Пояснительная записка к экспериментальной программе Первые шаги в экологию

Экспериментальная программа " Первые шаги в экологию " разработана для детей  от 7 до 10 лет. Для проведение занятий в дополнительном образовании. Направленность программы  эколого- биологическая, направлена на формирование  системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение.На данный момент программа подвергается внесениям изменений, т.е. сейчас она рассчитана на 1 год обучения, но после корректирования...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.


Программа « Первые шаги в экологию» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта дополнительного образования и закона об образовании. Данная программа на сегодняшний день актуальна, так как наблюдается низкий интерес к природе , окружающей среде, ее защите у ребят, проблема культуры здорового образа жизни. На экологических занятиях кроме воспитания бережного отношения к природе имеет место быть воспитание патриотизма и гражданственности у учащихся. Воспитание гражданина - патриота сегодня - залог гарантированного будущего для всего общества. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Воспитание гражданственности - это формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Всё это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убеждённости и умения отстаивать свою точку зрения. Понятие гражданственности неразрывно связано с понятием патриотизм.

В отличии от других программ, а именно « Начальная школа 21 века», окружающий мир Н.Ф. Виноградова; «Школа России» , окружающий мир Плешаков А.А., в программе «Первые шаги в экологию» существуют занятия на которых ребята не только развивают мышление, внимание и память, а так же мелкую моторику. Этому способствуют практические занятия, где учащиеся из бросового, природного материала делают поделки.

Срок реализации программы « Первые шаги в экологию» - 1 год. Учебно - тематический план рассчитан на 144 часа в год. Занятия - 2 раза в неделю по 2 часа.

Характеристика контингента учащихся. Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 10 лет. Так как группы разновозрастные, то программа « Первые шаги в экологию», а так же каждое занятие составлены с учетом психофизических особенностей . Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии человека. Ведущая деятельность дошкольника - игра. Возраст 7 лет является переходным критическим возрастом, поэтому нужно оценивать сформированность игровой деятельности , произвольность, умение управлять своим поведением, подчиняться правилу, социальные навыки продуктивного взаимодействия со сверстниками, хорошее развитие наглядно-образного мышления и воображения, а также диагностировать зачатки учебных новообразований: уровень развития общих представлений, осведомленности, способность к элементарным логическим выводам. У учащихся в возрасте 8 ,9, 10 лет ведущая деятельность - учеба, т.е. перестройка познавательных процессов - формирование произвольности, продуктивности и устойчивости - развитие произвольного внимания , восприятия , памяти( механической ), мышления. Развивающие игры же занимают второе место после учебы. Отталкиваясь от психологических особенностей учащихся, для каждой возрастной группы разработаны занятия. Для ребят в возрасте 7 используется больше игровых моментов, уклон делается на развитие мелкой моторики. Для ребят 8 -10 лет занятия направлены на развитие способности к добыванию знаний, проективности, но игра тоже имеет место быть. Так как игра в воспитательном процессе - это сама жизнь , образная модель жизненных ситуаций , проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром ; играя, он выполняет вполне конкретную природоохранную работу; играя, он усваивает правила поведения в окружающей среде; играя, он становится добрым, чутким, отзывчивым. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Игра интересна , увлекательна, она насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти.

В программе используются традиционные формы и методы обучения: репродуктивные ( упражнение, преобразующее воспроизведение, викторина, репродуктивная беседа); информационно - рецептивные методы( объяснительно - иллюстративные); эвристический или проблемно - поисковый метод( решение задач с помощью педагога, эвристическая беседа) ; дедуктивные, индуктивные. В настоящее время часто применяются инновационные технологии. Это значительно расширяет возможности внеурочной работы в воспитании экологической культуры детей.

Цель обучения по программе « Первые шаги в экологию» : способствовать формированию общечеловеческих ценностей и целостного представления о мире, о природе, о родном крае и о месте человека в окружающем мире.

Задачи программы :

Образовательные:

- дать понятие что такое экология, ее охрана;

- познакомить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе способствовать формированию у учащихся понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт;

Развивающие:

- способствовать развитию умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира;

- способствовать формированию у учащихся целостного представления о малой Родине - Донском крае и адекватного понимания места человека в нём;

- способствовать формирование здорового образа жизни;

- способствовать формированию умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

Воспитательные:

- воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;

- воспитать эстетический вкус у детей;

- воспитывать уважительное отношение к природе и родному краю.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

- человек и природа;

-человек и его здоровье;

-природа и конструирование ( сделай сам).

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединёнными общими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности ), и позволяет реализовать их в интеллектуально- практической деятельности ученика.
Прикладное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно-культурного пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства.
Русский язык способствует основой для развития устной речи: для использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов деятельности

( описание, повествование на заданную тему; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Математика способствует развитию мышления, логики, умение группировать предметы, принимать решения. Математика развивает личность ,делает ее целеустремленнее, активнее, самостоятельнее.
Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления.
Основы безопасности жизнедеятельности способствуют формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности , безопасности общества и окружающей среды.

Освоение программы «Первые шаги в экологию» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта учащихся, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

  • Здоровый образ жизни

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Таким образом, наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочными. Внеурочные занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга. По завершению программы « Первые шаги в экологию» учащиеся будут хорошо осведомлены и всесторонне развиты в следующих темах: неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; дикие и домашние животные; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своём городе, строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года, а так же научаться делать поделки своими руками из подручных средств.


© 2010-2022