- Преподавателю
- Другое
- Системы работы педагога в современных условиях
Системы работы педагога в современных условиях
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дорогова Е.А. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
"Системы работы педагога в современных условиях"
В настоящее время ощущается разрыв между существующей системой образования и требованиями, которые предъявляет современное общество. Причин данного разрыва может быть много.
-
Причинами, могут служить массовые отличительные особенности учащихся, поступающих в школу за последнее время. У современных детей наблюдается: снижение авторитета взрослых, низкий исходный уровень здоровья, высокий уровень информированности в области технических средств, направленность жизненной активности только на получение удовольствия, низкий уровень мотивации и психологической готовности к школьному обучению.
-
Причинами могут быть отношение родительского сообщества к учителю. Педагог из «светоча знаний» превратился в обслуживающий персонал и зачастую имеет очень низкий социальный статус.
Современное общество требует, чтобы педагог был компетентным, эффективным, творческим; мог успешно работать с «современными детьми», владел информационными технологиями. Следовательно, общество предъявляет высокие требования к личности, которая профессионально занимается образованием и воспитанием детей.
Современные условия развития педагогической науки и социальные запросы общества, настоятельно предъявляемые к образованию, свидетельствуют о том, что общее представление, составленное в течение многих лет об умственном воспитании, нуждается в уточнении. Это связано с тем, что объем необходимых знаний для человека резко возрастает. Сегодня делать ставку на усвоение учащимися суммы знаний невозможно. Каждому уч-ся важно привить умение самостоятельно пополнить свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. А это означает, что процесс умственного воспитания должен быть обращен к личности уч-ся. Следовательно «только учить» как делалось на протяжении многих лет, десятилетий мало. Нужно вести образовательный процесс так, чтобы обучающиеся больше приобретали знания самостоятельно, формировав у себя психологическую, теоретическую и практическую готовность к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию, те Эмануэль Канта: «Не мыслям надобно учить, а мыслить»
Кант писал: «Два человеческих изобретения можно считать трудными: искусство воспитывать и искусство управлять». Каждый учитель управляет своими уч-ся и старается повысить эффективность урока, путем создания атмосферы творчества.
Что такое творчество?
это саморазвитие и развитие тех, с кем работаешь
-ум, фантазия, профессионализм
-это активная деятельность учителя, направленная на познание, преобразование существующих и создание новых, более оригинальных методов обучения и воспитания
-это деятельность, ведущая к чему-то новому, неповторимому, оригинальному
- это состояние гармонии души и любви к тому, что ты делаешь.
Что является истоками творчества?
-изучение опыта коллег
-чтение научной и методической литературы
-вопросы уч-ся, которые побуждают учителя к поиску ответа
-общение с коллегами
-профессиональная переподготовка
Основные направления работы учителя должны включать:
1.Посещение уроков учителей школы
2.Обмен опытом
3.Изучение передового опыта учителей района
4.Инновационная деятельность
5.Повышение педагогического мастерства
6.Работа с одаренными детьми
7.Работа с «трудными» и слабоуспевающимися детьми
8.Внеклассная работа
Принципы работы
1.полнота (в соответствии с учебной программой)
2.научность
3. связь с жизнью
4.доступность
5.опора на Межпредметные связи
6.систематичность и последовательность (опора на логику учебника)
7.индивидуальный подход (внимание способным, работа с отстающими)
Формы организации учебной деятельности
Они определяются содержанием знаний по теме, целям воспитания, обучения и развития уч-ся, наличными средствами обучения, подготовленностью уч-ся к восприятию учебного материала и т.д.
1.групповая
- учитывает особенности уч-ся, склонным к различным видам совместной деятельности. При организации самостоятельной работы уч-ся в группах имеются гораздо большие, чем на уроке, возможности для коллективной деятельности. Каждый из уч-ся выполняет какую-то часть общего задания, а затем вся группа заслушивает каждого и оценивает итоги его работы. Группа готовит коллективный ответ для выступления перед классом. Правильная организация обучения на основе этой формы работы значительно повышает интерес к учению, учит их к сотрудничеству, развивает такие качества личности как ответственность, коллективизм, формирует самоконтроль и самооценку.
2.межпредметные уроки-коференции
3.лекционо-семинарская
-целесообразно применять при изучении тем, на которые отводят по 4-5 чаов, а также которые изучают в конце года, когда уч-ся имеют определенный запас знаний , владеют определенными навыками самостоятельной деятельности, способны воспринимать материал большими порциями, конспектировать лекцию учителя, следить за доказательностью основных положений, , владеют умениями работать с текстом и методическим аппаратом учебника, картами различного содержания и другими источниками знаний. Если в ходе лекции уч-ся используют опорные знания и ведут краткие записи, то главная задача семинара- организация творческой познавательной деятельности уч-ся, привитие навыков самостоятельного труда в процессе работы по применению, углублению и обобщению изученного материала
4.практикумы
-закрепить те знания, умения, которые формируются в процессе изучения
7.урок-зачет ( по прохождению крупных тем или разделов)
Формы организации-это творческое произведение учителя, которое отражает логику учебного процесса. Повышение эффективности этих форм требует учета содержания учебного материала, организации активной познавательной деятельности уч-ся, тесной связи между частями одного урока.
8. уроки - игры
- обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.
Педагогические технологии
-
личностно-ориентированного обучения
-
развивающего обучения
-
проблемного обучения
-
комбинаторная - включает элементы всех технологий
Примеры педагогических технологий:
-самостоятельное изучение нового материала по плану (на доске учитель пишет план, по которому ученики должны ответить на вопросы в тетради
-диктант (устный опрос уч-ся одного ряда по терминам или всего класса)
-логическая цепочка (уч-ся соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего)
- мозговой штурм (развитие творческого стиля мышления, тренировка умения кратко и четко выражать свои мысли, работа в группах по 7-9 человек)
-взаимоопрос (уч-ся работают парами или по группам, производя опрос, оценивая ответы соседа и наоборот)
- тихий опрос (беседа с одним или несколькими уч-ся происходит полушепотом, в то время, когда класс занят другим делом)
-выборочный контроль (письменный опрос по карточкам)
- поиск ответов на проблемные вопросы (сильные уч-ся получают индивидуальные задания повышенного уровня сложности, а остальные уч-ся пишут традиционно)
Список литературы:
1. «Синтез в образовании» материалы научной конференции
СПб 2001 г.
2. «Психологическое здоровье в условиях школы» Л.Г. Федоренко
СПб 2003 г.
3. «Профессиональное выгорание и повышение стрессоустойчивости педагогов» С.М Шингаев
СПб 2009 г.
4. ru. wikipendia.org