Задания для текущего контроля по МДК Психология социально-правовой деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МДК «Психология социально-правовой деятельности»

Задания для текущего контроля.

Раздел 1. Общие основы психологии.

Подберите каждому понятию своё определение:

1. тестирование;

2. анкетирование;

3. тренинг;

4. наблюдение;

5. групповая дискуссия;

6. анализ продуктов деятельности;

7. эксперимент;

8. беседа;

9. метод конкретных ситуаций;

10. психокоррекционный метод.

А) Наиболее распространённый метод, с помощью которого изучаются социально-психологические явления и процессы без вмешательства в их течение.

Б) Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью изучения причинно-следственных взаимосвязей различных социальных явлений в заданной ситуации.

В) Обсуждение в группе каких-либо проблем, значимых для большинства участников, или индивидуального прошлого опыта кого-либо из участников, в ходе которого стимулируется выражение собственного отношения, личных переживаний участников, а не общих взглядов, мнений, абстрактных суждений или умозаключений.

Г) Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы, имеющие определенную шкалу значений.

Д) Метод психологии, при котором используются заранее сформулированные вопросы, которые задаются устно в строго определенном порядке, и (или) протекающий в свободной форме.

Е) Метод, направленный на исправление недостатков в развитии тех или иных психологических характеристик человека.

Ж) Предметами, подвергающимися тщательному анализу в этом методе, являются написанные человеком тексты, произведения литературы, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д.

З) Метод обучения человека способам выхода из сложных для него ситуаций, а также решению нестандартных, нетипичных задач, умению принимать решения в напряженных условиях.

И) Метод, применяемый для получения общей информации (в письменной форме), касающейся истории жизни человека, его интересов, предпочтений, мнений по тому или иному вопросу и т.п.

К) Метод групповой работы, направленный на развитие (обучение, тренировку) навыков общения, саморегуляции, профессиональных умений и т.п.

Раздел 2. Психология психических процессов.

Тест по теме «Ощущения, восприятия, представления»

1. Какой психический процесс является первичной, исходной ступенью познавательной деятельности

А) ощущение;

Б) восприятие;

В) представление.

2. Какой психический процесс представляет собой отражение отдельных свойств объектов и явлений при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств

А) ощущение;

Б) восприятие;

В) представление.

3. В соответствии с органами чувств ощущения бывают

А) общие;

Б) слуховые;

В) дистантные;

Г) зрительные;

Д) осязательные.

4. Какой психический процесс представляет собой отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств

А) ощущение;

Б) восприятие;

В) представление.

5. Какие типы восприятия являются ведущими

А) зрение;

Б) обоняние;

В) слух;

Г) осязание;

Д) вкус.

6. Как называют людей, у которых ведущий тип восприятия - слух?

А) визуал;

Б) аудиал;

В) кинестетик.

7. При каком психическом процессе предмет не воздействует на органы чувств, но когда-то обязательно воздействовал

А) ощущение;

Б) восприятие;

В) представление.

8. Перечислите представления по степени обобщенности

А) единичные;

Б) зрительные;

В) общие;

Г) схематизированные;

Д) возникшие в процессе воображения.

9. Выберите правильную логическую цепочку формирования представления

А) восприятие - ощущение - представление;

Б) ощущение - восприятие - представление;

В) представление - ощущение - восприятие.


Тест по теме «Память, мышление»

1.Память - это

А) обобщенный образ предметов, возникающий на основе ощущений и восприятий в отсутствии самих этих предметов;

Б) отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта

В) процесс познавательной деятельности, при которой субъект оперирует различными понятиями, обобщениями.

2.Как называются связи, которые лежат в основе деятельности памяти

А) операции

Б) ассоциации

В) понятия

3.Основными процессами памяти являются

А) запоминание

Б) суждение

В) сохранение

Г) узнавание

Д) воспроизведение

Е) зазубривание

4.В зависимости от того что запоминается память делится на

А) мгновенную

Б) двигательную

В) оперативную

Г) образную

Д) словесную

Е) эмоциональную

5.По времени сохранения материала память может быть:

А) слуховой

Б) кратковременной

В) оперативной

Г) произвольной

Д) долговременной

6. Какой психологический процесс связан с проблемной ситуацией, решением какой-либо задачи, совершается в соответствии с определенной логикой

А) представление;

Б) память;

В) мышление.

7.Сущность любого непроизвольного психического процесса в том, что
А) он основан на закреплении путем многократного повторения

Б) он является ненамеренным, протекает без определенной цели, сам собой, без волевых усилий

В) он управляется определённой заданной целью, происходит при участии силы воли

8. Назовите форму мышления, которая отражает в сознании человека общие и существенные свойства предмета или явления,

А) понятие;

Б) суждение;

В) умозаключение.

9. Вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления

А) наглядно-образное;

Б) наглядно-действенное;

В) словесно-логическое.

10. Качество памяти и мышления, дающее строгую оценку результатов мыслительной деятельности

А) глубина;

Б) гибкость;

В) критичность.

Практическое занятие по теме:

«Мышление - основа познавательной деятельности»


Знания не возникают сами по себе - они результат познания, результат познавательной деятельности. Только с помощью мышления человек может в полной мере осуществить познавательную деятельность.

Мышление - это не только наше отражение общих свойств явлений, но и процесс обобщенного и опосредованного, познания действительности. Оно дает нам возможность узнать то, чего мы непосредственно не наблюдаем, что не можем увидеть, потрогать. Оно позволяет предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий.

Познавательные процессы, мышление, творческие способности, а также другие проявления психической жизни человека, в том числе поведение, связаны с работой мозга. Человеческий мозг - это, быть может, самая сложная из живых структур во Вселенной. При первом взгляде на головной мозг можно сразу заметить два крупных парных образования - их называют левым и правым полушариями мозга.

Функции левого и правого полушарии в ряде случаев симметричны: левое отвечает за движения правых конечностей и за чувствительность правой половины тела, а правое - за движение левых конечностей и все виды чувствительности с лева. Однако высшие психические функции соотносятся с правым и левым полушарием по-разному. Поэтому говорят о специализации полушарий.

У человека может доминировать правое или левое полушарии. Выделяют даже отдельные типы людей: художественный тип (правополушарный) и мыслительный тип (левополушарный). Однако такое яркое доминирование одного из полушарий встречается достаточно редко, у большинства людей оба полушария работают синхронно, и специализация проявляется не так явно.

Задание 1.

Обучающимся предлагается выявить свою принадлежность к «художникам» или к «мыслителям», проведя несложный экспресс-анализ.
Свою принадлежность «художникам» или «мыслителям» можно выявить по некоторым биологическим признакам:

• Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

• Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, ели вы закрываете правый (П) глаз или левый (Л)? Запишите результат.

• Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху? Запишите результат.

• Попробуйте изобразить «бурные» аплодисменты. Какая ладонь сверху? Запишите результат.

Подведение итогов:

1. Если Ваш «правополушарный» (П) результат превышает «левополушарный» (Л), то значит, Вы принадлежите к логическому типу - «мыслитель». Вы, вообще-то, оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно. В работе, учебе и житейских делах полагаетесь чаще на расчет, а не на интуицию. Испытываете больше доверия и к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.
Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой Вы стремитесь, требует именно логических способностей, то Вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом, водителем, чертежником.

2. Если Ваш «левополушарный» (Л), результат превышает «правополушарный» (П) то значит, что Вы человек художественного типа - «художник». Предпочитаете полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманываетесь. Общительны, можете продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.д.).

Вас ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению - художник, актер, архитектор, врач, учитель, дизайнер…

3. Перед человеком, в равной степени сочетающем в себе признаки логического (Л) и художественного мышления (П), открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Менеджер и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец, хирург и модельер - все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.

Задание 2.

Перед Вами 6 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы - 5 минут.
1) 24 21 19 18 15 13 * * 7
2) 1 4 9 16 * * 49 64 81 100
3) 16 17 15 18 14 19 * *
4) 1 3 6 8 16 18 * * 76 78
5) 2 4 8 10 20 22 * * 92 94
6) 24 22 19 15 * *

Задание 3.
Для каждого из приведенных терминов и понятий подберите соответствующее определение.
1.Анализ

2.Обобщение

3.Мышление

4.Правое полушарие

5.Сравнение

6.Левое полушарие

7.Абстрагирование

8.Синтез

9.Аналогия

А) процесс установления сходства в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами и понятиями.

Б) мысленное соединение элементов частей признаков, свойств в некоторое целое.
В) процесс поиска сходства и различия предметов, вещей и явлений.
Г) мысленное объединение предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства.

Д) «образное», отвечает за способности к изобразительной деятельности, музыке. Помогает творчески самовыражаться, выдвигать альтернативные идеи.
Е) процесс отвлечения от несущественных признаков и мысленного выделения существенных особенностей данного предмета или явления.
Ж) мысленное расчленение предмета или явления, выделение его частей, признаков, свойств.

З) психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.
И) «логическое», отвечает за математические способности, анализ и выявление однозначных связей. Помогает систематизировать информацию, распределять объекты по классам и категориям.


Вывод:

Умение мыслить - главное достоинство человека. Ум, мышление, разум всегда считались достоинством человека, а отсутствие ума - большой бедой. Есть даже такое выражение: «Если бог хочет наказать человека, он лишает его разума». Специальными упражнениями, тренировками можно достичь высокого уровня овладения мыслительными операциями. Л.Н. Толстой писал «Старайтесь дать уму как можно больше пищи».

Тест по теме «Внимание»

1. Внимание - это

А) отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта;

Б) направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте;
В) процесс познавательной деятельности, при которой субъект оперирует различными понятиями, обобщениями.

2. Внимание является самостоятельным психическим процессом?

А) да, является;

Б) нет, не является, входит во все виды психических процессов.

3. Этот вид внимания направлен на окружающие предметы и явления

А) внешнее внимание;

Б) внутреннее внимание.

4. Этот вид внимания не зависит ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений

А) произвольное;

Б) непроизвольное;

В) послепроизвольное.

5. Этот вид внимания называют еще преднамеренным

А) произвольное;

Б) непроизвольное;

В) послепроизвольное.

6. Этот вид внимания характеризуется наличием интереса к определенной деятельности, вовлечения в неё без особого напряжения

А) произвольное;

Б) непроизвольное;

В) послепроизвольное.

7. Основными свойствами внимания являются:

1) сосредоточенность;

2) устойчивость;

3) объем;

4) распределение;

5) переключение.

Подберите каждому свойству свое определение

А) осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие;

Б) длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности;

В) умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них своё внимание;

Г) удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального;

Д) количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно.

8. Какой из компонентов социально-психологической структуры личности играет огромную роль в развитии внимания?

А) характер;

Б) темперамент;

В) способности;

Г) направленность личности.

Критерии оценки

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

Отлично

80 ÷ 89

4

Хорошо

70 ÷ 79

3

Удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Оценка

Условия, при которых выставляется оценка

отлично

даны ответы на вопросы теста; исключительные знания материала по вопросу, абсолютное понимание сути вопроса, безукоризненное знание основных понятий в рамках выбранного вопроса, правильные ответы даны на количество вопросов от 90% до 100 %

Хорошо

даны ответы на вопросы теста, хорошие знания материала по вопросу, понимание сути вопроса, хорошее знание основных понятий и положений в рамках выбранного вопроса, правильные ответы даны на количество вопросов теста от 80% до 89%

удовлетворительно

даны ответы на вопросы, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный ответ; правильные ответы даны на количество вопросов теста от 70% до 79%

Неудовлетворительно

при выполнении работы обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, правильные ответы даны на количество вопросов теста менее70%

Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых при контроле: Ручка, бланки заданий в печатном виде.

Контрольная работа.

Вариант 1

1. Дайте характеристику психического познавательного процесса «ощущение».

Определение

Функции

Виды

Свойства



2. Понятие и физиологические основы темперамента.

3. Метод психологии: эксперимент, понятие и виды.

Вариант 2

  1. Дайте характеристику психического познавательного процесса «восприятие».

    Определение

    Функции

    Виды

    Свойства



  2. Типы темпераментов и их психологические характеристики.

3. Метод психологии: наблюдение, понятие и виды.

Вариант 3

1. Дайте характеристику психического познавательного процесса «внимание».

Определение

Функции

Виды

Свойства



  1. Понятие и уровни развития способностей.

  2. Метод тестов: понятие и виды.

Вариант 4

1. Дайте характеристику психического познавательного процесса «память».

Определение

Основные процессы

Виды

Качества



  1. Дайте определение понятия «характер». Группы черт характера.

  2. Беседа и интервью: характеристика методов.


Вариант 5

  1. Дайте характеристику психического познавательного процесса «мышление».

Определение

Формы

Виды

Операции



  1. Дайте определение акцентуации характера.

  2. Сущность метода мозгового штурма.

Вариант 6

1. Дайте характеристику психического познавательного процесса «представление».

Определение

Виды

по анализаторам

Виды по степени обобщенности

Виды по происхождению


Свойства



  1. Общие и специальные способности.

  2. Метод анализа продуктов деятельности.

Вариант 7

1. Дайте характеристику психического познавательного процесса «воображение».

Определение

Виды

Механизмы

Индивидуальные особенности



2. Что такое направленность личности. Раскройте это понятие.

3. Сущность психологических тренингов.

Вариант 8

1. Дайте характеристику психического процесса «эмоция».

Определение

Функции

Виды

Эмоциональные состояния



  1. Дайте определение способностей. Назовите основные факторы их развития.

  2. Метод психологии: наблюдение.

Вариант 9

1. Дайте характеристику психического процесса «чувства».

Определение

Функции

Виды



2.Раскройте физиологические основы способностей. Что называется задатками способностей?

  1. Методы исследования в психологии.

Вариант 10

1. Дайте характеристику психического процесса «воля».

Определение

Функции

Виды волевых действий

Волевые качества личности


2. Дайте определение общих и специальных способностей. Приведите примеры.

3. Методы воздействия в психологии.

Оценка

Условия, при которых выставляется оценка

отлично

даны ответы на все вопросы; исключительные знания материала по вопросу, абсолютное понимание сути вопроса, безукоризненное знание основных понятий в рамках выбранного вопроса, логически и лексически грамотно изложенный, содержательный, аргументированный, конкретный и исчерпывающий ответ на вопрос; пример приведен верно, описан развернуто, аргументированно; оформление соответствует предъявляемым требованиям; правильные ответы даны на все вопросы.

Хорошо

даны ответы на теоретические вопросы, хорошие знания материала по вопросу, понимание сути вопроса, хорошее знание основных понятий и положений в рамках выбранного вопроса, логически и лексически грамотно изложенный, содержательный, аргументированный, но не совсем исчерпывающий ответ на вопрос; пример приведен верно, при этом допущены две-три несущественные ошибки, имеются отдельные незначительные неточности в передаче искомой информации, исправленные по требованию преподавателя; оформление соответствует предъявляемым требованиям; правильные ответы даны на 2 вопроса.

удовлетворительно

ответ на теоретические вопросы полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный ответ; пример приведен не верно; оформление соответствует предъявляемым требованиям; правильные ответы даны на 1-2 вопроса

Неудовлетворительно

при выполнении работы обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, пример не приведен; оформление не соответствует предъявляемым требованиям;

правильный ответ дан только на 1 вопрос.

Раздел 3.Психология личности.

Тест

Каждому понятию подберите соответствующее определение

1) социализация

2) асоциализация

3) десоциализация

4) отставание в социализации

5) ресоциализация

6) механизмы социализации

7) стадии социализации

8) институты социализации

А) способы, посредством которых человек усваивает и воспроизводит социальный опыт;

Б) усвоение личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, стереотипов поведения, которые приводят к деформации общества;

В) процесс и результат усвоения и активного воспроизводства личностью социального опыта;

Г) социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей и задающие систему внешней регуляции поведения;

Д) деформация личности под влиянием отрицательной микросреды, разрушение прежних позитивных норм и ценностей;

Е) процесс социального восстановления личности, усвоения ею повторно или впервые позитивных норм, ценностей, образцов поведения;

Ж) определенные этапы развития индивида, охватывающие разные возрастные категории и воздействующие на становление личности;

З) несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом.


Критерии оценки

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Оценка

Условия, при которых выставляется оценка

отлично

задание выполнено верно в полном объеме, на основании полученных знаний; информация извлечена и систематизирована по заданным основаниям и обработана в соответствии с заданием.

хорошо

задание выполнено в полном объеме и правильно на основании полученных знаний; при этом допущены две-три несущественные ошибки, имеются отдельные незначительные неточности в передаче информации.

удовлетворительно

задание выполнено, но при этом допущены существенные ошибки, обнаружено непонимание обучающимся некоторого содержания учебного материала;

неудовлетворительно

при проверке задания обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя или задание не выполнено

Контрольная работа

Вариант 1.

1. В чем состоит специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.

2. Понятие социализации личности.

3. Институты социализации личности, их значение.

4. Что может повлиять на изменение социальной установки личности. Приведите пример.

Вариант 2

1.Компоненты социально-психологической структуры личности.

2. Стадии процесса социализации и их характеристика.

3. Понятие социальной установки личности.

4. Раскройте понятие ресоциализации личности. Приведите пример.

Вариант 3

1.Какие три сферы включает процесс становления личности?

2. Механизмы социализации, их характеристика.

3. Этапы формирования социальных установок личности.

4. Раскройте понятие десоциализация личности. Приведите пример.

Оценка

Условия, при которых выставляется оценка

отлично

даны ответы на все вопросы; исключительные знания материала по вопросу, абсолютное понимание сути вопроса, безукоризненное знание основных понятий в рамках выбранного вопроса, логически и лексически грамотно изложенный, содержательный, аргументированный, конкретный и исчерпывающий ответ на вопрос; пример приведен верно, описан развернуто, аргументированно; оформление соответствует предъявляемым требованиям; правильные ответы даны на все вопросы.

Хорошо

даны ответы на теоретические вопросы, хорошие знания материала по вопросу, понимание сути вопроса, хорошее знание основных понятий и положений в рамках выбранного вопроса, логически и лексически грамотно изложенный, содержательный, аргументированный, но не совсем исчерпывающий ответ на вопрос; пример приведен верно, при этом допущены две-три несущественные ошибки, имеются отдельные незначительные неточности в передаче искомой информации, исправленные по требованию преподавателя; оформление соответствует предъявляемым требованиям; правильные ответы даны на 3 вопроса.

удовлетворительно

ответ на теоретические вопросы полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный ответ; пример приведен не верно; оформление соответствует предъявляемым требованиям; правильные ответы даны на 2-3 вопроса

Неудовлетворительно

при выполнении работы обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, пример не приведен; оформление не соответствует предъявляемым требованиям;

правильные ответы даны меньше чем на половину вопросов.

Раздел 4. Психология общения.

Тест

1. Общение это -

А) процесс и результат усвоения и воспроизводства социального опыта;

Б) процесс и результат установления контактов между людьми;

В) информация, получаемая с помощью речи.

2. Общение является

А) монофункциональным процессом;

Б) полифункциональным процессом;

В) не выполняет никаких функций.

3. Структура общения включает

А) 3 взаимосвязанных стороны;

Б) 2 взаимосвязанных стороны;

В) 4 взаимосвязанных стороны.

4. Сторона общения, которая состоит в обмене информацией между людьми, называется

А) интерактивная;

Б) коммуникативная;

В) перцептивная;

Г) коммуникационная.

5. Сторона общения, которая заключается в организации взаимодействия между людьми, называется

А) коммуникативная;

Б) организационная;

В) интерактивная;

Г) перцептивная.

6. Сторона общения, отражающая взаимопонимание на основе восприятия и познания друг друга партнерами по общению, называется

А) коммуникативная;

Б) эмоциональная;

В) интерактивная;

Г) перцептивная.

7. В каком типе общения проявляется стремление одного из общающихся доминировать над другим

А) диалогическом;

Б) императивном;

В) манипулятивном.

8. Какой тип общения является оптимальным для собеседников

А) диалогический;

Б) императивный;

В) манипулятивный.

9. Уровень общения, способствующий самораскрытию, постижению сущности собеседника, называется

А) фатический:

Б) информационный;

В) личностный.

10. Конфликтом называется

А) столкновение интересов двух и более лиц;

Б) психологическая несовместимость работников;

В) отсутствие согласия между двумя и более сторонами.

11. Причинами конфликта могут быть

А) организационные;

Б) личные;

В) психологические;

Г) в зависимости от ситуации.

12. Конфликт, способствующий выявлению и разрешению противоречий, удачному развитию событий и движению вперед, называется

А) конструктивным;

Б) деструктивным.

13. Столкновения противоположных влечений, принципов, желаний в рамках сознаний одного человека является

А) межличностным конфликтом;

Б) внутриличностным конфликтом;

В) межгрупповым конфликтом.

14. Для выхода из конфликтной ситуации применяются следующие стратегии:

  1. Приспособление;

  2. Сотрудничество;

  3. Компромисс;

  4. Уклонение;

  5. Конкуренция.

Подберите каждому понятию нужно соответствующее определение:

А) Стратегия, наиболее типичная для поведения в конфликтной ситуации, используется, если делается большая ставка на свое решение возникшей проблемы, поскольку исход конфликта очень важен для вас: кажется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее; чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять; должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.

Б) суть этой стратегии заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки; она наиболее эффективна, когда обе стороны желают одного и того же, при этом акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, с которым каждый мог бы согласиться.

В) эта стратегия означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки; вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Г) стратегия реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои интересы; представляет собой уход от решения проблемы или избегание, является попыткой уйти из конфликта при минимуме затрат.

Д) наиболее эффективная стратегия при разрешении конфликтных ситуаций, преимущество которой в том, что находится наиболее приемлемое для обеих сторон решение и из оппонентов делаются партнеры.

Критерии оценки

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

Отлично

80 ÷ 89

4

Хорошо

70 ÷ 79

3

Удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Оценка

Условия, при которых выставляется оценка

отлично

даны ответы на вопросы теста; исключительные знания материала по вопросу, абсолютное понимание сути вопроса, безукоризненное знание основных понятий в рамках выбранного вопроса, правильные ответы даны на количество вопросов от 90% до 100 %

Хорошо

даны ответы на вопросы теста, хорошие знания материала по вопросу, понимание сути вопроса, хорошее знание основных понятий и положений в рамках выбранного вопроса, правильные ответы даны на количество вопросов теста от 80% до 89%

удовлетворительно

даны ответы на вопросы, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный ответ; правильные ответы даны на количество вопросов теста от 70% до 79%

Неудовлетворительно

при выполнении работы обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, правильные ответы даны на количество вопросов теста менее70%

Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых при контроле: Ручка, бланки заданий в печатном виде.

Практическое занятие по теме «Транзактный анализ»

Порядок проведения занятия

1. Тест «Родитель - Взрослый - Дитя»

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 1 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачится, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я - увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека - объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 - «Д» (Дитя);

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 - «В» (Взрослый);

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 - «Р» (Родитель).

Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит Р, категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору, словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь.

Д во главе приоритетной формулы - вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумывался лишь тогда, когда люди обычно перестают о них думать.

Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль.

2. Студентам предлагаются задачи, содержащие конкретные ситуации. Ситуации, описанные в задачах, они должны оценить на основе транзактного анализа.

Задача 1

Проведите анализ межличностного взаимодействия:

Предприниматель обращается к налоговому инспектору: «На каком основании вы наложили штраф?». Инспектор: «Давайте разберемся». И, используя документы, разъясняет причину штрафа.

Задача 2

Проведите анализ межличностного взаимодействия в следующей ситуации.

Руководитель спрашивает у своего заместителя: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы исключить опоздания на работу сотрудников?». Заместитель: «У меня есть некоторые соображения по этому поводу».

Задача 3

Руководитель обращается к своему заместителю со словами упрека: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения поставленной задачи». Заместитель: «Меня отвлекли семейные обстоятельства».

Задача 4

Начальник отдела в конце рабочего дня обращается к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления срочного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.

3. Выполните упражнение.

Проанализируйте привычные трансакции членов вашей семьи, друзей, коллег. С кем вам легче и приятнее общаться: с Родителями, Детьми или Взрослыми? Как вы думаете, почему? Есть ли у вас «любимая» позиция? Меняете ли вы свою трансакцию в зависимости от ситуации? Надо ли согласовывать свою позицию с позицией партнеров?

Контрольная работа 1 час

Вариант - 1

  1. Понятие общения.

  2. Типы общения, их характеристика.

  3. Вербальные и невербальные средства общения.

  4. Механизмы психологического воздействия, их сущность.

5. Задача.

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.

В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Вариант - 2

  1. Структура общения: стороны общения, их характеристика.

  2. Уровни общения.

  3. Виды социальных взаимодействий.

  4. Типы коммуникативных барьеров.

  5. Задача.

Принимая на работу сотрудника, руководитель фирмы пообещал через два месяца перевести его на вышестоящую должность. По истечении указанного срока обещание руководителя не выполнено. Можно ли описанную ситуацию идентифицировать как конфликтное взаимодействие? Если нет, то каковы перспективы развития описанной ситуации в конфликт.


Вариант - 3

  1. Функции общения.

  2. Виды общения.

  3. Механизмы социальной перцепции, их характеристика.

  4. Понятие коммуникативных барьеров.

5. Задача.

В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Оценка

Условия, при которых выставляется оценка

отлично

даны ответы на все вопросы; исключительные знания материала по вопросу, абсолютное понимание сути вопроса, безукоризненное знание основных понятий в рамках выбранного вопроса, решение задачи верное, развернутое, аргументированное; оформление соответствует предъявляемым требованиям.

Хорошо

даны ответы на 3 вопроса, хорошие знания материала по вопросу, понимание сути вопроса, хорошее знание основных понятий в рамках выбранного вопроса, решение задачи верное; при этом допущены две-три несущественные ошибки, имеются отдельные незначительные неточности в передаче искомой информации, исправленные по требованию преподавателя; оформление соответствует предъявляемым требованиям.

удовлетворительно

Даны ответы на 2 теоретических вопроса, ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный ответ; задача решена не полностью; оформление соответствует предъявляемым требованиям.

Неудовлетворительно

при выполнении работы обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, задача не решена или решена не верно; оформление не соответствует предъявляемым требованиям.

Раздел 5. Общие теоретические основы медико-социальной экспертизы.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Кто такие инвалиды.

  2. Дайте понятие социальной защиты инвалидов.

  3. Кто еще, кроме лечебного учреждения может направлять граждан на медико-социальную экспертизу?

  4. Как проводится медико-социальная экспертиза и выносится экспертное решение?

  5. Имею ли я право пройти переосвидетельствование заблаговременно?

  6. В каких случаях устанавливается причина инвалидности «общее заболевание» и «инвалид с детства», от чего зависит установление этих причин?

  7. Как мне пройти медико-социальную экспертизу?

  8. Какие документы необходимо представить в бюро МСЭ для проведения медико-социальной экспертизы?

  9. Возможно ли проведение медико-социальной экспертизы на дому?

  10. Правомерно ли поступило учреждение МСЭ, направив меня при освидетельствовании на дообследование?

  11. На какой срок устанавливается категория "ребенок-инвалид"?

  12. Я прошел освидетельствование в бюро МСЭ. Инвалидом меня не признали. Должны ли мне выдать документ о результатах освидетельствования?

  13. Кто разрабатывает для инвалида индивидуальную программу реабилитации?

  14. Обязательно ли исполнение индивидуальной программы реабилитации для инвалида? Нельзя ли, например, отказаться от дорогостоящего протезирования, но получить взамен соответствующую сумму?

  15. Какой порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации?

  16. Как осуществляется освидетельствование в случае невозможности по состоянию здоровья прибыть в бюро МСЭ?

  17. Куда обращаться в случае несогласия с решением бюро МСЭ?

  18. В случае если гражданин пропустил установленный ему срок переосвидетельствования, будут ли зачтены пропущенные сроки освидетельствования и выплачена за них пенсия?

  19. Каков порядок обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации?

  20. При проведении медико-социальной экспертизы, рассматриваются следующие сведения: клинико-функциональные,социально-бытовые,профессионально-трудовые, психологические и другие. Объясните пожалуйста в чем заключаются данные сведения.

Раздел 6. Психология и этика профессиональной деятельности юриста.

Тест

Вариант - 1

1.Термин "деонтология" для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен английским философом И. Бентамом в:

а) в XVII в.;
б) в XVIII в.;
в) в XIX в.
2. Комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности перед обществом и государством, перед профессией, коллегами и клиентами называется:

а) кодекс;
б) деонтология;
в) устав.
3. Мотивационная функция этики социальной работы - это функция, которая:

а) служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;
б) направляет и обусловливает выбор социальным работником / социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту;
в) служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела.
4. Для обозначения философского учения о морали и нравственности этим философом был предложен термин "этика":

а) Платон;
б) Аристотель;
в) Протагор.
5. Профессиональная этика - это:

а) подход, направленный на гармонизацию интересов социума индивида;
б) учение о должном поведении, поступках, образе действий;
в) наука о профессиональной морали как совокупности
идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов
и норм поведения, отражающих сущность профессии.
6. Объектом этики социальной работы является:

а) профессиональная мораль специалистов;
б) этический кодекс;
в) этическое сознание специалиста.
7. Предметом этики социальной работы являются:

а) возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и

этические действия социальных работников;
б) профессиональная мораль специалистов;
в) обеспечение и поддержание структуры профессиональной деятельности.
8.Основными принципами этики социальной работы являются:

а) авторитет, эмпатия, совесть и др.;
б) особенности, взгляды клиента и др.;
в) конфиденциальность, доброжелательность, бескорыстность и др.
9. Целью этики социальной работы является:

а) обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности;
б) поддержание правовых отношений социального работника и клиента;

в) гармонизация интересов социума индивида.
10.Функций этики социальной работы:

а) социальные, профессионально-практические, нравственно-гуманистические;
б) социально-этические, социально-моральные, социально-правовые;
в) организационная, регламентирующая, коммуникативная.
11.Конфиденциальность в этике социальной работы - это:

а) результат творческого подхода к деятельности;
б) принцип;
в) критерий моральности.
12. Регулятивная функция этики социальной работы - это функция, которая:

а) дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведения и действия,
цели и задачи участников процесса;
б) вытекает из потребности регулировать поведение и действия социальных работников;
в) обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту.
13. Воспроизводственная функция этики социальной работы - это функция, которая:

а) способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе;
б) служит делу приобщения социального работника к системе ценностей и морали, существующей в обществе;
в) позволяет воспроизводить действия социальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности.
14.Теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей:

а) аксиология;
б) методология;
в) психология.
15.Социальная функция этики социальной работы:

а) способствует повышению качества и эффективности
социальной работы;
б) способствует созданию условий, благоприятных для
ощущения социальной работы в обществе;
в) облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия.
16. Социализирующая функция этики социальной работы:

а) служит делу приобщения социального работника к
существующей в обществе системе ценностей и морали;
б) служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела;
в) служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности.
17. Прогностическая функция этики социальной работы:

а) способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе;
б) позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов;
в) служит средством управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела.
18. Под критерием моральности понимается:
а) совокупность представлений о добре, зле, справедливости как содержании моральных требований к профессиональному поведению и действиям;
б) основные понятия, отражающие общественные стороны и элементы морали;
в) профессиональные этические отношения, этическое сознание и этические действия специалистов.
19. Критериями моральности являются:
а) содействие общественному прогрессу, формирование высоконравственной личности, социальная целесообразность;
б) соблюдение разумных интересов клиента, конфиденциальность и личная ответственность социального работника за нежелательные последствия его действий;
в) нравственные убеждения, нравственная потребность.
20.Соблюдение разумных интересов клиента, конфиденциальность и личная ответственность социального работника за нежелательные последствия его действий являются:

а) критериями моральности;
б) категориями этики социальной работы;
в) этическими принципами социальной работы.

Вариант - 2

1. Профессиональная этика - это:
а) подход, направленный на гармонизацию интересов социума индивида;
б) учение о должном поведении, поступках, образе действий;
в) наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о

должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии.
2.Предметом этики социальной работы являются:

а) возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и

этические действия социальных работников;
б) профессиональная мораль специалистов;
в) обеспечение и поддержание структуры профессиональной деятельности.
3.Целью этики социальной работы является:

а) поддержание правовых отношений социального работника и клиента;
б) обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности

профессиональной деятельности;
в) гармонизация интересов социума индивида.
4.Конфиденциальность в этике социальной работы - это:

а) результат творческого подхода к деятельности;
б) принцип;
в) критерий моральности.
5.Моральный принцип, противоположный аскетизму:

а) ригоризм;
б) гедонизм;
в) утилитаризм.
6.Утилитаризм - это моральный принцип, который подразумевает:

а) подчинение всех поступков получению материальной
пользы, выгоды, преуменьшению роли духовных интересов человека;
б) получение наслаждения и избежание страдания;
в) подавление собственного эгоизма, готовность пожертвовать своим интересом в

пользу интересов другого.
7.Мотивационная функция этики социальной работы - это функция, которая:

а) служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов

деятельности.
б) направляет и обусловливает выбор социальным работником социальной службой

целей, методов и средств оказания помощи клиенту;
в) служит средством социального управления поведением и действиями социального

работника в ходе процесса в интересах дела.
8.Социальная функция этики социальной работы:

а) способствует повышению качества и эффективности социальной работы;
б) способствует созданию условий, благоприятных для ощущения социальной работы в обществе;
в) облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия.
9.Прогностическая функция этики социальной работы:

а) способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной

работы в обществе;
б) позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и

их коллективов;
в) служит средством управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела.
10.Критериями моральности являются:

а) содействие общественному прогрессу, формирование высоконравственной личности,

социальная целесообразность;
б) соблюдение разумных интересов клиента, конфиденциальность и личная

ответственность социального работника за нежелательные последствия его действий;
в) нравственные убеждения, нравственная потребность.
11.Нигилизм - это моральный принцип, предполагающий:

а) отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов;
б) подчинение всех поступков получению материальной пользы, выгоды,

преуменьшению роли духовных интересов человека;
в) получение наслаждения и избежания страдания.
12.Цинизм - это моральный принцип, предполагающий:

а) способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и

неуклонном соблюдении определенных норм, повиновение долгу;
б) презрительное отношение к культуре общества, духовным и нравственным

ценностям;
в) подчинение всех поступков получению материальной пользы, выгоды,

преуменьшению роли духовных интересов человека.
13.Координирующая функция этики социальной работы:

а) способствует устранению, разрешению и сглаживанию противоречий, возникающих

в процессе социальной работы,
б) обеспечивает сотрудничество всех участников процесса для оказания социальной

помощи клиенту;
в) служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов

деятельности.
14.Эмпатия - это:

а) умение выслушать человека;
б) состояние разобщенности, непонимания с клиентом;

в) постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания других людей.
15.Этика как наука возникла:

а) в феодальном строе;
б) в рабовладельческом строе;
в) в первобытном строе.
16.Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки, пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям - это:

а) объективность;
б) самокритичность;
в) ответственность.
17.Научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду профессионального обучения и деятельности называется:

а) профессиональный отбор;
б) профессиональные показания;
в) профессиональная пригодность.
18.К группе психологических качеств, характеризующих социального работника как личность, относятся:

а) самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также

стрессоустойчивые качества - физическая тренированность, самовнушаемость,

умение управлять своими эмоциями;
б) психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические

состояния (усталость, стресс, депрессия);
в) коммуникабельность, эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их

установок, ожиданий), красноречие (умение внушать и убеждать словом).
19.Термин "деонтология" для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен английским философом И. Бентамом в:

а) в XVII в.;
б) в XVIII в.;
в) в XIX в.
20.Под критерием моральности понимаются:

а) совокупность представлений о добре, зле, справедливости как содержании

моральных требований к профессиональному поведению и действиям;
б) основные понятия, отражающие наиболее общественные стороны и элементы морали;
в) профессиональные этические отношения, этическое
сознание и этические действия специалистов.

Критерии оценки

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

Отлично

80 ÷ 89

4

Хорошо

70 ÷ 79

3

Удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Оценка

Условия, при которых выставляется оценка

отлично

даны ответы на вопросы теста; исключительные знания материала по вопросу, абсолютное понимание сути вопроса, безукоризненное знание основных понятий в рамках выбранного вопроса, правильные ответы даны на количество вопросов от 90% до 100 %

Хорошо

даны ответы на вопросы теста, хорошие знания материала по вопросу, понимание сути вопроса, хорошее знание основных понятий и положений в рамках выбранного вопроса, правильные ответы даны на количество вопросов теста от 80% до 89%

удовлетворительно

даны ответы на вопросы, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный ответ; правильные ответы даны на количество вопросов теста от 70% до 79%

Неудовлетворительно

при выполнении работы обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, правильные ответы даны на количество вопросов теста менее70%

Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых при контроле: Ручка, бланки заданий в печатном виде.


© 2010-2022