Рабочая программа по спецкурсу Литература и искусство Бурятии

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа данного спецкурса «Литература и искусство Бурятии» предназначена для изучения литературы и искусства Бурятии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Программа составлена на основе программы спецкурса «Тоонто нютаг» Г.С.Санжадаевой согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

В программе отражена реализация национально - регионального компонента при изучении учебной дисциплины «Литература».

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о современном состоянии развития бурятской литературы

  • знакомство с творчеством поэтов и писателей Бурятии, изучение произведений бурятской литературы

  • знакомство с творческим наследием деятелей культуры и искусства Бурятии

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

  • воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю, формирование толерантного сознания

Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Перечисленные цели и задачи направлены на формирование гуманитарно-направленной личности: развитие образного мышления, накопление опыта эстетического восприятия произведений культуры и искусства.

Программа предусматривает увеличение доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовки и защиты рефератов, проектов).

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся:

- работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

- подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет-информация);

- составление текстов для самоконтроля;

- составление библиографических карточек по творчеству писателя;

- подготовка рефератов;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).

При организации контроля используются такие его формы, как сочинения учащихся, зачеты, устные ответы, доклады, рефераты, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины, литературные турниры и т.д.

Программа составлена на 60 часов.

Содержание программы:

  1. Становление бурятской литературы и искусства.

  2. Устное поэтическое творчество народов Бурятии.

Бурятский героический эпос «Абай Гэсэр». Сказители - улигершины.

Аполлон Тороев. Папа Тушемилов. Пеохон Петров

  1. Хоца Намсараев - основоположник бурятской литературы. Лиризм.

«Благословение матери»

  1. Создание бурятского искусства.

  2. Театральное искусство.

  3. Музыкальная культура.

  4. Изобразительное искусство.

  5. Литературная жизнь Бурятии в 50-60 годы.

  6. Драматургия.

Ц. Шагжин «Будамшу».

10. Бурятская детская художественная литература.

Ц. Номтоев. «Добрый конь». Л. Элиасов. «Золотые ножницы».

Бурятские народные сказки.

11. Бурятские предания и легенды.

12. Буддийская святыня Петрограда.

13. Семейские. Народная поэзия семейских.

14. Фольклор эвенков Бурятии.

15. Творчество Н. Дамдинова. «Мой отчий края - долина Баргузина», «Возвращение».

16. Творчество Д. Улзытуева. «Вы слыхали когда-нибудь?». «Возвращение». «Ласточка».

17. Творчество Н. Нимбуева. «Осень в еравнинских лесах», «Муза». Пятистишия.

18. Бурятские ученые - просветители. Д. Банзаров. Белый месяц. Празднование Нового года у монголов.

19. Культ огня у восточных бурят монголов. Г. Цыбиков.

20. «Зерцало мудрости» Эрдыни-Хайбзун Галшиева - памятник бурятской литературы.

21. «Сокровенное сказание» - памятник общемонгольской литературы Сокровенное сказание монголов. Юность Чингиса ( Отрывок).

22. Творчество В. Петонова. «Ветер с Байкала». «Ветры Байкала». «Облепиха».

23. Ц-Ж. Жимбиев. «Жаворонок». «Косари». «Год Огненной змеи» (Отрывок)

24. Ч. Р. Намжилов. «Песня копыт». «Пришла зима».

25. Д. Мадосон. «Родник, в глазах твоих - моря простор голубой…»

26. Ш. Нимбуев. «На берегу Байкала». «Небо родины».

27. Б. Ябжанов. «Хэрмэшэ».

28. Ч. Цыдендамабаев. «Доржи - сын Банзара» (Отрывок)

29. Ц. Галсанов. «Черемуха», «Могила героя», «Звуки лимбы».

30. С. Ангабаев. «Родине», «Родные звезды - самые высокие».





Тематический план



Наименование разделов,

тем

Макс. учебн. нагрузка студента

час

Кол-во аудит. часов

при очной форме

Самост.

работа студен

та

всего

Лаборат.

работы

Практ.

Заня

тия

Становление бурятской литературы и искусства.


2


2


-


-


-


Устное поэтическое творчество народов Бурятии.

Бурятский героический эпос «Абай Гэсэр». Сказители - улигершины.

Аполлон Тороев. Папа Тушемилов. Пеохон Петров




2




2




-




-




1

Хоца Намсараев - основоположник бурятской литературы. Лиризм.

«Благословение матери»


2


2


-


-



1

Создание бурятского искусства.


2


2


-


-


1

Театральное искусство.

2

2

-

-

1

Музыкальная культура.

2

2


-

1

Изобразительное искусство.

2

2



1

Литературная жизнь Бурятии в 50-60 годы.

2

2

-

-

-

Драматургия.

Ц.Шагжин «Будамшу».

2

2

-

1

-

Бурятская детская художественная литература.

Ц. Номтоев. «Добрый конь».

Л. Элиасов. «Золотые ножницы».

Бурятские народные сказки.



2



2



-



-



-

Бурятские предания и легенды.

2

2

-

-

-

Семейские. Народная поэзия семейских.

2

2

-

-

1

Фольклор эвенков Бурятии.

2

2

-

-

1

Творчество Н. Дамдинова. «Мой отчий края - долина Баргузина», «Возвращение».


2


2


-


1


-

Творчество Д. Улзытуева. «Вы слыхали когда-нибудь?». «Возвращение». «Ласточка».


2


2


-


1


-

Творчество Н. Нимбуева. «Осень в еравнинских лесах», «Муза». Пятистишия.


2


2


-


1


-

. Бурятские ученые - просветители. Д. Банзаров. Белый месяц. Празднование Нового года у монголов.


3


3


-


-


1

Культ огня у восточных бурят монголов. Г. Цыбиков.


2



2


-


-


-

«Зерцало мудрости» Эрдыни-Хайбзун Галшиева - памятник бурятской литературы.


2


2


-


-


-

«Сокровенное сказание» - памятник общемонгольской литературы Сокровенное сказание монголов. Юность Чингиса ( Отрывок).


3


3


-


-


-

. Творчество В. Петонова. «Ветер с Байкала». «Ветры Байкала». «Облепиха».


1


1


-


1


-

Ц-Ж. Жимбиев. «Жаворонок». «Косари». «Год Огненной змеи» (Отрывок)


3


3


-


-


-

Ч. Р. Намжилов. «Песня копыт». «Пришла зима».


1


1


-


-


-

Д. Мадасон. «Родник, в глазах твоих - моря простор голубой…»


1


1


-


-


-

Ш. Нимбуев. «На берегу Байкала». «Небо родины».


1


1


-


-


-

Б. Ябжанов. «Хэрмэшэ».

3

3

-

-


. Ч. Цыдендамабаев. «Доржи - сын, Банзара» (Отрывок)


3


3


-


-


-

Ц. Галсанов. «Черемуха», «Могила героя», «Звуки лимбы».


1


1


-


-


-

С. Ангабаев. «Родине», «Родные звезды - самые высокие».


2


2


-


1


-























Перечень основной и дополнительной литературы

Основная

  1. Тоонто нютаг: Книга для учащихся 9-11 классов русских школ /Сост. Г.С. Санжадаева. - Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2007. 172с.

Дополнительная

  1. Андреев А.И. Буддийская святыня Петрограда. - Улан-Удэ: ЭкоАрт, 1992.-124с.

  2. Беликов В.В. Эвенки Бурятии: история и современность.-Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1994. - 175с.

  3. Болонев Ф.Ф. Семейские: историко-этнографические очерки.- Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1985. - 144с.

  4. Бурятская детская художественная литература (1927-1970): Библиографический указатель. /Сост. Е.Г. Пахутова, И.Ф. Миронова.- Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1971.-131с.

  5. Гуревич. П. Талант и время. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во,1962. - 50с.

  6. Дамдинов Н. Родник в моем краю: документальная повесть. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во,1990. - 304с.

  7. Небесная дева лебедь: бурятские сказки, предания и легенды. /Сост. И.Е. Тугутова, А.И. Тугутова. - Иркутск: Восточно-Сибирское. кн. изд-во, 1992. - 368с.

  8. Нимбуев Н. Стреноженные молнии: стихи. - М.: Современник, 1979. - 94с.

  9. Очирова Т. Александр Иванович Тимин .-Л.: Художник РСФСР, 1986. - 72с.

  10. Очерки истории культуры Бурятии. Т.2: Советский период. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974. -646с.

  11. Панкратова Е.А. Цыренжап Сампилов. - Л.;М: Искусство, 1962. - 93с.

  12. Уланов А. Бурятские улигеры: исполнение, композиция, изображение человека. -Улан-Удэ: Бурят. 8Н. изд-во,1968. - 71с.

  13. Фольклор эвенков Бурятии. - Улан-Удэ: Бурят. 8Н. изд-во, 1968.186с.

  14. Шерхунаев Р.А. Бурятские народные сказители. - ч.I. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986.- 208с.

  15. Шерхунаев Р.А. Народные сказитель Бурятии:очерк жизни и деятельности А.А. Тороева. - Иркутск: Иркутская областная типография,1993. - 114.

  16. Элиасов Л.Е. Народная поэзия семейских. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во,1969. - 174с.







Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Байкальский техникум туризма и экологосберегающих технологий»

с. Могойто





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмета: «Литература и искусство Бурятии»

для профессии: 190631.01 «Автомеханник»





Могойто

2010

© 2010-2022