- Преподавателю
- Другое
- Мастер-класс «Совершенствование процессов преподавания и обучения через систему оценивания»
Мастер-класс «Совершенствование процессов преподавания и обучения через систему оценивания»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Телегина Г.А. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Телегина Галина Анатольевна
учитель химии и биологии
КГУ «средней школы № 5 с ПМЦ»
Коксуского района, Алматинской области
Тема мастер-класса:
«Совершенствование процессов преподавания и обучения через систему оценивания»
Цель: Профессиональное совершенствование педагогов в области критериального оценивания.
Задачи:
-
Демонстрация опыта работы по применению различных видов оценивания на уроках химии.
-
Создания критериев оценивания к предложенным заданиям.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал
План проведения:
-
Подготовительно-организационный этап.
-
Основная часть - теоретическая и практическая части.
-
Рефлексия.
Ход задания:
Виды критериального оценивания, которые мне хотелось бы представить вашему вниманию, являются условными, их можно расценивать как отправную точку для возможно более глубоких и качественных способов оценивания. По своему усмотрению вы можете несколько изменить их в лучшую сторону. В этом и заключается универсальность системы критериального оценивания. В зависимости от возраста учащихся, специфики предмета, уровня сформированности учебных знаний, времени, отведённого для выполнения заданий, критерии могут варьироваться.
Я преподаю химию в 8 и 11 классах, поэтому первоначально я пыталась разработать отдельные критерии соответственно возраста учащихся. Мои критерии были направлены как на оценивание групповой работы, так и на развитие самооценки.
Например, при работе в группах в 8 классе совместно с учениками мы выработали правила и критерии оценивания, на которые учащиеся должны обращать внимание.
-
Задания для выполнения по теме «Типы реакций»
Критерии оценивания ответов
-
Создание постеров.
-
Отсутствие разногласий в группе и тихая работа.
-
Схематическое изображение типов реакций.
-
Вовлечённость всех в работу.
-
Запишите определение к своим типам реакций.
-
Точность выполнения.
-
Презентация своих постеров.
-
Выразительная презентация.
-
Умение слушать других.
-
Такие критерии позволяли спланировать групповую работу, но оценить работу каждого в группе было довольно сложно. Не смотря на то, что я применяла листы самооценивания, а также оценивание наблюдателей в группах, выставление оценки отдельным ученикам было довольно «размытым».
-
Лист самооценки
Фамилия Имя________________________________________________
Класс_______________________________________________________
Сегодня на уроке я узнал(а)____________________________________
Считаю, что работал(а) на оценку:
«5» -
«4» -
«3» -
Вообще не работал(а) -
Оценивание наблюдателей в группах
Имя
Попробовал что-то новое
+5,4,3,2,1,0
Предлагал идеи
+5,4,3,2,1,0
Размышлял
+5,4,3,2,1,0
Отвлекался
-5,4,3,2,1,0
Мешал
-5,4,3,2,1,0
Устранялся от работы
-5,4,3,2,1,0
Общий балл
Комментарий:
Комментарий:
Комментарий:
Комментарий:
Комментарий:
Работа занимала много времени на уроках, к тому же, дети не понимали, по какому принципу выставляются оценки, т.е., что нужно сделать, чтобы заслужить оценку «5», и что нужно исправить, чтобы не получить оценку «2».
Понимая несовершенство моих собственных критериев, я попыталась подробнее познакомиться с уже имеющимися критериями, которые применяют в разных школах. Наиболее приемлемой мне показалась система оценивания в московской школе-гимназии №45, где оценки отсутствуют вообще, уступая место критериальному оцениванию. Адаптировав их к условиям своего урока, на их основе я выработала свои критерии, которыми пользуюсь на уроках в 8 и 11 классах. Универсальность такого подхода в том, что здесь оценивается не только групповая работа, но и другие виды работы на уроке, а самое главное, что, благодаря дескрипторам, учащиеся видят и понимают механизм оценивания. Все задания дифференцированиы.
Примерные задания:
Задание: по порядковому номеру элемента определить его положение в периодической системе (период, группа, подгруппа), показать схему строения атома, указать число протонов, электронов, нейтронов в атоме, состав ядра, строение электронных оболочек, составить электронные формулы, определить металл, неметалл
Уровень достижении
Критерий
КРИТЕРИЙ А
0
Не достиг ни одного из уровня
1
Знаю химический элемента
2
Знаю определение порядкового номера
3
Умею находить элемент в периодической системе по порядковому номеру
4
Знаю химический знак элемент и умею находить его по порядковому номеру в периодической системе
5
Знаю физический смысл порядкового номера элемента
6
Способы объяснить физический смысл порядкового номера
КРИТЕРИЙ В
0
Не достиг ни одного из уровня
1
Могу по порядковому номеру элемента определить заряд ядра атома
2
Могу по порядковому номеру элементов определить число протонов, электронов
3
Могу по порядковому номеру элементов определить число нейтронов
4
Могу предложить алгоритм определение строения атомов
5
Могу письменно показать строение атома элементов
6
Могу представить в виде схемы
КРИТЕРИЙ С
0
Не достиг ни одного из уровней
1
Излагаю информацию о строении неправильно не учитываю строение электронных оболочек -S, Р-орбитали.
2
Раскрываю вопрос с позиции 1 аспекта. Даю неаргументированное решения
3
Знаю, как использовать физический смысл порядкового номера, номера периода.
4
Знаю, как показать атома элемента схему строение элемента по его порядковому элементу
5
Пользуясь периодической системой Д.И.Менделеева, могу определить: металл, неметалл.
6
Четко и аргументированно излагаю строение атома, состав ядра атома. Даю аргументированные ответы.
КРИТЕРИЙ Д
0
Не достиг ни одного из уровней
1
Совместно с учителем определю проблему: как определить строение атома, состав ядра, строение электронных оболочек по порядковому номеру элемента
2
Совместно с учителем ставлю цель
3
-
Совместно с учителем выдвигаю гипотезу
-
Совместно с учителем определяю объект и предмет исследования
-
Усвоил физические смысл порядкового номера, номера периода, номера группы
4
-
Самостоятельно определяю проблему
-
Самостоятельно ставлю цель работы
5
Самостоятельно организую учебно-познавательную деятельности
6
Самостоятельно делаю вывод по строению атома, электронных оболочек
КРИТЕРИЙ Е
0
Не достиг ни одного из уровней
1
Совместно с учителем работаю с периодической системой
2
Совместно с учителем показываю схему строения атома
3
Совместно с учителем показываю электронные формулы атомов элементов №1 - №18.
4
Совместно с учителем делаю вывод и подвожу итог
5
Самостоятельно показываю схему строения атома. Самостоятельно показываю электронные формулы атомов элементов №1 - №18.
6
Самостоятельно делаю вывод самостоятельно делаю вывод. Самостоятельно даю аргументированный ответ.
Критерий
Дескрипторы
Критерий А
(максим 6 )
Учащийся описывает естественнонаучные знания через понимание смысла законов, основных закономерностей для расширения представления о научной картине мира, объяснения явлений и процессов, описывает изменения в окружающей среде путем осмысления происходящих процессов
Критерий В
(максим 6)
Учащийся передаёт научную информацию логично и последовательно; творчески использует различные средства для выражения результатов своей работы; работает в группе(команде, коллективе),понимает ответственность за свои обязанности; передаёт информацию в виде устного ответа на вопросы; передаёт информацию в виде устного ответа ,доклада с использованием наглядности; передаёт информацию в виде письменного ответа на вопрос
Критерий С
(максим 6)
Учащийся воспроизводит и объясняет научные идеи, находит информацию в тексте; использует химические понятия ,ориентируется в информационном поле естественнонаучного знания
Критерий D
(максим 6)
Учащийся совместно с учителем проводит исследовательскую работу; самостоятельно организует и проводит свою учебную деятельность, регулирует её; учащийся совместно с учителем определяет проблему, ставит цель, делает выводы ,выдвигает гипотезу ,опираясь на полученные знания по химии
Критерий Е
(максим 6)
Учащийся самостоятельно использует лабораторное оборудование; проводит химические реакции; собирает модели веществ; распознаёт неорганические и органические вещества; проводит расчёты по химическим формулам и уравнениям.
Учащиеся ознакомлены с каждым дескриптором, они позволяют понять допущенные ошибки. К тому же при желании можно комбинировать их с различными видами самооценки и взаимной оценки. В конце урока из полученных оценок выводится одна средняя, не обязательно для этого пользоваться оценочными листами, достаточно, чтобы учащиеся просто в тетради ставили соответствующую букву и рядом оценку, полученную в результате проверки или опроса учителем, своим товарищем либо самим собой. Например,
А -4, В - 4, С- 3, Д- 5, общая оценка за урок - 4
Таким образом, присутствует и формативное и суммативное оценивание, а самое главное оценивание обучения превращается в оценивание для обучения.