Развитие непрерывного образования в условиях ОУ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Развитие непрерывного образования

в условиях общеобразовательной школы


Лызлова Л.Н., директор МБОУ-СОШ №15

Белкина О.А., заместитель директора МБОУ-СОШ№15


Одна из задач развития образования на период до 2020 года - обеспечение для всех граждан в течение всей жизни возможности получения качественного образования в соответствии с их способностями и потребностями.

«Непрерывное образование - основа жизни человека в «мире изменений», условие его профессиональной мобильности, развития потенциала человека, его творческой жизни». (8, с. 4 ) Потребность страны в учителях, способных занять личностно - гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе, выдвигает в разряд весьма актуальных проблему повышения профессиональной компетенции учителя.

«Профессиональная педагогическая компетенция формируется постепенно, прежде всего - в процессе овладения определенной системой знаний, которые можно дифференцировать по профессиональной значимости на следующие группы:

  • общественные, формирующие идейные установки;

  • общеразвивающие, расширяющие кругозор, способствующие более глубокому усвоению специальных дисциплин, обогащающие словарный запас учителя;

  • общепедагогические знания, формирующие педагогическую направленность мышления, воспитывающие уважение к учительской профессии;

  • специально - педагогические знания;

  • знания, составляющие интеллектуально - культурный потенциал педагога, накопленные за годы обучения и трудовой деятельности.» ( 5, с.8 )

Содержание подготовки и переподготовки педагога определяется тремя интегральными характеристиками учительского труда: направленностью (мотивацией), компетентностью (профессионализмом) и эмоциональной гибкостью учителя, которая является важнейшим условием его творческой активности. В условиях реорганизации двух общеобразовательных учреждений путем присоединения Центра образования №190 к МБОУ-СОШ №15 руководством школы используется современный подход к управлению качеством подготовки педагогических работников в системе непрерывного образования, организуются как традиционные, так и инновационные пути повышения квалификации учителей, сохраняя то лучшее, что было в этом направлении, в каждой из школ.

Контингент учащихся вновь образованного учреждения разноплановый. Наряду с одаренными учащимися, с высокой учебной мотивацией, в школе имеются и дезадаптированные подростки. Неоднородный состав учащихся потребовал от педагогов особого подхода в выборе форм и методов обучения и воспитания, а также собственной профессиональной подготовки.

В школе был проведен проблемный анализ состояния учебно-воспитательной работы. Выявлены основные проблемы учащихся, педагогов, администрации, раскрыты факторы, способствующие появлению и решению этих проблем, разработана управленческая программа по основным направлениям деятельности.

В процессе работы мы встретились с рядом противоречий, в частности, между хорошим уровнем профессиональной подготовки учителей по традиционному обучению и недостаточной готовностью к широкому применению новых образовательных технологий. Учителя технологии, являясь классными специалистами своего дела, затруднялись в разрешении конкретных педагогических ситуаций. Для устранения этих противоречий администрация приняла решение о повышении квалификации и непрерывном образовании педагогов. Формы повышения квалификации разнообразны: от внешней (в специальных учреждениях и центрах) до внутренней (на базе нашего учебного заведения). Это повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогов на курсах, семинарах при УрО РАО, УрГПУ, ГБОУ ДПО СО «Институте развития образования», НОУ ДПО «Институте образования взрослых». Обновление и расширение теоретических знаний и практических умений педагогов в рамках внутришкольных семинаров, методических объединений. Стимулирование творческого роста учителя, формирование установки на непрерывное самообразование и самосовершенствование.

Решающую роль в непрерывном образовании учителей играет их личная заинтересованность в повышении своей педагогической компетенции. Поэтому руководство реорганизованной школы принимает управленческие решения по вопросам кадровой политики, опираясь на следующие принципы:

  • учет познавательных потребностей учителя, выявление проблемных вопросов;

  • практическая значимость изучаемого материала, его связь с жизнью;

  • индивидуальный подход в системе непрерывного образования;

  • возможность самостоятельного изучения, критического отношения к изучаемому материалу.

Проводимая целенаправленная работа по повышению профессионального мастерства педагогов дала положительные результаты: значительно выросло количество учителей , имеющих первую квалификационную категорию (88%) и высшую квалификационную категорию (12%). Все большее количество учителей принимают участие в педагогических чтениях и семинарах районного и городского значения.

Педагоги Центра образования внесли теоретический и практический вклад в разработку актуальных вопросов коррекционной педагогики. Принимали активное участие в конференции «Опыт, результаты деятельности и перспективы развития психолого-педагогических и медико-социальных центров Свердловской области». Статья по организации компенсирующего обучения в условиях Центра образования была опубликована в сборнике «Специальное коррекционное образование в г. Екатеринбурге». В рамках региональной выставки «Образование от А до Я» провели городской семинар, на котором делились опытом работы с детьми девиантного поведения. На базе наших образовательных учреждений неоднократно проводились дни открытых дверей, педагогические мастерские, форум педагогической общественности. Высокую оценку Управление образования г. Екатеринбурга получил городской семинар «Управление качеством образования через аттестационные процессы».

Коллектив педагогов работает творчески, мобильно решает актуальные проблемы школы в соответствии с ведущими задачами российского образования - подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющихся социально - экономических условиях, в которых возникает у учащихся потребность в непрерывном образовании.

В документах Приоритетного национального проекта «Образование» подчеркивается, что формирование системы непрерывного образования позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни путем обновления структуры образовательных учреждений, основанных на сетевом партнерстве и обеспечивающих возможность выбора вариативности образовательных траекторий на всех уровнях образования, в том числе с использованием информационных технологий и возможностью получить основы профессионального образования на старшей ступени школы.

В нашей школе для учащихся 10-11 классов реализуется профильное (углубленное) технологическое обучение, в рамках которого учащиеся получают профессии автослесаря, повара, парикмахера, секретаря, швеи, продавца продовольственных и непродовольственных товаров. В конце апреля 2007 года на основании анализа опросов учащихся и их родителей было выявлено, что они хотели бы расширить поле выбора профессий, в том числе и экономического направления. Поэтому администрация образовательного учреждения заключила договор с колледжем Уральского государственного экономического университета для реализации системы непрерывного образования «Школа - Колледж - ВУЗ».

Образовательный процесс в профильных классах предусматривает после получения аттестата о среднем (полном) общем образовании возможность дальнейшего обучения по программе среднего профессионального образования в колледже УрГЭУ и высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки. Уникальность программы непрерывного образования УрГЭУ заключается в том, что учащиеся, продолжая обучение в школе, начинают осваивать программу среднего профессионального образования, после чего по желанию могут продолжить обучение в ВУЗе.

Обеспечивая углубленное изучение предметов социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования, профильные классы реализуют право граждан на образование, дают равные возможности в получении полноценного образования обучающимся из разных социальных категорий, осуществляют преемственность между школой и профессиональным образованием.

С 2008 года наши педагоги совместно с преподавателями колледжа УрГЭУ принимали активное участие в семинарах, круглых столах, научно- практической конференции «Роль образования в процессе формирования инновационной экономики России», где делились опытом работы по реализации профильной и предпрофильной подготовки учащихся в условиях общеобразовательной школы. Особый интерес у педагогической общественности Екатеринбурга вызвал семинар «Формирование взаимодействия образовательного учреждения в рамках предпрофильной и профильной подготовки учащихся» на второй специализированной выставке «Образование и развитие». Успешно прошла с нашим участием презентация университетского комплекса «Школа - Колледж - ВУЗ» в рамках 11 межрегиональной специализированной выставки «Образование от А до Я. Карьера». По итогам этих выставок школа получила диплом 1 степени и благодарственное письмо за инновационный подход к организации профессионального технологического обучения и развития районной сетевой системы взаимодействия в условиях реализации проекта «Профи- дебют: масштаб город».

Учащиеся нашего образовательного учреждения с удовольствием осваивают азы экономических профессий, получили грамоту колледжа УрГЭУ «Открытие года». Они активно включились и во внеурочную деятельность: участвовали в Дне первокурсника, прослушали «Уроки предпринимательства в школе в рамках Всемирной недели предпринимательства», заняли призовое место в деловой игре «Экономические профессии глазами учащихся» и шахматном турнире среди учащихся школ, реализующих непрерывное образование.

В 2009 году Центр образования №190 стал региональной инновационной площадкой УрО РАО «Модель непрерывного экономического образования

«Школа - Колледж - ВУЗ» в рамках университетского комплекса УрГЭУ». Школа №15 с 2010 года является членом сети инновационных школ академической площадки УрО РАО по теме «Развитие МБОУ-СОШ №15 в конкурентной среде».

Работа, направленная на непрерывное образование школьников и непрерывное профессиональное образование педагогов, отражается на всей деятельности педагогического коллектива, так как затрагивает решение важнейших проблем, стоящих перед учреждением. Она способствует развитию педагогического сообщества в целом и играет решающую роль в повышении уровня квалификации каждого педагога, стимулирует его на достижение высоких результатов в учебной, воспитательной и инновационной деятельности.

Литература:

  1. Волкова Г.Л., Чикурова М.В. Повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива - основа результативности учебно - воспитательного процесса. // Завуч №7, 1999

  2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М., «Academa», 1999

  3. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. М., Центр «Педагогический поиск», 2002

  4. Лукьянова М.И. Психолого - педагогическая компетентность учителя. М., Творческий центр «Сфера», 2004

  5. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург, Центр « Учебная книга».2003

  6. Симановский А. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения./ Мир психологии, № 4, 2002.

  7. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедогогическая .// Завуч, №3, 1999.

  8. Субетто А.И. Качество образования: проблемы оценки и маниторинга // Завуч, № 5, 2004.







© 2010-2022