- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа дисциплины Электрорадиоизмерения
Рабочая программа дисциплины Электрорадиоизмерения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Григорьева А.В. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
гАОУ СПО СО КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ РАДИОТЕХНИКУМ
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора
по учебной работе
____________ Н.В.Казанская
«_____» __________ 2013 г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ
по основной профессиональной образовательной программе
среднего профессионального образования по специальности
210414 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ (В МАШИНОСТРОЕНИИ)
Каменск-Уральский, 2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО), входящей в состав укрупненной группы специальностей 210000 Электронная техника, радиотехника и связь, по направлению подготовки 210400 Радиотехника:
210414 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (в машиностроении).
Проведена внутренняя техническая и содержательная экспертиза рабочей программы учебной дисциплины «Электрорадиоизмерения».
Эксперт: М.М. Зарипова, методист высшей квалификационной категории ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум»
ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией электро- и радиопрофиля
Протокол заседания П(ц)К № от «__»___________2013 г.
Председатель П(ц)К ____________ О.А.Лоскутова
Авторы:
Григорьева Анна Викторовна, преподаватель специальных дисциплин,
ГАОУ СПО СО «Каменск - Уральский радиотехнический техникум»
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09. ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО), входящей в состав укрупненной группы специальностей 210000 Электронная техника, радиотехника и связь, по направлению подготовки 210400 Радиотехника:
210414 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (в машиностроении)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования углубленной подготовки по специальности «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники», в основных профессиональных образовательных программах среднего профессионального образования группы специальностей 210000 Электронная техника, радиотехника и связь.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Электрорадиоизмерения» входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- измерять параметры и характеристики электрорадиотехнических цепей и компонентов;
- исследовать формы сигналов, измерять параметры сигналов;
- пользоваться контрольно-испытательной и измерительной аппаратурой;
- составлять измерительные схемы, подбирать по справочным материалам измерительные средства и измерять с заданной точностью различные электрические и радиотехнические величины;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- виды средств измерений и методы измерений;
- метрологические показатели средств измерений, погрешности измерений;
- приборы формирования измерительных сигналов;
- основные методы измерения электрических и радиотехнических величин.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
120
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
80
в том числе:
лабораторные занятия
34
практические занятия
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
40
в том числе:
решение задач;
6
работа с профессионально - ориентированной и справочной литературой
4
анализ методов измерений и расчёта величин постоянного и переменного токов и напряжений; активных и реактивных сопротивлений; частоты и фазового сдвига переменного напряжения;
12
анализ методов измерений параметров формирования сигналов;
10
обработка результатов опытных данных лабораторных работ, при помощи компьютерной программы Multisim или Компас.
8
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Роль измерений в современной технике. Краткая характеристика дисциплины, объём и содержание, связь с другими дисциплинами учебного плана. Значение знаний по изучаемой дисциплине в подготовке специалистов по радиоэлектронной технике.
2
Раздел 1
Основные сведения о радиотехнических измерениях
16
Тема 1.1
Классификация измерений. Средства измерений, их погрешности и характеристики
Содержание учебного материала
4
1
Назначение и особенности радиотехнических измерений: основные метрологические понятия. Виды и методы измерений. Виды погрешностей: абсолютная и относительная погрешности. Причины погрешности измерений. Методы минимизации погрешностей измерений.
Методика расчёта абсолютной и относительной погрешностей измерений.
Тема 1.2
Оценка случайных погрешностей
Содержание учебного материала
4
2
Методика расчёта случайных погрешностей: среднее арифметическое, среднее квадратичное значения ряда измерений. Доверительная вероятность погрешности. Коэффициент Стьюдента. Закон Гаусса: распределения погрешностей.
Причины появления и виды погрешностей измерений. Законы распределения случайных погрешностей и методы их учёта.
Практические занятия
2
Практическая работа №1.
Работа с профессионально - направленной информацией:
-по данным ряда измерений электротехнической величины определить среднее арифметическое величины, среднее квадратичное отклонение, доверительный интервал погрешности с заданной вероятностью.
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная).
Тематика домашних заданий:
Решение задач по теории учёта случайных погрешностей.
Оформление отчёта по практической работе № 1, при помощи компьютерной программы Multisim или Компас.
6
Раздел 2
Аналоговые электромеханические измерительные приборы
22
Тема 2.1
Электромеханические преобразователи измерительных приборов
Содержание учебного материала
2
2
Классификация радиоизмерительных приборов. Электромеханические измерительные устройства, их классификация, устройство и области применения. Виды отсчётных устройств. Классы точности. Логометры. Термоэлектрические приборы. Условные обозначения на аналоговых измерительных приборах.
Тема 2.2. Измерение постоянного тока и напряжения электромеханическими измерительными приборами
Содержание учебного материала
4
2
Измерение постоянного тока. Правила включения прибора в цепь для измерения тока. Влияние прибора на измеряемую цепь. Методы расширения пределов измерения тока в амперметрах. Добавочное сопротивление, шунт: назначение, принцип действия. Методика расчёта добавочного сопротивления, шунта.
Измерение напряжения постоянного тока. Требования к вольтметру. Влияние вольтметра на измеряемую цепь. Добавочные резисторы: назначение, принцип действия. Расширение пределов измерения постоянного напряжения. Многопредельный ампервольтметр (мультиметр). Методика измерения мультиметром.
Тема 2.3
Измерение сопротивлений
Содержание учебного материала
2
2
Мостовой метод измерения сопротивления, индуктивности, ёмкости. Методы измерения активных и реактивных сопротивлений.
Практические занятия
2
Практическая работа №2.Ознакомление с устройством измерительных механизмов электромеханических измерительных приборов
Лабораторные работы
Лабораторная работа №1.Измерение мощности ваттметром. Сопротивления мостом
Лабораторная работа №2. Измерение сопротивления тестером
Лабораторная работа №3. Измерение ёмкости или индуктивности универсальным измерительным мостом
6
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная).
Тематика домашних заданий:
Анализ методов измерения и расчёта величин постоянного тока, напряжений, активных и реактивных сопротивлений. Обработка результатов опытных данных лабораторных работ, при помощи компьютерной программы Multisim или Компас.
6
Раздел 3
Цифровые измерительные приборы
14
Тема 3.1
Принципы построения цифровых измерительных приборов
Содержание учебного материала
2
1
Понятия дискретизации и квантования. Двоичная система исчисления. Аналого-цифровой преобразователь. Принципы преобразования аналогового сигнала в цифровой сигнал.
Методика перевода числа десятичного исчисления в двоичное исчисление, и - наоборот.
Тема 3.2
Основные элементы цифровых измерительных приборов
Содержание учебного материала
2
2
Общие сведения о цифровых вольтметрах, классификация, области применения, достоинства и недостатки. Аналого-цифровое преобразование сигнала. Структурные схемы, принцип работы и технические характеристики цифровых вольтметров. Принцип работы индикатора, счётчика, дешифратора. Автоматизация измерений.
Лабораторные работы
4
Лабораторная работа №4. Изучение электронного вольтметра
Лабораторная работа №5. Измерение цифровым вольтметром
Самостоятельная работа обучающихся
6
Тематика домашних заданий:
Анализ методов лабораторных измерений величин переменного тока, напряжений и сопротивлений.
Обработка результатов опытных данных лабораторных работ, при помощи компьютерной программы Multisim или Компас.
Раздел 4
Исследование формы сигналов
16
Тема 4.1
Универсальные осциллографы
Содержание учебного материала
2
2
Универсальные осциллографы: определение, назначение и области применения, классификация. Упрощенная структурная схема. Краткая характеристика каналов Х, У, и Z - осциллографа. Принцип работы электронно-лучевой трубки и жидкокристаллического дисплея.
Развертка в осциллографе. Виды развертки: непрерывная линейная, непрерывная круговая, ждущая, разовая (однократная). Калибраторы осциллограмм. Принцип получения видимого изображения сигнала. Необходимость синхронизации, виды синхронизации. Ждущая развертка: особенности и применение. Включение осциллографа в измерительную цепь. Основные технические характеристики осциллографа. Выбор осциллографа. Промышленные образцы электронных осциллографов.
Тема 4.2
Основные способы отсчета напряжения и временных интервалов электрических сигналов
Содержание учебного материала
2
2
Типы калиброванных шкал, масштабные коэффициенты при измерении напряжения и времени. Техника осциллографических измерений. Метод калиброванной шкалы, компенсационный метод, метод сравнения, метод задержанной развертки. Использование дифференциальных входов. Погрешности, возникающие при измерении. Методы уменьшения погрешностей.
Лабораторные работы
6
Лабораторная работа №6. Измерение параметров синусоидального сигнала осциллографом
Лабораторная работа №7. Измерение параметров импульсных сигналов осциллографом
Лабораторная работа №8. Изучение двухлучевого осциллографа
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная)
6
Тематика домашних заданий:
Анализ методов лабораторных измерений параметров сигналов.
Обработка результатов опытных данных лабораторных работ, при помощи компьютерной программы Multisim или Компас.
Раздел 5
Измерительные генераторы
18
Тема 5.1
Генераторы сигналов
низкой частоты
Содержание учебного материала
2
2
Назначение, классификация и виды измерительных генераторов низкой частоты.
Область применения измерительных генераторов низкой частоты, структурная схема генератора низкой частоты. Правила включения генератора в измеряемую цепь. Режимы работы генератора низкой частоты.
Тема 5.2
Генераторы сигналов высокой частоты
Содержание учебного материала
2
2
Назначение, классификация и виды измерительных генераторов высокой частоты.
Область применения измерительных генераторов высокой частоты, структурная схема генератора. Правила включения генератора в измеряемую цепь. Установка заданной частоты необходимого уровня напряжения несущего сигнала и требуемых параметров модуляции. Органы управления генератором. Промышленные образцы измерительных генераторов высокой частоты; их основные технические характеристики. Генераторы высокой частоты с электронной настройкой и контролем параметров.
Тема 5.3
Импульсные генераторы
Содержание учебного материала
2
2
Назначение, классификация и виды измерительных импульсных генераторов.
Область применения измерительных импульсных генераторов, структурные схемы измерительных импульсных генераторов. Правила включения импульсного генератора в измеряемую цепь. Режимы работы импульсных генераторов.
Лабораторные работы
6
Лабораторная работа № 9. Исследование низкочастотного генератора
Лабораторная работа № 10. Исследование высокочастотного генератора
Лабораторная работа № 11. Исследование импульсного генератора
Самостоятельная работа обучающихся.
Тематика домашних заданий:
Анализ лабораторных исследований и оформление отчёта по практической и лабораторной работе.
Обработка результатов опытных данных лабораторной работы №4, при помощи компьютерной программы Multisim или Компас
6
Раздел 6
Измерение параметров сигналов
22
Тема 6.1
Измерение частоты и временных интервалов
Содержание учебного материала
2
2
Методы измерения частоты. Структурные схемы частотомеров.
Принципы измерения частоты переменного напряжения частотомером. Методы повышения точности измерений.
Тема 6.2
Измерители сдвига фаз
Содержание учебного материала
2
2
Методы измерения сдвига фаз. Структурные схемы фазометров.
Принципы измерения сдвига фаз, методы повышения точности измерений.
Правила измерения сдвига радиотехнических цепей.
Лабораторные работы
12
Лабораторная работа №12. Работа с измерителем АЧХ.
Лабораторная работа №13. Измерение частоты синусоидального сигнала.
Лабораторная работа №14. Измерение фазового сдвига.
Лабораторная работа №15. Измерение нелинейных искажений.
Лабораторная работа №16. Измерение анализатора спектра
Лабораторная работа №17. Измерение коэффициента модуляции АМ-сигнала
Самостоятельная работаобучающихся (внеаудиторная)
6
Тематика домашних заданий:
Анализ методов лабораторных измерений величин переменного тока;
Обработка результатов опытных данных лабораторной работы №5, при помощи компьютерной программы Multisim или Компас.
Раздел 7
Измерения в цепях СВЧ (сверхвысоких частот)
10
Тема 7.1. Особенности измерительных генераторов
СВЧ- диапазона, измерения мощности СВЧ
Измерение цепей с распределенными постоянными
Содержание учебного материала
4
2
Общие сведения об СВЧ - диапазоне, его особенности. Задающие генераторы СВЧ - диапазона. Типовая структура СВЧ - генератора, назначение элементов схемы. Органы управления генераторов. Особенности эксплуатации СВЧ - генераторов. Меры безопасности при эксплуатации.
Методы измерения мощности СВЧ и их краткая характеристика. Измерение мощности СВЧ. Повышение точности измерений. Термисторные измерители мощности. Измерение с помощью термопар. Калориметрические измерители мощности СВЧ, их разновидности и сравнительная характеристика. Измерение импульсной мощности. Метрологическое обеспечение измерителей мощности СВЧ
Характеристики и параметры тракта с распределенными постоянными. Измерительная линия. Распределение напряжений в линии сверх - высоких частот (СВЧ) радиосигнала. Устройство измерительной линии и её включение в измеряемую цепь.
Метрологическое обеспечение средств измерений параметров и характеристик с распределенными постоянными. Назначение диаграммы Вольперта - Смита.
Методы измерения комплексного сопротивления нагрузки высокой частоты (ВЧ) цепи с помощью измерительной линии и диаграммы Вольперта-Смита.
Практические работы
2
Практическая работа №3. Расчет полного сопротивления нагрузки с помощью диаграммы Вольперта-Смита
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная).
4
Тематика домашних заданий:
-
Подготовка сообщений.
Примерные темы сообщений:
- Цепи с распределенными параметрами в стационарных режимах( основные понятия и определения).
- Линия без искажений (уравнения линии конечной длины, определение параметров длинной линии, линия без потерь, стоячие волны).
- Входное сопротивление длинной линии.
- Переходные процессы в цепях с распределенными параметрами.
2. Формирование портфолио практических и лабораторных работ.
Всего
120
характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется в лаборатории материаловедения, электрорадиоматериалов и радиокомпонентов, измерительной техники и радиотехники.
Оборудование лаборатории материаловедения, электрорадиоматериалов и радиокомпонентов, измерительной техники и радиотехники представлено в Приложении 1
Технические средства обучения:
-проектор мультимедийный;
-экран настенный;
-комплект лицензионного программного обеспечения Multisim;
-комплект лицензионного программного обеспечения Компас.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Шанин В.И., Шишмарев В.Ю. Электрорадиоизмерения, - Издательство «Академия», 2011.
2. Шишмарев В.Ю. Электрорадиоизмерения. Практикум, - Издательство «Академия», 2011.
Дополнительные источники:
1.ГОСТ 16465-70 Сигналы радиотехнические измерительные. Термины и определения.
2. ГОСТ 16263-70 Метрология. Термины и определения.
3. СТ СЭВ 1052-78 Метрология. Единицы физических величин.
4.Кушнир Ф. В. Радиотехнические измерения. Издательство "Связь", Москва, 1980
Интернет-ресурсы:
1.Замеры сопротивления изоляции, электрические испытания оборудования;
ametex.ru/benefits/ellab.
2.Измерительная техника;
www. osc-pribor.ru.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умеет:
- измерять параметры и характеристики электрорадиотехнических цепей и компонентов;
- исследовать формы сигналов, измерять параметры сигналов;
- пользоваться контрольно-испытательной и измерительной аппаратурой;
Текущий контроль преподавателем в форме оценки выполнения лабораторной работы, практической работы, самостоятельной работы.
Итоговая аттестация в форме экзамена
составлять измерительные схемы, подбирать по справочным материалам измерительные средства и измерять с заданной точностью различные электрические и радиотехнические величины.
знает:
виды средств измерений и методы измерений;
Текущий контроль преподавателем в форме оценки выполнения лабораторной работы, практической работы, самостоятельной работы. Итоговая аттестация в форме экзамена
метрологические показатели средств измерений, погрешности измерений;
приборы формирования измерительных сигналов;
основные методы измерения электрических и радиотехнических величин.
5