Еще один взгляд на философию образования

Современное образование, как в нашей стране, так и за рубежом, находится в состоянии перелома. На первый план в сфере образования выходят проблемы ценностного его обеспечения. Образование самым тесным образом связано с наукой и культурой, следовательно, оно в той или иной степени должно учитывать общие тенденции в этих сферах общественной жизни. Интернационализация культуры, науки и образования – устойчивая тенденция, которая в настоящее время и в ближайшем будущем будет настойчиво требовать под...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Еще один взгляд на философию образования

Еще один взгляд на философию образования


Современное образование, как в нашей стране, так и за рубежом, находится в состоянии перелома. На первый план в сфере образования выходят проблемы ценностного его обеспечения. Образование самым тесным образом связано с наукой и культурой, следовательно, оно в той или иной степени должно учитывать общие тенденции в этих сферах общественной жизни. Интернационализация культуры, науки и образования - устойчивая тенденция, которая в настоящее время и в ближайшем будущем будет настойчиво требовать подготовки человека к жизни и взаимодействию в поликультурной среде. В то же время она отнюдь не уничтожает национальной самобытности культур и образования, а, напротив, предполагает их развитие и возвышение до уровня общечеловеческого звучания. Таким образом, мы постепенно подходим к тому, что философская теория, модель философии образования должна соответствовать ряду критериев:

  • Во-первых, она должна быть органична для нашей культуры, национального менталитета и педагогических традиций;

  • Во-вторых, созвучна современным тенденциям в науке, культуре и образовании;

  • В-третьих, открывать широкую перспективу для развития личности учителя и учащегося.

Знание своей культуры и традиций, взаимодействие с другими культурами сделало бы нашу систему образования открытой, и имеющей возможность для своего дальнейшего внутреннего развития.

Диалог культурных традиций - предмет детального исследования философии образования. Успех диалога культур, успех и формирование межкультурной коммуникации в сфере образования зависит от многих факторов: культуры общения в семье, взаимоотношений в школе, в вузе, в обществе, культуры взаимодействия с окружающей средой. От межкультурного общения зависят здоровье и культура как общества, так и отдельного человека. Наша Россия уникальна своей многонациональной культурой. В ней живет более 170 этносов, взаимодействуют приезжающие на работу и учебу граждане Запада и Востока.

Становится очевидным, что в современном мире невозможно обойтись без межкультурного общения на самых разных уровнях - от межличностного до межнационального.

На мой взгляд, всем этим требованиям в полной мере отвечает философия всеединства Вл. Соловьева и его последователей - мыслителей конца ХIХ - первой половины ХХ века. Под всеединством Вл. Соловьева понимается ни что иное, как идея соборности, впервые разработанная А.С. Хомяковым. Именно в этом и заключается принципиальное и существенное различие между православными и католиками. Соборность с греческого - это ни что иное, как синагога - совместное обучение, образование, воспитание».

Соборный идеал русской культуры настраивает школу и учителя на решение двуединой задачи: свободное развитие личности ребенка и достижение органического, т.е. свободного единства детей и взрослых, педагогов и учащихся. Иначе говоря, школа становится местом, где личность свободно развивается как часть единого целого, где одновременно созревает и растет чувство индивидуальной и коллективной ответственности.

Соборное понимание личности сводится к представлению о человеке как цельном существе, сочетающем в себе совокупность самых разнообразных способностей, в том числе и способность познания.

Национальное сознание и самосознание возникают и развиваются на основе приобщения людей к культурным ценностям. В связи с этим вспоминаются слова Вл. Соловьева, я позволю себе их зачитать:

Вл. Соловьев утверждал, что смысл существования нации, в том числе и русской, лежит не в ней самой, но в человечестве1. Но в человечество мы не можем вступить с пустыми руками, культурно бесцветными и нищими, а только максимально развив свое национальное своеобразие. Мы ценны для человечества именно как русские, создавшие одну из величайших культур мира. «Истинное единство народов, - писал Вл. Соловьев, - есть не однородность, а всенародность, т.е. взаимодействие и солидарность всех их для самостоятельной и полной жизни каждого»2.

Поскольку мы говорим о философии образовании, я бы предложила вам углубиться в само слово «образование» и рассмотреть его с позиции двух языков, двух наций, двух менталитетов, тем более, что для меня - словесника этимология слова представляет еще и профессиональный интерес.

Понятие «образование» и «education» появляется в России и Англии лишь в XVI веке. Слово "образование" происходит от слова "образ". Оно первоначально означало участие в созидании в человеке образа Божьего, восстановление его по подобию Божьему. К сожалению, к нашему времени слово "образование" утратило свое первоначальное значение. Им стали называть процесс приобретения под руководством учителей и преподавателей знаний и навыков, полезных для материального благополучия и карьеры.

Русское слово "образование" на английский язык переводится словом "education", производным от слова "educe", что значит выявлять скрытые возможности, выводить, выделять, от него же - "eduction" - проявление, выход, выпуск и химический термин "выделение". Выявлять можно все что угодно для различных целей и задач.

Этимология слов "образование" и "education" отражает разное отношение к этим понятиям у древних православных русичей и англичан, воспитанных в лоне западной христианской традиции.
"Education", с точки зрения современного, так называемого цивилизованного, общества, - это отрасль промышленности, "продукция которой - квалифицированная рабочая сила, а с точки зрения отдельного человека - способ вложения капитала, который в будущем должен приносить доход"3. Говоря словами Н.И. Пирогова (1810-1881), "... общество является потребителем, а школа - фабрикой, приготовляющей товар для потребления4. Для нас, россиян - важно нравственное образование и воспитание, чего нельзя сказать о представителях туманного Альбиона.

Если обратиться к национальным ценностям россиян и англичан, мы опять таки столкнемся с полной противоположностью. Что значит, например, слово «любовь» для англичанина? Прежде всего, это «чувство привязанности, которое основано на разнице полов» и здесь нет ничего общего с той любовью, которую признают русские. Жители Англии тройным образом определяют любовь: любовь love - идеально, эрос lust - плохо, предпочтение liking - желательно. В нормальной человеческой душе все три слова на «L» (love, lust, like) объединяются в одном чувстве любви, а у англичан они раздельны.

И чем больше в наших культурных истоках и традициях несовпадений, разночтений, тем более интересными мы становимся друг для друга. Ведь познать в полной мере себя и свою культуру мы можем, лишь оценив и приняв опыт других народов. Таким образом, мы еще раз пришли к выводу о том, что идея соборности, всеобщности очень актуальна. Чтобы обогащать других, человек должен быть образованным сам. А быть образованным значит быть культурным, т.е. разносторонне подготовленным человеком, лишенным враждебных чувств к другим культурам и их представителям, другими словами, быть открытым к диалогу с ними.


1 Соловьев В.С. Русская идея /Соч. в 2 тт. Т.2. М., 1989. С. 228.

2 Соловьев В.С. Русская идея. Оправдание добра /Соч. в 2 тт. Т.1 М., 1988. С. 501.

3 Гладкий А.В. Современная педагогическая мифология

4 Пирогов Н.И. Вопросы жизни

Ж.В. Курченкова, учитель англ. яз. МОУ «Вторая Новосибирская Гимназия» 3


© 2010-2022