Статья на тему Маленький принц как философская сказка

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Маленький принц» как философская сказка

Сказка создается в самое тяжелое для Сент-Экзюпери время, в Нью-Йорке, где оказывается автор в вынужденной эмиграции и откуда рвется на фронт. Но сведения до него доходят неутешительные: немцы полностью оккупировали территорию Франции. Обо всем этом Сент-Экзюпери говорит в открытом «Письме к заложнику», адресованном оставшемуся в Европе литератору Леону Верту. Перед угрозой фашистской чумы Сент-Экзюпери призывает к единению, ибо «Франция - превыше всего». Послание было сразу напечатано в Канаде и США, читалось по свободному радио. И вслед за ним следует публикация «Маленького принца» («Le Petit prince», 1943). Историческая рама у них общая - вторая мировая война, необходимость активной защиты высших ценностей. Сказка имеет общий с посланием адресат - она также посвящена Леону Верту, который живет во Франции и «очень нуждается в утешении». Лишь постскриптум - «когда он был маленьким» - обращает сказку в иное время - пору детства. Можно было бы определить эти годы, но такое высчитывание бесполезно, потому что детство у Сент-Экзюпери не хронологическое, а психологическое понятие, огромный край, откуда приходит каждый. «Откуда я родом? - задает себе вопрос и сам же на него отвечает,- Я родом из моего детства, словно из какой-то страны...» И сказано это в самой суровой книге Сент- Экзюпери, в «Военном летчике», осененном предчувствием собственной гибели. В «Маленьком принце» уже строй сказки напоминает о детстве. Фантастичен ее сюжет - встреча потерпевшего аварию в Сахаре летчика с пришельцем иных миров - забавным крошечным человечком. Как и положено в сказке. Маленький принц свободно передвигается в пространстве, посещая одну планету за другой. Люди, животные и растения имеют голоса, слышат и понимают друг друга. Мир предстает единым в его первозданной, присущей детскому взгляду простоте, что не исключает возможности таинственных превращений. Простое и сложное в нем сближены, возможность чуда кроется в обыденных вещах. Сказочный принц просит летчика нарисовать барашка совсем так, как это делают обычные дети. В полученном рисунке малыш видит то, что взрослым не разглядеть. Противопоставление детей и взрослых проходит через всю сказку. И вопреки привычному - это дети учат взрослых зоркости, доброте и верности, дети обладают высшей мудростью. Такой взгляд отчасти напоминает нам о традициях просветителей XVIII века - Вольтера и Руссо. Но у «Маленького принца» Экзюпери иной исторический контекст, он рожден в XX веке, в годы войны, когда фашизм из угрозы превратился в реальность, когда защита моральных ценностей приобрела политический характер, не теряя философского смысла.

«Маленький принц» - философская сказка. Ее главная проблема - поиск смысла жизни, как и в «Планете людей», связывается с вопросом о том, что такое смерть. И в самый центр повествования выдвинута проблема любви. В своеобразии их решения и сила, и величие Сент-Экзюпери, и дыхание времени Сопротивления. Чтобы убедить читателя в возможности найти подлинный смысл жизни, Сент-Экзюпери демонстрирует смыслы ложные. Вереница людских страстей-пороков (и загубленных жизней) предстает в эпизодах посещения принцем разных астероидов. Подружиться Маленький принц мог бы лишь с фонарщиком. Хотя фонарщик тоже единственный обитатель своей планеты, он не так нелеп, как король или пьяница. Он верен данному однажды слову - гасить по утрам и 'зажигать фонарь вечером. Он занят делом и думает не только о себе. Именно это и сближает его с Маленьким принцем, постоянно возвращающимся мыслями к оставленной на своей планете Розе.

Роза - образ женщины. Вы встречались с ним в средневековой литературе, в знаменитом «Романе о Розе». Он проходит через всю европейскую лирику. Биографы отыскали ему параллель и биографии писателя, в его жене Консуэлло, отделенной от Сент-Экзюпери войной, оставшейся как бы в другом мире. Образ розы в сказке лишен конкретно-бытовых черт. О ней известно лишь то, что она имеет шипы и прекрасна, как и положено Розе. Маленькому принцу трудно с ней ужиться, ибо Роза изводит его капризами и обидами. Позже принц признается летчику, что сожалеет о своем уходе, о том, что он сердился на Розу, а не глядел на нее и не дышал ее ароматом, что он был слишком молод и не умел любить.

Слово «любовь» - многозначно. Нет двух людей, которые понимали бы под ним совершенно одно и то же. К тому же каждый иск вкладывает в понятие любви свой смысл. У Сент-Экзюпери любовь - понятие ключевое. В сказку, заказанную издателем как рождественская история для детей, он вкладывает мысли, которые обдумывал всю жизнь. От первых опытов 20-х годов до незавершенной «Цитадели» проводится мысль о любви - шнетственности, бережности за дорогое существо. В сказке «Маленький принц» это и аллегория тревоги; покинутую Розу может съесть барашек, и сложное понятие - apprivoiser - приручать кого-либо. История с цветком проясняется через другую историю - Лиса. Маленький принц встречает его неприрученным. Лис знает только кур, на которых он охотится, и людей С ружьями, которые охотятся на него, материальные блага и страх. Это, скучная жизнь, потому что все куры одинаковы и охотники тоже одинаковы. Но для прирученного (apprivoise) жизнь озаряется новым светом, он начинает видеть и слышать то, что прежде не замечал - шаги любимого, пшеничное поле, напоминающее золото волос, время, наполненное ожиданием встречи. Создать узы непросто. На пути Маленького принца однажды встречается целый сад роз, и принц чувствует себя обманутым и обедневшим: он верил, что его Роза единственная во вселенной, а в одном только саду пять тысяч таких же, как его красавица. Но секрет в том, что Роза принца все-таки неповторима: «Le Petit prince s'en fut revoir les roses:-Vous n'etes pas du tout semblables a ma rose, vous n'etes rien encore, leur dit-il. Personne ne vous a apprivoisees et vous n'avez apprivoise personne. Vous etes comme etait mon renard. Ce n'etait qu'un renard semblable a cent mille autres. Mais j'en ai fait mon ami, et il est maintenant unique au monde.» («Маленький принц пошел взглянуть на розы.- Вы ничуть не похожи на мою Розу,- сказал он им.- Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете»). В этом главный урок науки любви Сент-Экзюпери: любовь - труд. Дорогим становится тот, о ком заботился, кому отдал душу, кого приручил. Красота не встречается. Она создается любовью. И создавший любовь за нее в ответе.

Так с темой любви смыкается тема подвига. Маленький принц возвращается на свою планету, чтобы защищать Розу. Цена этого возвращения - отказ от земного существования, смерть. У Змеи, к которой обращается за помощью принц, «хороший яд». Маленькому принцу больно и страшно. И пилот не хочет поверить в его исчезновение. Ему легче представить себе, что это дурной сон. Финал сказки трагичен. И все-таки в этой трагедии звучит светлая нота. Летчик смотрит на звезды и слышит смех Маленького принца. Смерти нет, пока жива память. Финал «Маленького принца» возвращает нас к авторскому посвящению, к теме ответственности за свою землю и своих любимых. Многими нитями сказка связана с духовной биографией Сент-Экзюпери, вплоть до трагической гибели писателя, «исчезнувшего», пропавшего без вести над Средиземным морем в грозном военном 1944 году. Это и биография тех, кто участвовал в Сопротивлении. И в самом широком философском смысле - это история о любви, жизни и смерти.



© 2010-2022