• Преподавателю
  • Другое
  • Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

    Психолого-медико-педагогический консилиум является важнейшим звеном общей работы школы по социальной адаптации детей с нарушениями в  развитии. Консилиум объединяет усилия всех служб учебного заведения с тем, чтобы обеспечить высокий уровень коррекционно-педагогического воздействия на ребенка, обеспечить большую эф­фективность учебно-воспитательного процесса. В настоящее время в основе  деятельности ПМПК ( психолого-медико-педагогической комиссии) лежат четко определенные принципы, позволяющ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.кпн Бабиева Л.Г.

Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

Психолого-медико-педагогический консилиум является важнейшим звеном общей работы школы по социальной адаптации детей с нарушениями в развитии. Консилиум объединяет усилия всех служб учебного заведения с тем, чтобы обеспечить высокий уровень коррекционно-педагогического воздействия на ребенка, обеспечить большую эффективность учебно-воспитательного процесса.

Проблемами комплексного обследования детей (в основном с интеллектуальными нарушениями) начали заниматься еще в 20-30-е годы прошлого столетия. Передовые педагоги, психологи и врачи много внимания уделяли проблемам изучения детей.

В Детском обследовательском институте (Петроград) под руководством А.Н. Грибоедова , в медико-педагогической опытной станции (Москва), руководимой В.П.Кащенко, в ряде обследовательских кабинетов и научно-практических учреждений в числе различных исследований в области дефектологии большое место занимала разработка диагностических методик.

Своей первоочередной задачей они считали своевременное оказание помощи учителям и воспитателям в обеспечении индивидуального дифференцированного подхода в обучении учащихся, выборе необходимых методических средств.

В последующие годы энтузиасты-педагоги, врачи искали пути и методы более точной диагностики различных отклонений. Работа медико-педагогических комиссий была организована уже на постоянной основе. В конце каждого учебного года обследовались дети, безуспешно обучающиеся в общеобразовательных школах 1-2 года.

Специалисты медико-педагогических комиссий стремились к тому, чтобы не допустить ошибочных заключений о состоянии ребенка и типе учреждения, в котором он должен продолжать обучение. Однако, недостаточная разработанность методов и критериев дифференциальной психодиагностики, невысокий уровень организации работы медико-педагогических комиссий отрицательно сказывались на качестве обследования детей.

В 50-70-е годы велись интенсивные исследования в области патопсихологии под руководством Б.В.Зайгарник (1900-1988) , разрабатывались нейропсихологические методы исследования детей под руководством А.Р. Лурия ( 1902-1977).

В 80-90-е годы усилия специалистов в деле разработки и совершенствования организационных форм и методов изучения детей с отклонениями в развитии, которые нуждаются в специальном обучении и воспитании, становятся более активными. Осуществляется ранняя дифференциальная диагностика.

Созданные органами народного образования и здравоохранения и действующие ранее медико-педагогические комиссии (МПК), наряду с положительными моментами имели в своей деятельности ряд существенных недостатков. Для каждого типа детских учреждений существовали свои медико-педагогические комиссии.

В работе этих комиссий участвовали квалифицированные специалисты, но организация и условия их работы, а именно, ограниченное время на обследование одного ребенка и невозможность при одноразовых обследованиях проследить динамику развития, не обеспечивали качество медицинской и психолого-педагогической диагностики. В результате нередки были случаи ошибочных диагнозов.

На протяжении ряда лет велись поиски путей, дополняющих работу медико-педагогические комиссий, разрабатывались критерии и методы психолого-педагогической диагностики. Стремления ученых и педагогов были направлены на то, чтобы изучение детей сделать более объективным.

С целью совершенствования всей системы диагностики были созданы психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Преимущество психолого-медико-педагогические комиссии перед медико-педагогическими комиссиями в том, что комиссия является постоянно действующей и позволяет провести повторное обследование детей, а также расширяет направления деятельности по оказанию помощи детям, их родителям и педагогам.

В настоящее время в основе деятельности ПМПК ( психолого-медико-педагогической комиссии) лежат четко определенные принципы. Основным является принцип гуманности. Он заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых от сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающиеся на его пути.

Принцип комплексного изучения детей также является обязательным. Этот принцип предполагает учет при совместном обсуждении данных обследования ребенка всеми специалистами: врачами, психологами, социальным педагогом, дефектологами.

При решении самых сложных вопросов на первом месте стоит учет интересов ребенка. Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей еще до комиссии позволяет точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии.

Каждый специалист, используя научные методы исследования, получает сугубо специфические результаты, которые являются частью целостного изучения особенностей развития и состояния ребенка. Отсюда вытекает принцип стереогнозиса - оценки состояния ребенка с различных точек зрения и разными специалистами.

Большое значение имеет принцип всестороннего целостного изучения ребенка. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, особенностей отдельных психических процессов, эмоционально-волевой сферы, поведения, физического состояния детей. При этом полученные о ребенке данные обязательно сопоставляются.

Для отечественной педагогики самым специфическим является принцип динамического изучения детей. Этот принцип основан на учении Л.С.Выготского « о зоне ближайшего развития», о потенциальных возможностях аномального ребенка.

При обследовании учитывается не только то, что ребенок знает и может выполнить в данный момент, но и то, что он в состоянии будет освоить в процессе обучения. Критерием определения « зоны ближайшего развития» является интеллектуальное развитие ребенка. Чем выше интеллект, тем успешнее ребенок будет выполнять то или иное задание, переносить полученный опыт в новую ситуацию.

Главная идея психолого-медико-педагогического консультирования - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) в отличие от ПМПК (комиссии или консультации), работая по тем же принципам, имеет другие задачи и организацию. Консилиум работает на базе определенного учебного заведения и его деятельность прописана в ряде нормативных документов, в частности в письме Министра образования Российской Федерации (от 27.03.2000 № 27/901-6) «О психолого-педагогическом Консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

Консилиум создается по приказу директора и в его составе, на постоянной основе, работают: администрация школы (школы-интерната), педагоги, представители медицинской, психологической, социально-педагогической служб учреждения. По мере необходимости на заседание приглашаются педагоги класса, учителя-дефектологи.

ПМПк образовательного учреждения разрабатывает план работы специалистов ПМПк с ребенком и своевременно информирует директора образовательного учреждения о неблагоприятной или недостаточной динамике развития ребенка в данных образовательных условиях План работы с ребенком корректируется, устанавливается условный диагностический период, в течение которого специалисты ПМПк пытаются добиться положительной динамики развития ребенка. Исходя из этого, задачами психолого-медико-педагогического консилиума является:

  • установление структуры отклонения учащихся, его этиологии, патогенеза;

  • динамическое наблюдение различных служб (медицинской, психологической, социально-педагогической) за особенностями
    психического развития учащихся классов;

  • обобщение результатов клинико-психолого-педагогического обследования и динамического наблюдения за воспитанниками в целях нахождения адекватных методик для образовательно-воспитательной деятельности;

  • внутришкольное комплектование классов двух типов (основного общего образования и ЗПР);

  • подготовка документов для городской комиссии при определении статуса воспитанника (изменение типа класса, надомное обучение и т.п.) в индивидуальном порядке в случае возникшей необходимости.

Деятельность медико-психолого-педагогического консилиума (ПМПк) определяется соответствующими разделами перспективного плана учреждения и планом организационно-педагогических мероприятий на учебный год.

В школе-интернате осуществляется стратегия сотрудничества невропатолога, дефектолога, психолога, социального педагога и других специалистов, которые при необходимости приглашаются из территориальных детских медицинских учреждений. В результате чего обеспечивается целостный взгляд на личность ребенка, его возможности, проблемы, определяются основные аспекты воздействия на него.

Диагностика особенностей развития ребенка позволяет найти адекватную его структуре дефекта систему коррекции и компенсации, определить его личную пошаговую траекторию развития.

Объем работы ПМПк за последнее время значительно расширился, за счет увеличения количества обращений, но основными направлениями деятельности по-прежнему является педагогическое медицинское, психологическое, социальное диагностирование.

Более наглядно это представлено нами в схеме. ( Рис. 1.)





Система параллельных служб ПМПК



Изучение ребенка




Медицинское Психологическое Педагогическое Социальное

Выявление Обслуживание Выявление Обследование

состояния актуального уровня знаний, уровня социаль-

физического и уровня умений, ной адаптиро-

психического психического навыков ванности

здоровья развития


Многопла- Определение Определение Изучение

новое зоны уровня семейно-

обследование ближайшего социально- бытовых

специалистов развития нравственной условий

зрелости

Составление

итогового Составление

Коллегиальное психологичес- Составление итоговой

кого заключения, итоговой социально-заключение определение педагогической педагогической

оптимального характеристики характеристики

типа обучения

Составление экспертного заключения с рекомендациями

по поддержке и помощи



Индивидуальная коррекционно-

развивающая программа



Рис.1. Схема комплексного обследования детей школьным психолого-

медико-педагогическим консилиумом

Клиническое изучение ребенка осуществляется в первую очередь и продолжается на всем протяжении его школьного обучения.

В ситуации школьного ПМПк среди консультантов отсутствуют специалисты узкого медицинского профиля и данные медицинского характера получают с места жительства ребенка по соответствующей схеме выписки из медицинской карты . Анамнестическую часть Карты развития ребенка заполняет медицинский работник школы . Каждый специалист консилиума при необходимости вносит в анамнестическую часть Карты развития ребенка дополнительную, вновь открывшуюся информацию.

Предварительно школьный врач должен ознакомиться с имеющейся медицинской документацией, внешними заключениями специалистов: отоларинголога, офтальмолога, педиатра, дефектолога, невропатолога и др. Обращается внимание на снижение зрения, т.к. дети со значительным нарушением зрительной афферентации врожденного характера или возникшей с самого раннего детства имеют некоторые характерные черты. Это обусловлено, как обеднением аффективного опыта ребенка в силу сниженного зрения, так и своеобразными условиями воспитания ( чрезмерная опека, ограничение контакта с детьми). Обследуются особенности опорно-двигательного аппарата и другие характеристики отклоняющегося развития ребенка. В случае необходимости проводится дообследование в соответствующих профильных учреждениях. Эти данные медицинского характера представлены в заключении, составленном в удобной для понимания « не медиков» форме с целью адекватного построения программы обследования различными специалистами.

Данные из истории развития ребенка, полученные врачом, а также объективные показатели состояния ребенка по материалам врачебных заключений помогают выбрать стратегию психолого-педагогического обследования.

Литература:

1. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 томах.-Т.5.- М.,1983.

2. Переписка Л.С. Выготского с А.М.Щербиной./ Дефектология. 1992.№1.

3..Катков И.П., Кузнецова В.В. Основные направления развития медико-социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов. // НИИ им. Н.А. Семашко. - М., 1992.

4. Бабиева Л.Г. Педагогические условия социальной адаптации детей. Гуманитарные и социально-экономические науки «Педагогика» №7 , Ростов -на- Дону:РГПУ,2010.

8


© 2010-2022