Проектная технология как личностно-ориентированная деятельность

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная технология как личностно-ориентированная деятельность

Абуова К.М,

учитель русского языка и литературы

школы-гимназии № 65

города Астаны

Аннотация к статье

Данная статья раскрывает суть применения проектной технологии в школе. Это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная приобретает все большую популярность, так как она личностно ориентирована. Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения. Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах, позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в педагогической науке. Мы, педагоги, хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Цели современного урока - формирование таких компетенций, которые дадут мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого необходимо применение педагогом на уроках русского языка и литературы разнообразных форм и методов обучения.

Какую же технологию использую я на своих уроках?

Проектная технология - это группа методов и приёмов в различных формах, что активизирует учебную и познавательную деятельность учащихся. И одним из основных приемов проектной технологии является исследование. Проектное обучение - это особая организация учебного процесса, направленная на решение учениками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обосновании поэтапной, успешной, учебной деятельности, представление результата.

Нужны ли исследования на уроках русского языка и литературы?

Всем входящим в класс хорошо известно, что на предложение - «А теперь давайте исследуем!» - наши дети реагируют немедленно и с восторгом. И все-таки применяя данную форму работы, убеждаешься в том, что исследования и эксперименты - это те средства деятельности, что направлены на развитие способности к творчеству в целом.

В своей работе стала чаще использовать элементы занимательности, применяю неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой проведения урока ( опросы в виде интервью, наблюдения, путешествия в сказку)

Известно, что учащихся привлекает всегда все новое, необычное. А всякое познание начинается с удивления. Удивление же есть момент пробуждения интереса к изучаемой теме, к самостоятельной работе. Главное в уроке, по-моему, постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и - открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значение для науки. Вот когда ученик научится чувствовать язык, понимать, почему так, а не иначе говорят или пишут, тогда придет и желание «изловить» законы языка, значит, через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной устной и письменной речи. В работе можно использовать готовые программные продукты, интернет-ресурсы, посещение библиотек, презентации учебного материала. Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности

Мы, учителя-словесники, зачастую сталкиваемся с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе дает ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

Метод учебного проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить

следующие этапы:

1. Погружение в проект;

2. Организация деятельности;

3. Осуществление деятельности;

4. Презентация результатов. [1]

Формирование основы подготовки школьников к трудовой деятельности в незнакомых условиях, способствование развитию и воспитанию креативной личности - главная цель проектной технологии, где наиболее существенным в обучении детей является их стремление находить творческие подходы к выполнению классных и домашних заданий, упражнений, стремление использовать полученное навыки с пользой не только для себя, но и для окружающих, а также развитие самостоятельности в процессе обучения [2].

На 1-м этапе - погружении в проект - учитель должен пробудить у обучающихся интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. В результате решения проблемы учитель совместно с учащимися определит цель и задачи проекта - поиск способов решения проблемы проекта.

На 2-м этапе учитель организует школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них.

3-й этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, при знакомстве с критической литературой в журналах, монографиях, в сети Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

4-й этап - презентация проекта - как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. При определении заданий для каждой группы необходимо учитывать характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. И в связи с этим используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности. На втором этапе происходит и планирование работы по решению задач проекта.

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема: " Тема трудолюбия в народных сказках",

Класс 5

Тип проекта: творческий

Цель работы: создание условий, при которых школьники приобретают навыки общения, работая в разных группах, развивают свои исследовательские познания.

Результат работы: приобретают системное мышление, могут воспользоваться приобретёнными знаниями, умениями, навыками, которые помогут в решении практических и познавательных задач, самостоятельно и с энтузиазмом развивают дополнительные знания из различных источников.

Ученики рассказывают о результатах своей деятельности, представляют их в различных формах, заранее определённых на первой стадии (это могут быть слайд-презентации, фотоальбомы, поделки, выставки, театрализованные представления - в зависимости от тематики проектов и возможностей учащихся).

Проблема

Что дает труд?

Почему?

Нужно ли любить труд?

Что делать?

Изучить содержание народных сказок

Как?

Какие результаты дает человеку труд?

Что получить? (результат)

Сочинение " Человек славен трудом"

Познавательный (знания пословиц и поговорок о труде)

Воспитательный (воспитание любви и уважения к труду)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность)

Подобная форма работы вызывает большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, так как во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя. Проектные задания по литературе вызывают живой интерес у обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства. Следовательно, выполнение задания требовало от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений. Для решения возникшей проблемы учащиеся должны будут найти ответ на него. Подобная работа, во-первых, воспитывает у ребят уважение к труду, во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к образу жизни людей.

Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций. В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Ученик же, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем. Именно этому способствует метод проекта.

Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами:

• зачем?

• для чего (кого)?

• как?

Первое требование - это наличие либо субъективно, либо социально значимой для ученика проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается ученикам в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности учащиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы - это и есть ответ на вопрос "зачем?".

Второе требование: необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов, ученик должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.

Третья важная характеристика метода проектов - его самостоятельность, которая определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.

Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над предыдущим проектом, на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и умений.

Можно выделить основные положительные стороны проектного обучения - учащийся находится в центре внимания, осуществляется помощь развитию его креативных способностей. Каждый ученик может обучаться в соответствии со своим уровнем развития, поскольку применяется индивидуальный темп работы над проектом.

Однако в технологии проектного обучения, как и в любой другой технологии, существуют ограничения, обусловленные трудностями её использования. Это низкая мотивация школьников к принятию участия в проекте, недостаточные умения учащихся заниматься исследовательской деятельностью, неточность определения результатов.

Несмотря на перечисленные недостатки, технология проектного обучения сегодня играет важную роль в школьном обучении, и как можно заметить, является довольно прогрессивной технологией. Если школьник справляется с работой над своим учебным проектом, то хочется верить, что в дальнейшем это поможет ему ориентироваться в сложных ситуациях, приспосабливаться к условиям жизни, проявлять навыки общения.

Литература

  1. Ломакин А.В. Технология проектного обучения [Электронный ресурс] / А.В. Ломакин // Ломакин А.В. Личный сайт.

  2. 2. Савинков А. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании [Текст] / А. Савинков // Школьный психолог. - 2007. - №23. - С. 6-10.

© 2010-2022