основные характеристики. Недостатки.

  4. Особенности бесконтактных систем зажигания. Конструкция и принцип действия бесконтактных датчиков.

Тема 4

Контрольно - измерительные приборы

Содержание учебного материала

4/10/4

Теоретические занятия

4


32-33

1-2

Классификация КНП по назначению и принципу действия

2

2

34-35

3-4

Конструкция и принцип действия: спидометров и тахометров с механическим приводом и с электроприводом

2

2



Практические занятия

10


36-37

1-2

Приборы контроля зарядного режима системы электроснабжения

2

3

38-39

3-4

Система встроенных датчиков

2

3

40-41

5-6

Бортовая система контроля

2

3

42-43

7-8

Конструкция и принцип действия приборов для измерения температуры

2

3

44-45

9-10

Конструкция и принцип действия приборов для измерения давления рабочих жидкостей и воздуха

2

3

Самостоятельная работа

4



  1. Конструкция и принцип действия приборов для измерения температуры и давления рабочих жидкостей и воздуха



Тема 5

Система освещения и сигнализации


Содержание учебного материала

2/4/6

Теоретические занятия

13


46-47

1-2

Классификация систем освещения

2

2

48-49

3-4

Основные принципы формирования светораспределения систем освещения

2

2

50-51

5-6

Основные принципы формирования светораспределения сигнализации

2

2

52-53

7-8

Нормирование светотехнических характеристик головных фар

2

2

54-55

9-10

Методы проверки и регулировки фар в эксплуатации

2

2

56-57

11-12

Устройство и принцип действия электромагнитных реле-указателей поворотов

2

2

58

13

Особенности конструкций фар

1

2



Практические занятия

10


59-60

1-2

Отражатель, рассеиватель и лампы, применяемые в фарах

2

3

61-62

3-4

Особенности конструкций автомобильных ламп и сигнальных фонарей

2

3

63-64

5-6

Сигналы электрические звуковые

2

3

65-66

7-8

Стеклоочиститель с электроприводом

2

3

67-68

9-10

Принципы построения схем электрооборудования

2

3



Теоретические занятия

2


69-70

1-2

Дифференцированный зачет

2

2

Самостоятельная работа

6



  1. Особенности конструкции фар, автомобильных ламп и сигнальных фонарей

  2. Международные и государственные стандарты, определяющие технические требования к приборам освещения и сигнализации и их установка на автомобиле.

  3. Американская и европейская система ближнего света.


ВСЕГО

38/32/32

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Оборудование учебного кабинета:

Доска, рабочий стол преподавателя, учебные столы.

Технические средства обучения: компьютер, программное обеспечение, видеофильмы, телевизор, видеомагнитофон, проектор, СД - диски.

Учебные средства:

Оборудование автомастерской

  • Комплект питания системы зажигания

  • Комплект деталей электрооборудования

  • Генератор: Г-250А, ЗИЛ-130 постоянного тока

  • Стартер: СТ-130, СТ-102,104,106

  • Аккумулятор:6СТ 60 Э

  • Учебно-наглядные пособия в виде плакатов, планшетов, стенда, макетов, моделей, схем, видеофильмов, автоматизированного обучающего комплекса (компьютерный вариант ООО «Эконавт», Москва, 2007г.)

Дидактика:

Карточки-задания для самостоятельной работы

Тестовые задания по каждой теме

Итоговые тесты


  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей. Книга 1. Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М,2009

  2. Родичев В.А. Устройство и ТО грузовых автомобилей: учебник водителя а/трансп.ср-в кат. «С». / В.А.Родичев, А.А Кива. - М.: Академия, 2005, 2008.

  3. Родичев В.А. Устройство и ТО легковых автомобилей: учебник водителя а/трансп.ср-в кат. «В». / В.А.Родичев, А.А.Кива. - М.: Академия, 2008.

  4. Кланица В.С. Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие. - М.: Академия, 2008г.

  5. Шестопалов С.К. Устройство, ТО и ремонт легковых автомобилей: учебник для НПО. - М.: Академия, 2000г.

Дополнительная

  1. Боровских Ю.И. , Гутенев Н.И. "Электрооборудование автомобилей." - Киев.: Высшая школа.,2005

  2. Ютг В.Е. "Электрооборудование автомобилей". М.:Транспорт.2000

  3. Ютт В.Е. "Электрооборудование автомобилей". М.:Транспорт.1995

  4. ЧижковЮ.П.«Электрооборудование автомобилей». - М.: «За рулем»1999

  5. Акимов С.В., Боровских Ю.И., Чижков Ю.П. "Электрическое и электронное оборудование автомобилей". М.:Машиностроение.1988

  6. Фесенко М.Н. и др. "Теория, конструкция и расчет автотракторного электрооборудования" М.:Машиностроение.1992

  7. Чижков Ю.П. и др. "Электрооборудование автомобилей". Справочник. М.: Транспорт. 1993

  8. Х. Сига, С.Мидзутани. "Введение в автомобильную электронику". Перевод с японского. М.: Мир.1989

  9. Волков Е.В. "Расчет основных параметров и характеристик систем электростартерного пуска ДВС с использованием ЭВМ". Хабаровск. ХГТУ.1997

  10. ВолковЕ.В."Исследование генераторной установки переменного тока с контактно-транзисторным реле-регулятором " РИО ХПи.1985

  11. Волков Е.В. "Исследование аккумуляторной батареи". Хабаровск. РИО ХПИ.1986

  12. Волков Е.В. "Исследование стартера". РИО ХПИ.1985

  13. Волков Е.В. "Исследование батарейной системы зажигания". РИО ХПИ.1986

  14. Волков Е.В. "Исследование электронной системы зажигания". РИО ХЛИ.1986

  15. Волков Е.В."диагностика микропроцессорной системы управления автомобильным двигателем" РИО, ХГТУ.2000

Интернет-ресурсы:

3. avtoliteratura.ru









  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследовании.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или не соответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Раздел (тема) учебной дисциплины

Результаты (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

Тема 1

Система электроснабжения

Уметь:

- измерять вольтамперную характеристику аккумуляторной батареи

Знать:

- основные химические процессы, происходящие в аккумуляторах;

- устройство аккумулятора

- устройство автомобильного генератора переменного тока

- преимущества автомобильных генераторных установок переменного тока по сравнению с генераторными установками постоянного тока

- действие реле-регулятора для генератора переменного тока

Оценивает роль электрооборудования в совершенствовании технических и эксплуатационных характеристик и параметров автомобиля, повышении топливной экономичности снижении токсичности улучшении эффективности дорожного движения

Определяет преимущества автомобильных генераторных установок переменного тока по сравнению с генераторными установками постоянного тока

Анализирует параллельную работу генераторной установки и аккумуляторной батареи

Устный опрос

Практическая работа

Тема 2

Система электростартерного пуска двигателя

Знать:

- что представляет собой автомобильный стартер

- из каких частей стоит система пуска

требования, предъявляемые к системе пуска, аккумуляторной батарее, стартеру и его приводу

Определяет на какие группы разделяются стартеры по типу сцепляющего механизма и способу управления

Применяет принципиальную электрическую схему системы электростартерного пуска ДВС

Характеризует особенности режима работы аккумуляторной батареи и стартера

Определяет электромеханические характеристики стартера

Устный опрос

Практическая работа

Тема 3

Системы зажигания

Знать:

- устройство и принцип действия батарейной системы зажигания

- рабочий процесс батарейной системы зажигания

- маркировку свечей зажигания

- преимущества и недостатки электронных систем зажигания

- особенности бесконтактных систем зажигания

Определяет характеристики системы зажигания

Характеризует назначение и принцип действия регуляторов

Оценивает назначение и устройство приборов электронной системы зажигания с накоплением энергии в индуктивности

Устный опрос Практическая работа

Тема 4

Контрольно - измерительные приборы

Знает:

- конструкцию и принцип действия логометрических приборов для измерения температуры, термоимпульсных приборов для измерения давления, приборов электромагнитной системы для измерения уровня топлива

Характеризует устройство и принцип действия спидометра и одометра с механическим приводом

Устный опрос

Практическая работа

Тема 5

Система освещения и сигнализации

Уметь:

- проверять и регулировать форы в эксплуатации

Знать:

- классификацию систем освещения

- основные принципы формирования светораспределения систем освещения и сигнализации

особенности конструкции фар, автомобильных ламп и сигнальных фонарей

Использует международные и государственные стандарты, определяющие технические требования к приборам освещения и сигнализации их установке на автомобиле

Различает американскую и европейскую систему ближнего света

Характеризует устройство и принцип действия электромагнитных реле-указателей поворотов

Устный опрос Практическая работа

Тест


Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица)


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений


балл (отметка)

вербальный аналог

90-100

5

отлично

80-89

4

хорошо

70-79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно







© 2010-2022