- Преподавателю
- Другое
- Программа кружка Юные инспектора движения
Программа кружка Юные инспектора движения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Минутдинова С.А. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БУГУРУСЛАН»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании ШМО Зам. директора по ВР Директор МБОУ СОШ №2
_________________ ________Ряжева Г.Н. __________Назметдинова Г.М.
«___________» 2014г «__________» 2014г «__________» 2014г
Программа
кружка ЮИД
«Автостоп»
«Правила дорожного движения»
Год разработки программы 2014
Срок реализации программы 1 год.
Возраст обучающихся 5-6 класс
Автор: Минутдинова С.А., ст.вожатая
«г. Бугуруслан»
2014-2015уч.год
Пояснительная записка.
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.
Конкурсы шоу - программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.
В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.
В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо» является лучшей проверкой работы данного кружка. Лучшие участники могут проявить себя в районных соревнованиях «Безопасное колесо».
Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы.
В работе кружка участвуют учащиеся 5-6 классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1часу. Всего 36 часов.
Цель:
Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.
Задачи:
1. Закрепление полученных знаний по ПДД учащимися на классных часах и углубление их.
2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке.
5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.
6. Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.
Главные принципы:
1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
• Самостоятельности в принятии правильного решения;
• Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
• Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
• Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
• Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям «Безопасное колесо».
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании - (по Г.И. Щукиной) - методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Учащиеся должны:
знать:
-
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
-
серии дорожных знаков и их представителей;
-
способы оказания первой медицинской помощи;
-
техническое устройство велосипеда.
уметь:
-
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
-
работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
-
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
-
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
-
управлять велосипедом.
иметь навыки:
-
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
-
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
-
участия в конкурсах, соревнованиях.
-
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Методическое обеспечение программы Кружка «ЮИД».
Деятельность кружка «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой ( чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:
1. Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории ПДД).
2. Создание ситуации выбора ( разбор дорожно-транспортных происшествий).
3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)
4. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП).
5. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах).
6. Викторины, конкурсы, кроссворды.
7. Игра «Да - нет» (при проверке знаний по правилам ДД).
8. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах.
9. Составление схемы «Безопасный маршрут Дом - школа - дом» в начальных классах.
10. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по ПДД.
Занятия проводятся в кабинете.
Методическое оснащение:
- билеты по ПДД.
- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин.
- программа по изучению правил дорожного движения в школе.
- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах
Прогнозируемые результаты работы кружка
Результатами воспитательно-образовательной деятельности программы являются:
-развитие и совершенствование навыков поведения на дороге,
-оказания доврачебной медицинской помощи,
- разносторонняя физическая и психологическая подготовка учащихся,
- успешное выступление команды отряда на районном конкурсе «Безопасное колесо».
Контроль знаний и умений.
Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела в форме тестов, зачетов, конкурсов, олимпиад. Оценивание личностных качеств проводится в процессе участия в практических занятиях по пропаганде Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Согласовано Утверждаю
______Ряжева Г.Н. Директор МБОУ СОШ №2
«_______» 2014 г.
Общие положения
1.Отряды юных инспекторов движения
Добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей младшего и среднего возраста.
2. Цели и задачи программы:
Цель:
Создать условия для непрерывного воспитательного процесса юных участников дорожного движения.
Исходя из данной цели, основными задачами программы являются:
-
выработка у школьников активной жизненной позиции;
-
закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах;
-
привлечение школьников к участию в пропаганде БД на улицах и дорогах сверстников;
-
расширение технического кругозора детей, реализация их творческих способностей;
-
участие отрядов ЮИД в проведении соревнований «Безопасное колесо».
-
активизация деятельности школы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
-
повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания, учащихся культуре поведения на улицах и дорогах;
-
обобщение и распространение современных педагогических технологий, опыта наиболее эффективной работы классных руководителей по организации образовательного процесса в области безопасности движения;
-
создание системы общешкольных мероприятий по профилактики дорожно-транспортного травматизма среди учащихся;
-
организация методической помощи классным руководителям и родителям по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
-
развитие форм сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива с родителями, подразделениями ГИБДД и общественными организациями по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
3. Структура и организация работы отрядов юных инспекторов движения.
1. Членами отрядов юных инспекторов движения могут быть учащиеся в возрасте от 10-12 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе отряда ЮИД.
2. Отряд создается при наличии не менее 10 человек и может делиться на отделения.
3. Прием в члены юных инспекторов движения производится на основе устного заявления на сборе отрядов.
4. Повседневное руководство работой отрядов юных инспекторов движения осуществляет штаб ЮИД, избираемый на общих собраниях отряда.
4. Обязанности и права юного инспектора движения.
Юный инспектор движения обязан:
-
Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания командира отряда.
-
Изучать правила дорожного движения и быть примером в их исполнении.
-
Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде правил дорожного движения.
-
Беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в предупреждении нарушений детьми правил дорожного движения.
-
Укреплять своё здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом.
Юный инспектор движения имеет право:
-
Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда и вносить соответствующие предложения.
-
Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения и общественного правопорядка в местные органы полиции и Госинспекции.
-
Участвовать в патрулировании на улицах, в микрорайоне школы по соблюдению правил дорожного движения, организации разумного досуга детей и подростков.
-
Юный инспектор движения может награждаться за активную работу в отряде грамотами, направляться на районные, областные слёты юных инспекторов движения.
5.Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании - методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
6.Требования к уровню подготовки обучающихся.
знать:
-
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
-
серии дорожных знаков и их представителей;
-
способы оказания первой медицинской помощи;
-
свой безопасный путь до школы и других, часто посещаемых пунктов
уметь:
-
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
-
определять значение сигнала светофора, транспорта
-
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
-
иметь навыки анализа и оценки дорожной ситуации и определять адекватные меры безопасного поведения;
-
пользоваться общественным транспортом;
-
управлять велосипедом.
иметь навыки:
-
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
-
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
-
участия в конкурсах, соревнованиях.
-
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Понимать:
-
взаимосвязь всех участников движения,
-
необходимость соблюдения правил дорожного движения.
План проведения занятий ЮИД
№
Теоретическая
часть
Практическая
часть
Кол-во
часов
Дата
1
Цели, задачи кружка ЮИД. Организационные вопросы. Оформление уголка ЮИД. Правила поведения на кружке. Выборы командира отряда, его заместителя. Разработка символа отряда, выбор девиза, разучивание песни, выбор редколлегии.
Оборудовать уголок ЮИД в действии, рассказать о предстоящей работе, приобрести брошюры с текстом Правил дорожного движения, рабочие тетради.
2
Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
Изучить термины дорожного движения.
3
Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила дорожного движения, их история. Автомобили.
Изучить правила движения пешехода. Где и как переходить улицу? Правила движения велосипедистов, мопедиста, автомобилиста. Нарисовать различные автомобили.
4
Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира.
Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.
5
Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка.
Изучить значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.
6
Правила движения пешехода.
Отработать движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.
7
Элементы улиц и дорог.
Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.
8
Регулируемый перекрёсток.
Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке - ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.
9
Нерегулируемый перекрёсток.
Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.
10
Правила движения велосипедиста, мопедиста.
Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.
11
Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования
Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров.
12
На железной дороге.
Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути.
13
Движение по загородной дороге.
Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.
14
Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу.
Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.
15
История милиции. История ГИБДД- ГАИ. Ближайшие задачи по обеспечению безопасности дородного движения. Роль отрядов ЮИД в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма.
Провести занятие по истории милиции. Провести встречу отряда ЮИД с работниками ГИБДД
16
Медицинская подготовка. Оказание первой помощи при ДТП.
Изучить правила оказания первой медицинской помощи. Провести беседы в классах на тему «Первая медицинская помощь»
17
Оформление школьного стенда по ПДД. Помощь младшим классам в оформлении уголков безопасности
Оформить наглядную агитацию в школе по ПДД.
18
Документы отряда ЮИД. Порядок их хранения. Форма ЮИД. Тренировка в регулировании движения с помощью жезла. Зачет по программе ЮИД.
Провести рейды «Юный пешеход» и «Юный велосепидист»