Краткий обзор международной конференции

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткий обзор

Международной научной конференции

«Балет на перекрёстке культур. Россия - Польша»

Санкт-Петербург

2015 г.

Международная научная конференция «Балет на перекрёстке культур. Россия-Польша" прошла в стенах Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой в ноябре 2015 г. Её соорганизаторами выступили АРБ им. А.Я. Вагановой и Польский институт (Отдел культуры Генерального консульства Республики Польша) в Санкт-Петербурге.

Конференция была посвящена многолетним культурным контактам России и Польши. «Польский след» в истории русского балета весьма значителен, так как польские корни имели многие видные деятели театра, художники, композиторы, ученые, педагоги творческих дисциплин. 2015-й г. в Польше объявлен «Годом театра», что стало серьезным поводом обратиться к польской теме.

Конференция проходила в течение 3-х дней и в её работе приняли участие представители научной, педагогической и культурной общественности России и Польши.

Конференции «Балет на перекрёстке культур» открыла блиц-экскурсия по музею Академии, экспозиция которого прослеживает историю становления русской балетной школы.

Вниманию участников конференции была представлена польская тема в экспозиции и фондах музея, связаную с именами Вацлава и Брониславы Нижинских, Феликса и Матильды Ксешинских, К. Голейзовского и др. артистов и деятелей театра, имеющих польские корни, что вызвало чрезвычайный интерес, особенно со стороны иностранных гостей конференции.

Открывал конференцию доклад «Польские танцы в петербургской бальной культуре» (М.Ю. Гендова, аспирант АРБ им. А.Я. Вагановой), в котором были раскрыты особенности бальной культуры Москвы и Петербурга в первой половине XIX в. Польские танцы - полонез, мазурка, краковяк, появились на светских балах задолго до рождения искусства балета. Докладчик обратил внимание слушателей на грамматику бала, на жанровые и танцевальные особенности самых популярных танцев - полонеза и мазурки, и этапы развития светской танцевальной культуры.

Продолжая тему польских танцев уже на балетной сцене, преподаватель Академии Русского балета Пушкина И.А. указала, что популярные в начале XIX в. краковяк и мазурка появились сначала в драматическом театре в водевилях, где являлись вставными номерами, не участвуя в драматургии спектакля. Но уже в первой русской опере «Жизнь за царя» М.И. Глинки (1836 г.) танцы не мешали действию, а были логичным дополнением к драматургии. Далее докладчик рассказал о творчестве балетмейстера А. Сен-Леона (балет «Конек Горбунок» музыка Ц. Пуни), семье артистов Ксешинских, которые активно использовали в своем творчестве польские танцы в характерной интерпретации. Выступление докладчика дополняли многочисленные видеоматериалы, в т. ч. из архива АРБ.

Выступление А.К. Васильева, представителя Российского института истории искусств, затронуло тему политической подчиненности Польши Российской империи в XIX в., особенности польской национальной культуры и познакомило с творчеством композиторов Г. Винявского, Ю. Зарембского, К. Шимановского.

Г-жа Й. Сибильска - Сюдым, представлявшая Музыкальный университет им. Ф. Шопена (Варшава), прочитала интереснейший доклад о династии артистов балета Богдановых. Докладчик подробно остановилась на этапах творческой карьеры талантливой балерины Надежды Богдановой и её варшавских гастролях в 1850-х годах. События варшавских гастролей знаменитой Н.К. Богдановой вызвали живой интерес у всех участников конференции.

Следующие докладчики ознакомили присутствовавших с династией Красовских и их местом в истории и культуре Санкт-Петербурга (доктор искусствоведения РГПУ им. А.И. Герцена Е.М. Коляда); династией Ксешинских и поиска нового в балете (А.А. Соколов-Каминский, кандидат иск, СПГК им. Н.А. Римского-Корсакова).

Научный сотрудник Государственного музея политической истории России, кандидат ист. наук Кулегин А.В. представил «Матильда Кшесинская против Владимира Ленина», сопроводив свой рассказ демонстрацией уникальных документов и архивных фотографий.

В рамках культурной программы конференции была организована экскурсия в бывший дом М. Кшесинской, где все желающие смогли ознакомиться с историей и частично восстановленными интерьерами особняка.

В рамках конференции прошла презентация книги М. Ходсон и К. Арчер «Утраченная весна», которая посвящена истории реконструкции балетов «Русских сезонов» С. Дягилева, в частности балета «Весна священная» на музыку И.Стравинского (1913 г.). Ректор АРБ им. А.Я. Вагановой Н.М. Цискаридзе рассказал о сложной работе по воссозданию балетов начала XX в. Фотоматериалы, иллюстрирующие книгу, помогают осознать новаторство Нижинского в хореографии.

Интересны были доклады и сообщения представителей польской делегации об истории хореографического образования в Польше, о традициях русской школы классического танца в польском балетном образовании, о влиянии метода А. Вагановой на польское искусство танца, о месте русской школы классического танца в программе балетных школ.

В рамках заявленной тематики конференции в учебном театре Академии состоялся концерт-доклад Г.К. Жуковой, канд. философских наук, доцента кафедры органа и клавесина СПБГУ «Фортепианная транскрипция балетной музыки в концертной жизни XIX-XXI вв.».

Последний день конференции был посвящен обсуждению современных направлений в польской и российской хореографии.

Кроме того, в рамках работы конференции был дан обзор польской драматургии на петербургских сценах, а также Сальникова Ю. сделала обзор кинематографических работ польских артистов, имеющих хореографическое образование «Гордая полячка в контексте русской культуры. Звезды польского экрана в российском и мировом кинематографе XX в.».

За время конференции было заслушано более 25 докладов, проведены 2 экскурсии по заявленной тематике. Участники конференции имели возможность посещать уроки по классическому, народному, дуэтному танцам и пользоваться научной библиотекой.

Участники конференции выразили признательность Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой за оказанное гостеприимство, искреннюю благодарность оргкомитету и Отделу культуры Генерального консульства Республики Польша за хорошо организованную работу и выразили уверенность в том, что культурное сотрудничество между нашими странами будет способствовать развитию взаимного уважения к национальным ценностям народов Европы.

© 2010-2022