• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями

Доклад на тему Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Основные направления организации сотрудничества

классного руководителя с родителями учащихся

Слово - ДЕЛО ВЕЛИКОЕ. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

Л, Н. Толстой

Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

Очень часто можно слышать от родителей такую фразу: в начальной школе нашим классом учитель занимался, а теперь классному руководителю нет до наших детей никакого дела. Услышав такое мнение, становится не по себе. Безусловно, в начальной школе классный руководитель уделяет больше внимания учащимся, но ведь в его задачу входит не только создание классного коллектива, но и коллектива родителей, способных помочь в дальнейшем новому классному руководителю сохранить и приумножить традиции коллектива, заложенные в начальной школе.

Родителям и пятиклассников, и восьмиклассников необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе на всех этапах обучения учащихся нельзя недооценивать.

Поэтому главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики.

Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, да и не нужно это делать одному. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-предметников.

Причем, психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер. К примеру, поздно говорить родителям о подростковом возрасте, когда подростковый возраст детей уже наступил и принес свои проблемы. Об этом и о многом другом необходимо говорить с родителями гораздо раньше, чтобы они спокойно воспринимали те трудности, которые могут встретиться на их родительском пути.

Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, классный руководитель должен не только предлагать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.

Приглашая специалистов для просвещения родителей, классный руководитель должен помнить, что от компетентности, эрудиции, коммуникабельности этих людей зависит в будущем степень доверия родителей классному руководителю.

Демонстрация видеоматериалов, слайдов, различного рода статистический материал сделают просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достоверным.

Если психолого-педагогическое просвещение родителей в классном коллективе организовано плохо, классному руководителю нельзя рассчитывать на то, что родители будут обращаться к нему за советом и помощью и приходить на родительские собрания в класс, где учится их ребенок.

Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями и консультациями по их вопросам. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Если они задают вопрос, значит, либо проблема, заключенная в вопросе, уже назрела, либо она имеет временной фактор.

Психолого-педагогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родителям можно было увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы.

Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей в средней и старшей школе

• Физиологические особенности школьников на среднем и старшем этапе обучения.

• Психология пятиклассника.

• Основы построения общения со старшеклассником.

• Особенности адаптации пятиклассника к школе.

• Значение режима дня в жизни школьника.

• Свободное время в жизни школьника.

• Как научить ребенка учиться?

• Что делать, если ребенок говорит: «Не хочу!»

• Как бороться с ленью?

• Средства массовой информации в жизни ученика и его семьи.

• Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности.

• Книга в жизни семьи и ребенка.

• Взаимоотношения взрослых в семье - пример для подражания?!.

• Праздники в доме. Какими им быть?

• Радости и горести материнства и отцовства.

• Что надо знать о половом созревании детей?

• Как предотвратить проблемы в воспитании собственных детей?

• Компьютер - друг или враг?

• Взаимоотношения младших и старших детей в семье.

• Дружба в жизни старших и младших членов семьи.

• Взаимоотношения детей с друзьями и приятелями.

• Как воспитать в ребенке ответственность за свои слова и поступки?

• Права и обязанности ребенка в семье.

• Здоровье ребенка - основа успешности в учении.

• Спортивные традиции нашей семьи.

• Если ребенок одинок... '

• Связь поколений и ее значение в воспитании детей.

• Школьный учебник. Как с ним работать дома?

• Как научить ребенка выполнять домашнее задание самостоятельно?

• Если ребенок успевает слабо...

• Конфликты в семье и искусство их преодоления.

• Страхи ребенка. Что за этим стоит?

Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое. Ни для кого не секрет, что иногда родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Почему такое происходит и кто в этом виноват? Это происходит потому, что школьная администрация, педагогический коллектив смирились с существованием семей своих учеников и учебного заведения в «параллельных мирах». Отсутствие культуры организации взаимодействия в системе семья - школа приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям между ними.

Как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот момент, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы?

Для этого в каждой школе должна быть разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы. Какие аспекты работы с родителями должны быть включены в эту стратегию и насколько серьезно они должны контролироваться со стороны администрации школы?

Уже в начальной школе классный руководитель должен знакомить в первую очередь родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с ежегодной, традиционной экскурсии по школьному зданию; такую экскурсию могут проводить учащиеся-старшеклассники совместно с педагогом младших классов. Такая встреча поможет родителям оценить изменения в оформлении школы, узнать о достигнутых школой успехах за учебный год, познакомиться с проблемами, которые требуют решения с участием родителей.

На среднем и старшем этапе обучения учащихся классный руководитель должен ежегодно планировать такие мероприятия, которые будут информировать родителей о процессах, происходящих в школе.

Для этого в системе работы классного руководителя на среднем и старшем этапе обучения и воспитания учащихся должно быть больше мероприятий, объединяющих учеников и родителей.

Реально в школе происходит наоборот. Многие родители учащихся говорят о том, что уже в пятом классе они приглашаются в школу достаточно редко, в крайнем случае.

Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т. д.

Большое внимание классный руководитель должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе. Ознакомить родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе: родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями; какова система контроля выполнения домашних заданий, критерии оценки деятельности ученика на уроке.

В пятом классе классный руководитель должен познакомить родителей с теми изменениями в урочной деятельности, которые встретятся у детей, с приемами развития читательских умений ребят на уроке, с учебниками, по которым они будут учиться, с их структуре и. Родителям всегда интересно знать, какие темы в изучении школьных предметов являются наиболее сложными и нуждаются в дальнейшем обсуждении с ребенком дома, как работать по трудным темам учебника, если это необходимо, как объяснить непонятный материал, если ребенок встретился с какими-то трудностями.

Для того, чтобы позже не разочаровываться в родителях своих учеников, классный руководитель с первых дней работы с детским коллективом должен знакомить родителей с перспективами его развития и давать им возможность стать активными участниками классных дел.

Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время. В планировании воспитательной работы классный руководитель большое внимание уделяет участию самих родителей во всех внеклассных мероприятиях. Родители школьников должны быть вместе со своими детьми в театрах и музеях, на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах, проводимых по инициативе ребят класса и самих родителей.

Огромное значение имеет привлечение родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребенок. В некоторых школах есть интересная практика, когда в начальной школе каждая семья должна подготовить один Родительский урок в учебном году. Его тема обсуждается с классным руководителем, а все остальное - творчество семьи. Иногда такая традиция продолжается и в последующих классах. Это зависит оттого, насколько классный руководитель заинтересован в активном участии родителей в жизни классного коллектива.

Для того, чтобы снять тревогу и напряжение родителей в ожидании перехода ребенка на старшую ступень обучения, классный руководитель должен уделить большое внимание уже в средней школе знакомству родителей учеников класса с администрацией школы и педагогическим коллективом. Не менее важным является такой подход и в работе самого педагогического коллектива. Видеть родителей будущих учеников, знать их отношение к школе и учебно-воспитательному процессу - это реальная возможность предотвращения проблем в обучении и воспитании, которые могут встречаться на средней и старшей ступени обучения учащихся.

Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы

• Экскурсия - знакомство со школой и школьными службами.

• Праздник рождения класса.

• Встреча с администрацией учебного заведения и социально-психологической службой.

• Встреча родителей «Традиции класса, которым быть».

• Круглый стол «Путешествие по школьному учебнику».

• Родительское собрание «Книги, которые читают все».

• Презентация классного журнала «Новости школьных уроков».

• Знакомство родителей учащихся со школьной книгой рекордов и достижений.

• Организация и проведение родительских уроков.

• Заседание выездного клуба выходного дня.

• Участие в общешкольной родительской конференции «Есть проблема - есть решение».

• «День открытых дверей в классе» - демонстрация достижений учащихся, родителей и классного руководителя коллективу педагогов школы.

• Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей.

Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика. Некоторые педагоги могут возразить, аргументируя это тем, что в школе работают психологи, - им и заниматься диагностикой. Однако речь идет не о психологической диагностике в чистом виде; речь идет о психолого-педагогической диагностике, которая должна быть оперативной и зачастую носить индивидуальный характер. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть предварительной, оперативной и итоговой, в зависимости от тех ситуаций, которые требуют ее применения.

Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребенку.

Диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.

Диагностика в работе классного руководителя - это достаточно опасное орудие и использовать его в своей деятельности педагог может только тогда, когда он абсолютно уверен в том, что все полученные материалы помогут ребенку и его семье стать ближе друг другу.

Использование педагогом психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом и что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:

• родительских собраний;

• тематических и индивидуальных консультаций;

• внеклассных мероприятий;

• организации поездок и экскурсий.

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем, которые могут возникнуть у школьников друг с другом, а также у родителей и детей.

Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года: по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо» (хотя и этому надо учить), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми присутствующими. Это даст возможность дальнейшего совершенствования работы с семьей и учащимися.

Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьями учащихся является коррекционная работа.

Диагностическая работа классного руководителя в отрыве от коррекционной работы с семьями учащихся не только не имеет смысла, но просто является вредной и может искалечить души детей и взрослых, привести к агрессии и конфликтам.

Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.

Коррекционная помощь и поддержка со стороны педагога очень необходимы семье, если ребенок выходит из повиновения родителям и попадает в плохую компанию, которая становится для него более значимой, чем собственная семья.

Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания). Чтобы такая работа была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. А это возможно лишь в том случае, если классный руководитель будет серьезно и настойчиво готовить родителей к осознанию значимости проблем, существующих в обществе, и прогнозированию в воспитании собственных детей.

Индивидуальная Коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с семьей, в которой растут одаренные дети. Ни для кого не секрет, что иногда положение такого ребенка в обычном классе бывает очень трудным. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребенка с одной стороны, а с другой стороны - сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе.

В коррекции классного руководителя в не меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи. Классный руководитель с первого дня работы с классом должен знать, что собой представляют семьи его учеников, и сразу же дать понять родителям, не обеспечивающим надлежащего внимания собственным детям, что спокойной и безмятежной жизни у них не будет.

На мой взгляд, в индивидуальной коррекционной работе нуждаются и семьи, где ребенка воспитывает один из супругов или бабушка с дедушкой. Такие семьи нуждаются в повышенном внимании со стороны школьной администрации и социально-психологической службы. Зачастую в таких семьях стараются лишний раз не обращаться за помощью, а когда это происходит, проблема решается очень непросто. Как правило, такие семьи нуждаются в оперативной помощи различных специалистов и служб: юристов, врачей, психологов, правоохранительных органов.



© 2010-2022