- Преподавателю
- Другое
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Педагогическая психология
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Педагогическая психология
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Старшинова О.В. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Педагогическая психология
(наименование дисциплины (модуля)
Направление подготовки 45b Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки «Психология образования»
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения очная
г. Москва - 2009 г.
-
^ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины (модуля) Педагогическая психология являются:
-
Изучить психологические феномены и закономерности учебной деятельности, воспитания и развития субъектов образовательного процесса. -
Сформировать умения проводить психолого-педагогический анализ образовательных процессов. -
Овладеть навыками проектирования образовательного процесса и образовательной среды на основе теоретических знаний.
Дисциплина ориентирует на психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования и социально-педагогическую деятельность1 (определяется факультетом, на котором реализуется программа), ее изучение способствует решению следующих задач профессиональной деятельности бакалавров:
в области общих видов профессиональной деятельности:
-
создание условий для полноценного обучения, воспитания учащихся; -
участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении; -
повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса; -
использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности.
в области психолого-педагогического сопровождения общего, дополнительного и профессионального образования:
-
использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей; -
проектирование развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе; -
проектирование развивающих занятий для разных категорий детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; -
проектирование программ психологической поддержки учителей в образовательном процессе. -
организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;
-
организация контроля за результатами обучения и воспитания; -
анализ педагогического процесса педагога (учителя) с целью ее совершенствования и повышения квалификации.
в области социально-педагогической деятельности:
-
проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания; -
организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;
-
^ МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Данная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2/5).
Для освоения данной дисциплины студенты должны знать: закономерности психического развития в онтогенезе, особенности познавательной сферы и личностного развития, возрастные и индивидуальные особенности личности, развитие педагогической мысли в истории мировой культуры; основные проблемы, направления и перспективы развития системы образования в современной России и мире; уметь критически оценивать концепции, системы и технологии воспитания, обучения и развития; быть готовым к проведению диагностики личностного и индивидуального развития учащихся, результатов обучения, групповой динамики, быть готовым к теоретическому моделированию в рамках профессиональных задач.
Курс педагогической психологии призван углубить, на основе интеграции психологических и педагогических знаний студентов, их профессиональные представления об образовательной деятельности. Прикладной характер педагогической психологии в значительной мере ориентирует будущего специалиста на интеграцию теоретических знаний из курсов общей психологии, психологии развития и педагогики с практикой деятельности школьного психолога.
По своему содержанию дисциплина «Педагогическая психология» интегративная. Кроме сообщения студентам специальных знаний, формирования и развития у них специальных умений и навыков, он призван актуализировать их прошлые учебные достижения в области общей и социальной психологии, а также смежных наук, таких как, философия, педагогика. Дисциплина имеет явно выраженный прикладной характер, вместе с тем основной упор при его освоении делается на семинарские и лекционные занятия.
-
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК-1 - способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды
ОК-3 - владеет моральными нормами и основами нравственного поведения
ОПК-4 - готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов
ОПК-5 - готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др.
ОПК-6 - способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды
СК-6 - способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности
-
^ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.
№
п/п
Раздел
Дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
1
Педагогическая психология: становление, современное состояние.
5
1-3
2
4
тестирование
ОК-1, ОПК-4
2
Образование как объект педагогической психологии.
5
4-10
6
8
рейтинг портфолио
ОПК-4
ПК-6
3
Психология учебной деятельности.
5
11-20
10
14
ОПК-4, 5
СК-6
зачет
(оценка освоения указанных ОК, ОПК и СК)
4
Психология субъектов образовательного процесса.
6
1-11
8
14
рейтинг портфолио
ОК-3
ОПК- 4,5,6
СК-6
5
Психология воспитания.
6
12-14
2
4
рейтинг портфолио
ОК-3
ОПК- 4,5,6
СК-6
6
Психология педагогической деятельности учителя.
6
15-20
6
8
ОПК- 6
СК-6
экзамен (комплексная оценка всех видов ОПК и ПКПП)
^ В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа).
-
^ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Дисциплина «педагогическая психология» предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
На занятиях в качестве содержания деловых игр предлагаются творческие задания (3 уровень) портфолио (см. раздел - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов). Приоритетной технологией является групповая работа - студенты делятся на группы по 4-6 человек, далее сообщается задание, которое они должны выполнить в течение 7-15 минут, затем полученные результаты обсуждаются. Обсуждение может быть организовано следующим образом: представители каждой группы докладывают полученный результат, участники остальных групп задают вопросы. Желательно фиксирование полученного группой результата на доске в виде схем, моделей. Также результатом может быть фрагмент педагогической деятельности. В этом случае представители группы выступают в качестве педагогов, остальные участники - в роли учеников.
Также рекомендуется использовать проектную технологию и портфолио для организации самостоятельной работы студентов. На практических занятиях рекомендуется использовать технологию кейсов.
-
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Текущий контроль.
Формы контроля: контрольные работы, рефераты, рейтинговое оценивание.
Тематика рефератов, курсовых работ
-
Психологические основы оценивания учебной деятельности. -
Теория развития детского интеллекта Ж.Пиаже и практика европейского образования. -
Развитие и обучение по Л.С. Выготскому. -
Модели обогащения учебных программ (А.В. Запорожец, Дж. Рензулли и др.). -
Творческая одаренность, проблемы её диагностики и развития в образовательной деятельности. -
Индивидуальные особенности развития мышления детей. -
Современные концепции развития лидерских способностей. -
Академическая одаренность как социально-педагогическое явление. -
Тестирование по системе «IQ» и практика образования. -
Тренинговые методы в современном образовании. -
Основные принципы построения системы выявления детской одаренности. -
Анализ существующих подходов к дифференциации образования. -
Индивидуализация обучения; современные подходы и решения. -
Концепции содержания образования и проблема развития интеллектуально-творческого развития личности. -
Психологический анализ наиболее популярных форм организации обучения. -
Построение индивидуальной траектории развития ребенка в сфере образования. -
Психологические основы создания учебной литературы. -
Новые информационные технологии в обучении. -
Психологический анализ образовательной среды. -
Предметно-пространственная среда как фактор развития и обучения. -
Принципы безопасной образовательной среды. -
Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования. -
Психология исследовательского поведения и исследовательская практика школьников. -
Образование и развитие конвергентного мышления детей. -
Образование и развитие дивергентного мышления детей. -
Развитие когнитивных функций как проблема теории и практики образования. -
Проблема развития познавательных интересов и потребностей у детей. -
Конкурентные формы взаимодействия как средство развития личности. -
Подготовка будущих лидеров как проблема современного образования. -
Психологический анализ методик раннего обучения (обучение чтению, счету, «энциклопедическим» знаниям).
Итоговый контроль.
Формы контроля: зачет (5 семестр), экзамен (6 семестр).
Перечень вопросов к экзамену и зачету.
-
Предмет, задачи и структура педагогической психологии. -
Методы исследований в педагогической психологии. -
Образование в современном мире. Образование и культура. -
Программированное обучение, алгоритмизированное обучение. -
Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса. -
Знаково-контекстное обучение. Компетентностный подход в современном образовании. -
Психолого-педагогические основы этно-культурных феноменов в образовательной среде. -
Психологические основы «активизирующего» обучения, проблемное обучение. -
Проблемы дифференцирования и индивидуализации обучения. -
Развитие и обучение в отечественной образовательной системе. Концепции развивающего обучения. -
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина -
Теория учебной деятельности В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. -
Психологические основы «развивающего» обучения, основные принципы обучения Л.В.Занкова. -
Понятие, психологические характеристики и структура учебной деятельности. -
Классификация учебных действий. Психологические основы эффективных педагогических технологий. -
Характеристика усвоения как основного показателя эффективности педагогической технологии. Умение, навык, компетентность в процессе усвоения. -
Мотивы учения, их виды. Возрастные особенности мотивов учения. -
Формирование мотивации учения. -
Причины неуспеваемости школьников. Пути предупреждения и коррекции неуспеваемости. -
Педагогическая оценка и отметка. Виды педагогических оценок. Условия эффективности педагогической оценки. -
Понятие «образовательная среда». Структура и психологические особенности компонентов образовательной среды. -
Здоровьесберегающие технологии обучения. Типы, критерии оценки. -
Мотивация исследовательской деятельности обучающихся. Содержание и методы руководства проектно-исследовательской деятельностью школьников. -
Определение самостоятельной работы как высшей формы учебной деятельности. Организация и самоорганизация в самостоятельной работе. -
Обучающийся как субъект учебной деятельности: Обучаемость, критерии оценки. -
Обучающийся как субъект учебной деятельности: возрастные особенности учения. -
Социально-психологические аспекты образовательного процесса. -
Критерии оценки образовательных сред. Типология образовательных сред. -
Психологическая безопасность образовательной среды. -
Педагогические способности. -
Специфические особенности педагогической деятельности, ее структура. -
Мотивация педагогической деятельности. -
Профессиональное развитие и профессиональные деформации личности учителя. -
Психологическое здоровье учителя: способы сохранения. -
Педагогическое общение как взаимодействие, барьеры педагогического общения, конфликты в педагогическом общении. -
Психология воспитания: концепции и парадигмы воспитания. -
Психологические механизмы воспитания. -
Психологический анализ занятия как единство проективно-рефлексивных умений педагога.
^ Тематика семинарских занятий и задания портфолио для организации самостоятельной работы студентов.
Учебные задания предлагаются разных уровней трудности: 1 - репродуктивные, 2 - частично-продуктивные; 3 - продуктивные (творческие). В течение семестра необходимо набрать для получения зачета (экзамена) не менее 6 баллов за каждую тему. За выполненное задание первого уровня трудности дается 1 балл, второго уровня трудности - 2 балла и третьего уровня трудности - 3 балла.
На первом семинаре проводится учебное целеполагание по курсу, поэтому в задания портфолио он не входит.
Тема 2. Основные направления обучения
1. Образование в современном мире. Образование и культура.
2. Программированное обучение, проблемное обучение, алгоритмизированное обучение.
3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
4. Знаково-контекстное обучение.
5. Компетентностный подход в современном образовании.
6. Развитие и обучение в отечественной образовательной системе. Концепции развивающего обучения.
Литература
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. - М., 1991.
2. Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. - М., 1973.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т.2. - М., 1982. - С. 235-269.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н /Дону, 1997. - С. 71-95.
5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998. - С.120-135.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
7. Занков Л.В. Обучение и развитие. - М., 1975.
8. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1990.
Задания первого уровня.
1. Сделать конспект к семинарскому занятию.
2. Найти в литературе ответ на вопрос: Какие психологические особенности учения считали основными создатели направлений обучения.
3. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.
^ Задания второго уровня.
1. Составить сравнительную таблицу.
Направление обучения
Положительные стороны
Отрицательные стороны
1.
2.
2. Сравните влияние разных направлений обучения на развитие ученика. Критерии сравнения могут быть: цель обучения, отношения с учителем, отношения с учениками, развитие способностей, развитие личностных качеств, информационная картина мира. Можете дополнить собственные критерии сравнения.
3. Правомерно ли считать знаково-контекстное направление обучения наиболее эффективным для профессионального образования? Приведите аргументы доказывающие или опровергающие эту точку зрения.
4. Чем компетентность отличается от навыка? Проанализируйте отечественную систему образования: что принципиально нового вносит компетентностный подход?
Задания третьего уровня.
-
Напишите эссе на тему: в каком направлении я предпочел бы работать и учиться и почему. -
Разработайте фрагменты занятий по психологии или педагогике (процесса обучения) в рамках разных направлений обучения. -
Предложите и обоснуйте систему условий, благодаря которым в процессе образования будет формироваться компетентность учащегося.
Тема 3. Психологические теории учения.
-
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина -
Теория учебной деятельности В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. -
Основные принципы обучения Л.В.Занкова. -
Теория системогенеза учебной деятельности В.Н.Шадрикова.
Литература
1. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998. - С.120-135.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
3. Занков Л.В. Обучение и развитие. - М., 1975.
4. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1990.
5. Давыдов В.В., Помшер Й., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. - М., 1982.
6. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986. - С. 10-67.
Задания первого уровня.
-
Напишите конспект к семинарскому занятию. -
Создайте аннотированный список литературы по проблеме. -
Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
Задания второго уровня.
-
Проведите сравнение и представьте результаты в таблице общую теорию деятельности и теорию системогенеза учебной деятельности В.Д. Шадрикова. -
Проведите сравнительную характеристику теорий развивающего обучения Л.В.Занкова и В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. -
Проведите анализ формирования обобщенного способа учебной деятельности в разных теориях учения. -
Выделите и обоснуйте основные критерии оценки эффективности учения в разных теориях учения.
Задания третьего уровня.
-
Разработайте схему анализа урока при организации учебной деятельности школьников в методологии разных теорий учения. -
Разработайте конспект фрагмента урока психологии (педагогики) в рамках одной из теорий учения. -
Проанализируйте учебники, разработанные на основе теории Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с целью проверить полноту реализации аспектов теории в них.
Тема 4. Психологическое содержание учебной деятельности.
План.
-
Понятие и структура учебной деятельности. -
Индивидуальные различия в учебной деятельности. -
Психологические основы эффективных педагогических технологий. -
Характеристика усвоения как основного показателя эффективности педагогической технологии. Умение, навык, компетентность в процессе усвоения.
Литература:
-
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. -
Давыдов В.В., Помшер Й., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. - М., 1982. -
Занков Л.В. Обучение и развитие. - М., 1975. -
Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986. -
Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М., 1991. -
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.-256с. -
Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М., 1984.
Задания первого уровня.
-
Напишите конспект к семинарскому занятию. -
Создайте аннотированный список литературы по проблеме. -
Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
Задания второго уровня.
-
Разработайте критерии умения учиться и подберите методы их диагностики для старших школьников. -
Проанализируйте учебники для школьников: на какие учебные действия направлены предлагаемые задания, сколько процентов учебных заданий направлены на продуктивные и репродуктивные учебные действия, сколько % заданий формируют умения ставить цель, планировать, контролировать, оценивать результаты овладения обобщенным способом действия (в основу анализа нужно положить не меньше двух классификаций учебных действий). -
Опишите приемы формирования учебной деятельности школьников на занятиях в разных технологиях обучения.
Задания третьего уровня.
-
Создайте обобщенную модель учебной деятельности человека (в модели может быть отражена не только структура, этапы, но и индивидуальный стиль учебной деятельности). -
Разработайте систему приемов формирующих действия целеполагания в процессе обучения. -
Проведите анализ разных направлений обучения и технологий с точки зрения формирования учебной деятельности. -
Разработайте критерии оценки индивидуального стиля учебной деятельности и возможную типологию этих стилей.
Критерии
Индивидуальные показатели.
1. Учебная мотивация
1. преобладание внешней мотивации
2. преобладание мотивации достижения
3. избирательная познавательная мотивация
4. …
2.
…
Тема 5. Мотивация учения.
План.
-
Мотивы учения, их виды. Мотивы учения в младшем, среднем, старшем школьном возрасте. -
Формирование мотивации учения. -
Причины неуспеваемости школьников. Пути предупреждения и коррекции неуспеваемости.
Литература:
-
Бурова А.В. Мотивация учения. - Волгоград, 1976. -
Григорян С.Т. Формирование мотивации учения школьников. - М., 1982. -
Маркова А.К., Матис Т., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990. -
Мурачковский П.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. - М., 1977. -
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1981. -
Шаталов В.Н. Куда и как исчезли тройки. - М., 1979.
Задания первого уровня.
-
Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию. -
Создайте аннотированный список литературы по проблеме. -
Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
Задания второго уровня.
-
Сравните способы мотивации персонала в организации менеджером и мотивации учеников к учебной деятельности педагогом. Оцените уровень эффективности способов учебной мотивации. -
Проведите анализ приемов мотивации в системе вузовского обучения. -
Проследите возрастную динамику изменения учебных мотивов и определите (найдите в литературе) эффективные приемы мотивации для каждого возраста.
Задания третьего уровня.
-
Разработайте систему приемов (факторов) учебной мотивации студентов вуза. -
Перечислите (или разработайте сами) приемы коррекции нарушения учебной мотивации ученика. -
Проведите анализ деятельности какого-либо учителя (конкретного) с точки зрения формирования учебной мотивации.
Тема 6. Психология педагогической оценки
План:
-
Психологические средства стимулирования обучения и воспитания детей. -
Педагогическая оценка и отметка. Виды педагогических оценок. -
Условия эффективности педагогической оценки. -
Возрастные особенности педагогической оценки.
Литература:
-
Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980. - С. 20-33, 42-49. -
Амонашвили Ш.А. Воспитательные функции школьных оценок. М., 1986. -
Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. - М., 1980. -Т.2. - С. 128-272. -
Немов Р.С. Психология: В 2-х кн. -Кн. 2. - М., 1994. - С. 377-391.
Задания первого уровня.
-
Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию. -
Опишите новые технологии оценивания учащихся. -
Создайте аннотированный список литературы по проблеме. -
Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
Задания второго уровня.
-
Проведите психологический анализ эффективности существующих способов оценивания результатов учебной деятельности школьников. -
Придумайте новые способы оценки, свободные от недостатков существующих. -
Разработайте и (или) опишите психолого-педагогическую технологию формирования действия контроля и оценки у школьников. -
Проведите анализ программ/ учебников/ педагогических технологий с точки зрения формирования действий контроля и оценки.
Задания третьего уровня.
-
Напишите эссе на тему: «Возможна ли объективная оценка учебных достижений ученика». -
Перечислите существующие и придумайте новые приемы обучения самооценке в учебной деятельности с учетом возрастных особенностей. -
Разработайте рекомендации учителям по вопросу использования оценки как способа стимулирования учебной активности.
Тема 7. Психология образовательной среды.
План:
-
Понятие социальной и образовательной среды. Экологическая психология социальной среды. -
Структура и психологические особенности компонентов образовательной среды. -
Критерии оценки образовательных сред. Типология образовательных сред. -
Психологическая безопасность образовательной среды.
Литература.
-
Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989. -
Рубцов В.В Основы социально-генетической психологии. - М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996.- 384 с. -
Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. М., 2002. -
Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе/И.А.Баева. - СПб.: Речь,2002.-251с. -
Бурмистрова Е.В. Психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс]. - М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ, 2005.-tochkapsy.ru/teksts/burmistrova/b4.ppt -
Новые ценности образования: культурные модели школ \ Ред.серии Н.Б.Крылова, ред.выпуска Р.М.Люснер, Т.В.Анохина, М.М.Князева, М.: ИПИ РАО, 1997. -
Овечкин В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды //Педагогика.-2005.-№10.-С.18-26. -
Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. - Пермь: Уральский ГУ,2005. -
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.
Задания первого уровня.
-
Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию. -
Опишите типы образовательных сред. -
Создайте аннотированный список литературы по проблеме. -
Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет. -
Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.
Задания второго уровня.
-
Дайте сравнительную характеристику образовательной среды вуза и школы (разных вузов или школ, в зависимости от опыта наблюдений). -
Приведите примеры психологически безопасной и опасной образовательной среды. Какие признаки являются для вас определяющими? -
Установите соответствие между типом образовательной среды (основными ценностями) и технологиями, стилем отношений субъектов, принципами воспитательного пространства. -
Заполните таблицу:
-
Тип образовательной среды
Отношения учителя-учеников-родителей.
Предпочитаемые технологии и концепции обучения.
Критерии эффективности образования
Материальное оснащение среды
^ Задания третьего уровня.
-
Разработайте систему критериев диагностики образовательной среды вуза, школы, учреждения дополнительного образования. -
Разработайте рекомендации к материальной составляющей образовательной среды определенного типа. -
Напишите и обоснуйте основные принципы психологической экологии школы. -
Создайте свою типологию образовательных сред, обоснуйте критерий, положенный в основу. -
Разработайте эталонную модель психологически безопасной образовательной среды школы (вуза, дошкольного учреждения, учреждения дополнительного образования).
Тема 8. Педагогическая психология здоровья.
План:
-
Подходы к изучению психологического здоровья. -
Здоровьесберегающие технологии обучения. Типы, критерии оценки. -
Здоровьесбережение в различных социальных системах и средах (образование, семья). -
Преемственность различных ступеней образования и проблема адаптации учеников.
Литература.
-
Психология с человеческим лицом: перспективы гуманистической психологии в постсоветский период. /Под ред. Д.А. Леонтьева. М., 1998. -
Психология. /Под ред. А.А. Крылова.- СПб., 1998. -
Мир психологии. 2000. №1. -
Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. - М., 2003. -
Гуревич И.Н. Социальная психология здоровья. - СПб., 1999. -
Сенников СА., Костоеич Л. Школы укрепления здоровья // Школа здоровья. - 2001, № 1. -
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М., 2002. -
Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. - М., 1988.
Задания первого уровня.
-
Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию. -
Опишите классификации здоровьесберегающих технологий. -
Создайте аннотированный список литературы по проблеме. -
Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет. -
Найдите дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.
Задания второго уровня.
-
Сравните различные подходы к пониманию здоровьесберегающих технологий. -
Определите умения, необходимые педагогу и психологу для сохранения собственного психологического здоровья. -
Проведите анализ различных технологий (направлений) обучения с позиции здоровьесбережения. -
Определите негативные факторы, сильнее всего действующие на состояние здоровья учеников. -
Сравните определения психологического здоровья с точки зрения различных теорий личности. Идеи какой психологической теории наиболее часто используются в обучении?
Теория личности
Показатели психологического здоровья
Технология обучения, подход, направление обучения
1. Бихевиорально-научающая
2. Гуманистическая К.Роджерса
3. …
Задания третьего уровня.
-
Создайте систему критериев оценки психологического здоровья ребенка определенного возраста и обоснуйте выбор. -
Создайте собственную концепцию работы Школы Здоровья. -
Определите факторы сохранения психологического здоровья в образовательном процессе и обоснуйте выбор.
Тема 9. Педагог как субъект педагогической деятельности.
План:
-
"Я" - концепция учителя. Педагогические способности. Психологическая компетентность учителя. -
Имидж учителя как фактор профессионализма. -
Профессиональное развитие и профессиональные деформации личности учителя. -
Психологическое здоровье учителя: способы сохранения.
Литература.
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н /Дону, 1997. - С. 173-216. -
Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. - С.110-137. -
Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985. -
Рогов Е.И.. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995. - С. 267-273. -
Способности и склонности: комплексные исследования. - М., 1989. -
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. РнД., 2003.
Задания первого уровня.
-
Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию. -
Создайте аннотированный список литературы по проблеме. -
Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет. -
Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.
Задания второго уровня.
-
Дайте сравнительную характеристику -
Какие существуют механизмы и возможности защиты и поддержания самоотношения учителя? -
Как связаны образ Я и образ профессии и какую они играют роль в построении образа «Я - профессионал»? -
Составьте портрет «идеального педагога» и «реального педагога» - объясните причины расхождения.
Задания третьего уровня.
-
Разработайте систему критериев диагностики педагогических способностей. -
Разработайте и обоснуйте систему психолого-педагогического сопровождения психологического здоровья учителя. -
Разработайте рекомендации по предупреждению профессиональных деформаций учителя.
Тема 10. Психология педагогической деятельности и общения
План:
-
Специфические особенности педагогической деятельности, ее структура. -
Мотивация педагогической деятельности. -
Индивидуальный стиль педагогической деятельности. -
Педагогическое общение как взаимодействие, -
Барьеры и конфликты в педагогическом общении.
Литература:
-
Ершов П.М., Ершова А.П., Булатов В.М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя. - М.,1998. - С. 19-50. -
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н / Дону, 1997. - С. 343-372. -
Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993. -
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.
Задания первого уровня.
-
Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию. -
Создайте аннотированный список литературы по проблеме. -
Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет. -
Почему учитель должен быть хорошим оратором? Перечислите приемы удержания внимания аудитории. -
Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.
Задания второго уровня.
-
Как понять ученика и дать ему психологическую характеристику? Разработайте схему структурированного наблюдения за учеником. -
Приведите примеры из практики, когда педагогический конфликт разрешался конструктивно, когда деструктивно, а когда - со смешанными последствиями. -
Разработайте рекомендации по способами саморегуляции в конфликтном взаимодействии и конструктивному разрешению конфликтов. -
Разработайте систему критериев оценки эффективного педагогического общения. -
Сравните виды общения: личностное, деловое педагогическое.
Критерии сравнения
Личностное общение
Деловое общение
Педагогическое общение
1. Цель.
2. Структура.
3. Содержание.
4. Эффективный тип.
5. Стили.
6. … (другие возможные критерии)
Задания третьего уровня.
-
Разработайте систему критериев диагностики качества педагогической деятельности (профессиональной компетентности педагога). -
Заполните таблицу, дополните ее собственными ситуациями:
^ Конфликтная ситуация
Причины конфликта
Конструктивный способ разрешения
Деструктивный способ разрешения
1. Родители считают, что педагог предвзято относится и субъективно оценивает ребенка
2. Администрация предъявляет неправомерные требования к стилю взаимодействия педагога и детей.
3. Ученики не выполняют домашнее задание.
4. Ученики закрылись в кабинете и педагог не может туда войти.
5. Педагог оказался свидетелем драки учеников.
6. …
-
Опишите особенности проектирования педагогической деятельности педагога с формально-предметной направленностью и с гуманистической направленностью. -
В педагогической деятельности выделается несколько функционально-ролевых позиций: коммуникатор, организатор, фасилитатор. Опишите специфику и меру представленности этих позиций в разных образовательных средах.
^ Образовательные среды.
Коммуникатор
Организатор
Фасилитатор
Традиционное обучение
Развивающее обучение
Начальная школа
Основная школа
Высшая школа
-
^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
а) основная литература:
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2002. -
Габай Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. М.:Академия, 2006 - 239 с. -
Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М., 1995. -
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на/Д.: Феникс, 2004. - 250с. -
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. - 287 с.
б) дополнительная литература:
-
Александрова М. В. Методологические основы карьерного роста педагога. В.Новгород : Новг. региональный центр развития образования , 2007 - 122 с. -
Амонашвили Ш.А. Воспитательные функции школьных оценок. М., 1986. -
Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. М., 2002. -
Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М., 1990. -
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2002. -
Божович Е.Д. Структура и содержание позиции субъекта учения // Личностный ресурс субъекта труда в условиях развивающейся России: Материалы конференции. Ставрополь - Москва - Кисловодск, 2006. С. 530 - 532. -
Бурмистрова Е.В. Психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс]. - М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ, 2005.-tochkapsy.ru/teksts/burmistrova/b4.ppt -
Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 4-е изд., стер. Москва : Академия , 2007 - 367 с. -
Грановская Р. М., Крижанская В.С. Творчество и преодоление стереотипов. - Санкт-Петербург. 1994. -
Григорян С.Т. Формирование мотивации учения школьников. - М., 1982. -
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.. Пед., 1986. -
Ильясов И.И. Структура процесса учения. -М., 1986. -
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М., 1990. -
Маркова А.К., Матис Т., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990. -
Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. -М., 2003. -
Мухина В.С. Детская психология, -М., 2000. -
Новые ценности образования: культурные модели школ \ Ред.серии Н.Б.Крылова, ред.выпуска Р.М.Люснер, Т.В.Анохина, М.М.Князева, М.: ИПИ РАО, 1997. -
Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. - 2003. №4. -С.18-23. -
Пазухина С. В. Педагогическая успешность: диагностика и развитие профессионального сознания учителя Санкт-Петербург: Речь , 2007 - 220 с. -
Познавательные процессы и способности в обучении, - М., под. ред. В.Д. Шадрикова, 1990. -
Роджерс К., Фрейнберг Дж. Свобода учиться. -М., 2002. -
Ротенберг В.С.. Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М., 1989 -
Рубцов В.В Основы социально-генетической психологии. - М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996.- 384 с. -
Руководство практического психолога (готовность к школе, развивающие программы)./ под ред. И.В.Дубровиной.- М., 1995. -
Савенков И.А. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников. М., 2005. -
Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. - М., 2004. -
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1998.- Гл. XI. Технологии развивающего обучения. -
Сенников СА., Костоеич Л. Школы укрепления здоровья // Школа здоровья. - 2001, № 1. -
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М., 2002. -
Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. - Пермь: Уральский ГУ,2005. -
Теории учения. Хрестоматия. Часть 1, Отечественные теории учения. - М., 1996. -
Хитрюк Ю. А. Психология школьных отношений; Творческий клуб "Самоцветы" Челябинск : Полиграф-мастер , 2007 - 301 с. -
Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989. -
Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. К обоснованию системно-структурного подхода -М., 2003 -
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
tochkapsy.ru/teksts/burmistrova/b4.ppt
researcher.ru/index.html
ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology
pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.html
-
^ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Специальное оборудование не предусмотрено.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки
.
Автор: Федосеева А.М., к.пс.н., доцент кафедры психологии развития МПГУ
Рецензент(ы)
Программа одобрена на заседании
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)
от ___________ года, протокол № ________.
1 Виды деятельности указаны для факультета педагогики и психологии