Понятие о литературном краеведении

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 1

Тема урока: «Откуда есть, пошла земля Липецкая…» Понятие о краеведении

Липецкая область: прошлое, настоящее, будущее.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: вводный урок.

Цели урока.

Образовательная: выявить особенности краеведения как «родиночувствия», по

меткому выражению Марины Цветаевой, как всестороннего

освоения, осмысления, исследования сравнительно небольшой

территории «малой родины», её исторических и культурных

корней, познакомиться с прошлым, настоящим и будущим

Липецкой области

Развивающая: формировать умение работать с различными источниками,

содержащими краеведческую информацию: учебниками, картами,

картинами, журналами, справочной литературой, архивом

школьного музея, формировать понимание того, что через историю,

литературу родного края лучше познаешь историю и литературу

страны

Воспитательная: воспитание любви к тому единственному месту на земле, где

человек родился, где жили его предки, стремления познать и

понять историю своего края, ведь любовь к Отчизне начинается

с любви к «малой родине» - краю, городу, в котором родился и

вырос.

Оборудование урока: выставка книг, тексты произведений,

мультимедийная презентация: «Откуда есть пошла земля

Липецкая…»

Опережающие задания: сообщения учащихся:

Методическая цель: личностно - ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

И современники и тени
В тиши беседуют со мной
Сильнее стало ощущенье
Шагов Истории самой…
Ярослав Смеляков

Никакое общество… не может долго продержаться

в силе и здравии, если оно откажется от вековых

традиций и устоев своего народа. Это все равно, что,

подрубив корни, уповать на ветви
В.Распутин

План урока.

1. Вступление: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос».

(Академик Д.С.Лихачев)

2. «Человек без родины, что соловей без песни» Понятие о краеведении

3. Анализ отрывка из статьи Д.С.Лихачева «Экология культуры

4. Сообщение учащегося: «Липецкий край прошлое, настоящее, будущее.

5. Сообщение учащегося: «Гербы городов Липецкой области»

6. Памятные места Липецкой области

7. Заключение: «Прошлое - будущему» (Д.С.Лихачев)

Проблемные вопросы:

  • Для чего нужно знать историю своего края?

  • Что такое краеведение?

  • Как возникла Липецкая область?

  • Что вам известно о прошлом, настоящем и будущем нашего края?

  • Как вы понимаете слова И.А. Бунина, о том, что из средней России "вышли чуть не все величайшие русские писатели

  • Как вы понимаете смысл названия статьи Д.С.Лихачева - «Прошлое - будущему»

1. Вступление: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос».

(Академик Д.С.Лихачев)

Академик Д.С.Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Где мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая единственная Отчизна». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место - город, в котором мы родились - и он несравним ни с чем другим.

Сегодня мы с вами поговорим о краеведении, его значении в нашей жизни, об истории Липецкой области, истории края из средней России, откуда, по справедливому замечанию И.А. Бунина, "вышли чуть не все величайшие

русские писатели, поразмышляем над вопросом:

Что же дает прошлое будущему?

2. «Человек без родины, что соловей без песни» Понятие о краеведении

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Краеведение или «родиночувствие», по меткому выражению Марины Цветаевой, есть всестороннее освоение, осмысление, исследование сравнительно небольшой территории «малой родины», её исторических и культурных

корней

Само понятие имеет различные толкования, значения:

краеведение - освоение, осмысление, изучение какой-либо определённой

территории, выделенной по административно-политическим или

хозяйственным признакам;

краеведение - всестороннее изучение (школьниками или студентами на

занятиях и во внеурочное время) какой-либо определённой территории.

А. С. Барков в монографии «Вопросы методики и истории географии» (М., 1961) констатирует: «Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края».

Выделим три направления краеведения, практически значимых для просветительской работы, проводимых на научной основе:

Литературное краеведение знакомит учащихся с произведениями писателей - земляков, вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала, способствующих знанию края».

Историческое краеведение имеет значительные и весомые традиции. Основные источники истории родного края - это исторические документы, газеты, альманахи, археологические раскопки, монографии ученых историков, материалы краеведческих музеев

Различают краеведение по формам его организации: государственное, школьное (вузовское), общественное. В школьном же краеведении различают учебное (его методология, методика, характер и содержание мотивируются учебными программами) и непрограммное (его структура, содержание, формы и методика определяются планами воспитательной работы каждого конкретного учебного заведения). района, области, края, республики.

3. Анализ отрывка из статьи Д.С.Лихачева «Экология культуры

Лихачев Д.С. Экология культуры
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
Истинный патриотизм - это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отделенных друг от друга миллионами световых лет!
Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы охранить животный мир" нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы, хорошо известна. Наука, которая занимается охраной и восстановлением; окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.
Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы

…Вот, к примеру, после войны в Ленинград вернулось, как известно, далеко не все довоенное население, тем не менее вновь приехавшие быстро приобрели те особые «ленинградские» черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота. Жить там, где жили революционеры, поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи - значит обогащаться духовно.
Улицы, площади, каналы, дома, парки - напоминают, напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение - это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен и к своей стране.
Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной.

Прошлое - будущему. М.: Наука, 1985.
(ж. Москва, 1979, № 7, 173-179)

Интеграционное задание по русскому языку и литературе

по статье Д.С.Лихачева «Экология культуры»

1.Прочитайте текст

2. Учимся анализировать текст:

  • Назовите заглавие текста, ф.и.о. автора текста,

его сферу деятельности (культурный, общественный деятель,

учёный и т.п.);

  • Какова его тема, о чём говорит автор?

авторские аргументы (доказательства, примеры, пояснения)

используйте вспомогательные фразы:

автор рассказывает о…с целью …, вспоминает о…

делится жизненными впечатлениями…

на первый план выдвигается…

  • В чем состоит идея (главная мысль) текста?

(чаще всего находится в конце текста);

для оформления идеи используйте вспомогательные фразы:

автор рассуждает о …, рассуждения автора касаются…

подчеркивает мысль о том, что…

говорит о важности…

поднимает (обозначает, затрагивает) актуальную

проблему…

поднимает вопрос о…

для автора важно, чтобы…

  • В чем состоит нравственная позиция автора?

найдите в тексте слова, выражающие чувства автора ( в

том числе и вводные слова, например: к сожалению,

к счастью и др.) - в них часто выражается отношение

автора к проблеме;

для формулировки мыслей используйте вспомогательные

фразы: автора огорчает…(поражает…, удивляет…,

тревожит…и др.) автор не равнодушен

3. К какому стилю речи мы отнесем данный текст?

Выявите его основные признаки

(Относится к публицистическому стилю. Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др).

4. Сообщение учащегося: «Липецкий край прошлое, настоящее, будущее.

(Кадры 1 - 6 презентации)

Липецкая область является самой молодой в Российской федерации, образована Указом президиума Верховного Совета СССР 6 января 1954 года из Воронежской, Орловской, Рязанской и Курской областей, расположена в лесостепной зоне бассейна Верхнего Дона на стыке Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины. Западная ее часть холмистая. По берегам рек Дона, Сосны, Воргол древние девонские известняки образуют крутые склоны. На востоке от былых дремучих лесов сохранились лишь рощи и перелески, а крупные лесные массивы остались только в долине реки Воронеж.

В пределах Липецкой области выявлено около трехсот месторождений полезных ископаемых: железные руды, доломиты, песчано-глинистые породы и торф. Большой известностью в России пользуются Липецкие минеральные источники и лечебные грязи.

Сегодня около девяноста процентов всей территории области занято сельскохозяйственными угодьями. Это самый высокий показатель в Центральном Черноземье, и все же, среди современных антропогенных ландшафтов сохранились крохотные островки дикой природы, создающие неповторимый облик края. Жемчужиной России называют заповедник Галичья гора. На его участках, расположенных в долинах рек Дона, Быстрой Сосны и их притоков сохранились уникальные природные комплексы. Долина реки Воргол с несвойственным для русской равнины горным обликом со времен днепровского оледенения стала убежищем редких видов растений, характерных для Альп и Кавказа. Несмотря на малую площадь, заповедник обладает разнообразной флорой и фауной, здесь сохранились редкие и исчезающие виды растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Многообразна палитра природных памятников Липецкого края: быстрые реки, тихие озера и затоны, лесные и степные урочища, уникальные сфагновые болота, включенные в международный список болот, охраняемых ЮНЕСКО.

Особое место среди памятников природы занимают старинные парки - образцы лесопаркового и садового искусства. Большинство из них были заложены в XVIII - XIX веках в имениях и связаны с именами людей, сделавших славу Российской империи. Это парки в имениях знаменитых русских дворянских родов Семеновых, Сенявиных, Стаховичей, Нечаевых, Муромцевых.

Из средней России, по справедливому замечанию И.А. Бунина, "вышли чуть не все величайшие русские писатели". Липецкий край - важнейшая составляющаая в судьбе и творчестве многих из них. Здесь жили предки А. Пушкина и М. Лермонтова. Здесь родина И. Бунина, М. Пришвина, Е. Замятина. Здесь бывали М. Державин, И. Тургенев, Л. Толстой. Липецкая земля принимает как бесценный дар истории право называться прародиной А.С. Пушкина.

5. Сообщение учащегося: «Гербы городов Липецкой области»

Кадры презентации 9 - 11

6. Памятные места Липецкой области Кадры 7 - 8, 12 - 14

Археологические памятники

Гагаринская верхнепалеолитическая стоянка

Замятино-10

Липецкое городище

Поселение Липецкое озеро

Рыбное озеро-1

Рыбное озеро-2

Савицкое

Тюнинские могильники

Архитектурные памятники

Баловнево

Вознесенский собор г.Ельца

Древне-Успенская церковь

Дом Губина

Знаменское

Пальна-Михайловка

Полибино

Усадьба Шереметевых в селе Борки

Христорождественский собор

Памятные литературные и исторические места

Бунинские места: Бутырки, Озерки,

Дом-музей Плеханова

Задонский Богородицкий (Тешевский) мужской монастырь (ныне Рождество-Богородицкий мужской монастырь)

Кропотово-Лермонтово

Лотарево. Усадьба Вяземских

Музей Л.Н. Толстого на станции Лев Толстой

Музей Е.И.Замятина в Лебедяни

Раненбургская крепость

Раненбургская Петропавловская пустынь

Урусово

Часовня Петра и Павла в Липецке

Памятники

Мемориальный памятник народовольцам

Обелиск Вечной славы на площади Героев

Обелиск в селе Конь-Колодезь

Обелиск Петру I на Петровском спуске Петра Великого

Памятный монумент в честь подвигов авиаторов-липчан на площади Авиаторов в Липецке

Памятник Петру I на площади Петра Великого

7. Заключение: «Прошлое - будущему» (Д.С.Лихачев)

Обратимся к словам академика Д.С.Лихачева, чье мнение выстрадано всей его подвижнической жизнью: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Как бы теперь вы ответили на этот вопрос?

Вывод: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;

не уважать оной есть постыдное равнодушие», - утверждал А.С.Пушкин.

«Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как

правило, равнодушен и к своей стране», - пишет академик Д.С.Лихачев,

соглашаясь с А.С.Пушкиным. «Постепенно расширяясь, эта любовь к родному

переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре», - добавляет он.

Мы изучаем краеведение для того, чтобы чувствовать себя гражданином своей страны, приносить ей пользу, чтобы приобщиться к культуре страны и человечества.

Д/з Подготовить сообщения о знаменитых

краеведах области, района


© 2010-2022