Качества личности педагога в исследовательской деятельности

Тема: Качества личности педагога в исследовательской деятельностиЦель: Постоянное повышение квалификации и профессионального развития педагога является психологической основой компетентности.На изучение данной темы приводится множество статей диссертаций и научных публикаций раскрывающих различные вопросы в изучении личности педагога. В этой статье мы подробно распишем необходимые качества педагога в различных социальных коллективах.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.А.Клеветова

ЛПИ-филиал СФУ

Качества личности педагога в исследовательской деятельности

В Настоящее Время педагог должен сам, в первую очередь, обладать качествами поддержки конкурентоспособности, инициативностью, а так же творчески мыслить, находить нестандартные решения в простых ситуациях и соответствовать новому времени. Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется к самореализации внутренних амбиций, постоянным получением новых знаний, умений и обогащению профессиональной деятельности. Постоянное повышение квалификации и профессионального развития педагога является психологической основой компетентности.

Помимо нужных личностных и профессиональных качеств, имеет место быть проблемам в формировании педагогической деятельности и не всегда педагог сможет дать то что от него требуется, к примеру: характерные трудности, неумение изучать ученика, неумение видеть ученика как целостную личность. Так же аналитическими исследованиями выявлено что к проблемам педагога можно отнести недостаточность выработанных и конструктивных организаторских умений о слабой ориентации на изучение индивидуальных и возрастных особенностей школьников приемов работы с ними о недостаточной разработанности пакета диагностических методик для определения уровня воспитанности и развития личности.

Следуя статистическим данным в некоторых регионах России в настоящее время более чем у 60% педагогов возникают трудности при проектировании и планировании развития качеств личности ученика. Так же половина опрошенных не способны анализировать свою работу и испытывают затруднения при проведении индивидуальной работы с детьми.

Таким образом возникает существенный вопрос: Какую роль играет педагог в становлении школьного ученического коллектива?

Первым и наверное самым главным отличием каждого педагога является внутренний характер человека, ведь от того какой он будет строится дальнейшая работа со школьным коллективом.

На изучение данной темы приводится множество статей диссертаций и научных публикаций раскрывающих различные вопросы в изучении личности педагога, так в одной из диссертации кандидата психологических наук Мироновой Марины Николаевны «Личностно-смысловые детерминанты развития профессионализма педагога» изучается вопрос по разработке «методики изучения смысловых уровней в структуре личности
педагога», которая предназначена для индивидуальной работы с педагогами и для проведения психолого-педагогического мониторинга состояния педагогического профессионализма образовательных учреждений, их готовности к внедрению инноваций.

В одном из докладов Лобейко Юрия Александровича. «Научные основы творческого развития и саморазвития педагога в системе дополнительного профессионального образования» раскрыт вопрос создания технологии образовательных инноваций в региональной системе повышения квалификации, методика педагогического опыта; разработки и теоретической обоснованности системы методов, форм и средств стимулирования творческого развития и саморазвития педагога. (данные о статьях и диссертациях предоставлены сайтом dslib.net

Разобьем понятие личность педагога на несколько составляющих терминов.

Личность - общежитейский и научный термин обозначающий :

Человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо в широком смысле слова)

Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

(БСЭ,Том 14 А.М.Прохоров, Москва, 1973, стр 578 ст.1721)

Педагог - (в переводе с греч. pedagogos-воспитатель) учитель общеобразовательных заведений, преподаватель.-проф.-технич., среднего спец. Или высшего уч. заведения.

(БСЭ, Том 19 А.М.Прохоров, Москва, 1975, стр 297 ст.877)

Педагогика - (с греческого pedagogikae- наука о специальной организаваноой целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.

(БСЭ, Том 19 А.М.Прохоров, Москва, 1975, стр 297 ст.877)

Коллектив - (от латинского collektivus- собирательный), одна из важнейших ячеек социального общества, относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи.

(БСЭ, Том 12 А.М.Прохоров, Москва, 1973, стр 425 ст.1262)

Саморазвитие - сознательная деятельность человека, направленная на более полную реализацию себя как личности, процесс совершенствования своих знаний, навыков и умений. (сайт aesin.ru)





Таблица 1. Критерии личностных качеств педагога для отдельных социальных коллективов.

Цели

Методы

Критерии личности педагога

Детский сад

Заложение основ к коллективизации

Метод воспитания

1.Любовь к детям

2.Терпение

3.Умение доходчиво объяснять материал

4.Быстрота реакции

5.Оптимизм

6.Авторитетность

Начальная школа

Развитие самостоятельности выполнения задач

Метод воспитания

Метод обучения

1.Любовь к детям

2.Умение доходчиво объяснять материал

3.Владение дидактическими приемами

4.Терпение

5.Самокритичность

6.Авторитетность

Средняя школа

Формирование склада ума и личностных качеств человека

Метод обучения

Метод исследования

1.Любовь к детям

2. Умение доходчиво объяснять материал

3. Владение дидактическими приемами

4.Терпение

5.Авторитетность

6.Оптимизм

ВУЗ

Навык профессионализма в той или иной отрасли

Метод исследования

1.Любовь к детям

2.Авторитетность

3. Владение дидактическими приемами.

4.Умение доходчиво излагать материал

5.Крепкое здоровье

6. Быстрота реакции

В зависимости от возраста обучаемых меняются методы цели обучения. На каждом этапе обучения имеются свои критерии личностных качеств педагога, которые в зависимости от социального статуса коллектива меняется значимость каждого из них

Исследовательская часть нашей научной статьи заключалось в опросе студентов-будущих педагогов. Был задан вопрос: «какое личностное качество педагога вы считает самым главным в его профессии»



Таблица 2.

Результаты студентов

Варианты ответов

Результаты в процентах

Строгость характера

39%

Взаимопонимание между педагогом и учеником

47%

Доброта и лояльность педагога

14%

Из данной таблицы мы видим вывод что взаимопонимание между педагогом и учеником является основным решающим фактором среди опрошенных учеников

Вывод: личность педагога активно отражается на его поведении в том или ином социальном коллективе.

Источники использованной литературы:

БСЭ, Том 12 А.М.Прохоров, Москва, 1973, стр 425 ст.1262

БСЭ,Том 14 А.М.Прохоров, Москва, 1973, стр 578 ст.1721

БСЭ, Том 19 А.М.Прохоров, Москва, 1975, стр 297 ст.877

Коменский Я.А. «Педагогическое наследие» Москва, 1989

Сайт dslib.net

Сайт aesin.ru

Сайт vlivkor.com

© 2010-2022