- Преподавателю
- Другое
- Методическое указание по самостоятельной работе введения в специальность
Методическое указание по самостоятельной работе введения в специальность
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хархавкина Т.Н. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тольяттинский политехнический техникум»
(ГБОУ СПО «ТПТ»)
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
___________ C.А.Гришина
__ _________ 20__ г.
Методические УКАЗАНИЯ
по самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов
по дисциплине «Введение в профессию: общие компетенции профессионала»
по специальности 270101 «Архитектура»
Тольятти, 2012
ОДОБРЕНА
Протокол УПР отделения №3
от ___ _____20__ № ____
Методист УПО №3
________ С.C. Фрольченко
___ ______ 20___
СОГЛАСОВАНО
Методист
________ Н.А. Роменская
___ _______ 20___
СОГЛАСОВАНО
Старший методист
________ Н.В. Роменская
___ _______ 20___
Методические указания разработаны Хархавкиной Т.Н. - преподавателем ГБОУ СПО «ТПТ».
Рецензенты:
Методические указания разработаны для самостоятельной работы студентов, изучающих дисциплину «Введение в профессию: общие компетенции профессионала». В методических указаниях приведены рекомендации по изучению программного материала, Контрольные вопросы, планируемая самостоятельная работа, тематика презентаций, контрольные вопросы по дисциплине.
Содержание
1
Пояснительная записка…………………………………………………………
4
2
Перечень самостоятельных работ ….………………………………………….
6
3
Указания по выполнению самостоятельной работы ………………………...
7
4
Контрольные вопросы по разделам …………………………………………...
15
Рекомендуемая литература ……..……………………………………………...
17
1 Пояснительная записка
Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью учебного процесса в подготовке квалифицированных специалистов, способных самостоятельно и творчески решать стоящие перед ними задачи.
Рабочая программа дисциплины «Введение в профессию: общие компетенции профессионала» предусматривает две формы организации самостоятельной работы студентов:
- самостоятельной аудиторной работы в виде выполнения заданий на практических занятиях;
- самостоятельной внеаудиторной работы в виде завершения заданий, выполняемых студентами на практических занятиях, выполнение презентаций, подготовка устных сообщений, поиск информации.
Дисциплина «Введение в профессию: общие компетенции профессионала» относится общему гуманитарному и социально-экономическому циклу (вариативная часть).
Данный курс предполагает формирование компетенций в сфере работы с информацией, в сфере самоорганизации, самоуправления и контроля, в сфере коммуникации.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
-
анализировать ситуации;
-
планировать деятельность;
-
планировать ресурсы;
-
осуществлять текущий контроль деятельности;
-
оценивать результаты деятельности;
-
осуществлять поиск информации;
-
извлекать и проводить первичную обработку информации;
-
работать в команде (группе);
-
владеть устной коммуникацией (монолог);
-
воспринимать содержание информации в процессе устной коммуникации, письменной коммуникации;
-
принимать ответственное решение;
-
определять методы решения профессиональных задач;
-
планировать деятельность;
-
оценивать результаты деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
сущность и социальную значимость своей будущей профессии;
-
оценки социальной значимости своей будущей профессии,
-
типичные и особенные требования работодателя к работнику (в соответствии с будущей профессией).
В результате освоения дисциплины должны формироваться общие компетенции (ОК):
-
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
-
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
-
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
-
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
-
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
-
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
-
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
-
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
2 Перечень самостоятельных работ
№ п\п
Наименование темы (раздела)
Наименование работы
Кол-во часов
1
Поиск информации
Характеристика видов источников информации
2
2
Извлечение и первичная обработка информации
Извлечение и первичная обработка информации по самостоятельно сформулированным основаниям
2
3
Извлечение и первичная обработка информации
Коллаж
2
4
Извлечение и первичная обработка информации
Денотатный граф
2
5
Обработка информации
Анализ аргументации, приводимый в СМИ
3
6
Обработка информации
Проведение сравнительного анализа на основе самостоятельно определяемых критериев
2
7
Планирование деятельности и ресурсов
Планирование деятельности
2
8
Планирование деятельности и ресурсов
Составление своей характеристики в качестве ресурса
2
9
Анализ. Контроль. Оценка
Анализ ситуации
2
10
Анализ. Контроль. Оценка
Контроль выполненных решений
2
11
Письменная коммуникация
Составление служебной записки
2
12
Устная коммуникация
Перевод содержания газетной статьи в формат устного высказывания
2
13
Устная коммуникация
Подготовка публичного выступления в модельной ситуации
3
14
Устная коммуникация
Подготовка презентации
4
15
Устная коммуникация
Подготовка диалогов на тему:
«Прием на работу»
«Разговор клиента с техником-строителем»
2
2
16
Введение в профессию
Спрос и предложение на региональном рынке труда
2
17
Введение в профессию
Подготовка презентации
4
Итого
42
3 Указания по выполнению самостоятельной работы
Самостоятельная работа №1 (2ч)
Тема: Поиск информации
Цель: совершенствовать умение поиска информации
Задание: Характеристика видов источников информации
Пояснения к заданию: В рабочей тетради Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Ведение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. - Разд. 1: Компетенции в сфере работы с информацией. - Самара: ЦПО, 2011. на стр. 20 - 21 вы индивидуально выполняете задание 8.
Вам необходимо осуществить поиск источников информации по теме «Современные тенденции в общественном питании и сфере услуг», дать характеристику источникам информации, оформить ссылки на источники информации».
Контроль: отчет в письменной форме.
Самостоятельная работа №2 (2ч)
Тема: Извлечение и первичная обработка информации
Цель: совершенствовать умение извлечения информации
Задание: Извлечение и первичная обработка информации по самостоятельно сформулированным основаниям
Пояснения к заданию: В рабочей тетради Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Ведение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. - Разд. 1: Компетенции в сфере работы с информацией. - Самара: ЦПО, 2011. на стр. 33 - 35 вы индивидуально выполняете задание 13.2.
Вам необходимо сначала в очерченном поле на стр. 33 организовать место для фиксации информации, а затем ответить на вопросы.
Контроль: отчет в письменной форме.
Самостоятельная работа №3 (2ч)
Тема: Извлечение и первичная обработка информации
Цель: совершенствовать умение извлечения и первичной обработки информации
Задание: Коллаж
Пояснения к заданию: В рабочей тетради Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Ведение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. - Разд. 1: Компетенции в сфере работы с информацией. - Самара: ЦПО, 2011. на стр. 47 вы в группе выполняете задание 20.1.
Ознакомьтесь с правилами составления коллажа на стр. 47 рабочей тетради. Организуйте малые группы (4-5 человек). Выберите тему и составьте коллаж.
Темы:
-
Моя будущая профессия.
-
Моя группа.
-
Мой техникум.
Контроль: отчет в письменной.
Самостоятельная работа №4 (2ч)
Тема: Извлечение и первичная обработка информации
Цель: совершенствовать умение извлечения информации
Задание: Денотатный граф
Пояснения к заданию: В рабочей тетради Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Ведение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. - Разд. 1: Компетенции в сфере работы с информацией. - Самара: ЦПО, 2011. на стр. 49 вы индивидуально выполняете задание 21.
Вам необходимо ознакомиться с одной из ниже приведенных тем и составить денотатный граф. Правила составления денотатного графа в рабочей тетради на стр.45-46.
Темы для составления денотатного графа:
-
Минеральные вещества
-
Витамины
-
Белки
-
Жиры
-
Углеводы
Контроль: отчет в письменной форме.
Самостоятельная работа №5 (3ч)
Тема: Обработка информации
Цель: совершенствование умений обработки информации
Задание: Анализ аргументации, приводимый в СМИ
Пояснения к заданию: В рабочей тетради Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Ведение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. - Разд. 1: Компетенции в сфере работы с информацией. - Самара: ЦПО, 2011. на стр. 67-71 вы индивидуально выполняете задания 31, 32.
Правила аргументов и тезисов указаны в рабочей тетради на стр.64.
Контроль: отчет в письменной форме
Самостоятельная работа №6 (2ч)
Тема: Обработка информации
Цель: совершенствование умений обработки информации
Задание: Проведение сравнительного анализа на основе самостоятельно определяемых критериев
Пояснения к заданию: В рабочей тетради Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Ведение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. - Разд. 1: Компетенции в сфере работы с информацией. - Самара: ЦПО, 2011. на стр. 76-78 вы индивидуально выполняете задание 37.
Порядок проведения сравнительного анализа указан в рабочей тетради на стр.73.
Контроль: отчет в письменной форме.
Самостоятельная работа №7 (2ч)
Тема: Планирование деятельности и ресурсов
Цель: совершенствование умений планирования деятельности
Задание: Планирование деятельности
Пояснения к заданию: В рабочей тетради Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Ведение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. - Разд. 2: Компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления. - Самара: ЦПО, 2011. на стр. 12-13 вы индивидуально выполняете задание 3.
Порядок планирования деятельности указан в рабочей тетради на стр.5.
Контроль: отчет в письменной форме.
Самостоятельная работа №8 (2ч)
Тема: Планирование деятельности и ресурсов
Цель: совершенствование умений планирования ресурсов
Задание: Составление своей характеристики в качестве ресурса
Пояснения к заданию: В рабочей тетради Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Ведение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. - Разд. 2: Компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления. - Самара: ЦПО, 2011. на стр. 23 вы индивидуально выполняете задание 6.
Характеристика ресурсов указана в рабочей тетради на стр.19.
Контроль: отчет в письменной форме.
Самостоятельная работа №9 (2ч)
Тема: Анализ. Контроль. Оценка
Цель: совершенствование умений проведения анализа ситуаций
Задание: Анализ ситуации
Пояснения к заданию: В рабочей тетради Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Ведение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. - Разд. 2: Компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления. - Самара: ЦПО, 2011. на стр. 31 вы индивидуально выполняете задание 11.
Критерии и характеристика анализа ситуации указаны в рабочей тетради на стр.27.
Контроль: отчет в письменной форме.
Самостоятельная работа №10 (2ч)
Тема: Анализ. Контроль. Оценка
Цель: совершенствование умений проведения текущего контроля.
Задание: Контроль выполненных решений
Пояснения к заданию: В рабочей тетради Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Ведение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. - Разд. 2: Компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления. - Самара: ЦПО, 2011. на стр. 38 вы индивидуально выполняете задание 17.
Характеристика и порядок текущего контроля указаны в рабочей тетради на стр.35.
Контроль: отчет в письменной форме.
Самостоятельная работа №11 (2ч)
Тема: Письменная коммуникация
Цель: совершенствование умений написания служебной записки
Задание: Составление служебной записки
Пояснения к заданию: В рабочей тетради Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Ведение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. - Разд. 3: Компетенции в сфере коммуникации. - Самара: ЦПО, 2011. на стр. 12 вы индивидуально выполняете задание 4.
Правила составления служебной записки указаны в рабочей тетради на стр.8.
Контроль: отчет в письменной форме.
Самостоятельная работа №12 (2ч)
Тема: Устная коммуникация
Цель: совершенствование умений составления устного сообщения.
Задание: Перевод содержания газетной статьи в формат устного высказывания
Пояснения к заданию: В рабочей тетради Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Ведение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. - Разд. 3: Компетенции в сфере коммуникации. - Самара: ЦПО, 2011. на стр. 17 вы индивидуально выполняете задание 6.1.
В библиотеке техникума ознакомьтесь с журналами «Питание и общество». Выберите любую статью объемом не менее 80 слов и подготовьте пересказ.
Контроль: отчет в письменной и устной форме.
Самостоятельная работа №13 (3ч)
Тема: Устная коммуникация
Цель: совершенствование умений выступления перед аудиторией
Задание: Подготовка публичного выступления в модельной ситуации
Пояснения к заданию: В рабочей тетради Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Ведение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. - Разд. 3: Компетенции в сфере коммуникации. - Самара: ЦПО, 2011. на стр. 23 вы индивидуально выполняете задание 11.1.
Подготовьте выступление на собрании вашей группе по одной из ниже перечисленных тем:
-
Современные тенденции в общественном питании.
-
Современное оборудование для предприятий общественного питания.
-
Инновационные технологии в общественном питании.
Правила подготовки устного выступления указаны в рабочей тетради на стр.22.
Контроль: отчет в письменной и устной форме.
Самостоятельная работа №14 (4ч)
Тема: Устная коммуникация
Цель: совершенствование умений перед аудиторией
Задание: Подготовка презентации
Пояснения к заданию: В рабочей тетради Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Ведение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. - Разд. 3: Компетенции в сфере коммуникации. - Самара: ЦПО, 2011. на стр. 23 вы индивидуально выполняете задание 12.1.
Подготовьте презентацию и выступите перед группой по одной из ниже перечисленных тем:
1. Современные тенденции в общественном питании.
2. Современное оборудование для предприятий общественного питания.
3. Инновационные технологии в общественном питании.
Контроль: отчет в письменной и устной форме.
Самостоятельная работа №15 (4ч)
Тема: Устная коммуникация
Цель: совершенствование умений перед аудиторией
Задание: Подготовка диалога
Пояснения к заданию: Подготовьте диалоги по темам:
1. Прием на работу.
2. Разговор клиента с официантом.
Контроль: отчет в письменной и устной форме.
Самостоятельная работа №16 (2ч)
Тема: Введение в профессию
Цель: совершенствование умений определения методов решения профессиональных задач
Задание: Спрос и предложение на региональном рынке труда
Пояснения к заданию: С помощью сети «Интернет» подготовьте список потенциальных работодателей г. Тольятти.
Составьте таблицу вакансий по профессиям в сфере общественного питания г. Тольятти
Профессия
Предприятие
Условия приема
Заработная плата
Правила подготовки устного выступления указаны в рабочей тетради на стр.22.
Контроль: отчет в письменной и устной форме.
Самостоятельная работа №17 (4ч)
Тема: введение в профессию
Цель: совершенствование умений определения методов решения профессиональных задач
Задание: Подготовка презентации
Пояснения к заданию: Подготовьте презентацию и выступите перед группой по теме:
1. «Моя будущая профессия»
Контроль: отчет в письменной и устной форме.
4 Контрольные вопросы по разделам
Раздел 1 Компетенции в сфере работы с информацией
-
Поиск источника информации по каталогу.
-
Характеристика видов источников информации.
-
Отбор источников для решения задачи.
-
Определение структуры для извлечения информации.
-
Полное и выборочное чтение таблиц.
-
Составление таблицы для извлечения информации.
-
Составление денотатного графа.
-
Составление лестницы сужения и расширения понятий.
-
Извлечение и первичная обработка информации по самостоятельно сформулированным основаниям
-
Аргументация выбранного тезиса на основе заданных источников информации.
-
Анализ аргументации, приводимый в СМИ.
-
Подготовка выводов на основе обобщения эмпирических данных.
-
Подготовка выводов, обусловленных проявлением общей закономерности в конкретных условиях.
-
Проведение сравнительного анализа на основе самостоятельно определяемых критериев.
-
Причинно-следственный анализ в процессе принятия и исполнения решений
Раздел 2 Компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления
-
Составление плана деятельности с выделением фрагмента известной (заданной) технологии.
-
Составление своей характеристики в качестве ресурса.
-
Описание примеров альтернативных ресурсов.
-
Постановка задач на основе общей информации рекомендательно-инструктивного характера
-
Анализ ситуации.
-
Использование техники двумерного списка в процессе принятия решения.
-
Определение проблемы в модельной ситуации.
-
Использование причинно-следственной диаграммы в процессе принятия решения.
-
Использование техники списка в процессе принятия решения.
-
Выделение критериев для анализа ситуации.
-
Анализ ситуации в соответствии с заданным эталоном.
-
Определение способов текущего контроля
Раздел 3 Компетенции в сфере коммуникации
-
Перевод содержания газетной статьи в формат устного высказывания.
-
Подготовка выступления на совещании.
-
Подготовка презентации
-
Оформление продукта письменной коммуникации сложной структуры, содержащего различные позиции
-
Подготовка выступления на основе предоставленной наглядности.
-
Подготовка публичного выступления в модельной ситуации
Раздел 4 Введение в профессию
-
Структура профессиональной деятельности в рамках профессии: возможности горизонтальной и вертикальной карьеры.
-
Спрос и предложение на региональном рынке труда.
Рекомендуемая литература:
-
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала: Учебные материалы. - Самара: ЦПО, 2011.
-
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. - Самара: ЦПО, 2011.
-
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Ведение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. - Разд. 1: Компетенции в сфере работы с информацией. - Самара: ЦПО, 2011. - 80 с.
-
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Ведение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. - Разд. 2: Компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления. - Самара: ЦПО, 2011. - 40 с.
-
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Ведение в профессию: общие компетенции профессионала [Текст]: рабочая тетрадь. - Разд. 3: Компетенции в сфере коммуникации. - Самара: ЦПО, 2011. - 36 с.