• Преподавателю
  • Другое
  • Мастер-класс «Совершенствование процессов преподавания и обучения через систему оценивания»

Мастер-класс «Совершенствование процессов преподавания и обучения через систему оценивания»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Мастер-класс «Совершенствование процессов преподавания и обучения через систему оценивания»

Телегина Галина Анатольевна

учитель химии и биологии

КГУ «средней школы № 5 с ПМЦ»

Коксуского района, Алматинской области




Тема мастер-класса:

«Совершенствование процессов преподавания и обучения через систему оценивания»


Цель: Профессиональное совершенствование педагогов в области критериального оценивания.

Задачи:

  • Демонстрация опыта работы по применению различных видов оценивания на уроках химии.

  • Создания критериев оценивания к предложенным заданиям.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал

План проведения:

  • Подготовительно-организационный этап.

  • Основная часть - теоретическая и практическая части.

  • Рефлексия.





Ход задания:



Виды критериального оценивания, которые мне хотелось бы представить вашему вниманию, являются условными, их можно расценивать как отправную точку для возможно более глубоких и качественных способов оценивания. По своему усмотрению вы можете несколько изменить их в лучшую сторону. В этом и заключается универсальность системы критериального оценивания. В зависимости от возраста учащихся, специфики предмета, уровня сформированности учебных знаний, времени, отведённого для выполнения заданий, критерии могут варьироваться.

Я преподаю химию в 8 и 11 классах, поэтому первоначально я пыталась разработать отдельные критерии соответственно возраста учащихся. Мои критерии были направлены как на оценивание групповой работы, так и на развитие самооценки.

Например, при работе в группах в 8 классе совместно с учениками мы выработали правила и критерии оценивания, на которые учащиеся должны обращать внимание.

Задания для выполнения по теме «Типы реакций»

Критерии оценивания ответов

  • Создание постеров.

  • Отсутствие разногласий в группе и тихая работа.

  • Схематическое изображение типов реакций.

  • Вовлечённость всех в работу.

  • Запишите определение к своим типам реакций.

  • Точность выполнения.

  • Презентация своих постеров.

  • Выразительная презентация.

  • Умение слушать других.

Такие критерии позволяли спланировать групповую работу, но оценить работу каждого в группе было довольно сложно. Не смотря на то, что я применяла листы самооценивания, а также оценивание наблюдателей в группах, выставление оценки отдельным ученикам было довольно «размытым».

Лист самооценки

Фамилия Имя________________________________________________

Класс_______________________________________________________

Сегодня на уроке я узнал(а)____________________________________

Считаю, что работал(а) на оценку:

«5» -

«4» -

«3» -

Вообще не работал(а) -

Оценивание наблюдателей в группах

Имя

Попробовал что-то новое


+5,4,3,2,1,0

Предлагал идеи


+5,4,3,2,1,0

Размышлял



+5,4,3,2,1,0

Отвлекался



-5,4,3,2,1,0

Мешал



-5,4,3,2,1,0

Устранялся от работы


-5,4,3,2,1,0

Общий балл



Комментарий:



Комментарий:



Комментарий:



Комментарий:



Комментарий:

Работа занимала много времени на уроках, к тому же, дети не понимали, по какому принципу выставляются оценки, т.е., что нужно сделать, чтобы заслужить оценку «5», и что нужно исправить, чтобы не получить оценку «2».

Понимая несовершенство моих собственных критериев, я попыталась подробнее познакомиться с уже имеющимися критериями, которые применяют в разных школах. Наиболее приемлемой мне показалась система оценивания в московской школе-гимназии №45, где оценки отсутствуют вообще, уступая место критериальному оцениванию. Адаптировав их к условиям своего урока, на их основе я выработала свои критерии, которыми пользуюсь на уроках в 8 и 11 классах. Универсальность такого подхода в том, что здесь оценивается не только групповая работа, но и другие виды работы на уроке, а самое главное, что, благодаря дескрипторам, учащиеся видят и понимают механизм оценивания. Все задания дифференцированиы.

Примерные задания:

Задание: по порядковому номеру элемента определить его положение в периодической системе (период, группа, подгруппа), показать схему строения атома, указать число протонов, электронов, нейтронов в атоме, состав ядра, строение электронных оболочек, составить электронные формулы, определить металл, неметалл

Уровень достижении

Критерий

КРИТЕРИЙ А

0

Не достиг ни одного из уровня

1

Знаю химический элемента

2

Знаю определение порядкового номера

3

Умею находить элемент в периодической системе по порядковому номеру

4

Знаю химический знак элемент и умею находить его по порядковому номеру в периодической системе

5

Знаю физический смысл порядкового номера элемента

6

Способы объяснить физический смысл порядкового номера

КРИТЕРИЙ В

0

Не достиг ни одного из уровня

1

Могу по порядковому номеру элемента определить заряд ядра атома

2

Могу по порядковому номеру элементов определить число протонов, электронов

3

Могу по порядковому номеру элементов определить число нейтронов

4

Могу предложить алгоритм определение строения атомов

5

Могу письменно показать строение атома элементов

6

Могу представить в виде схемы

КРИТЕРИЙ С

0

Не достиг ни одного из уровней

1

Излагаю информацию о строении неправильно не учитываю строение электронных оболочек -S, Р-орбитали.

2

Раскрываю вопрос с позиции 1 аспекта. Даю неаргументированное решения

3

Знаю, как использовать физический смысл порядкового номера, номера периода.

4

Знаю, как показать атома элемента схему строение элемента по его порядковому элементу

5

Пользуясь периодической системой Д.И.Менделеева, могу определить: металл, неметалл.

6

Четко и аргументированно излагаю строение атома, состав ядра атома. Даю аргументированные ответы.

КРИТЕРИЙ Д

0

Не достиг ни одного из уровней

1

Совместно с учителем определю проблему: как определить строение атома, состав ядра, строение электронных оболочек по порядковому номеру элемента

2

Совместно с учителем ставлю цель

3

  • Совместно с учителем выдвигаю гипотезу

  • Совместно с учителем определяю объект и предмет исследования

  • Усвоил физические смысл порядкового номера, номера периода, номера группы

4

  • Самостоятельно определяю проблему

  • Самостоятельно ставлю цель работы

5

Самостоятельно организую учебно-познавательную деятельности

6

Самостоятельно делаю вывод по строению атома, электронных оболочек

КРИТЕРИЙ Е

0

Не достиг ни одного из уровней

1

Совместно с учителем работаю с периодической системой

2

Совместно с учителем показываю схему строения атома

3

Совместно с учителем показываю электронные формулы атомов элементов №1 - №18.

4

Совместно с учителем делаю вывод и подвожу итог

5

Самостоятельно показываю схему строения атома. Самостоятельно показываю электронные формулы атомов элементов №1 - №18.

6

Самостоятельно делаю вывод самостоятельно делаю вывод. Самостоятельно даю аргументированный ответ.

Критерий

Дескрипторы

Критерий А

(максим 6 )

Учащийся описывает естественнонаучные знания через понимание смысла законов, основных закономерностей для расширения представления о научной картине мира, объяснения явлений и процессов, описывает изменения в окружающей среде путем осмысления происходящих процессов

Критерий В

(максим 6)

Учащийся передаёт научную информацию логично и последовательно; творчески использует различные средства для выражения результатов своей работы; работает в группе(команде, коллективе),понимает ответственность за свои обязанности; передаёт информацию в виде устного ответа на вопросы; передаёт информацию в виде устного ответа ,доклада с использованием наглядности; передаёт информацию в виде письменного ответа на вопрос

Критерий С

(максим 6)

Учащийся воспроизводит и объясняет научные идеи, находит информацию в тексте; использует химические понятия ,ориентируется в информационном поле естественнонаучного знания

Критерий D

(максим 6)

Учащийся совместно с учителем проводит исследовательскую работу; самостоятельно организует и проводит свою учебную деятельность, регулирует её; учащийся совместно с учителем определяет проблему, ставит цель, делает выводы ,выдвигает гипотезу ,опираясь на полученные знания по химии

Критерий Е

(максим 6)

Учащийся самостоятельно использует лабораторное оборудование; проводит химические реакции; собирает модели веществ; распознаёт неорганические и органические вещества; проводит расчёты по химическим формулам и уравнениям.

Учащиеся ознакомлены с каждым дескриптором, они позволяют понять допущенные ошибки. К тому же при желании можно комбинировать их с различными видами самооценки и взаимной оценки. В конце урока из полученных оценок выводится одна средняя, не обязательно для этого пользоваться оценочными листами, достаточно, чтобы учащиеся просто в тетради ставили соответствующую букву и рядом оценку, полученную в результате проверки или опроса учителем, своим товарищем либо самим собой. Например,

А -4, В - 4, С- 3, Д- 5, общая оценка за урок - 4

Таким образом, присутствует и формативное и суммативное оценивание, а самое главное оценивание обучения превращается в оценивание для обучения.



© 2010-2022