Рабочая программа по экономике для 10-11 классов

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Рабочая программа учебного курса по экономике

для обучающихся 10-11-х классов.


Половниковой Ольги Владимировны,

учителя I квалификационной категории












Год составления и сроки действия рабочей программы (2014-2016гг.).



Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по экономике составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  • примерной (авторской) программы (базовый уровень): «Введение в экономику» . Автономова В.С., Азимова Л.Б., - М.: Вита - Пресс, 2006 г. Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

  • учебного плана МБОУ-СОШ №1 р.п.Степное Советского района Саратовской области на 2013-2014 учебный год.


Курс носит общеобразовательный характер и предназначен для широкой аудитории старшеклассников. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.

Курс «Экономика» входит в образовательную область «обществознание», в 10-11 классах, изучается отдельно 0,5 часа в неделю (17 часов за учебный год, всего - 35 часа за курс 10-11 классов).

В рабочую программу по экономике были добавлены темы в разделы по изучению основ бюджетной грамотности, рекомендованные Министерством образования и науки РФ совместно с Экспертным советом при Правительстве РФ, Министерством финансов РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Учебное пособие: В.С. Автономов Введение в экономику: Учебник для 10, 11 кл. общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Мин. обр. РФ, М.: Вита - Пресс, 2010.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематический план. Программа предлагает логичную последовательность изучения экономических вопросов.


Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

  • человек и фирма;

  • человек и государство;

  • экономика домашнего хозяйства.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у них общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др., что позволяет более подробно рассматривать вопросы курса экономики во взаимосвязи экономических процессов своего региона, города, поселка.

Изучение экономики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России, Архангельской области

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства используя различные источники информации;

  • формирование культуры, развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний применительно к экономическим условиям в России, области, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования или раздела экономики в предмете «Обществоведение». Примерная программа рассчитана на 34 учебных часа. Сокращение объёма учебного времени на 1 час объясняется тем количеством учебных недель (сокращение производится за счёт резервного времени).


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Методы и формы обучения

В рабочей программе наряду с традиционными формами проведения уроков (фронтальные беседы, лекции, комбинированные уроки, уроки-беседы,) обязательным является широкое использование активных форм обучения (моделирующие экономические игры, работа в малых группах, соревнования и т.п.)

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах.


В учебную программу включена проектная деятельность по темам: «Российские деньги: обычное и необычное» (10 класс), где предполагается изучить историю развития денежного обращения в России, рассмотреть необычные, малоизвестные факты развития; «В мире профессий и заработков» (11 класс), где предполагается проанализировать рынок труда в нашем населенном пункте и выявить положительные и отрицательные моменты. Работа над проектами протекает в течение всего учебного года. Проектные задания не только закрепляют практические навыки в использовании различных информационных технологий, но и развивают творческие способности учащихся, включают их в активную познавательную деятельность.

Применение метода проектов позволит предотвратить возможные трудности и достичь таких целей, как:
- приобретение учащимися опыта самостоятельной организации своей работы в рамках проекта;
- выработка у учащихся умения самостоятельно планировать свою деятельность;
-развитие социально - и экономически значимых качеств личности старшеклассников;

-сформировать у учащихся навыки проведения исследований и презентации полученных знаний и опыта.

Учебная проектная деятельность организуется так, чтобы целью познавательных действий учащихся было решение определенной проблемы, чтобы имело место активное применение приобретенных знаний и для получения нового знания, и чтобы учащиеся четко представляли, как можно использовать усвоенную ими теорию на практике.
Позволяя учащимся выбирать деятельность по своим интересам, по своим силам, учитель создает сильную мотивацию познания и способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждая учащихся активно использовать имеющиеся и добывать новые знания, вырабатывать умения и навыки решения конкретных проблем.
Метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление созидать самому, осознавать себя творцом.
В процессе проектирования у детей вырабатываются и закрепляются навыки анализа, оценки идей и возможностей, умения выбирать оптимальный (наиболее краткосрочный и простой) способ изготовления объекта проектной деятельности - презентации.
Создавая на уроке атмосферу исследовательской свободы, педагог стимулирует творческую деятельность учащихся.

Работа над проектом занимает 3 урока. На первом уроке проводится подготовка, в процессе которой школьники знакомятся с основными этапами проектной деятельности, которые включают постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной, проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

На заключительном уроке изучения каждого курса предполагается публичное представление (презентация) проектных работ учащимися. Для педагога результатом является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.

Содержание курса «Экономика» в 10-11 классах ( всего 35 часа: 10 класс - 17 ч (0,5 ч в неделю), 11 класс - 17 ч (0,5 ч в неделю)):

Основное содержание.


Тема 1.Основы экономической жизни общества ( 3 ч.)

Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели. Предпосылка рационального поведения. Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели.

Потребности. субъективный характер потребностей. факторы, влияющие на формирование потребностей.

Блага и услуги. Ограниченность благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага.

Выбор и альтернативная стоимость, Процесс принятия решения.

Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности.

Продукт. Производительность факторов производства. Способы увеличения производительности.

Натуральное хозяйство. разделение труда. Специализация и её преимущества.

Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические системы. Смешанная экономика. Эволюция экономических систем.

Основные вопросы экономики: что производит? Как производить? Для кого производить?

Обмен и рынок. Деньги. Принцип «невидимой руки»

Тема 2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке. (4ч.)

Спрос. величина спроса. закон спроса. Эффект нового покупателя. Эффект замещения и эффект дохода. Факторы, влияющие на спрос.

Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса.

Эластичность спроса по цене и по доходу. Товары-заменители. Дополняющие товары. Товары первой необходимости. Предметы роскоши.

Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения. Эластичность предложения по цене.

Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение. Анализ рыночных ситуаций с помощью кривых спроса и предложения.

Тема 3 . Потребители. ( 3 ч.)

Полезность благ. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Права потребителя.

Доходы потребителя. Основные источники доходов ( заработная плата, доходы от сбережений, доходы от собственности, трансферты). Реальные и номинальные доходы.

Расходы потребителя. Основные статьи расходов семьи.

Сбережения. Формы сбережений (накопление, банковские вклады, вложения в ценные бумаги). Доходность и надёжность сбережений.

Потребительский кредит. Виды потребительского кредита (банковский кредит, покупка товаров в рассрочку, расчёты с помощью кредитной карточки). Страхование.

Тема 4. Фирмы, рынки, конкуренция. (5ч.)

Фирма в экономической теории. Цели фирмы. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и недостатки. Рзличные виды фирм.. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество.

Издержки. Амортизационные отчисления. Выручка. Внутренние (неявные) издержки. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Необратимые издержки. Прибыль. Предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли. Фиксированные (постоянные) и переменные издержки.

Понятия капитала и рынка капитала. Финансовый и физический капитал

Инвестиции. Основные способы финансирования инвестиций (использование своих либо заёмных средств)

Конкуренция. Факторы, влияющие на конкуренцию. Условия совершенной конкуренции. Конкурентная фирма, максимизация ее прибыли.

Монополия. Природа монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины возникновения монополий. Монополии в России. Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции. Монопольная прибыль. Естественная монополия. Экономические и неэкономические барьеры для входа конкурирующих фирм на рынок.

Олигополия. Природа олигополии. Поведение олигополистов. Нескоординированная олигополия. Молчаливый сговор. Лидерство в ценах. Явный сговор (картель).

Монополистическая конкуренция.

Методы ценовой и неценовой конкуренции. Патенты и торговые марки.

Особенности распределения прибыли различных видов фирм. Дивиденд. Различие между дивидендом и процентом.

Особенности прекращения деятельности фирм различных типов. Банкротство.

Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация. Различие между облигацией и акцией. Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Факторы, влияющие на курс акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы.

Тема 5. Деньги и банки. ( 1 ч.)

Деньги. Функции денег. История денег. Формы денег. Рыночная цена денег (ставка процента).

Банки. История банковского дела. Основные функции банков. Безналичные расчёты Операции коммерческих банков. Российские коммерческие банки. Банковская система. Центральный банк и его функции.

Банковские услуги потребителям. Виды вкладов. Вклад до востребования (текущий вклад). Срочный вклад. Потребительский кредит. Залог. Кредитные и дебетные карточки.

Банковские резервы. Норма обязательных резервов.

Тема 6. Государство и экономика. (3 ч.)

Роль государства в экономике. Права собственности и их защзита. Антимонопольное регулирование. Государство и естественные монополии.

Государственное вмешательство в экономику. Перераспределение доходов. Минимальный уровень оплаты труда. Максимальная продолжительность рабочего дня. Социальные пособия.

Общественные блага. Государственный сектор. Приватизация. Национализация.

Теневая экономика, причины её возникновения.

Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Средняя и предельная ставки налога. НДС. Акцизы. Воздействие налогов на экономику. Налоговая система России.

Отчисления на социальное страхование. Внебюджетные фонды. Схемы налогообложения. Пропорциональное, прогрессивное, регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера. Налоговые льготы.

Государственный бюджет. дефицит, профицит Государственный долг.

Тема 7. Экономическое развитие. ( 2 ч.)

Макроэкономика и микроэкономика. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

Агрессивные показатели. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Конечная и промежуточная продукция. Добавленная стоимость. ВВП на душу населения. Методы измерения ВВП по расходам и по доходам. Проблемы расчета ВВП (ВНП). Нерыночное производство. Проблема учета качества окружающей среды.

Понятие экономического роста. Темп экономического роста. Источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост.

Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития.

Экономические циклы. Фазы экономического цикла (подъём, спад, депрессия, оживление). Кризис (резкий переход от подъёма к спаду) Объективный характер и неизбежность экономических циклов.

Тема 8. Макроэкономические проблемы. ( 5 ч.)

Рынок труда и его особенности. Факторы, влияющие на ситуацию на рынке труда (демографические, социальные). Экономически активное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная оплата труда. Условия труда.

Занятость, безработица. Основные критерии отнесения людей к категории безработных. Фрикционная, структурная и циклическая безработицы. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Социальные последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. Мобильность рабочей силы.

Профсоюзы и их роль в экономике. Трудовой договор (коллективный и индивидуальный). Забастовка.

Денежная масса. Ликвидность. Наличные и безналичные деньги. Скорость обращения денег.

Создание денег. Кредитная эмиссия банков.

Инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция.

Государственная макроэкономическая политика. Методы воздействия государства на совокупный спрос. Фискальная (бюджетная) политика. Монетарная (денежно-кредитная) политика. Государственные заказы.

Тема 9. Международная экономика. ( 6 ч.)

Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли.Принцип сравнительных преимуществ.

Государственная внешнеторговая политика. Протекционизм. Импортные пошлины. (тарифы). Демпинг. Торговые барьеры. ВТО.

Иностранные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции. Экспорт капитала. Межнациональные корпорации. Свободная экономическая зона.

Валюта. Валютные курсы. Покупательная способность валют. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация. Конвертируемость валют.

Международное экономическое сотрудничество. Экономическая интеграция. и её основные этапы. ( . Всемирный банк. Международный валютный фонд.

Понятие глобализации, ее выгоды и риски. Краткая характеристика основных глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Развитые и развивающиеся страны. Наиболее актуальные для России глобальные проблемы.

Тема 10. Проблемы переходной экономики. ( 1 ч.)

Переходная экономика. Переход от централизованной к рыночной экономике. Экономические реформы. Перестройка экономики. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Приватизация.

Экономические институты и их функции.(регулирующие, посреднические, информационные). Создание институтов рыночной экономики. Структурные сдвиги в экономике.

Итоговое обобщение ( 2 ч. )


Требования к уровню подготовки

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения и оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Учебно-тематический план


Разделы,

темы


Кол-во

часов

(авт-я

прогр.)

Кол-во

часов

(раб.

прогр.)

Теория

Практи

ка

Контрольные материалы

1

Тема 1. Основы экономической жизни общества

3

3

2

1



2

Тема 2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке.

4

4

2

1

Промежуточная контрольная работа по темам 1-2

3

Тема 3. Потребители

3

3

2

1

4

Тема 4. Фирмы, рынки, конкуренция

5

5

3

1

Промежуточная контрольная работа по темам 3-4

5

Тема 5. Деньги и банки

1

1

1


6

Тема 6. Государство и экономика

3

3

3


7

Тема 7. Экономическое развитие

2

2

1

1


8

Тема 8. Макроэкономические проблемы

5

5

3

1

Промежуточная контрольная работа по темам 5 - 8

9

Тема 9. Международная экономика

6

6

5

1


10

Тема 10. Проблемы переходной экономики

1

1

1




Итоговое обобщение

2

2



Итоговая контрольная работа


Итого:

35

35

22

7

4



























Календарно-тематическое планирование курса «Экономика» для 10 - 11 классов


Тема урока

Кол-во часов

Вид урока

Дидактические единицы

Компетенции и

компетентности

по ГОС.

Формы контроля

Элементы дополни­тельного содержа­ния

ОУУН по ГОС


Дата

Тема 1. Основы экономической жизни общества (3 часа)


1

Экономика: наука и хозяйство. Макро- и микроэкономика.

1

Урок изучения

нового

материала

Понятие об экономиче­ской науке, микро- и макроэкономике, круг изучаемых ими проблем

Знать понятие об эконо­мической науке. Объяс­нять понятия «микро-» и «макроэкономика»

Составить словарик темы, соста­вить схемы: «Микроэко­номика», «Макроэко­номика». Гл.1 учебника Автономова В.С. стр. 5-13

Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

2

Потребности и ограниченность ресурсов. Выбор и альтернативная стоимость

1

Комбинирован­ный урок

Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полно­стью Абсолютная и относи­тельная ограниченность ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов человека.

Знать:

-виды потребностей людей;

-причины, по которым потребности людей не мо­гут быть удовлетворены

-понятия «абсолютная и относительная ограни­ченность ресурсов»;

-виды ограниченных ре­сурсов;

-причины невозможности преодоления ограничен­ности ресурсов

Составить схему «Виды потребно­стей людей»

Индивидуальный опрос.

Учебник, стр.7-8

Неизбеж­ность вы­бора при использо­вании ог­раничен­ных ресур­сов и его цена

Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

3

Экономическая система, типы и функции

1

Комбинирован­ный урок

Понятие об основных главных вопросах экономики, об экономиче­ских системах и основные критерии их разграниче­ния. Традиционная экономическая система. Ко­мандная система: ее особенности и формы практической реализации

Частная собственность как основа рыночной экономической систе­мы. Причины эффек­тивности рыночного ме­ханизма и источники его слабости. Причины воз­никновения смешанной экономической систе­мы, основные признаки

Знать понятия «традици­онная экономическая сис­тема», «командная экономическая система».

Уметь подбирать приме­ры к каждой из них

Знать:

признаки рыночной, смешанной экономики; - причины эффективности и роль рыночных меха­низмов.

Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их

Заполнение таблицы

Решение задач. Зада­ния по груп­пам: соста­вить табли­цу «Призна­ки рыночной экономиче­ской систе­мы», «При­знаки сме­шанной эко­номики».

Учебник, гл.2 стр.14-24

Экономи­ческая свобода. Рациональный потреби­тель

Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

Тема 2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке (4 часа)


4

Спрос. Кривая спроса. Закон спроса.

1

Урок изучения нового мате­риала

Спрос (D), товар(Q), цена товара (P), факторы спроса, величина спроса, шкала спроса, кривая спроса, индивидуальный спрос, рыночный спрос.

Знать:

-понятие о спросе; факторы формирования величины спроса

Решение задач. Со­ставление графика.

Учебник, гл 3 стр.25 - 33, вопросы

Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

5

Предложение. Кривая предложения. Закон предложения.

1

Комбинированный

Предложение (S), товар(Q), цена товара (P), факторы предложения, величина предложения, шкала предложения, кривая предложения

Знать: формирование на рынке предло­жения;

-факторы формирования
величины предложения.

Решение задач.

Учебник, гл 4 стр.34-47

Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

6

Рыночное равновесие. Равновесная цена.

1

Практикум

Типы рыночных ситуа­ций: дефицит, затова­ривание, равновесие. Механизм формирова­ния рыночного равнове­сия. Рынок покупателей и продавцов

Знать:

-типы рыночных ситуа­ций: дефицит, затоваривание, равновесие;

-механизм формирования рыночного равновесия;

-рынок покупателей и продавцов.
Описывать действие рынка

Решение задач.

Схема «Ти­пы рыноч­ных ситуа­ций».

Учебник, стр.36-40

Основные рыночные структуры

7

Промежуточная контрольная работа по темам 1-2

1

Урок обобщающего повторения

Знать основные понятия

Решение задач. Повторение по разделу «Рынок».

Тема 3. Потребители. Семейная экономика. (3 часа)


8

Потребности и полезность.

1

Урок изучения нового материала

Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита

Знать основные понятия по теме

Уметь подбирать приме­ры к каждому понятию, разъяснить суть закона предельной полезности; знать сущность закона о Защите прав потребителя

Уметь делать оценку собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина

Фронталь­ный опрос

Эссе на тему: «Оценка собственных действий в качестве потребителя и гражданина».

Учебник, гл 5 стр.41 - 47, вопросы

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; самооценка результатов своей деятельности.

9

Доходы и расходы потребителей.

1

Комбинированный

Доходы потребителей. Основные источники доходов. Реальные и номинальные доходы. Расходы потребителей. Основные статьи расходов семьи

Знать основные понятия по теме

Уметь подбирать приме­ры к каждому понятию; раскрыть суть понятия « семейный бюджет»;

выявить причины неравенств доходов населения

Составление семейного и личного бюджетов.

Учебник, гл.6

стр.48-52

Защита прав по­требите­лей. Ра­циональ­ный по­требитель. Реклама

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; самооценка результатов своей деятельности.

10

Сбережения и кредит Потребительское кредитование. Ипотечный кредит.

1

Комбинированный

Сбережения. Доходность и надежность сбережений. Потребительский кредит и его виды

Знать основные понятия по теме

Уметь подбирать приме­ры основных мер социальной поддержки населения и обозначать их цели.

Фронталь­ный опрос. Учебник, гл.6

стр.52-58

Сбереже­ния. Стра­хование

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; самооценка результатов своей деятельности.

Тема 4. Фирмы, рынки, конкуренция (5 часов)


11

Фирмы, капитал, прибыль

1

Урок изучения нового

материала

Фирма. Капитал. Физический капитал. Финансовый капитал. Инвестиции. Издержки. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли. Предельные издержки. Предельная выручка

Знать:

-понятия: фирма, пред­приятие, отрасль; понятие о добавленной стоимости , издержки (средние и предельные ( маржинальные), постоянные, переменные) прибыль, выручка, доход, виды и цели, факторы
деятельности фирм

Составить словарик темы, схему «Виды

фирм», ре­шение задач. Учебник, стр.36-40

Понятие о трансакционных затратах

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

12

Конкуренция. Основные типы рынков

1

Урок изучения нового

материала

Конкуренция. Совершенная конкуренция. Монополия. Естественная монополия. Барьеры входа/выхода на рынок. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Патенты и торговые марки

Знать основные понятия по теме

Составление таблицы «Виды рыночных структур». Учебник, гл 8 стр.69 -77

Монопсония

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

13

Различные виды фирм

1

Урок изучения нового

материала

Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество (корпорация). Дивиденд. Банкротство. Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация

Знать основные понятия по теме Уметь выделять основные характерные черты организационно-правовых форм предприятий

Составление таблицы «Организационно-правовые формы фирм».

Учебник, гл 5 стр.41 - 47, вопросы

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

14

Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.

1

Комбинированный

Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы

Знать основные понятия по теме, виды ценных бумаг и раскрыть их функции

Уметь раскрывать значение уставного капитала, описать основные внутренние и внешние источники финансирования предприятия

Тестирование, письменные задания. Учебник, гл 10 стр.88 - 96, вопросы

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

15

Промежуточная контрольная работа по темам 1-4

1

Урок обобщающего повторения

Знать основные понятия

Контрольная работа

Тема 5. Деньги и банки (1 час)


16

Деньги и банки. Операции на открытом рынке. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешёвых» денег.

1

Урок изучения нового

материала

Деньги. Рыночная цена денег (ставка процента). Банки. Безналичные расчеты. Вклад до востребования. Срочный вклад. Банковские резервы. Норма обязательных резервов

Знать:

-причины изобретения денег; функции денег; роль денег как средства
обмена и сбережении, понятие о денежном обращении; закон обмена и его использование; ликвидность

Решение задач. Со­ставить таб­лицу «Функ­ции денег»

Понятие об эмис­сии денег. Современная структура денежной массы

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необ­ходимой информации из источников

17

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса (защита проектов).

1

Урок обобщающего повторения

Знать основные понятия

Контрольная работа. Защита проектов по выбранным темам.

11 класс Тема 6. Государство и экономика (3 часа)


18

Роль и задачи государства в экономике. Частные и общественные блага.

1

Урок изучения нового

материала

Государственное вмешательство в экономику. Социальные пособия. Общественные блага. Государственный сектор. Приватизация. Национализация. Внешние эффекты. Теневая экономика

Знать

-понятия о слабости рынка; экономических функциях
государства и их роли в компенсации слабостей рынка; понятие об обществен­ных благах

Составить схему «Го­сударствен­ные органы, участвую­щие в регу­лировании экономиче­ской жизни страны», таблицу «Экономи­ческие функ­ции государ­ства».

Учебник, гл 12 стр.104 - 117, вопросы

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке

19

Налоговая система РФ: принципы построения, основные виды налогов и методика их расчётов.

1

Урок изучения нового

материала

Налоги. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость (НДС). Акцизы. Отчисления на социальное страхование. Внебюджетные фонды. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.

Знать основные виды налогов.

Уметь раскрывать сущность и механизм налогообложения

Составить схему «Виды налогов», тестирование

Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

20

Бюджет. Основные статьи доходов и расходов госбюджета. Дефицит и профицит госбюджета. Государственный долг.


Урок изучения нового

материала

Государственный бюджет. Дефицит (профицит) бюджета. Государственный долг

Знать суть понятия госбюджет, статьи доходов и расходов.

Уметь раскрывать причины возникновения бюджетного дефицита.

Тестирование

Тема 7. Экономическое развитие (2 часа)

21

Макроэкономика. Валовой внутренний продукт

1

Урок изучения нового

материала

Макроэкономика и микроэкономика. Совокуп­ный спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутрен­ний продукт (ВВП). Амортизация

Знать

определения ВВП, ВНП, способы исчисления ВВП.

Уметь

исчислять ВВП

Составить сло­варик темы, вы­полнить проблемные зада­ния,

решение задач.

Учебник, гл 14 стр.130 - 139, вопросы

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экономических требований.


22

Экономический рост. Экономические циклы

1

Комбинированный

Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост. Мультипликатор. Акселе­ратор. Норма накопления. Темпы экономиче­ского роста. Экономические циклы. Фазы экономического цикла (подъем, спад, депрессия, оживление). Кризис (резкий переход от подъема к спаду).

Знать

-что такое экономиче­ское развитие;

- экономические циклы, методы воздей­ствия на ход экономи­ческих циклов

Изучить факторы уско­рения экономического роста. Дать понятие экстенсивного роста, интенсивного роста;

-объяснять общую картину экон. цикла; анализировать поведение экономики в различных фазах цикла

Индивидуальный опрос, тестовые задания Составить схему «Типы экономи­ческих циклов», тестовые зада­ния, решение экономических задач.

Учебник, гл 16 стр.152 - 158, вопросы

Методы воздейст­вия на ход экономических циклов

Тема 8. Макроэкономические проблемы (5 часов)

23

Занятость и безработица

1

Урок изучения нового

материала

Рынок труда. Экономически активное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдель­ная оплата труда. Занятость. Безработица. Фрикционная, структурная и циклическая безработи­ца. Естественный уровень безработицы

Знать

-особенности труда как товара; деятельность продав­цов и покупателей на рынке труда, что такое безработица; критерии признания человека безработным; виды безработицы и причины их возникновения.

Уметь

Объяснять суть положения «спрос на рынке труда», факторы, формирующие предложение и спрос на
рынке труда; закон предложения на
рынке труда.

Составить таблицу «Виды без­работицы», моде­лирование ситуаций и их анализ

Основные формы безрабо­тицы в России

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации

24

Борьба с безработи­цей. Профсоюзы. Социальная политика государства (социальная поддержка граждан)

1

Комбинированный

Социальные последствия безработицы. Мобиль­ность рабочей силы. Профсоюзы. Трудовой до­говор (коллективный и индивидуальный). Заба­стовка

Знать

роль профсоюзов и государства на рынке труда, способы повышения и понижения заработной платы; основные способы
стимулирования трудовой активности работников;

Экономическая игра « Как добиться, чтобы человек хорошо работал»

25

Инфляция

1

Урок изучения нового

материала

Денежная масса. Ликвидность. Наличные и без­наличные деньги. Денежные агрегаты М1, М2 и МЗ. Кредитная эмиссия банков. Инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция

Знать

что такое инфляция, её виды, ее определяющие, влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране; дефляция;
Уметь объяснять причины возникновения инфляции и дефляции; применять формулы для решения практических задач.

Составить таблицу «Виды ин­фляции», словарик темы.

Решение практических задач.

Учебник, гл 18 стр.170 - 183, вопросы

Понятие об инфляционной психоло­гии. По­следствия инфляции

26

Государственная

макроэкономическая политика.

Понятие, цели и задачи, инструменты денежно-кредитной политики.

1

Урок изучения нового

материала

Государственная макроэкономическая политика. Фискальная (бюджетная) политика. Монетарная (денежно-кредитная) политика. Государственные заказы

Знать

цели и задачи фискальной и монетарной политики государства

Уметь
анализировать различия между кейнсианским и монтаристским подходами к денежно-кредитной политике;

Фронтальный опрос. Письменная рабо­та.

Учебник, гл 19 стр.195 - 207, вопросы

27

Контрольная работа по темам 6 - 7

1

Урок обобщающего повторения

Знать основные понятия

Контрольная работа

Тема 9. Международная экономика (6 часов)

28

Международное разделение труда

1

Урок изучения нового

материала

Принцип сравни-тельных преиму-ществ

Знать

что порождает протек­ционизм;

для чего нужен валют­ный рынок; что такое международное разделение труда

Составление таб­лиц «Прин-цип сравнительных затрат», «Прин­ципы абсолют­ного и относи­тельного пре­имущества». Учебник, гл 20 стр.195 - 207, вопросы

Критическое осмысление экономической информации, эконом. анализ общественных явлений и событий. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

29

Внешняя торговля

1

Комбинированный

Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. Протекционизм. Импортные пошлины (тарифы). Демпинг. Тор­говые барьеры. Всемирная торговая организа­ция (ВТО)

Знать

цели и средства протекционизма;

Уметь

доказывать выгоды от междуна­родной торговли; анализировать отношения Рос­сии и ВТО

Анализ мате­риалов СМИ. Составить сло­варик темы, таблицу «Плюсы и мину­сы международ­ной торговли» Учебник, гл 20 стр.195 - 207, вопросы

Формы либерали­зации международ­ной торговли и перспек­тивы всту­пления России в торговые союзы.

30

Межнациональные корпорации

1

Урок изучения нового

материала

Иностранные инвестиции. Прямые и портфель­ные инвестиции. Экспорт капитала. Межнацио­нальные корпорации. Свободная экономическая зона

Знать

цели и задачи создания межнациональных корпораций

Уметь

анализировать источники экономической информации

Анализ мате­риалов СМИ. Составить сло­варик темы, таблицу «Межнациональные корпорации».

Учебник, гл 21 стр.208 - 217, вопросы

31

Валютный рынок

1

Урок изучения нового

материала

Валюта. Валютные курсы. Валютный рынок. Конвертируемость валют.

Знать
определение спроса и предло­жения на рынке валют;
понятия: девальвация, ревальвация, мировой валютный рынок.

Анализ мате­риа-лов СМИ, тестирование

32

Покупательная способность валют

1

Комбинированный

Покупательная способность валют. Паритет по­купательной способности. Валютные интервен­ции. Девальвация и ревальвация

Уметь

анализировать, как на валютный курс воздействует денежная кредитная политика; объяснять систему «плавающих» валютных курсов.

Анализ мате­риа-лов СМИ, решение проблемных задач

33

Международное экономическое сотрудниче­ство и интеграция

1

Комбинированный

Экономическая интеграция. Международные экономические организации (Всемирный банк, Международный валютный фонд)

Знать

глобальные экономи­ческие проблемы конца XX века;

зачем нужно спасать природу.

Доказать взаимосвя­занность экономики и экологии

Уметь
объяснять, в чем состоит при­чина экономической отсталости; описывать глобальные эконо­мические проблемы

Анализ мате­риа-лов СМИ. Соста-вить сло­варик темы. Ра­бота с норма­тивным доку­ментом.

Учебник, гл 23 стр.223 - 230, вопросы

Барьеры на пути ускорения роста бла­госостоя­ния бед­нейших наций

Тема 10. Проблемы переходной экономики (1 час)

34

Проблемы переходной экономики

1

Урок изучения нового

материала

Переходная экономика. Экономические реформы. Перестройка экономики. Либерали­зация цен. «Шоковая терапия». Приватизация. Экономические институты


Знать

основные опреде-ления и шаги к ре-формированию; итоги первого десятилетия ре­форм; суть современной экономиче­ской политики; ресурсы российской эконо-мики. Перспективы развития Россий-ской экономики

Анализ мате­риа-лов СМИ.


Критическое осмысление экономической информации, эконом. анализ общественных явлений и событий.


Итоговое обобщение (1 час)


35

Итоговая контрольная работа. Защита проектов.

1

Урок обобщающего повторения

Знать основные понятия

Контрольная работа. Защита проектов.




___________________

Курсивом в тексте выделен материал, который был рекомендован Министерством образования и науки и Экспертным советом при Правительстве РФ.

Особенности преподавания:

Приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение математических знаний в экономической сфере;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по экономическим вопросам.

  • Самостоятельное изучение теоретического материала с фиксацией главных опорных моментов.

  • Исследование и анализ полученных данных, построение и понимание графиков и таблиц.

  • Организация и управление фирмами малого бизнеса с выбором ценовой стратегии, уровня производства и объема инвестиций.

Используемые педагогические технологии:


Технология


Ожидаемый результат

Практическое применение

Технология критического мышления

Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы.

-Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

- «Устный конспект»,

- построение кластеров - схем,

- составление планов ответа, изучение логики эссе: тема -контекст - проблема - аргументы - вывод.

- инсерт;

- мозговая атака;

- чтение с вопросами;

- синквейны,

- «продвинутая лекция»,

- эссе.

- ключевые термины,

- перепутанные логические цепочки,

- взаимоопрос.

Технология проектного обучения

Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.

Через создание проектов разного вида:

Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.

ИКТ - технологии

Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.

Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Индивидуальное тестирование через программу My test. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы.

Технология интерактивного обучения

- Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.

Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем

через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель».

Используемые формы и методы:


Цель


Формы и методы

Формирование понятийного аппарата учащихся

Изучение логики составления определения, тестовые и логические задания на систему запоминания, понимания и воспроизведения основных понятий и терминов; игровые моменты.

Психологическая и технологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ.

Контроль знаний в форме тестов с различными типами заданий.

Восполнение пробелов в усвоении курса отдельных учащихся (отсутствие базовых знаний, пропуски уроков и т.п.)

Индивидуальные карточки - задания (работа с текстом учебника)

Развитие умений работать с печатной информацией.

Различные варианты работы с текстом: устный конспект, перевод текста в схему или таблицу, ответы на поставленные учителем вопросы; постановка вопросов по тексту; составление тестов и т.д.

Используемая система оценивания:



Виды письменных работ учащихся.

Виды устных работ учащихся

1

Тесты разного уровня (А, B, C)

Работа над понятиями

2

Письменные источники (документы)

Работа в группах при дискуссиях, дебатах - анализ явлений и ситуаций.

3

Составление плана ответа

Ответы на вопросы по содержанию параграфа.

4

Эссе

Устные сообщения по дополнительному материалу.

5

Решения практических задач.

Публичная защита проекта.

6

Составление письменного ответа по заданному объему (например, два предложения)

Поиск информации в сети Интернет по решению практических задач.

7

Составление кластера - схемы.

Участие в ролевых играх.

8

Составление таблицы

Объяснение внутренних и внешних связей (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

9

Подготовка письменных сообщений, рефератов.

Оценка различных суждений о социальных объектах.

Примерная тематика рефератов и исследовательской деятельности


  1. «Конъюнктура банковских услуг города Рыбинска» (В этой теме предлагается изучить спрос и предложение банковских услуг ( привлечение вкладов и предоставление кредитов)

  2. «Проблема похудения: экономические и биологические аспекты» (Это реферат может содержать информацию двух предметов экономики и биологии)

  3. «Как найти работу?» ( Ответ на этот вопрос может быть представлен в виде проектной работы, где проанализирован рынок труда и дан ответ на поставленный вопрос)

  4. «Что стоит за цифрами?» ( Данная тема раскрывает информацию цифр на упаковках товаров: штрих код, пищевые добавки и т.д.)

  5. «Работающие подростки: как совместить учебу и работу» (В этой теме необходимо раскрыть проблему и найти пути ее решения)

  6. «Если бы я был главой Судоверфской администрации…» (Предметом для обсуждения здесь может быть проект будущего с опорой на современную информацию, с доказательствами)

  7. «Практика налогообложения доходов лиц свободных профессий» (Подробное раскрытие информации о налогообложении свободных профессий)

  8. «Налогообложение предприятий малого бизнеса» (Описать плюсы и минусы налогообложения малого бизнеса)

  9. «Процедура подготовки и сдачи налоговой декларации» (Подробное описание процедуры подготовки и сдачи налоговой декларации по разным статьям)

  10. Роль собираемых налогов в экономике государства, области, города (Сравнительный анализ собираемых налогов и их распределение)

  11. «Я открываю свой бизнес» ( Данная работа может содержать проект будущей фирмы , т.е подробный бизнес-план)

  12. «Как правильно делать покупки» (Раскрыть тему можно с использование закона о Защите прав потребителей)

  13. Рынок мобильной связи (В этой теме можно прокомментировать работу двух телесистем и сделать сравнительный анализ, здоровая экономическая конкуренция этих фирм; плюсы и минусы работы телесистем для населения)

  14. «Реклама - это польза или вред?» ( Проанализировать плюсы и минусы рекламы)

  15. «Азбука страхования» (В этой теме можно раскрыть подробно один вид страхования и выявить плюсы и минусы данного страхования)

  16. «Экономика и финансы страхования» (Описать принцип страхования, экономическую основу страхования)

  17. «Страхование и его роль в нашей жизни» (Для чего нужно страхование, какие задачи решает общество, предприниматели, гражданин, какова социальная роль страхования)

  18. «Российские деньги: обычное и необычное» (История развития денежного обращения в России, необычные (лучше мало известные) факты развития)

  19. «В мире профессий и заработков» (В данной теме предполагается проанализировать рынок труда в нашем городе и выявлены отрицательные и положительные моменты)

  20. «Экономика в школе» (Раскрыть экономическую сторону школы, куда идут бюджетные деньги и как можно заработать свои деньги школе)

  21. «История предпринимательства в городе Рыбинске» (В данной теме можно рассказать о видах экономической деятельности купцов, помещиков и др. людей в 19 веке, а можно рассказать более подробно об одном из знаменитых предпринимателей того времени)

  22. «Современное предпринимательство города Рыбинска» (В данной теме можно рассказать о формах предпринимательства, выявить более успешные, менее успешные)

Диспуты: ( можно проекты)

  • «Куда следует, прежде всего, направить капиталовложения общества, чтобы сохранить планету»

  • В чем различие между экономическими понятиями «равенство» и «справедливость»?

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки


В программу заложено использование разнообразных форм контроля: контрольные и практические работы, тестирование, решение экономических задач, экономические диктанты, рефераты, эссе, устный опрос, исследовательская деятельность учащихся и т.п.

Контрольные работы

  1. «Семейная экономика и фирма»

  2. « Роль государства в экономике и ВВП, его структура и динамика»

Практические работы и решение экономических задач:

  1. Рыночное равновесие. Механизм установления равновесной цены

  2. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя

  3. «Экономический подход к понятиям издержек и прибыли.»

Эссе:

  1. « Сравнительный анализ достоинств и недостатков двух экономических систем»

  2. «Оценка собственных действий в качестве потребителя и гражданина»

  3. «Особенности современной экономики России»

Деловые и ролевые игры

1. По теме «Рынок» - ролевая игра «Рыночное равновесие»

Учебно-методический комплект


Учебно-методический комплект

Наименование

учебник

1. Автономов В.С.

«Введение в экономику» 10-11 кл.

  1. Липсиц И.В. «Экономика» ч1 и ч2

методическое пособие для учителя

1.Савицкая Е.В. «Уроки экономики в школе» ч.1 и 2.

2. Программно-методические материалы по экономике 8-11 класс.

3. ) В.С. Автономов. Поурочные разработке по экономике. 10-11 кл.: Методическое пособие - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

дидактические материалы

  1. Интеллектуальные игры для школьников по экономике Е.Т. Фирсов

  2. Словарь: политология, философия, экономика

  3. Настольная книга покупателя А.М.Горбов

  4. Основы экономики в таблицах и схемах В.З.Черняк

  5. Закон о защите прав потребителей и связанные с ним подзаконные акты с последними изменениями и дополнениями на 01.01.05г.

сборники контрольных и тестовых работ

1.Сборник задач по экономике А.А.Мицкевич

2. Сборник задач по экономике с решениями А.А.Мицкевич

3. Сборник тестовых заданий по экономике С.Равичев, Т.А Протосевич

4. Сборник тестовых заданий по экономике с решениями С.Равичев, Т.А Протосевич


Дополнительные обобщающие материалы


- литература для учителя

  • Иванов С.И. и др. учебник «Основы экономической теории10-11 кл.» Ч. 1, 2.

  • Иванов С.И. и др преподавание курса (методика) «Основы экономической теории10-11 кл.»

  • Иванов С.И и др. практикум «Основы экономической теории10-11 кл.»

  • О.Ю.Черкашин учебник «Основы бухучета для школьников 10-11 кл»

  • Бухгалтерский учет ( тесты)

  • В.З.Черняк учебник «Введение в предпринимательство»

  • Ф.Котлер учебник «Основы маркетинга»

  • Е.П.Михалева учебник «Маркетинг»

  • В.Д. Симоненко, О.И. Шелепина учебник «Семейная экономика»

  • А.Л.Апель учебник «Основы налогового права»

  • В.Д.Симоненко, Т.А.Степанченко практикум «Основы потребительской культуры»

  • Опорный конспект школьника по экономике (пособие для учителя)

  • А.В.Леонтьев (методика) Технология предпринимательства

  • Е.В.Преображенская домашняя экономика (методика) «Основы предпринимательства»

  • Журнал «Экономика в школе» 2001 №3,4 ; 2002 № 1,2,3; 2003 № 3,4; 2005 № 3,4

  • Журнал «Экономика» вопросы школьного экономического образования 2005 № 3, 4

- литература для учащихся

  • Экономика часть 1 ( СГУ)

  • Микроэкономика часть 2 ( СГУ)

  • Макроэкономика часть 3 ( СГУ)

  • Экзаменационные ответы по менеджменту

  • Экономика ( ответы на вопросы)

-электронные издания

компакт-диски

  • Экономическая игра «Капитализм»

  • Экономическая игра «Торговые империи»

  • Практикум ( тесты и упражнения) - навыки продаж, проведение презентаций, невербальная коммуникация, выставочный маркетинг

  • Маркетинг (инструменты руководителя) из серии бизнес-школа

  • Самоучитель профессия - маркетолог

  • Экономика предприятия из серии библиотека студента

обучающие компьютерные программы

  • «Экономика и право 9-11 классы» Изд-во 1С

  • «Экономика 9-11 классы. Практикум» Изд-во 1С

- Интернет-ресурсы.

  • http: //hse.ru

демонстрация журнала «Экономика в школе»

  • http: //school-sector.relarn.ru/efim/9pedsovet

электронный еженедельник «Педсовет по средам» поддерживается Ассоциацией РЕЛАРН и

ИОСОРАО ( описывается зарубежный опыт применения Сети в учебном процессе, сообщаются

адреса сетевых проектов, конференций и событий)

  • http: //som.fio.ru/subject.asp?id=10001207

сетевое объединение методистов по экономике. ( На сайте размещаются различные методические материала по курсам общеобразовательной школы)


  • Макроэкономическая статистика vedi.ru/statbase.htm#1

  • Аналитические доклады nns.ru/analytdoc/anal2.html

  • Институт экономики переходного периода online.ru/sp/iet/trends/

  • Экспертный институт экономики России exin.ru/test/doc.html


© 2010-2022