Выступление на педагогическом совете

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное бюджетное специальное ( коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями

здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида

станицы Старолеушковской Краснодарского края



ДОКЛАД


«Азбука нравственности

на уроках

в начальной школе»

Выступление на педагогическом совете




Подготовила:

учитель начальных классов

Лилия Витальевна Комисарчук




2015 уч.год

ДОКЛАД

«Азбука нравственности»на уроках в начальной школе»

(из опыта работы)

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. От того, направим ли мы их на путь истины, добра и света или оставим во тьме неведения смысла жизни человека, зависит и наш завтрашний день.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается еще в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, уважение, милосердие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Поэтому важной педагогической задачей формирования личности является выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимость к отклонениям от норм нравственности.

Вопросам нравственного воспитания уделяют много внимания педагогические деятели, психологи, педагоги-практики и др. В литературе оно рассматривается и как особый раздел воспитания, и как сторона любого другого раздела воспитания (трудового, здоровьесберегающего, коммуникативного и пр.).

Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием. Вопрос нравственного воспитания детей стоит перед каждым родителем, обществом и государством в целом в наше нелегкое время. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились:

 отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе,

  • отсутствие целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей;

 и наверное, самое главное - резкие, непродуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне - развитой личности. Все это происходит на фоне пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, при полной неспособности правоохранительных органов и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Всё это приводит к духовному истощению, безнравственности, агрессивности, формированию вредных привычек у детей и деградации личности молодежи.

Воспитание нравственного сознания, нравственных чувств, навыков общественного поведения в условиях коррекционной школы - процесс сложный и длительный, обусловленный особенностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поступление в нашу школу - один из существенных критических периодов в жизни детей.

Первые месяцы обучения, жизни в школе являются для детей адаптивными, и не важно, поступил ребенок в 1-Й,2-й, или 5-й класс.

Важнейшие аспекты адаптационного периода являются:

- освоение нового пространства;

- принятие роли ученика;

- понимание требований и традиций школы;

- определение своего места в детском коллективе;

- выработка характера отношений с взрослыми;

- привыкание к новому режиму жизнедеятельности;

- способность успешно развиваться в психологическом, личностном и социальном планах.

Начало обучения в нашей школе - это не только новые условия жизни и деятельности ребёнка - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности и самое главное - дети учатся жить без родителей.

В адаптационный период основное внимание уделяем ознакомлению детей с наглядными представлениями о нравственности и с правилами культуры поведения. Это правила поведения на уроке, на перемене, в столовой, во дворе школы, на улице.

В этот период учащиеся учатся строить отношения "учитель - ученик", "ученик - ученик".

Доказано, что моральное формирование ребенка начинается задолго до школы. Но только в школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Именно школа сегодня в силу необходимости является главным, если не единственным, центром нравственного развития и воспитания детей. Поэтому нужно не только дать детям знания о нормах поведения, но и построить весь процесс воспитания так, чтобы он способствовал развитию и возникновению у ребенка определенных нравственно-этических выводов.

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Как правило, педагоги сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. При этом мы забываем, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, и тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя.

Организация нравственного воспитания в нашей школе носит комплексный характер, так как происходит не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочное время (см. схему). И осуществляется всеми направлениями образовательной деятельности.

Урок, как один из главных видов учебной деятельности - место разнообразных коллективных действий и переживаний младшего школьника, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Я считаю, что воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой нужно соотносить свои действия с действиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать другим и самому принимать помощь, соблюдать порядок при работе. Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать.

Воспитательный процесс в урочное время планируется и строится во взаимосвязи духовного и нравственного направлений, а внеклассная деятельность является продолжением начатой на уроке работы. При разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Однако чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо чтобы каждое воздействие педагога было целенаправленно, осмысленно и закреплено своим личным позитивным примером, особенно это касается педагога младших классов, т.к. для детей младшего школьного возраста педагог является большим авторитетом и примером поведения. Своим личным примером доброжелательного отношения ко всем учащимся, их родителям, своим коллегам я стараюсь воспитать у детей доброжелательность, уважение, чуткое отношение друг к другу. Я всегда провожу с ними беседы на этические и нравственные темы, особенно темы добра и зла. Но признаю, что результат моих бесед пока минимален. Современные дети уже с раннего возраста проявляют себя как жестокие, агрессивные, взрослые люди. За последнее время очень часто во время перемен или во время игр наблюдаешь такую картину, как небольшой конфликт между младшими школьниками постепенно перерастает в кровавую бойню и ногами, и руками под всеобщее улюлюканье одноклассников. Дети, вместо того, чтобы успокоить конфликтующих, наоборот, обостряют конфликт. И такое неприятное зрелище многим детям приносит удовольствие! Это настораживает - все это вредное влияние интернета, просмотр фильмов или, агрессивных и безнравственных компьютерных игр? Когда мы с Евгенией Фёдоровной проводили классный час «Дарите людям доброту!» среди учащихся наших классов, на вопрос: «Вспомните, с чем за последнее время вы чаще встречались со злом или добротой?» больше половины детей вспомнили сразу о злых действиях по отношению к ним. Добрые воспоминания были у пятерых учащихся из 17 учеников.

Работа по нравственному воспитанию прослеживается на каждом из основных предметов в младших классах:

- На развитии устной речи мы изучаем такие темы как: Наша школа. Семья. Моя малая Родина. Растения Красной книги и пр. Так как в школе нет учебников по этому предмету, я со своими учащимися веду такие рабочие тетради, в которых мы ведём календарь природы по месяцам, сезонам в котором обобщаем особенности жизни людей и погодные условия нашей местности.

- На чтении все темы и тексты направлены в основном на воспитание нравственности. Обобщая темы, мы говорим о правилах, поступках, личностных качествах хороших и плохих и др. Анализируем поведение, поступки главных героев, делаем выводы как нужно поступать, и как нельзя поступать, если живешь в обществе людей. В своей небольшой практике преподавания , на уроках чтения, развития речи я применяю сказкотерапию, используя сюжеты сказок. Дети любят слушать сказки, а сказки учат жить. Недаром говорится: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок». Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 10-15 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми зффективными способами воспитательно - образовательной работы с детьми.

По математике и письму все тексты связаны с трудом людей, профессиями, природой, правилами поведения, заботой о животных и т.д.

Трудовая деятельность как важнейшее направление уже в основе своей является «стержнем» в нравственном становлении и совершенствовании у учащихся коррекционных школ. Дети учатся планированию, контролю, терпимости, доведение дела до конца, усидчивости, аккуратности и многим прочим нравственным личностным качествам.

Воспитательная работа проводится на классных часах и внеклассных мероприятиях и также в направлена на формирование нравственной гражданско-правовой ответственности.

Большое значение в нравственном воспитании детей имеет работа над «Правилами для учащихся» . На их основе строится жизнь коллектива. Выполнение правил является тем показателем, по которому можно судить о воспитанности детей.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социальный - опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Поэтому, я стараюсь привлекать детей к участию во всех организуемых школой или внутриклассных мероприятиях - будь то конкурс рисунков, выставка поделок или музыкальное представление, спортивное состязание.

Совместно с учителями начальной школы проводим различные праздники, в прошлом году попытались создать музыкальные танцевальные картинки с включением в них детей из группы риска - результат оправдал ожидания, ребята с удовольствием разучивали танцевальные «па». В этом году мы продолжаем работу в этом направлении. Эти мероприятия позволяют детям раскрыть все свои творческие таланты- художественные и артистические, познать, что-то новое и получить удовольствие от проведения праздников и создания веселого настроения своим одноклассникам, учителям, родителям.

Тем, кто любит бегать, прыгать мы проводим спортивные эстафеты, веселые старты. В этом году для ребят нашего звена мы провели своеобразный маленький турслёт под эгидой «Большая гонка», в ходе которого ребята сделали музыкальную разминку, соревновались в эстафетах, выучили девизы, речевки, оказывали помощь раненым и успели отыскать клад с сокровищами. Веселые старты, эстафеты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую роль в оздоровлении не только тела ребят, но и их души. Во время физкультуры учащиеся не только разучивают новые спортивные игры, но и учатся гуманным отношениям между собой во время игр, отношениям взаимного сотрудничества и коллективизма, общительности и коммуникабельности. Во время спортивных состязаний у детей воспитываются такие важные качества характера, как воля, сознательная дисциплина. Дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Патриотическое воспитание является важной частью духовно-нравственного воспитания учащихся. Сейчас патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяют огромное значение и отводят наиважнейшую роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Каждый год мы проводим интересные мероприятия по патриотическому воспитанию детей посвященные «Дню защитника Отечества», «Дню космонавтики», «Дню Победы»; конкурсы рисунков на военную, космическую тематику, со своими учащимися мы неоднократно устраивали просмотр документальных и художественных фильмов о войне. Все это, надеюсь, создает в душе каждого ребенка гордость за свой народ, за свою страну, воспитывает патриотические чувства к своей Родине.

Формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, воспитателя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Наблюдая, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков приходишь к выводу, что еще очень много нужно сделать учителям начальной школы, воспитателям, родителям, чтобы воспитать в детях нравственные чувства. К сожалению, является нормой ситуация, когда на уроке ученик проникновенно читает наизусть стихи об уважении к труду и бережном отношении к вещам, а на перемене спокойно перешагивает через фантики в коридоре и наступает на упавшую с парты тетрадь.

И хотя ежедневно, в течение рабочего дня по мере поступления проблемы ведется работа по нравственному воспитанию, как учитель, я заметила, что существует проблема недостаточного уровня сформированности понятий о добре и зле, коммуникативных умений и навыков у обучающихся начальных классов , для сознательного усвоения ими моральных норм и принципов необходима специальная работа. Думаю, назрела необходимость специальных «уроков» человечности, на которых ребѐнок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, человеческой взаимности, определить свою моральную позицию, поупражняться в общении со сверстниками.

Предлагаю для начальной школы включить в учебный план курс по программе Азбука нравственности - 1 -2 часа в неделю. Разработать программу, тематическое планирование. Данные программы разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.)и успешно опробированны в других школах.

Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания младших школьников, добиваясь нужных результатов.




Список использованной литературы
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С.Богдановой.- М.: Просвещение, 1997- 17с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. /Ю.К. Бабанский.-М.: Просвещение,-1998- 479с.

3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. - М.: Просвещение, 1980. - 207 с.

4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение,1979.- 289 с.

5. Васильева М.С., Оморокова М.И., Абдуллина А.А. Воспитание учащихся средствами литературы. // Начальная школа.- 1979.- №8.- С.11.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.- 420 с.

7. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991.- 267 с.





© 2010-2022