Программа кружка по декоративно-прикладному искусству Мастерицы

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

ДОД «Дом детского творчества»

р.п. Екатериновка, Саратовская область


Программа

кружка по декоративно - прикладному искусству «Мастерицы»


Составитель:

Михайлова Татьяна Владимировна,

педагог дополнительного образования.





Пояснительная записка.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Программа кружковой деятельности школьников "Мастерицы" реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Учебный план кружка построен на основе типовой программы кружка швейного дела (под редакцией М.Б.Коваля), рекомендованной Управлением внеклассных и внешкольных учреждений Министерства просвещения СССР, 1988г. C целью усовершенствования элементарных творческих навыков учащихся при моделировании изготовлении одежды взяты темы «История художественного оформления одежды», «Художественное проектирование одежды» из учебника Ермиловой В.В. «Моделирование и художественное оформление одежды»: Учебное пособие для учреждений среднего профессионaльного обрaзования. Москва; Издательский центр «Академия»; Высшaя школа 2001 год.

Внеклассные занятия по данной программе тесно связаны с уроками технологии и опираются на знания, получаемые на этих уроках, но они в большей степени расширяют и углубляют знания, умения, навыки трудится, всесторонне и гармонично развивают детей в процессе их деятельности, вырабатывают у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые изделия, учащиеся будут сравнивать их, находить их достоинства и недостатки, критически подходить к своей работе. Все это вырабатывает аналитический ум, развивает конструкторские способности, мышление, память. Дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.

Нормативно-правовой и документальной основой разработки Программы внеурочной деятельности школьников "Мастерицы" являются:

  • Закон РФ "Об образовании";

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего и общего образования;

  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;

  • Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • интеграция, целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательного пространства ребенка учебной, внеурочной и внешкольной деятельности;

  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • активность и осознанность действий всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей;

  • преемственность содержания и форм воспитательной деятельности.

Цель программы:

Формирование навыков искусства вышивки и шитья.

Задачи:

  1. Познакомить с технологиями современной вышивки и швейных технологий.

  2. Развивать познавательно-трудовую активность.

  3. Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус, чувство прекрасного, гордости за свою выполняемую работу.

  4. Формировать умения и навыки, позволяющие воспитанникам самостоятельно изготавливать швейные и вышитые изделия.

  5. Формировать творческую личность, развивать эстетическое чувство и инициативу воспитанников.

  6. Формировать аккуратность и бережное отношение к вещам.

  7. Совершенствовать координацию движения, гибкость пальцев, развивать мелкую моторику рук .

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

  • единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

  • система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственно, трудового и эстетического воспитания;

Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

  • формирование умений учащихся по данному виду обучения;

  • применение индивидуальных и групповых форм обучения.


Возраст детей, реализация программы.

Программа "Мастерицы" рассчитана на детей среднего школьного возраста с 5 по 8 класс на 1 год обучения. При обучении используется режим внеурочной деятельности. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: вышивке, конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

Для кружковой работы были выбраны учащиеся средних классов и это не случайно. Известно, что трудовое действие ребенок активно усваивает в возрасте с 10 до 14 лет, и от этого будет зависеть его дальнейшая жизнь. До 30 лет в человеке подсознательно срабатывает механизм запечатленного в младенчестве и усвоенного в отрочестве. Задумывая реализацию данной программы, хотелось бы со школьного возраста заложить в детях предпринимательскую жилку, привить желание трудиться с удовольствием, принося доход себе и пользу обществу.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с нитками и тканью) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для средних школьников объектов труда.

Формы обучения

Программа реализуется в МКОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п. Екатериновка.

Форма реализации - практические занятия.

Периодичность:

1 группа - 5-6 классы - 1 час 45 мин один раз в неделю;

2 группа - 7-8 классы - 1 час 45 мин один раз в неделю;

Учащиеся были разбиты на 2 группы не случайно.

1 группа - 5 и 6 классы только начинают работу в изучении и освоении данной программы и им необходимо уделять максимум внимания и помощи в реализации задуманного.

2 группа - 7-8 классы уже имеют опыт в изготовлении изделий и им необходимо усложнять задания. Но тема изучения остается та же, что и у более младших школьников.

Таким образом, программа для 2 групп остается практически не изменой, изменяется только степень сложности.

Для удобства воплощения данной программы были разработаны календарно-тематические планы для каждой группы.

Методы обучения

  • Лекции

  • Беседы

  • Практические занятия

  • Демонстрация образцов узлов и изделий.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность кружковцев на практических занятиях:

1. Объяснение. Этап теоретического осмысления работы.

2. Показ. Этап инструктажа.

3. Проба. Этап, на котором два-три кружковца выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством педагога делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.

4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особенное внимание уделяет тем кружковцам, которые плохо справляются с заданием.

5. Контроль. На этом этапе работы кружковцев принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.

Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У детей формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, последовательности выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Дополнительный инструктаж проводится с кружковцами, не усвоившими задание. Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия, при этом демонстрируются лучшие образцы, отмечаются характерные недостатки и указываются типичные ошибки. Во всех случаях необходимо обращать внимание на форму изделия, цветовые сочетания, на применение изделия в быту.

Ожидаемые результаты.

Планируемые результаты по программе внеурочной деятельности "Мастерицы" будут трех уровней.

Первый уровень результатов:

- знания - название и назначение материалов; название назначение ручных инструментов; правила безопасности труда и личной гигиены;

- умения - правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно использовать материалы;

- личностное развитие (воспитание) - приобретение школьником социальных знаний, обогащение своего опыта трудовой деятельности.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Формы работы: сообщение информации о материалах и инструментах, показ действия, беседы, экскурсии.

Второй уровень результатов:

- знания - приемы выполнения работы; средства для достижения результата;

- умения - анализировать изделие; работать по заданному образцу, технологическим картам, вносить коррективы;

- личностное развитие - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получения опыта переживания и равноправного взаимодействия школьника с другими школьниками на уровне класса, школы.

Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Формы работы: КТД, работа в группе и в паре.

Третий уровень результатов:

- знания - самостоятельное выполнение работы; составления алгоритма деятельности;

- умения - самостоятельное моделирование и изготовление изделий ; составление алгоритма деятельности;

- личностное развитие - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ на базе школы и района. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.

Прогнозируемые результаты для всех групп учащихся:

По окончании курса обучения воспитанники должны знать:

- историю возникновения швейного дела и художественной вышивки ;

- инструменты и материалы для ручных и машинных работ;

- технологию вышивки и ручных работ;

- охрану труда, санитарно-гигиенические требования.

Должны уметь:

- составлять план последовательности выполнения работы;

- выполнять и использовать в изготовлении швейных изделий и вышивке простейшие швы;

- оформлять образец и изделие.

Должны владеть:

- навыками работы с инструментами;

- навыками подбора ниток, игл и ткани;

- навыком выполнения ручных, машинных и вышивальных швов.

Формы и виды контроля.

В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:

Виды контроля

Цель организации контроля

Формы организации контроля

1.

Предварительное выявление уровня знаний и умений.

Выявление знаний, умений и навыков учащихся по курсу, который они будут изучать

Индивидуальный устный контроль

2.

Текущий контроль

Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.

Устный фронтальный контроль

3.

Тематический контроль

Осуществляется периодически по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизации знаний учащихся

Комбинированный контроль

4.

Итоговый контроль

Проводится по окончании каждого года обучения с целью выявления уровня знаний учащихся

Индивидуальный контроль

В процессе реализации программы учитываются следующие критерии оценок успешного её освоения:

Почти каждая тема завершается подведением итогов по данной теме. Это могут быть конкурсы, выставки.

При оценке готовых изделий необходимо обращать внимание на:

- оригинальность;

- степень проявления мастерства, технологически верное исполнение, аккуратность, чистота исполнения;

Содержание курса.

1. Вводное занятие. (1 занятие )

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

2. Ручные стежки и строчки.(4 занятия)

Выполнение ручных стежков. Пришивание пуговиц. Просмотр готовых образцов, знакомство с техникой их выполнения. Изготовление игольниц. Изготовление прихваток . Изготовление косметички. Демонстрация готовых изделий и проверка качества

3. Материаловедение(1 занятие)

Свойства тканей. Уход за различными видами тканей. Правила подборки ткани и ниток при изготовлении изделия.

4. Основные приемы вышивания.(8 занятий)

Технология выполнения свободных швов: шов "вперед иголку", шов "строчка", шов "за иголку", "стебельчатый" шов, "тамбурный шов" и его варианты. Технология выполнения счетных швов: шов "роспись", шов "козлик", шов "косичка", счетная гладь, зигзаг (словацкий шов), гобеленовый шов, крест с горизонтальными стежками на изнанке, крест с вертикальными стежками на изнанке. крест простой - редкий..Вышивка тесьмой в современном мире моды. Вышивка атласными лентами. Другие виды вышивок, их использование. Полезные советы. Расход материала. Оформление края изделия.

5. Конструирование и моделирование.(4 занятия)

Выполнение эскиза изделия. Чтение конструкции чертежа. Снятие мерок. Расчет конструкции. Прибавки на свободу облегания. Последовательность построения основы чертежа. Простые и сложные модели. Особенности моделирования. Моделирование путем изменения силуэта и формы. Выбор ткани и отделки изделия. Подготовка выкройки к раскрою. Определение расхода ткани.

6. Технология изготовления швейных изделий.(15 занятий)

Пользование вспомогательными приспособлениями. Знакомство с бытовыми швейными машинами. Их устройство, заправка, чистка, смазка и регулировка. Выполнение машинных швов и влажно-тепловая обработка. Раскладка выкройки на ткани. Раскрой изделия. Сметывание и первая примерка изделия. Исправление дефектов. Правила выполнения технологических операций. Выполнение отдельных узлов и застежек. Составление и чтение тех карты. Изготовление изделия. Технологическая обработка изделия. Окончательная отделка изделия. Подведение итогов

7. Итоговые занятия(2)

Подготовка изделий к выставке. Выставка изделий.


Календарно-тематическое планирование.

1 группа.


№ п/п

Тема занятия

Кол-во занятий

Дата

1.

Вводное занятие.

1

2.

Ручные стежки и строчки

1

3.

Пришивание пуговиц.

1

4.

Изготовление игольниц.

1

5.

Демонстрация готовых изделий и проверка качества

1

6.

Материаловедение. Свойства тканей.

1

7.

Основные приемы вышивания

1

8.

Технология выполнения свободных швов

1

9.

Выполнение свободных швов: "стебельчатый" шов, "тамбурный шов" и его варианты.

1

10.

Технология выполнения счетных швов

1

11.

Выполнение шва "роспись", шва "козлик"

1

12.

Выполнение шва "косичка", счетная гладь

1

13.

Полезные советы.

1

14.

Оформление края изделия.

1

15.

Конструирование и моделирование

1

16.

Выполнение эскиза изделия.

1

17.

Последовательность построения основы чертежа.

1

18.

Выбор ткани и отделки изделия.

1

19.

Технология изготовления швейных изделий.

1

20.

Пользование вспомогательными приспособлениями.

1

21.

Знакомство с бытовыми швейными машинами.

1

22.

Выполнение машинных швов

1

23.

Раскладка выкройки на ткани. Раскрой изделия.

1

24.

Сметывание изделия.

1

25.

Исправление дефектов.

1

26.

Правила выполнения технологических операций.

1

27.

Правила выполнения технологических операций.

1

28.

Изготовление изделия.

1

29.

Изготовление изделия.

1

30.

Изготовление изделия.

1

31.

Технологическая обработка изделия.

1

32.

Технологическая обработка изделия.

1

33.

Окончательная отделка изделия

1

34.

Подготовка изделий к выставке.

1

35.

Выставка изделий.

1


Календарно-тематическое планирование.

2 группа.


№ п/п

Тема занятия

Кол-во занятий

Дата

1.

Вводное занятие.

1

2.

Ручные стежки и строчки

1

3.

Изготовление прихваток

1

4.

Изготовление прихваток

1

5.

Демонстрация готовых изделий и проверка качества

1

6.

Материаловедение. Уход за различными видами тканей

1

7.

Основные приемы вышивания

1

8.

Технология выполнения свободных швов

1

9.

Технология выполнения счетных швов

1

10.

Крест с горизонтальными стежками на изнанке,

1

11.

Крест с вертикальными стежками на изнанке. крест простой - редкий.

1

12.

Другие виды вышивок, их использование.

1

13.

Полезные советы.

1

14.

Оформление края изделия.

1

15.

Конструирование и моделирование

1

16.

Снятие мерок. Расчет конструкции.

1

17.

Последовательность построения основы чертежа.

1

18.

Особенности моделирования.

1

19.

Технология изготовления швейных изделий.

1

20.

Пользование вспомогательными приспособлениями.

1

21.

Чистка, смазка и регулировка бытовой швейной машины

1

22.

Раскладка выкройки на ткани. Раскрой изделия.

1

23.

Сметывание и первая примерка изделия.

1

24.

Исправление дефектов.

1

25.

Чтение тех карты.

1

26.

Правила выполнения технологических операций.

1

27.

Правила выполнения технологических операций.

1

28.

Изготовление изделия.

1

29.

Изготовление изделия.

1

30.

Изготовление изделия.

1

31.

Технологическая обработка изделия.

1

32.

Технологическая обработка изделия.

1

33.

Окончательная отделка изделия

1

34.

Подготовка изделий к выставке.

1

35.

Выставка изделий.

1




Литература.


1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.

2. Хворостов А.С «Декоративно-прикладное искусство в школе» - М: 1981г.

3. Геронимус Т. Я все умею делать сам. Москва «АСТ_Пресс», 1999.

4. Конышева Н.М. Секреты мастерства. Москва, АО «Московские учеб

5. Сафонова Н.С. Кружки художественной вышивки. М.,1997.

6. Королёва Н.С. Народная вышивка. М.,1999.

7. Симоненко В.Д. Технология 5-11классы Вентана-Граф., 2000-2005.

8. Попова О.С. Русское народное искусство. М., 2003.

9. Работнова И.П. Художественная вышивка. М., 2000.

10. Миронова Т.В. , Ермакова С.О. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

11. Художественные промыслы. Справочник. М., 1973.

12. Труханова А.Т. «Справочник молодого швейника». Москва «Высшая Школа» 1985г.

13. Чернякова В.Н. «Технология обработки ткани». Москва « Просвещение» 1998г.

14. Воробьева Л.И. «Обслуживающий труд». Минск «Народная» 1970г.

15. Рачинская Е.И, Сидоренко В.И. «Моделирование и художественное оформление одежды». Ростов - на - Дону «Феникс» 2002г.

16. umka.noonet.ru/met_raz.php - Методическая копилка.

17. tehnologiya.ucoz.ru/

18. it-n.ru/ - Сеть творческих учителей.





© 2010-2022