• Преподавателю
  • Другое
  • Статья «Проектный метод обучения как фактор систематизации исследовательской работы учащихся »

Статья «Проектный метод обучения как фактор систематизации исследовательской работы учащихся »

Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.   Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.Живет человек...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Калинина А.А.



«Проектный метод обучения как фактор систематизации исследовательской работы учащихся »














Не в количестве знаний
заключается образование,
в полном понимании и искусном
применении того, что знаешь.

А. Дистервег

С чего начинается исследование? С удивления…

Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: "А почему это именно так, а не иначе?". С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно - начало поиска, начало исследования…

Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования - научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Этапы:

  • постановка проблемы;

  • изучение теории, посвященной данной проблематике;

  • овладение методикой исследования;

  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

  • собственные выводы и их сравнение с литературными данными;

  • создание конечного продукта исследования.

Рассмотрим формирование умений и навыков исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения исследовательской работы.

Этапы исследовательской работы

Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося

выбора темы исследования, постановка проблемы

способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования

постановка целей и задач исследования

умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам

знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет)

собирать, анализировать, систематизировать новую информацию

выбор методов исследования, планирование эксперимента

объективность, логичность и абстрактность мышления;

проведение исследований

трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частно научные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия

формулирование выводов

умение кратко и логично излагать мысли

оформление отчета и презентации исследования

умение оформить результаты достижений, творческий подход

защита исследовательской работы

ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать

Конечно, обучение учебному исследованию следует начинать с малого. Например, в обучении географии и биологии, я осуществляю трёхуровневую систему развития умений исследовательской деятельности:1 уровень - предполагает выполнение заданий минимального уровня (на уровне различения); 2 уровень - частично-поисковый, предполагающий умение сравнивать, анализировать, где предполагается задание типа: выбрать в учебном тексте главную мысль, указать в изучаемом явлении причину и следствие; 3 уровень - исследовательский, предполагающий умение сформулировать вывод из серии наблюдений, экспериментов, умение прогнозировать ситуацию, опираясь на теорию. По результатам контроля осуществляю коррекционную деятельность, которая состоит из 2-х взаимосвязанных процессов: коррекция деятельности учащегося и коррекция собственной деятельности.

В своей практике я реализую учебные исследования следующих направлений:

  • полевые исследования

  • экологические исследования

  • исследования в рамках предмета

Кроме этого, в нашей школе создано научное общество учащихся, руководителем которого с 2010-2011 учебного года являюсь я.

Цели и задачи научного общества:

Целью научно-исследовательской работы учеников является углубленное изучение и закрепление учебного материала, овладение разносторонними методами познания, современной методикой научных исследований. Основные задачи общества:

- диагностика одаренных детей и подростков;

- раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;

- формирование системы научных взглядов учащихся;

- создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся;

- развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социо-культурных условиях;

- воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры;

- участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах;

- содействие эффективности профориентации.

Формы и направления работы ученического научного общества:

1. Научно-исследовательская работа школьников организуется в таких формах, как:

а) работа в школьных кружках и группах по интересам;

б) выполнение индивидуальных научно-исследовательских работ под руководством преподавателей;

в) участие в предметных олимпиадах;

г) участие в ежегодной научной конференции школы;

д) участие в городских и республиканских конференциях и конкурсах научно-исследовательских работ.

Виды деятельности учащихся.



Виды деятельности

Исследование, умения и навыки

1. Изучение литературы по исследовательской проблеме. Усвоение научной информации.

• Библиографирование литературы по теме исследования.
• Реферирование литературы по изучаемому вопросу.
• Умение цитировать, ссылаться на авторов изучаемых литературных источников.
• Использование технических средств для переработки информации.

2. Планирование
и проведение
исследования.

• Определение, формулирование целей, задач исследования.
• Формулирование гипотезы исследования.
• Выбор оптимального варианта структуры исследования.
• Действие по аналогии и предвидение отклонений от намеченного варианта.
• Оценка практической эффективности исследования.
• Сравнение результатов исследования с результатами, подобных исследований.
• Проверка результатов, исправление ошибок.
• Подготовка материального оснащения эксперимента.

3.Оформление и защита результатов исследования.

• Обоснование выводов.
• Составление отчета о проделанной работе.
• Использование символики, графических средств при оформлении отчета.
• Подготовка доклада, написание статьи.
• Защита перед аудиторией своих выводов.

В рамках научного общества учащиеся нашей школы исследуют историю села Рубежка, дают экологическую оценку. При выполнении исследовательской работы, учащиеся могут:

  • работать с различными источниками информации для получения необходимых сведений;

  • назвать основные закономерности возникновения и развития отдельных компонентов природы Земли, делать на основе этого простейшие прогнозы их дальнейшего развития;

  • устанавливать роль и значение географических знаний в решении хозяйственных и социальных проблем общества и отдельных территорий;

  • характеризовать отдельные компоненты природы и хозяйства, пространственной организации природы, населения и хозяйства отдельной территории или страны;

  • устанавливать связи между отдельными компонентами природного комплекса;

  • прогнозировать влияние природных условий на человеческую деятельность и наоборот; излагать суть экологических проблем отдельных территорий и основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • применять простейшие приемы анализа статистических данных , сравнивать полученные показатели, рассматривать их изменение во времени, на их основе делать простейшие прогнозы развития природных, хозяйственных и социальных проблем;

  • пользоваться картой (ориентироваться по карте и на местности, разрабатывать маршруты движения, измерять расстояния по карте, определять по карте количественные и качественные характеристики изображаемых объектов и процессов, находить различные географические объекты, использовать картографические источники для прогнозирования развития событий, для решения простейших производственных и бытовых задач, знают номенклатуру карты);

  • представлять результаты исследовательской работы с использованием информационных технологий.

С 2010 года я практикую в своей работе использование проектного метода обучения, который позволяет привести в систему информацию, которая накапливается у любого учителя. Примером систематизации исследовательской работы учащихся может явиться создание экологического проекта.

Представляю Вашему вниманию экологический проект учащихся 10 класса Кириленко Н., Кунту В. «Комплексная экологическая оценка села Рубежка» и этапы создания и работы над данным проектом.

Тема проекта «Комплексная экологическая оценка села Рубежка» включена в систему моей работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся и охватывает все основные направления исследовательской работы учащихся:

-исследование природы родного края;

-экология человека;

-охрана природы;

-восприятие окружающей среды.

В рамках проекта «Комплексная экологическая оценка села Рубежка» эффективно интегрируются предметы естественного, математического и технологического циклов.

Сбор информации по данному проекту может происходить на уроках и во время самостоятельной подготовки учащихся. Анализ, обработка и систематизация материалов по данному проекту может быть выполнена во время внеурочных занятий.

Разнообразие целей и методик достижения целей проекта позволяет адаптировать его задания к разновозрастным особенностям ребенка (от младшего до старшего школьного возраста), обладает большим воспитательным эффектом, создавая условия для развития всесторонне развитой личности.

Начальный этап планирования работы над проектом предполагает подготовку рефератов и сообщений по теме: «Комплексная экологическая оценка села Рубежка». Учащиеся собирают необходимые по теме данные, анализируют их, пытаются объяснить, обсуждают результаты. Очень полезна и интересна учащимся процедура проведения исследования проб воды, почвы, растительности с использованием различных методик.

Итогом работы учащихся по проекту стала школьная конференция, где ребята представляли свои работы через презентации, исследовательские работы. Следующим этапом послужило участие в районном, а затем в областном этапе по защите научных проектов. Кириленко Н. И Кунту В. заняли III место в Западно-Казахстанской области в секции «Охрана окружающей среды и здоровья человека». Работая над проектами, мы с учащимися собрали большой материал, который надо было систематизировать и показать. С целью пропаганды научной работы среди других учащихся, в апреле, на внеклассной конференции «Земля - наш общий дом» (к Всемирному Дню Земли), учащимся 8-10 классов были представлены научные проекты Кириленко Н., Кунту В., Аймурзиевой М.

Дальнейшей перспективой развития исследовательской работы станет создание новых научных проектов, применение материалов работ на уроках географии, биологии, во внеклассных мероприятиях.

Закончить я хочу словами В.А.Сухомлинского: "Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства - умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества". И мы, вслед за В.А.Сухомлинским, не устаем удивляться нашим ребятам: как быстро они меняются, становясь исследователями, как по-новому открываются нам своими, прежде не замечаемыми нами, талантами, как уверенно и красиво говорят, как преображаются внутренне и внешне.


© 2010-2022