• Преподавателю
  • Другое
  • Преемственность ССУЗа и ВУЗа с общеобразовательной школой в реализации принципов регионализации учебно-воспитательного процесса

Преемственность ССУЗа и ВУЗа с общеобразовательной школой в реализации принципов регионализации учебно-воспитательного процесса

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преемственность ССУЗа и ВУЗа с общеобразовательной школой в реализации принципов регионализации учебно-воспитательного процесса


Санджиева А.Э., преподаватель КФ МГГЭУ

Регионализация системы образования - это учет при отборе содержания образования и воспитания и определение технологий учебно-воспитательного процесса, исторических, социально-политических, этнических, экономических, географических и др. особенностей территории (т. е. учет особенностей территории).

Регионализация школьного образования обеспечивает его развитие с учетом признанных требований связи школы с жизнью, локализации, ориентации школы на местные условия, краеведения и родиноведения, что придает ей ещё большую практическую и научную значимость.

Более последовательно и глубже это происходит в системе профессионального обучения. Совершенно верно, что решение проблемы регионализации образования не должно происходить раздельно, разрывно, то есть всё должно быть в комплексе: школа - ССУЗ - ВУЗ.

При этом основной целью реализации национально-регионального компонента на любом этапе образования должно быть воспитание и обучение студента основам национальной культуры, родному языку, с одновременным включением его в систему мировых общекультурных и нравственных ценностей.

В системе профессионального образования отличительной чертой является использование национально-региональных возможностей в образовании и воспитании будущих специалистов.

В нашем учебном заведении ведется системная работа по введению регионального компонента в образовательный процесс. При этом мы стараемся соблюдать определённую систему преемственности, а именно проводить обучение и воспитание по принципу спирали, то есть через продолжение регионализации школьного образования:

1. Дополнительно к федеральному компоненту в рамках регионального, устанавливаемого Министерством образования и науки РК и компонента образовательного учреждения, установленного филиалом, изучается дисциплина «Калмыцкий язык» - Санджиева А.Э. (32 часа на вторых курсах всех специальностей).

Для эффективного изучения калмыцкого языка преподавателем Санджиевой А.Э. разработана 2-х вариантная адаптированная рабочая программа с соответствующим календарно-тематическим планированием:

а) для владеющих калмыцком языком;

б) начинающих изучать калмыцкий язык.

Качественное обучение калмыцкому языку способствует комплекс методических разработок:

- Сборник основных грамматических правил;

- Сборник текстов по развитию речи;

- Терминологический словарь;

- Учебно-методическое пособие «Калмыцкий язык в ССУЗах».

2. Введение раздела «Общая характеристика калмыцкой литературы» в рабочую программу по дисциплине «Литература» (для студентов первого курса). В этом разделе даётся анализ произведениям калмыцких писателей и поэтов: Д. Кугультинова и А.Бадмаева, краткий обзор современной калмыцкой литературы.

3. Преподавателями английского языка Бюрчиевой Б.Н.Эрендженовой О.К. разработан практикум «Welcome to Kalmykia», содержащий адаптированные тексты по истории, этнографии и культуре калмыков, упражнения по активизации устной речи в пределах предлагаемой тематики.

Использование вышеуказанных методических и практических пособий способствует повышению качества обучения с эффективным использованием НРК. Совместное коллективное сотрудничество преподавателя и студентов, студентов между собой в работе с материалом практикума развивает не учебные навыки обучающихся, но и углубляет краеведческие знания.

4. Урочная деятельность преподавателей кафедры общеобразовательных дисциплин в реализации НРК тесно связана с организацией и проведением внеаудиторных мероприятий. Преподаватели кафедры проводят уроки - экскурсии, уроки - встречи с учёными, творческими деятелями республики, представителями официальных религиозных конфессий в РК и т.д.

Согласно плану учебно - воспитательной деятельности филиала и кафедры преподавателями разработаны практические рекомендации, методические пособия по внеурочной деятельности:

- Методическое пособие «Воспитательная работа в рамках поликультурного взаимодействия» (Эрендженова О.К. и Бюрчиева Б.Н.)

- «Нравственное воспитание студентов» (Санджиева А.Э.)

- Сборник «Разработки классных часов» (Бюрчиева Б.Н., Болдырева А.Ю, Санджиева А.Э., Эрендженова О.К.)

5. Рекомендации, предложения, разработанные в пособиях, находят отражение в системной работе преподавателей кафедры при проведении внеурочных мероприятий. Традиционными в филиале стали проведение Дней национальной культуры (Цаган Сар, Масленица), Дней толерантности, Дня славянской письменности и культуры, Дня родного языка.

Планирование и подготовка к проведению мероприятий начинается заблаговременно, охватывается большое количество студентов, привлекаются творческие деятели (писателей, поэты, артисты), сотрудники городских библиотек и культурных центров народов

Калмыкии, священнослужители Центрального Хурула «Золотая обитель Будды Шакъямуни» и Элистинского Казанского Кафедрального Собора.

Эти мероприятия проходят в рамках Декады кафедры, по плану разрабатываются мероприятия по духовно-нравственному воспитанию молодежи: воспитанию любви к малой Родине, толерантности, гражданской позиции и нравственной культуры среди студентов.

Ежегодно преподаватели кафедры в качестве отчёта о проделанной работе публикуют статьи в республиканские газеты, выступают по телевидению; подготовлен стенд «Воспитание личности через диалог культур» для участия во Всероссийском конкурсе средних специальных и высших образовательных учреждений РФ.

Как подчёркивается в документах Министерства образования РФ, «национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и культурное своеобразие региона». Подобная трактовка НРК общего образования делает целесообразным использование при его разработке культурологического подхода.

Данный подход позволит построить содержание и структуру НРК так. чтобы, не впадая в традиционное краеведение, помочь студентам осмыслить особенности российской культуры как культуры стыковой, пограничной, где, по словам Н. Бердяева, «столкнулись и смешались два потока мировой истории -восточной и западной», где в течение многих веков осуществлялся синтез различных культурных начал.

Возрастание роли регионального компонента в структуре гуманитарных знаний становится характерной приметой сегодняшнего времени. Обучать, обращаясь к региональному материалу, формируя бережное отношение студентов к национально-культурным ценностям - задача преподавателей лингвистических дисциплин

Национально-региональный компонент содержания образования направлен, главным образом, на достижение каждым представителем молодого поколения этнической идентичности, под которой понимается "совокупность чувств членов группы, касающихся тех символов, ценностей и общей истории, которые и определяют их как отдельную группу".

Таким образом, регионализация образования - это закономерный, исторически обусловленный процесс дальнейшего развития среднего и высшего профессионального образования в России, способный поднять его на качественно новый уровень, отвечающий требованиям современности.

Литература:

1. Крылова Н. Культурология образования. М.: Народное образование. 2012.

2. Шукшунов В., Взятышев В., Романкова П. Через развитие образования - к новой России. М., 2013.

3. Шаповалов В. Этнокультурная направленность российского образования. М., 2001г.


© 2010-2022