• Преподавателю
  • Другое
  • Пояснительная записка по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России

Пояснительная записка по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Цели программы: формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, содействие усвоению основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.

Задачи программы:

- формировать основы гражданской идентичности и мировоззрения учащихся;

- способствовать принятию моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- знакомить учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур;

- развивать представления учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные учащимися в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов основной школы;

- развивать способности учеников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Нормативно-правовые документы

Данная рабочая программа разработана на основании:

1. Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказа Министерства образования от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Приказа Министерства образования от 29 декабря 2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

4. Приказа Министерства образования от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015г №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253».

6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации

обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10).

7. Письма управления образования и науки Липецкой области от 27.04.2015 № СК - 1350 «О реализации в образовательных организациях Липецкой области ФГОС

общего образования в 2015 - 2016 учебном году».

8. Устава МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны.

9. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с. Тербуны.

10. Приказа по МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин образовательного учреждения реализующего образовательные программы общего образования от 31.08.2015г. № 49

11. Учебного плана МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны на 2015-2016 учебный год.

Сведения о программе

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы мировых религиозных культур») для 5 класса составлена на основе Программы курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово», 2012г

Обоснование выбора

Программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.Общей целью основного общего образования в духовно-нравственном воспитании является формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Информация о внесённых изменениях

В авторскую программу изменения не вносились.

Информация об используемом учебнике

Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. - М.: «Русское слово - учебник», 2015г.

Общая характеристика учебного предмета

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль « Основы мировых религиозных культур») четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации.

Место и роль учебного курса

Модуль «Основы мировых религиозных культур» в рамках комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» относится к предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Рабочая программа рассчитана на изучение модуля в 5 классе (17 учебных часов).

Количество часов в неделю: 0,5 часа

Информация о количестве учебных часов

На изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы мировых религиозных культур») в авторской программе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю. Согласно годовому учебному плану МБОУ СОШ на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы мировых религиозных культур» А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров) в 5 классе отводится 17 часов - 0,5 часа в неделю

Формы организации образовательного процесса:

Основной формой организации образовательного процесса при реализации рабочей программы является урок (урок-путешествие, урок-исследование, урок-игра)

Технологии обучения:

- личностно-ориентированное;

- развивающее;

- здоровьесберегающеее;

- ИКТ;

- проблемное;

-проектно-исследовательское

Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:

Виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы религиозных культур народов России»):

- словарная работа с текстом учебника;

- разгадывание кроссвордов и ребусов, более сложный вид работы - их составление, подбор детьми своих толкований к словам, предложенным учителем;

- работа с дополнительной литературой (отрывками из разнообразных литературных произведений, исторических документов, священной книги христиан - Библии);

- задания с выбором ответа (в тестовой форме);

- задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде слова или словосочетания),

- задания на составление вопросов к тексту;

- задания на составление плана или конспекта текста;

- задания логического характера (например, подбери синонимы, продолжи цепочку слов и т. п.),

- задания на выборочный пересказ текста;

- задания творческого характера;

- разработка проектов;

- работа с притчами;

- тематические дискуссии;

- анализ ситуаций;

- работа с иллюстративным материалом.

Виды и формы контроля

Рабочая программа предусматривает 2 вида контроля:

1) текущий - контроль в процессе изучения новой темы (формы: устный и письменный опрос, комбинированная проверка (работа с источниками)

2) итоговый - контроль в конце изучения раздела, темы (формы: фронтальный опрос).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Предметные результаты - овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;

-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;

- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации.

Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.

Личностные результаты - становление внутренней установки личности учащихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;

- воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, бережное отношение к своей родной культуре.

В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры и культур традиционных религий России, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года

Результатом изучения предмета в 5 классе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Учащиеся 5 класса научатся:

- проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции - как основы культурной истории многонационального народа России;

- познакомятся с основными нормами светской и религиозной морали, научатся понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимать значения нравственности в жизни человека и общества;

- осознавать ценности человеческой жизни.

Учащиеся 5 класса получат возможность научиться:

- соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;

- делать осознанный нравственный выбор;

- связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской

природы;

- обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего

человечества.

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

Информация об используемой литературе

Программа курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово», 2012г. - 32 с. - (ФГОС. Инновационная школа).

Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. - М.: «Русское слово - учебник», 2015г

Содержание учебного курса


Введение ()

Знать особенности, основы вероучения и истории возникновения традиционных религий России. Понимать важность их наследия для культурного и духовного развития нашей страны.

Православие (6ч)

Православие в Древней Руси. Православие в Московской Руси. Православие при царях и императорах России. Православие в Советской России. Православие в современной России. Православие в традициях русского народа. Дом и семья в православии.

Иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране.

Знать основные события истории православия на Руси в период монгольского нашествия и после него. Понимать важность роли Церкви и православной веры в поддержании единства русских земель и их объединения вокруг Москвы.

Понимать и принимать идеалы и ценности, проповедовавшиеся митрополитом Алексием: любовь к ближнему, милосердие, справедливость, трезвость и др. Знать основные события истории православия во времена Российского царства. Знать основные события истории православия во времена Российской империи. Знать основные события истории православия XX - начала XXI в. Иметь представление о духовной стойкости православных во времена гонений (на примере епископа Луки) и патриотической позиции Церкви в годы Великой Отечественной войны.

Характеризовать роль Православной церкви в современной России. Понимать и принимать ценности и идеалы, проповедуемые сегодня Церковью: социальную справедливость, нестяжание, добро и др.

Понимать важность в жизни православного человека традиций и обрядов, определявших его жизнь от рождения до смерти. Объяснять понятия крестины, восприемники и именины, приводить примеры пословиц и поговорок религиозного характера.

Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьей.

Объяснять смысл понятия красный угол, мясоед.

Ислам (3ч)

История ислама в России. Ислам в современной России. Дом и семья в исламе.

Знать основные события, связанные с историей ислама в России с древности до современности.

Иметь представление о современном этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульманском религиозном образовании и мусульманских организациях. Объяснять смысл понятия имам.

Понимать важность для мусульманина ценностей семьи, уважения к старшим, милосердия.

Приводить примеры почитания в мусульманской традиции соответствующих ценностей.

Иудаизм (3ч)

Появление и развитие иудаизма в России. Иудаизм в СССР и современной России. Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа.

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в России с древности до начала XX века.

Объяснять понятия кагал, хедер и иешива.

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в СССР.

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в современной России. Понимать важную роль иудейской общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур в современном российском обществе.

Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с особенностями существования иудейских общин в России. Понимать важность ценностей семьи, дома, любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия в иудейской культуре.

Буддизм (3ч)

Появление и развитие буддизма в России. Буддизм в СССР и современной России. Буддизм в культуре и традициях народов России.

Знать основные события, связанные с появлением буддизма на территории России. Характеризовать особенности тибетского буддизма. Объяснять смысл понятий гэлуг, лама, далай-лама.

Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны.

Знать основные события, связанные с историей буддизма в современной России.

Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе.

Иметь представления о буддийских традициях народов России, связанных с домом и семьей. Понимать важность буддизма для поддержания и развития национальных и культурных традиций народов России.

Повторительно-обобщающий урок (1 ч)

Понимать и принимать морально-нравственные ценности традиционных религий нашей страны


© 2010-2022