Стилистический анализ поэтического текста

Стилистический анализ поэтического текст на уроке русского языка в 11-м классе на примере стихотворения  А. Блока «Незнакомка» (учебник Русский язык 10-11 класс А.И.Власенков,                                 Рыбченкова Л.М.упражнение № 270)   Цель урока: 1. Повторение теоретических сведений. 2.Выполнение практических  заданий 3. Развитие навыков анализа  поэтического текста.  4.Совершенствование умения писать сочинение - сопоставление художественного текста и картины.     Этапы урока: 1. Проверк...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стилистический анализ поэтического текст на уроке русского языка в 11-м классе на примере стихотворения А. Блока «Незнакомка»

(учебник Русский язык 10-11 класс А.И.Власенков, Рыбченкова Л.М.упражнение № 270)



Цель урока:

1. Повторение теоретических сведений.

2.Выполнение практических заданий

3.Систематизация полученных знаний.

4. Развитие навыков анализа поэтического текста.

5.Совершенствование умения писать сочинение - сопоставление художественного текста и картины.

Ход урока:

  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. (упр.270 учебники)

Дома вы самостоятельно провели анализ поэтических особенностей стихотворения А. Блока «Незнакомка» и написали сочинение. Это задание достаточно сложное, так как с творчеством поэта нам еще только предстоит познакомиться на уроках литературы. Я предлагаю вам зачитать наиболее получившиеся, на ваш взгляд, отрывки своих сочинений.

2.ПРОСЛУШАЕМ СТИХОТВОРЕНИЕ В ЗАПИСИ

Посмотрите на тему урока и предположите, о чем мы сегодня на уроке будем говорить? Да, действительно сегодня мы поговорим о настроении и тональности блоковской «Незнакомки». Сегодня на уроке мы активно будем использовать некоторые изобразительно-выразительные термины. Предлагаю сейчас их повторить.

3.ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.

3.1.Поэтический диктант. Зачитывается определение понятий, обучающиеся записывают ответы-термины. (Далее идет проверка: на экране постепенно возникают слова - определения) (СЛАЙД)

3.1.Антитеза, 3.2. эпитет 3.3символ, 3.4.сравнение, 3.5.аллитерация, 3.6.ассонанс, 3.7. оксюморон

3.1.АНТИТЕЗА стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

3.2. ЭПИТЕТ метафорическое прилагательное, в котором заключен меткий признак сравнения. Это образное определение, которое дает художественную характеристику предмету или явлению.

3.3.СИМВОЛ это знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. Многозначный предметный образ , объединяющий

3.4. СРАВНЕНИЕ уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Его цель выявить в объекте сравнения новые важные для субъекта высказывания, свойства.

3.5.АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение одинаковых или однородных согласных в стихе с целью усиления выразительности художественной речи. Один из видов звукописи.

3.6. АССОНАНС повторение гласных звуков в высказывании. В поэзии имеет другие употребления - для описания поэтической фонетики. Так называется рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки, а также повторение в стихе однородных гласных звуков.


3.7. ОКСЮМОРОН в переводе с греч «острая глупость») - стилистическая фигура или стилистическая ошибка - сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для нее характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта.

)

4.БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ

- Какие особенности композиции стихотворения вам удалось уловить?

(Стихотворение построено на контрасте картин и образов).

- Какое настроение пронизывает первую часть стихотворения (разнузданность, пошлость, обыденность). Автор активно использует иронию при описании быта загородной жизни.

- Какое настроение во 2-ой части? (смиренное отчаяние, мотив одиночества).

- Как называется литературный прием (стилистическая фигура) положенный в основу произведения? ( Антитеза. Вторая часть стихотворения противопоставляется первой. Образ таинственной Незнакомки преображает поэта).

5. ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА ЛЕКСИКУ СТИХОТВОРЕНИЯ

(Задание по вариантам)

1-вариант. Подчеркните основные, на ваш взгляд слова первой части стих-я)

2-вариант. Во второй части (СЛАЙД)

- Какова общая тема стихотворения? (СЛАЙД)

- Приведите пример анафоры в стихотворении (Ана́фора или единоначатие)

И КАЖДЫЙ ВЕЧЕР…

-Можем ли мы говорить о различии в лексике первой и второй частей стихотворения (сниженная бытовая и высокая)

Приведите примеры. Продолжаем работать по вариантам (СЛАЙД)

- Какие тропы использует Блок в каждой из частей стихотворения.

Эпитеты

эпитеты

Пьяные окрики

Упругие шелка

Женский визг

Глухие тайны

Странная близость

метафоры

метафоры

Кривится диск

Дыша духами и туманами

Лакей торчат

Очи цветут

Пьяницы с глазами кроликов

Стан, шелками схваченный

Испытанные остряки

оксюморон

Весенний и тлетворный

6. ЛИЧНОСТЬ ПИШУЩЕГО

Слово учителя

В начале 1906 г. А. Блок пишет "Незнакомку". Что же впечатлило А. Блока настолько, что поэт берет в руки перо?

Это стихотворение принадлежит к периоду написания «Страшного мира», когда главным в восприятии поэта мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. В этот период Блок переживает душевный разлад. Он порывает со своими друзьями-символистами. От него уходит жена . но Чем низменней, вульгарней, пошлей обстановка, окружающая поэта, тем выше и прекрасней его мечта.

Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. «Блок повез меня в Озерки (ударение на последнем слоге)- дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Там повел к озеру, где "скрипят уключины" и "визг женский", где все - убожество, скука и пошлость. И тут-то именно вполне очевидно стала необходимость того, чтобы помимо этой "дачной жизни в мире происходило еще и нечто иное.

Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на позолоченный крендель булочной, на вывески. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда, в тот вечер, как появилась "Незнакомка". Наконец привел на вокзал Озерковский. Из небольшого венецианского окна видны "шлагбаумы", на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога. Поезда часто проносятся мимо… Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне "Незнакомки".

Возможно, взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам этого дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную - но все-таки несомненную достоверность описанного им фантастического события.

7. ПРИШЛО ВРЕМЯ ПОГОВОРИТЬ О ТОНАЛЬНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Общая тональность произведения МИНОРНАЯ.

Обратим внимание на выразительную инструментовку блоковского стиха. ПОГОВОРИМ О ЗВУКОПИСИ И ЦВЕТОПИСИ СТИХОТВОРЕНИЯ

Цветопись в стихотворении разделяется на части.

- Какие цвета в 1-части стихотворения?( такая цветовая гамма в первой части стихотворения указывает на пошлость, обывательщину будней, и вызывает отвращение.) Даже не цветовые прилагательные несут в себе цветовую оценку (СЛАЙД)

- Почему темные и холодные цвета преобладают во второй части? (возможно, так Блок завораживает читатель загадочностью образа Незнакомки. Никто не знает ее. Невозможно сказать кто она, возможно, это только видение.) Действие происходит вечером. В классической поэзии вечер - самое поэтическое время суток , пора умиротворения, у Блока же он принимает участие в бессмысленном времяпровождении героев в 1-ой части стихотворения, и надежны, возможно, невозможной во второй части. (СЛАЙД)

Слово учителя.

Большей частью образ Незнакомки рожден конфликтом с пошлостью, буржуазным дачным бытом. Блок писал: «Передо мной возникло, наконец, то, что я называю « Незнакомкой»: красавица - кукла, синий призрак, земное чудо. …Незнакомка - это сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…»(слайд). Такой ли вы представляли себе Незнакомку Блока.

Образ Незнакомки настолько впечатлил современного художника Илью Глазунова, что в 1980 году он берет в руки кисть и пишет «Незнакомку» -иллюстрацию к стихотворению А. Блока. Давайте обратимся к картине (слайд)

В дни юности Глазунов восторженно называл в числе своих любимых поэтов, после Пушкина и Лермонтова, Александра Блока. Блоковский Петербург особенный. Глазуновы родился и вырос в кварталах Петроградской стороны, неразрывно связанной с творчеством поэтов-символистов.. Тем не менее, иллюстрации к Блоку так же сложны, загадочны и красивы, как и создавшие эпоху в русской литературе стихотворения Александра Александровича Блока. Иллюстрации к «Стихам о прекрасной даме» многие критики считают лучшими иллюстрациям к произведениям Блока.

Беседа

-Насколько точно художник изобразил «Незнакомку» Блока и окружающую ее действительность?

-Какие два мира изображены на картине?

-Какой тон на картине преобладающий?

-Каково настроение Незнакомки на картине?

Для сравнения я бы хотела зачитать вам стихотворение, написанное современным поэтом, после того как он увидел картину И. Глазунова.

Большие и печальные глаза -
Два синих озера тоски глубокой.
И, кажется - вот-вот сбежит слеза….
Ты видишься здесь очень одинокой -
Цветок весны - среди холодных зим ….
Всем необычным обликом своим
И тонкостью твоих лица, фигуры
Так разнишься от окружающих -
Они чрезмерно веселы иль хмуры,
А смотрят как-то… вопрошающе….

Губ ярких сочный розовый бутон,
Но грустно, не в улыбке сложен он.
Безвольна тонкая рука, на пальцах - кольца,
Прядь завиточков русых вдоль щеки,
И в пол-лица глаза - полны тоски.
Ты - словно грустная невольница.
Но…очень уж глубокий вырез платья….
Не вяжется с печальностью лица.
«Зачем ты...здесь?» - хочу сказать я.
И не понятен образ до конца.

Немало лиц, но одинока ты.
В глазах твоих прозрачных и глубоких
Далекий отблеск светится мечты.
О чувствах беззаветных и высоких.

В основу этого стихотворения, мне кажется, положено абсолютно другое понимание блоковской «Незнакомки», порой даже кажется, что это вовсе не она. Выскажите ваши впечатления.

Звукопись. Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью, они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца. Если есть такие стихи, значит, есть любовь и красота.

Аллитерация в описании грязной улицы, нагромождение грубых согласных звуков Р затем сменяется далее ассонансами и аллитерацией сонорных звуков Л,Н . благодаря чему создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха. (слайд)

8. ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Начиная анализировать материал по линии видений, подтекста, углубляя и расширяя свои знания о нем, мы постепенно воссоздаем мир, о котором пишет автор. Мы заражаемся мыслями автора, осознаем то, что послужило основой для создания произведения, и таким образом познает его идейную направленность. Авторская идея пронизывает произведение от начала до конца. От глубины вскрытия текста, глубины историко-литературного анализа зависит и эмоциональная насыщенность рассказа, и осмысление образов, и оценка фактов, и действенная сила слова (слайд)

В заключении я предлагаю еще раз прослушать стихотворение, чтобы уже по-новому насладиться его звучанием.

9.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:1. Выучите наизусть стихотворение. 2.Напишите сочинение о внутренней связи стихотворения Блока «Незнакомка» и иллюстрации Ильи Глазунова «Незнакомка» к стихотворению Блока.











Цветоводами лавр ценится за элегантность и неприхотливость, за насыщение воздуха в комнате фитонцидами. Лавр легко приспосабливается к самым разным комнатным условиям, но лучше растёт, если ему достаточно света и свежего воздуха (летом желательно вынести его в сад или на балкон). Выносливость лавра позволяет ему переносить сухой воздух помещений с центральным отоплением, сквозняки, пониженные температуры, недостаток света. Регулярное опрыскивание листьев лавра способствует повышению влажности воздуха и хорошему росту. Лавр засухоустойчив; весной и осенью ему нужен умеренный полив, летом - обильный с частым "душем", а зимой - ограниченный (лавр не выносит переувлажнение почвы зимой) при прохладном содержании.

Для лавра характерен медленный рост, поэтому пересаживают его редко (молодые лавры - через 2 года, взрослые - через 3-4 года весной). Лавр лучше растёт в некрупном кашпо, поэтому при пересадке нужно брать горшок чуть больше прежнего. Субстрат для лавра составляется из смеси дерновой и перегнойной земли, песка в пропорции (2:1:1) с добавлением извести. Летом лавру рекомендуется удобрительная поливка навозной жижей раз в три недели.
Ежегодная обрезка ограничивает высоту лавра (обычно до 1-1,5 метров) и позволяет сформировать крону по своему усмотрению (пирамидальную, округлую и пр.). При содержании в помещении лавр почти никогда не цветёт.
В комнатных условиях лавр размножают семенами (весной) и черенками (нарезают с вызревших, но не одревесневших побегов и укореняют в апреле и июне-июле).

На лавр часто нападает щитовка, а также досаждают тля и мучнистый червец, поэтому его листья нужно регулярно осматривать.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Умеренная, зимой около 12-15°C, можно и в холодном помещении, но не ниже +1°C.

Освещение: Лавру нужен яркий свет, вполне переносит некоторое количество прямых солнечных лучей. Хорошо будет расти на восточном или западном окне.

Полив: Умеренный в помещениях и обильный на улице с весны до осени, зимой очень умеренный.

Влажность воздуха: Регулярно опрыскивать. Выставленные на лето под открытый воздух растения очень любят вечерний полив из душа или шланга, омывающий всю крону. Если этого не делать, на растение нападают тли.

Пересадка: Почва - смесь тяжелой дерновой земли 2 части, перегнойной 1часть, листовой 1часть, и песка 1/2 части. Хороший дренаж обязателен. Выращивают лавр обычно в маленьких деревянных кадках. Пересаживают редко, в основном, лишь когда сгниют старые кадки, т.е. через несколько лет. Весной и летом проводят удобрительные поливки.

Размножение: Семенами, отводками, корневыми отпрысками и черенками.





© 2010-2022