Эссе учителя Зенина Н. Н

И вот я - молодой учитель. Придя работать в школу я с энтузиазмом принялся «сеять разумное, доброе, вечное», но очень скоро мой пыл стал угасать, сталкиваясь с тем, что те ценности на которых был воспитан я, оказывается давно уже обесценились. Но больше всего меня мучил вопрос куда деваются яркогорящие глаза младших школяров и их неуемная активность и любознательность уже к пятому – шестому классам. А в старших классах появляются какая-то эпидемия пассивности и пофигизма.  Я начал думать, размыш...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Я - учитель, педагог. Еще каких-то 10 - 15 лет назад я и не мог даже предположить, что скажу эти слова. В школе хорошо давался английский, вот и поступил в Пятигорский ин.яз. Мечтал. Выучусь, стану работать в посольстве где нибудь в старом свете. Но за время сдуденчества ценности, ориентиры и цели как то изменились. Получив диплом, работал, честно сказать, где придется - не было какой-то четкой цели. По совету близких устроился в полицию. Мол, престижно, стабильно и все в таком роде. Работая там, ежедневно сталкиваясь с искаверканными людскими судьбами, я увидел, что большинство преступников, это не какие-то отъявленные злодеи, а просто запутавшиеся, обманутые лживыми, неправильными ориентирами и стандартами, чаще всего молодые люди. И я решил, что для меня вернее и правильнее будет не сажать, преступившего закон, а предупредить преступление, поучаствовав в воспитании подрастающих поколений. Вспомнил о том, что по диплому то я учитель. По правде говоря, мне всегда нравилось общаться с маленькими детьми, рассказывать им разные интересные истории, отвечать на их наивные, но всегда очень искренние, а подчас глубокие вопросы. Даже мои друзья часто советовали мне как-то связать мою судьбу с педагогикой, видя как их дети любят играть со мной. И вот я - молодой учитель. Придя работать в школу я с энтузиазмом принялся «сеять разумное, доброе, вечное», но очень скоро мой пыл стал угасать, сталкиваясь с тем, что те ценности на которых был воспитан я, оказывается давно уже обесценились. Но больше всего меня мучил вопрос куда деваются яркогорящие глаза младших школяров и их неуемная активность и любознательность уже к пятому - шестому классам. А в старших классах появляются какая-то эпидемия пассивности и пофигизма. Я начал думать, размышлять и пришел к выводу, что возможно что-то не так с нашей системой образования, возможно мы не тому и не так учим наших детей.

Не так давно я наткнулся на одно довольно интересное исследование на тему дивергентного мышления. Дивергентное мышление это обязательное условие для творчества, для создания чего-то нового, это способность находить множество возможных решений задачи, способность по-разному интерпретировать условие задачи, способность мыслить не только линейно или перпендикулярно. Так вот, в исследовании приняли участие полторы тысячи человек, им задавались вопросы типа «придумайте несколько способов использования канцелярской скрепки». Этот тест проводился на детях 5- 6 летнего возраста. Как вы думаете, сколько было выявлено гениев дивергентного мышления? 98%!!!! Через пять лет такой же тест был проведен на той же группе детей. Результат - 50%. Еще через пять лет, когда детям было уже по 15 - 16 эксперимент повторили вновь…. 5%. На основе этого эксперимента можно сделать два вывода. Первый: у всех людей есть такая способность. Второй: с возрастом она обычно исчезает. За годы многое в жизни этих детей изменилось. Одна из самых значительных перемен - они получили образование….

Скажу честно, у меня нет ответа на вопросы - кто виноват и что делать. Я просто расскажу истории двух детей.

Первая. Мальчик с самого детства хотел быть пожарником. В младших классах проблем с этим не возникало. Очень много мальчишек хотят стать пожарниками. Но в старших классах ему очень часто приходилось слышать от учителей, что его цель в жизни не серьезная, что если он примет подобное решение, то испортит всю свою жизнь, ему следует уделять больше внимания академическим предметам для того, чтобы поступить в экономический или юридический вуз. Особенно часто такие нравоучения ему приходилось слышать от учителя математики. Родители вторили учителям, одноклассники посмеивались.

Заступив в очередной раз на дежурство этот, теперь уже взрослый мужчина - спасатель МЧС, выехал на место дтп. В искореженной машине оказались зажаты два человека - мужчина и женщина. Был поврежден бензобак и существовала угроза взрыва. Спасатели, рискуя собственными жизнями, извлекли пострадавших. Ими оказались школьный учитель математики мальчика, мечтавшего стать пожарником и его супруга. Наверное в тот момент он был рад, что его ученик не послушал более взрослого и знающего наставника.

История вторая. Девочка не проявляла никакого интереса к учебе. Была очень не усидчивой и рассеянной. На уроках постоянно отвлекалась, часто получала двойки. Ее мама, измученная записями в дневниках и приглашениями классного руководителя, повела дочку к детскому психологу. Разговаривая с мамой, врач наблюдал за ребенком. Девочка не проявляла никакого интереса к их разговору, а лишь напевала что-то себе под нос и качала ногами, сидя на стуле. Поговорив с мамой, врач обратился к девочке, сказав ей, что он должен обсудить кой-какие вопросы с ее мамой в другом кабинете и ей придется некоторое время побыть одной. Доктор с мамой вышел из кабинета, оставив включенным радиоприемник. Выйдя доктор предложил маме незаметно понаблюдать за тем, что будет делать ее дочка. Девочка встала со стула, подошла к приемнику, сделав музыку громче она стала танцевать. «Попробуйте отдать ее в школу танцев» - посоветовал доктор маме.

Сейчас эта, теперь уже взрослая женщина гастролирует со своим балетом по всему миру. И является одним из самых успешных балетмейстеров.

Проблема системы образования в ее линейности - вот здесь - начало, здесь - конец. И если на пути от начала к концу ты будешь делать делать все правильно, ты сдашь ЕГЭ и поступишь в университет. И так всю жизнь. Но жизнь не линейна, она органична. Мы творим нашу жизнь постепенно, по мере необходимости, по мере развития наших талантов.

Я считаю, что мы слишком одержимы поступлением в университеты, в определенные университеты. Я не хочу сказать, что поступать не надо, но не надо каждому и не каждому надо немедленно. Можно поступить позже, не сразу.

Жизнь в человеческом сообществе зависит от множества талантов, а не от особого понимания того, что считать за одаренность. И задача учителей на мой взгляд, восстановить в человеке чувство одаренности.

Я думаю, все мы замечали, что когда занимешься чем-то, что тебя действительно интересует, час пролетает как минута. А когда приходится делать что-то, что не вызывает отклика в душе, минуты тянутся часами. Многие дети перестают учится, так как образование не дает этим людям пищу для духа, пищи для энергии и энтузиазма.

Пора всем нам осознать, что образование это не индустриальный процесс, нашей целью не должна быть типизация учащихся. Надо признаться себе в том, что процветание человека - это процесс не механический, а процесс органический. Мы не можем предсказать результат развития индивидуума; можно лишь, как в земледелии, создать условия, при которых индивидуум будет расти.

У замечательного английского поэта У.Б.Йейтса есть прекрасное стихотворенье. В этих строках, написанных для его возлюбленной, Мод Гонн, он сокрушается, что не в состоянии дать ей то, чего она, по его мнению, ждёт. Вот эти стихи :

«Имей я ткань небесную, что свита

Из золотого солнечного света

И синим серебром луны прошита

С оттенком сумерек и примесью рассвета,

Увы, но бедности доступны лишь желанья;

Мои - расстелены ковром у твоих ног.

Прошу тебя ступать помягче на мечтанья».

Ежедневно и повсюду мечтанья наших детей расстелены ковром у наших ног. И я призываю себя в первую очередь, а затем и всех вас - ступать помягче.



© 2010-2022