• Преподавателю
  • Другое
  • Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознании

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознании

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя истории и обществознании Хантагаровой Марфы Михайловны.



Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение трех лет «Использование нетрадиционных форм уроков в преподавании истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности учащихся».

Использование нетрадиционных форм проведения уроков дает возможность воспитать из ученика- грамотную, активную, творческую личность, способную успешно реализоваться в будущей профессиональной деятельности. Повышение качества обучения истории и обществознания, развитие познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности за счет использования компетентностного подхода в учебном процессе.

Актуальность и перспективность опыта: Использование нетрадиционных форм уроков:

Способствует интеллектуальному развитию школьников

  • Дает возможность для подготовки активной творческой личности

  • Использование разнообразных форм преподавания может сделать изучение предмета более увлекательным

  • Формирует положительную мотивацию учения

  • Активизирует познавательную деятельность учащихся

  • Развивает самостоятельность в учебной деятельности

  • Воспитывает активную жизненную позицию ученика

  • Развивает творческое мышление школьников

Цели, сущность и механизм педагогических технологий.

Название

Цель

Сущность

Механизм

Технология проблемного обучения

Развитие познавательной активности обучаемых

Познавательное и целенаправленное выдвижение перед обучаемыми познавательных задач, разрешая которые, обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Технология развивающего обучения

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Технология активного (контекстного) обучения

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности

Методы активного обучения

Технология игрового обучения

Обеспечение личностно- деятельностного характера усвоения знаний, умений, навыков

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Новизна опыта:

  • Обобщение передового педагогического опыта по теме

  • Выделение критериев отбора материала

  • Систематизация материала



Основной подход к пониманию нетрадиционных форм урока.

Сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОПЫТА

Традиционные и нетрадиционные формы урока.

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Субъект - объективные взаимодействия в системе "учитель - ученик"

Субъект - субъектные позиции в системе "учитель - ученик"

Содержательная часть

Цели

Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами

Развитие личности учащихся

Содержание учебного материала

Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер

Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности

Процессуальная часть

Организация учебного процесса

Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование

Методы и формы учебной деятельности школьников

Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение

Формы урока: урок - учебная игра, учебная дискуссия, исследование

Методы и формы работы учителя

Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников

Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: "метод прямого доступа", проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала

Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках

Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности

Диагностика учебного процесса

Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся

Учитель - координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя

Рефлексивная деятельность учителя и учащихся

Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков.

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Недостатки:
субъект - объектные взаимодействия в системе "учитель-ученик", изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом

Достоинства:
субъект - субъективные позиции в системе "учитель - ученик", возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.

Содержательная часть

Цели

Достоинства: формирование знаний, умений и навыков

Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся

Содержание учебного материала

Достоинства: наибольший объем информации, систематичность

Достоинства: более глубокое изучение учебного материала.
Недостатки: меньший объем изучаемого материала

Процессуальная часть

Достоинства: четкая структура урока.
Недостатки: шаблонность, однообразие

Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.
Недостатки: большие затраты времени

Организация учебного процесса

Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления

Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления

Методы и формы учебной деятельности школьников

Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя

Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя

Методы и формы работы учителя

Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками

Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала.

Диагностика учебного процесса

Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения

Недостатки: слабая обратная связь

Достоинства: сильная обратная связь

Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения

ТЕХНОЛОГИЯ УРОКА

1. Замысел.

2. Организация.

3. Проведение.

4. Анализ.

Замысел. Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

- определение временных рамок;

- определение темы урока;

- определение типа урока;

- выбор класса;

- выбор нетрадиционной формы урока;

- выбор форм учебной работы.

- определение временных рамок.

Результативность опыта:

В рамках концепции современного российского образования я работаю над созданием условий для актуализации таких психолого-педагогических механизмов, которые бы обеспечили включение растущего человека в систему общечеловеческих ценностей, путем активизации деятельности учащихся с применением нестандартных форм на уроках истории и обществознании.

Результативность применения данной проблемы проявляется в:

- результатах итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ;

- результатах детей в предметных олимпиадах

Предмет/год

Число участников ЕГЭ, ОГЭ (% от общего числа выпускников в классах аттестуемого учителя)

В том числе получили по итогам ЕГЭ, ГИА

количество баллов, соответствующих оценке

Среднее количество баллов, набранных участниками ГИА по предмету

«5»

«4»

«3»

«2»

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

ОГЭ обществознание

2013г

1

0

0

1

100

0

0

0

0

27

2014г

3

0

0

0

0

1

33

2

67

15

2015г.

3

0

0

3

100

0

0

0

0

30

Подготовка воспитанников - победителей и призеров (1-3 место) предметных олимпиад муниципального, регионального, федерального, международного уровня

  • 2013г. Всероссийская олимпиада «Поехали» посвященная ко Дню полета Ю.А.Гагарина.

Лебедев Максим 6б класс - участие.

Стручкова Алина 6а класс - участие.

  • 2014г. школьная олимпиада по обществознанию:

Григорьев Владимир 6 класс - 1 место.

Макарова Мария 9 класс - 1 место.

Макарова Алина 9 класс - 2 место.

Сергеева Людмила 6 класс - 2 место.

Новиков Максим 7б класс - участие.

Яковлев Арылхан 7а класс - участие.

Стручкова Алина 7а класс - участие.

Барабанский Александр - участие.

  • 2014г. школьная олимпиада по истории:

Стручкова Алина 7а класс - участие.

Дохунаева Гальмира 7а класс - участие.

  • 2014г. Макарова Алина 9 класс - 2 место по итогам первого этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию за интеллектуальное саморазвитие, самообразование.

  • 2014г. Макарова Алина 9 класс - 1 место по итогам первого этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию за интеллектуальное саморазвитие, самообразование.

  • 2015г. Международная дистанционная олимпиада по обществознанию проекта «Инфоурок»:

Барабанский Александр 9 класс - Сертификат, участие.

Лебедев Максим 8б класс - сертификат за участие.

Новиков Максим 8б класс - сертификат за участие.

Сергеева Людмила 7 класс - сертификат за участие.

  • 2015г. Международная дистанционная олимпиада по математике проекта «Инфоурок»:

Горохова Мария 4 класс - диплом Iстепени

Хантагарова Олеся 4 класс - Сертификат за участие.

Хантагарова Жанна 1б класс - диплом Iстепени

  • 2015г. Международная дистанционная олимпиада по окружающему миру проекта «Инфоурок»:

Горохова Мария 4 класс - сертификат за участие.

Хантагарова Олеся 4 класс - сертификат за участие.

Хантагарова Жанна 1б класс - диплом III степени

  • VI Всероссийская олимпиада по истории для 5-11 классов «Рыжий кот»

Григорьев Владимир 7 класс - диплом 3 место.

Лебедев Максим 8б класс - диплом 3 место.

Горохова Джульетта 8б класс - диплом 3 место.

Вывод: использование нетрадиционных форм уроков в обучении предмета играет важную роль в системе образования. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями. Становление новых отношений между учителем и учениками.

С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте можете познакомиться на личном сайте учителя infourok.ru/user/hantagarova-marfa-mihaylovna/

Директор МБОУ «Казачинская СОШ» _______________ /Окорокова М.С/

Заместитель директора по УВР _______________ /Горохова М.В. /

Учитель истории и обществознания _____________ /Хантагарова М.М./



© 2010-2022